Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


LJLlZ3 Практические задания




Е. М. Бабосов

Рецензенты: кафедра социологии Белорусского государственного университета

(зав. кафедрой - проф. А.Н. Елсуков), доктор социологических наук А.И. Левко

Рекомендовано к изданию

кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета

Бабосов Е. М.

Б12 Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов ву­зов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 416 с.

ISBN 985-470-083-6

Практикум включает основные теоретические положения, практические задания, вопросы по темам, тестовые задания. Системообразующие темы учебного курса — личность, культура, общество и др. — сопровождаются по­нятийно-терминологическими играми. В каждой главе выделены ключевые понятия и важнейшие термины, приведены структурно-логические схемы. Практикум полностью соответствует образовательному стандарту высшей школы по социологии.

Адресуется студентам, аспирантам и преподавателям высших учеб­ных заведений.

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73


ISBN 985-470-083-6


© Бабосов Е. М., 2003

© Оформление. НТОО "ТетраСистемс", 2003


ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время в мире учебной литературы все отчетли­вее проявляется тенденция издавать не отдельные, разрозненные учебники для студентов высшей школы, а целые учебно-методические комплексы, в которые входят, как правило, три кни­ги: 1) учебник (учебное пособие); 2) учебный практикум; 3) хре­стоматия по данному предмету. Книга, которую Вы, читатель, держите в руках, представляет собой вторую часть именно такого комплекса. Первая его часть публикуется под названием «Общая социология», учебное пособие для студентов вузов. Вторая его часть - данный практикум, а третья - хрестоматия, которая будет опубликована до конца 2002 г. Все три названные книги объеди­няются одной общей идеей и преследуют единую цель - помочь студентам, прежде всего обучающимся обществоведческим и гу­манитарным специальностям, глубже и полнее овладеть знаниями, умениями, навыками исследовательской деятельности в области одной из самых захватывающих наук - социологии.

По своему содержанию предлагаемый социологический практикум представляет собой сопровождение учебного пособия «Общая социология», но логически он построен по другой прин­ципиальной схеме. В каждой главе дается краткое изложение со­ответствующей главы учебного пособия, затем особо выделяются ключевые понятия и важнейшие термины, употребляемые в дан­ной главе. Это позволяет студентам сконцентрировать внимание на самом главном в изучаемой теме. После этого приводится об­ширный по содержанию, графическому исполнению и концепту­альной насыщенности блок структурно-логических схем. Это де­лает изложение учебного материала более конкретным, зрительно воспринимаемым, лучше усваиваемым и запоминаемым. Напом­ним в связи с этим удивительно точное высказывание Ш. Берна: «схемы позволяют нам выходить за рамки полученной информа­ции». Все главы сопровождаются практическими заданиями, вы­полнение которых позволяет обучаемым стать более уверенными в прочности приобретаемых знаний. Большинство глав сопровожда­ется тестами, которые пробуждают любознательность студентов, ориентирует их на самостоятельность в овладении социологиче-


скими знаниями. Более того, они позволяют читателям как бы «примерить к себе» способы решения некоторых проблем. Насы­щенность текста социологического практикума тщательно ото­бранными статистическими материалами, раскрывающими дина­мику наиболее важных сторон социума, ключевыми выдержками из классических социологических текстов, а также данными, по­лученными в результате проведенных автором и под его руково­дством социологических исследований, значительно обогащают палитру излагаемых концепций и их аргументацию.

Наиболее важные, стержневые и системообразующие темы учебного курса - личность, культура, общество и др. — сопровож­даются понятийно-терминологическими играми, что позволяет участникам не только закреплять и углублять полученные знания, но и вырабатывать умение четко формулировать свои высказыва­ния, оттачивать аргументацию в дискуссии с коллегами, основа­тельнее задумываться над обсуждаемыми проблемами

Выделенные автором наиболее важные вопросы для самокон­троля знаний и списки литературы, сопровождающие каждую глав}, активизируют заинтересованность читателя в расширении диапазо­на изучаемых концепций, методов, способов социологического ис­следования, расширяют возможности более качественного выпол­нения курсовых работ и дипломных проектов по социологии.

Предлагаемый читателям социологический практикум адре­суется студентам высших учебных заведений любого профиля, но наиболее полезным он окажется для студентов, аспирантов и пре­подавателей обществоведческих и гуманитарных специальностей.


Раздел первый

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ


 

Объект, предмет

и функции социологии


Основные положения

1. Соцпопо! mo можно определить самым кратким образом как
с не юмашческое, научное изучение общества

2. Однако такое определение является чрезмерно общим, оно
может быть применимо и к другим наукам, изучающим общество, - к
истории, политологии, юриспруденции, экономической теории ь i .
Поэтому для правильного понимания специфики социологии неоох-з-
димо установить, что составляет объект ее исследования и ка^ ее
предмет.

Как и во всех других науках (физике, химии, биологии и т п ) объ­ект социологии существует объективно, т е вне человека, независимо от человека, от его сознания, чувств, воли, стремлений, действий Но если общество в целом в своих основных чертах, особенностях, зако­номерностях не зависит от воли, сознания и действий одного человека, ю человек в своем сознании, в своем развитии, в своем поведении за­висит от общества. Именно этими отличительными чертами и опреде­ляется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях лю­дей, объединенных в определенные социальные общности - семейные, профессиональные, территориальные, национальные и т.п

3. Если объект социологии находится вне сознания человека, его
тучающего, и не зависит от него, то с предметом социологии дело
обе кип иначе Он возникает в качестве предмета исследования не без
влияния человеческого сознания, а только благодаря ему, когда ис-
следова1ель стремится выделить из интересующего его объекта ка­
кие-то важные для себя его стороны, части или особенности Таким


I


образом, предметом социологии является выделение из многообраз­ных аспектов развития общества определенных социальных общно­стей, отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно свя­занными полюсами которых являются, с одной стороны, общество как многосложная и развивающаяся система, а с другой - человек, личность. А это позволяет сделать следующий обобщающий вывод: предметом социологии является исследование взаимодействия лично­стей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их измене­ния и развития в обществе.

4. Предметом социологии выступают не только и не столько от­
дельные индивиды, сколько создающиеся и функционирующие в
процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное
заведение, предприятие, фирма, политические элиты, вооруженные
силы, социокультурные или религиозные объединения и другие соци­
альные общности, накладывающие определенный отпечаток на жиз­
ненные судьбы отдельных индивидов и на их групповые взаимодей­
ствия. Поэтому ключевой, основополагающей категорией социологии
является именно социальная общность.

Социальная общность (семейная, профессиональная, территори­альная, национальная и т.п.) представляет собой такое взаимодейст­вие индивидов, которое обусловлено сходством или единством инте­ресов, целей, ценностных ориентации, особенностей их труда и быта в контексте общих для них экономических, политических, социокуль­турных и иных условий жизнедеятельности.

5. Основными источниками знаний социологов об обществе и
жизнедеятельности в нем являются: исторический опыт, изучение
реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимо­
стей социальных фактов, изучение тенденций и закономерностей раз­
вития общества.

6. Опираясь на представление об объекте, предмете социологии,
источниках социологических знаний, можно дать определение социо-
лошп. Оно таково: социология - это наука об особенностях, тенден­
циях и закономерностях становления, развития и взаимодействиях
рачипчпых социальных общностей и систем, о механизмах и формах
проявпепия этих закономерностей в действиях личностей, социаль­
ных групп и общества в целом в совокупности определенных соци­
альных отношений и в определенных исторических условиях.

7. Социология как самостоятельная наука решает целый ряд важ­
ных познавательных задач. Основные из них сводятся к следующему:

а) изучение социальных фактов;



 



 



 



 



 


тать, что любовь, брак и сексуальность тесно связаны друг с другом. В средние века и последующие эпохи люди вступали в брак в основном для того, чтобы сохранить титул или собственность в руках семьи либо чтобы иметь детей, которые станут помогать в работе. Поженившись, такие люди могли стать близкими друзьями, однако это случалось по­сле брака, а не до него. Сексуальные связи существовали тогда и вне брака, но они почти не содержали тех чувств, которые мы обычно свя­зываем с любовью. Любовь «считалась в лучшем случае неизбежной слабостью, а в худшем — разновидностью недуга».

Романтическая любовь впервые появилась в дворянских кругах как особая черта внебрачных сексуальных приключений. До конца восемнадцатого века она была ограничена лишь этими кругами и ни в коей мере не отождествлялась с браком. Отношения между мужем и женой в аристократической среде чаще всего были холодными и от­чужденными, особенно в сравнении с тем, что мы ждем от брака се­годня. Состоятельные люди жили в больших домах, каждый супруг имел собственную спальню и слуг; в приватной обстановке они могли видеть друг друга достаточно редко. Сексуальная совместимость в браке была делом случая и не считалась обязательной. Как среди бо­гатых, так и среди бедных решение о браке принималось семьей и родственниками, а не самими индивидами, права которых при выборе пары были ничтожны либо отсутствовали вовсе. (В наше время так до сих пор действуют во многих незападных культурах.)

Таким образом, ни романтическая любовь, ни ее связь с браком не могут восприниматься как «изначально данное» в жизни человека, ибо они сформировались под сильным социальным влиянием. Социо­логи изучают характер этих влияний, и, по-видимому, даже на основе личного опыта. Большинство из нас видит мир в привычных образах нашей собственной жизни. Социология демонстрирует необходи­мость более широкого взгляда на то, почему мы поступаем именно так, а не иначе.

Здоровье и болезнь. Обычно, когда мы думаем о здоровье и бо­лезнях, то имеем в виду только физическое состояние тела. Человек чувствует боль или испытывает недомогание. Как это может быть связано с социальным воздействием? На самом деле социальные фак­торы оказывают очень большое влияние и на возникновение и проте­кание болезни, и на то, как мы реагируем, чувствуя себя больными. Наше обычное представление о «болезни» как о чем-то, порождаемом функциональными расстройствами тела, не разделяется представите­лями других обществ. В некоторых культурах болезнь и даже смерть рассматриваются как результат враждебных заклинаний, а не под­дающихся изучению физических причин. В западной культуре хри-12


стианское учение отвергает общепринятые представления о болезни, полагая, что природа человека духовна и выражает образ Божий, а болезнь проистекает от непонимания, «открывающего врата заблуж­дению».

Как долго человек может прожить, насколько реальна для него yi роча серьезных заболеваний, таких, как сердечно-сосудистые, рак и пневмония, — все это в значительной степени определяется социаль­ными факторами. Чем более развита культура, в среде которой живет чспомек, тем меньше вероятность, что на протяжении своей жизни он будс! страдать от серьезных заболеваний. Помимо этого существуют определенные общепринятые правила, предписывающие, как следует вести себя в случае болезни. Больному человеку разрешается отстра­ниться от некоторых или всех обыденных обязанностей, но заболева­ние должно быть признано «достаточно серьезным», чтобы можно было претендовать на эти привилегии без критики и упреков. Тот, кто испытывает лини, слабое недомогание, или чья болезнь точно не оп­ределен;!, скорее всего будет признан «симулянтом» — не имеющим реши.но прана ичбепнь ежедневных обязанностей.

Другие примеры: преступление и наказание. Приведенное ниже ужасное описание повествует о последних часах человека, каз­ненного в 1757 году по обвинению в заговоре с целью убийства коро­ля Франции. По приговору несчастному вырвали мясо на груди, руках и ногах, а раны поливали смесью кипящего масла, воска и серы. Затем его тело четвертовали с помощью лошадей, а расчлененные останки ("ii.niii сожжены. Офицер стражи составил следующий отчет о произо­шедшем.

Палач погрузил кандалы в котел с кипящим зельем, которым он щедро поливал каждую рану. Затем запрягли лошадей и привязали за руки и ноги. Лошади сильно потянули в разные стороны. Через чет­верть часа процедуру повторили и сменили лошадей: тех, которые были у ног, поместили к рукам, чтобы сломать суставы. Все повторя­ли несколько раз.

После двух или трех попыток палач Самсон и его помощник, который держал щипцы, достали ножи и надрезали тело у бедер, ло­шади снова потянули; затем то же сделали с руками и плечами; мясо было срезано почти до самых костей. Лошади, напрягаясь изо всех сил, оторвали сначала правую и затем левую руку.

Жертва была жива до того момента, когда ей окончательно ото­рвали конечности от торса.

До начала современного периода такие наказания не были не­обычными. Вот как Джон Лофлэнд описывает традиционные способы казни.


В далекие исторические времена казнь была рассчитана на мак­симальное продление периода умирания приговоренного и на сохра­нение его при этом в сознании. Задавливание с помощью постепенно увеличивающегося веса, помещенного на грудь, колесование, распя­тие, повешение, сожжение на костре, раздробление тела, растягивание на части и четвертование, а также другие способы — все это было достаточно длительным. Даже повешение на протяжении большей части истории было медленным процессом. Когда тележку откатыва­ли из-под осужденного или когда под ним открывался люк, осужден­ный медленно задыхался, корчась несколько минут, прежде чем уме­реть. Иногда палач, чтобы ускорить казнь, заходил на эшафот и тянул осужденного за ноги.

Часто казнь проводилась при большом стечении публики — практика, просуществовавшая в некоторых странах до XVIII века. Тех, кому предстояло умереть, везли по улицам в открытой повозке, чтобы в конце своей жизни они могли стать участниками спектакля при огромном скоплении зрителей, которые аплодируют или свистят, в зависимости от отношения к жертве. Палачи были такими же зна­менитостями, как в наше время кинозвезды.

Сегодня такие способы наказания кажутся нам отвратительны­ми. Мало кто из нас может понять, как можно получать удовольствие от того, что кого-то пытают или жестоко умерщвляют, какие бы пре­ступления этот человек ни совершил. Наша система наказания осно­вана на тюремном заключении, а не на причинении физической боли; в большинстве западных стран смертная казнь отменена. Почему формы наказания изменились? Почему тюремное заключение заме­нило существовавшие ранее более жестокие формы наказания?

Заманчиво предположить, что в прошлом люди были просто бо­лее жестокими, в то время как мы стали более гуманными. Но для со­циолога такое объяснение неубедительно. Публичное применение на­силия как способ наказания существовало в Европе на протяжении ве-кон. Люди пришли к пересмотру своего отношения к подобным вещам не сразу и не ндруг, здесь имели место глубочайшие социальные влия­ния, связанные со значительными переменами, происходившими в этот период. Европейские общества начали индустриализироваться и урба­низироваться. Старый сельский порядок быстро вытеснялся новым, при котором все большее и большее число людей стало работать на фабри­ках и в мастерских, переезжая в стремительно разрастающиеся города. Социальный контроль над городским населением уже невозможно бы­ло обеспечить основанными на устрашении старыми способами нака-'шммм, коюрые были пригодны только в маленьких обществах с тесны­ми t шимми и ноГюпьпшм количеством происшествий.

I I


Тюрьмы создавались как часть системы учреждений, в которых люди содержатся в изоляции от внешнего мира, «под замком», для того, чтобы контролировать и дисциплинировать их поведение. Среди тех, кого держали взаперти, были вначале не только преступники, но и бродяги, больные, безработные, слабоумные и сумасшедшие. Тюрьмы не сразу отделились от сумасшедших домов и больниц. Предполагалось, что в тюрьмах преступников «перевоспитывали в добропорядочных граждан». Наказание за преступление стало ориен-троианным на воспитание послушного гражданина, а-не на публич­ную демонстрацию остальным ужасных последствий, которые влечет ча собой дурное поведение. Гуманизация наказания, которую мы на­блюдаем, скорее всего последовала за происходящими переменами, а не вызвала их. Перемены в обращении с преступниками были частью процессов, уничтоживших традиционные порядки, которых люди придерживались на протяжении веков.

Ныаоды: сущность социологии. Мы можем обобщить приме­ры, обсужданшиеся до сих пор. В каждом из трех случаев — любовь, t)p;u< и сексуальность, здоровье и болезнь, наказание за преступ-Mi'iinc—- мы увидели, что чувства и эмоции, которые кажутся «есте-сгнепно данными» человеку, на самом деле подвержены влиянию со­циальных факторов. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего соци­ального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произо­шедшие в последние два века.

Источник: Э. Гидденс. Социология. М, 1999.

Вопросы к тексту

1. Всегда ли существовала романтическая любовь или она возникла
в определенных социальных условиях?

2. Согласны ли Вы с мнением, что любовь, брак и сексуальность тес­
но связаны друг с другом?

3. Каким образом здоровье и болезни людей связаны с социальными
факторами?

4. Чем обусловлены изменения в отношениях людей к преступлению
и наказанию?

5. В какой мере чувства, эмоции и поступки людей подвержены
влиянию социальных факторов?

6. Почему социальный опыт людей является основой социологиче­
ского мировоззрения?


2. П. Сорокин. Структурная социология. Социология как особая наука


Хотя социология является наукой генерализирующей, имея де­ло с целостным социокультурным пространством, это еще не означа­ет, что она занимается энциклопедическим исследованием всех соци­альных наук или составляет их философский синтез. Исследование общих и характерных свойств, отношений сходства социокультурных явлений предполагает такую же специализацию, как и изучение их уникальных или сегментарных черт и отношений. Несмотря на свою генерализирующую природу, социология остается строго специаль­ной наукой. Хотя президент или казначей фирмы имеет дело со всей компанией в целом, это не означает, что его работа не является спе­циализированной или что он выполняет работу за всех сотрудников фирмы. По той же причине социология, изучающая целостное социо­культурное пространство, не пытается выполнить миссию остальных социальных наук.

Взаимозависимость между социологией и другими науками.

В своих генерализирующих функциях социология зависит от откры­тий в других специальных науках; но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки — от генерали­зующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени. Фи­зики привлекают математику, механику, геометрию и химию, а каж­дая из этих дисциплин использует другие науки. Ученому немыслимо работать над любой проблемой не апеллируя к открытиям других дисциплин и ученых. Ни одна специальная проблема физики или хи­мии не может быть разрешена без знания этих генерализующих дис­циплин. То же справедливо и в отношении специальных проблем биологии и основных принципов общей биологии. Специальная наука i оология гораздо больше зависит от общей физики, химии и биоло­гии, чем сами эти науки зависят от геологии.

Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят ог генерализующей науки социологии. Социологические теории Ила юна и Аристотеля оказали огромное влияние на политическую, экономическую, правовую, историческую и другие специальные дисциплины, причем их влияние ощутимо вплоть до сегодняшнего дня. То же касается и обобщающих выводов Августина и Фомы Аквинского, Гоббса, Макиавелли, Ибн Халдуна и Вико, Монтескье и Локка, Руссо и Боссюэ, Конта и Спенсера, Гегеля и Маркса, Шпенглера, Дюргейма, Тарда, Вебера и Парето. Можно нитровать сотни исторических, экономических, политических, ан-


:


тропологических, психологических, лингвистических и даже синоло­гических на основе социологических выкладок Августина, Аквината, Макиавелли, Гоббса, Гегеля, Спенсера, Конта или Маркса. Возникно­вение любой важной социологической системы всегда оказывало влияние на всю систему отдельных дисциплин, на их ведущие прин­ципы, интерпритации, изучаемые проблемы, методы и технику иссле­дования. Почти все специальные гуманитарные и социальные дисци-мппны второй половины XIX века строились на гегельянских или кошо-спенсеровский принципах. Позже они оказались под огромным влиянием марксистской социологии в области экономической интер­претации данных, тардовско-дюркгеймовских, веберовских, паретов-ских и шпенглерианских социологических принципов и методов.

Более того, возникновение социологии как систематической науки привело к «социологизации» всех специальных дисциплин на протяжении последних нескольких десятилетий. Их содержание, ме-юды, интерпретации, включая даже те, чьи авторы враждебно отно­сились к социоло! ии, становились все более социологическими и примени к тмиикпонению во всех этих дисциплинах социологических мим же инс1шуциоиальных школ: в юриспруденции и истории (так пли.тлемая социальная история), в экономике и политологии, в ан-iринологии и психологии (социальная психология), в науках, изу­чающих искусство и мораль, религию и даже логику. Подобная «со-циоло1 изация» этих дисциплин является красноречивым свидетельст­вом влияния на них социологии. Зависимость между социологией и другими социальными дисциплинами является обоюдосторонней, то есть 'ло, скорее, взаимозависимость, а не однобокое влияние социо-jioi ии на другие науки.

Как генерализующая дисциплина общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической, и по этой причине ка­жется многим «практичным людям» нерациональной академической специальностью, оторванной от конкретной реальности и лишенной практической утилитарной ценности. Здесь так же, как и во всех по­добных рассуждениях «слишком» практичных людей (которые, кстати, по мнению Лаоцзы, являются самыми непрактичными) ошибка совер­шенно очевидна. Математика является, вероятно, самой абстрактной и 1 соретической дисциплиной из всех наук. Однако ее практическое зна­чение не ставится под сомнение. Алгебра явно более абстрактная дис­циплина, чем арифметика, но никто не делает из этого вывод, что она менее практически значима, чем арифметика! Общая теоретическая физика, химия и биология гораздо более абстрактны и «непрактичны», чем поваренная книга или инструкция к «шевроле» или другому авто­мобилю. Однако без теоретической физики, химии и биологии ни ав-


томобиль, ни хорошая поваренная книга не могут быть произведены на свет. То же верно и в отношении социологии как генерализующей, тео­ретической и абстрактной дисциплины. Ее практическое влияние — благотворно оно или нет сейчас, это не принципиально, — было весьма впечатляющим. В большинстве великих социальных революций, ре­форм и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением. Социология Локка сыграла эту роль в революции 1688 года при установлении либерально-демократического режима в Англии; труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли ту же роль во Французской революции 1789 года и в последующие годы. В наше время марксистская социология была ведущим интеллектуальным направлением и «святыней» комму­нистической революции в России; расистские социологии А. Гобино, X. Чемберлена и других стали кредо нацистского путча и третьего рей­ха. От социологии Конфуция до социологии настоящего времени прак­тическое действие этой науки было очень заметным (хотя речь часто шла об ошибочных социологиях, а не о валидных)). Сказанного доста­точно, чтобы развеять иллюзии слишком практичных людей относи­тельно утилитарной ценности социологии.

Подведем итог: социология — это генерализующая наука о со­циокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.

Источник: П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М, 1992.

Вопросы к тексту

1. Почему П. Сорокин назвал социологию генерализирующей наукой?

2. В какой мере, по мнению П. Сорокина, социология зависит от ис­
тории, экономики, политологии и других общественных дисцип­
лин, а те, в свою очередь, испытывают влияние социологии?

3. Что, по Вашему мнению, имел в виду П. Сорокин в своем утвер­
ждении, согласно которому социология рассматривает социокуль­
турные явления в их родовых видах и типах?

3. Р. Коллинз. Социология: наука или антинаука?

Социология, подобно многим другим интеллектуальным дис­циплинам, может иметь дело с эмпирическими описаниями (включая и современные социальные условия, и исторические последователь­ности; она может обсуждать моральные проблемы, предлагать или отвергать планы практических действий и сравнивать существующие


условия с идеалами; обсуждать основополагающие методологические и другие метатеоретические вопросы. Но главный род деятельности, который дает социологии интеллектуальное оправдание, — это форму­лировка обобщенных объяснительных принципов, организованных в модели глубинных процессов, порождающих социальный мир. Имен­но ли процессы определяют, каким образом конкретные условия по­рождаю! конкретные результаты. Эти обобщенные способы объясне­нии и соскшляют науку.

Социология разделена на большое число специальностей. Вряд mi ')io должно удивлять, поскольку насчитываются многие тысячи исследователей, заинтересованных в возделывании своих собствен­ных участков. А так как социология имеет в виду весь социальный мир (включая его причины и следствия), то налицо огромный выбор эмпирических объектов для возможного исследования.

Источник: Р Коллинз. Социология: Наука или антинаука //Теория оГщсптм М, 1999. С. 38, 62

] V Вопросы к тексту

1 Какой круг проблем может стать предметом социологии как науки?

2. В чем состоит главный род деятельности социологии?

3. 11очему перед социологией существует огромный выбор объектов
исследования?

ПР~ 1 -4 | Вопросы по теме главы

1. Каждая наука изучает определенную область окружающей дейст­
вительности и представляет собой выработку и теоретическую
систематизацию достоверных знаний об этой действительности.
Какую сферу действительности изучает социология?

2. Та часть объективной реальности, которую изучает определенная
наука, называется ее объектом. Что является объектом социоло­
гии? Чем отличается объект социологии от объектов естественных
наук - физики, химии, биологии и т.п.?

3. Каждая наука из своего объекта выделяет специфическую область
предметного интереса по отношению к данному объекту. Что со­
ставляет предмет социологии как науки?

4. Предмет науки, как правило, многогранен, следовательно, опреде­
ленным образом структурирован. Каковы структурные формиро­
вания, изучаемые социологией?


5. Каждая наука имеет определенные источники генерируемых и сис­
тематизируемых ею знаний. В чем состоят источники социологи­
ческого знания?

6. Получив представление об объекте, предмете социологии, об ис­
точниках социологического знания, можно дать определение дан­
ной науки. Какие подходы к определению социологии Вы знаете?
Как определить социологию в качестве самостоятельной науки?

7. Любая наука возникает и развивается для того, чтобы решать опре­
деленные задачи, выдвигаемые перед людьми их взаимодействия­
ми с окружающей природной и социальной действительностью.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: В чем состоят основные задачи
социологии?

8. В процессе решения свойственных данной науке задач она выпол­
няет определенные функции. Каковы функции социологии? В чем
конкретно они выражаются?

9. Объект, предмет, задачи и функции социологии определенным об­
разом связаны между собой. Начертите схему, которая отражает
процесс развертывания социологии как науки.

1-5 Литература

1. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 1. Объект, предмет и за­
дачи социологии как науки.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Ч. 1. Введение в социологию.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

4. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Гл. 1.

5. Кравченко А.И. Введение в социологию. М, 1995. Гл. 1.

6. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1994.

7. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1.

8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. Разд.: Структур­
ная социология.

9. Социология: наука об обществе / Под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горла­
ча. Харьков, 1996. Введение в социологию.

 

10. Социология. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред.
Г.В. Осипова. М., 1995. Гл. 2.

11. Фролов С.С. Социология. М, 1996. Разд. 1.

12. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические ис­
следования. 1990. № 2.


Структура и методология социологии


[~В§ 2.1 _J Основные положения

1. Современная социология является сложноструктурирован­
ной системой научного знания, в рамках которой существует множе­
ство теоретических подходов и концепций. Ни одна из этих концеп­
ций — марксистская, структурно-функционалистская, этнометодоло-
гпческая, структурационная и т.п. — не является полностью адекват­
ной и общепризнанной. Поэтому на рубеже XX—XXI веков предпри­
нимаются попытки разработки общей социологической метатеории,
г.е. теории второго порядка, обобщающей основные положения суще-
стнующих социологических теорий.

2. ('оцноиотя, как и большинство наук, развивается на двух
уроииих птн/н/'п'с'кои и теоретическом. Она базируется на кон-
Kpi'iniiix, эмпирическим путем полученных социальных данных, ле­
жащих в основе социальной системы общества, его структуры, сис-
1смно-структурных изменений. Эти данные собираются методами
)мпирического исследования — наблюдения, изучения документов,
пи гсрвьюирования, массовых опросов, социальных экспериментов.

3. Вследствие большой сложности и многообразия социальной
дсйстни'юлыюсти, ограниченных возможностей проведения социаль­
ных опытов (экспериментов) и использования приборов, фиксирую­
щих тс или иные особенности исследуемых объектов, изучение боль­
шинства социальных феноменов в социологии осуществляется пре­
имущественно на теоретическом уровне.

4. В структуре социологии выделяются общесоциологические
теории:
теория общественно-экономических формаций, обоснован­
ная К. Марксом; выдвинутая М. Вебером теория социального дейст­
вия; структурно-функциональная теория, развитая Т. Парсонсом и
Р. Мертоном; теория социальной стратификации, предложенная
П. Сорокиным и др.). Наряду с ними функционируют специальные
социологические теории,
такие, в частности, как теории социальных
взаимодействий, разработанные Г. Зиммелем, П. Сорокиным; теории
социальных движений, обоснованные Г. Блумером, А. Туреном и др.
Широкое применение в социологии, особенно в последние годы, на­
ходят отраслевые социологические теории, формирующиеся на сты­
ках социологии с другими науками и изучающие особенности развер­
тывания социальных процессов не в обществе в целом, а в его раз-


личных сферах - экономическая социология, политическая социоло­гия, социология культуры, социология религии и т.п.

5. В зависимости от ориентированности социологические ис­
следования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фун­
даментальные
социологические исследования ориентированы на раз­
работку теоретических концепций, на изучение основных тенденций
и закономерностей социального развития, проявляющихся в социаль­
ной стратификации общества, в процессах его изменения и развития,
в сотрудничестве и соперничестве социальных групп, общностей,
классов, этносов; в кризисах, конфликтах и войнах; в динамике ос­
новных подсистем социальной системы - в экономике, политике,
культуре.

6. Прикладные социологические исследования ориентированы на
изучение и регулирование определенных социальных процессов в чет­
ко очерченных областях общества, - например, изменений в демогра­
фической или социально-политической ситуации, возникновения и раз­
вития безработицы, девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п.

7. В социологии также существует дифференциация на макро-
социологические и микросоциологические исследования. Макросо­
циология
представляет собой уровень социологического исследования
целых общества, их систем и структур, поведения больших сообществ
и таких объединений людей, как социальные классы, народы.

8. Микросоциология - это такой уровень социологических иссле­
дований, который ориентирован на изучение поведения отдельных лич­
ностей и их небольших групп "лицом к лицу" в их повседневной жизне­
деятельности в семье, в производственном коллективе, в компании свер­
стников, в субкультурно




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)