Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВНУТРЕННЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО



2015-11-20 399 Обсуждений (0)
ВНУТРЕННЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО 0.00 из 5.00 0 оценок




Новозаветные Писания сами свидетельствуют авторитетность своих посланий. Очень часто приводятся ссылки на Ветхий Завет, как на « Слово Божие», вдохновленное Духом Святым и полезное как для веры, так и для жизни (2 Тим 3:15-17; 2 Пет 1:20-21; Евр 8:8; Деян 29:25). Этому соответствуют обращения к «слову Господа» , ссылки на учение Иисуса Христа (1 Кор 9:9,13-14; 1 Фес 4:15; 1 Кор 7:10,25). Как «слово Божие» ветхозаветных книг, так и «слово Господа» учения Иисуса Христа, рассматривались как божественный авторитет, на котором строилось учение ранней христианской церкви.

Как подтверждение авторитета канонических книг можно рассматривать ссылки на божественное откровение, данное людям и через людей, специально избранных для этого (апостолов). Павел утверждает, что он послан и избран «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем» (Гал 1:1), и что его благовествование получено им не от человека: «Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал 1:12). Евангелие, которое он проповедовал, было принято его слушателями «не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес 2:13). Любое «иное» благовествование — не от Бога, «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал 1:6-9), люди, делающие такое, должны знать, что их ожидает! Так же строго относится апостол к людям, не слушающим слов учения, — «если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фес 3:14), имея уверенность в авторитете этого слова.

С самого начала своего служения Павел смотрел на свои послания, как на авторитетное слово Божье. Послания апостола Павла почти сразу были признаны церковью. Апостол Петр упоминает их как богодухновенные послания, которые должны приниматься как «прочие Писания» (2 Пет 3:15-16). Возможно, это и послужило толчком к созданию «канона» Нового Завета.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с Ветхим Заветом церковью был принят и утвержден стандарт — канон, для составления Нового Завета. Наибольшим авторитетом обладали учения Господа, а за ними шли учения и писания апостолов, свидетелей Его жизни, кому Сам Господь поручил баговествовать Его Евангелие.

 

ВНЕШНЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Как уже было сказано выше, окончательное решение вопроса о каноничности той или иной книги не может приниматься одним человеком или даже какой-либо местной группой. Способность проводить различие между каноническими и неканоническими книгами была результатом возросшей духовной сознательности. Очень рано были определены отличительные признаки каноничности, чтобы принятое решение не было следствием личных предпочтений или предубеждений. Церковь не «определяла» канон, она «признавала» канон. Отличительным и необходимым качеством, свидетельствующим о каноничности книги, является богодухновенность. Никакой церковный собор не мог создать никакого канона, потому что никакой собор и никакая церковь не могли добавить, «вдохнуть» богодухновенность в уже написанные книги. Все, что могли сделать соборы, — это высказать свое мнение о том, какие книги могут быть признаны каноничными, а какие нет, предоставив истории подтвердить или опровергнуть принятое ими решение.

Мы имеем как официальное, так и неофициальное внешнее свидетельство о существовании новозаветного канона. Неофициальное свидетельство заключается в том, что отцы ранней христианской церкви знали и использовали книги, входящие в состав Нового Завета. Их частое цитирование этих книг подтверждает как само существование этих книг, так и их авторитетность. Совершенно очевидно, что невозможно цитировать книги, которые не существуют, а манера цитирования свидетельствует об отношении к приводимой цитате — ссылаются ли на нее как на авторитет, либо это просто беглая ссылка. Официальное свидетельство заключается в наличии списков, или канонов, специально составлявшихся как авторитетные образцы. К таким свидетельствам относятся и летописи соборов, занимавшихся рассмотрением этого вопроса.

Цитаты, которые мы находим в произведениях отцов церкви, конечно, могут оспариваться, потому что порой они бывают настолько косвенными, что определить их источник не представляется возможным. Однако во многих случаях, даже если цитата неточна, ее словесный состав или содержание помогают идентифицировать ее с той или иной книгой, которую автор, приводящий эту цитату, знал и пользовался ею, а значит она действительно пригодна для практических целей.

Неофициальные свидетельства

Пожалуй, самым ранним документом, цитирующим каждую книгу Нового Завета, было 1-е Послание Климента, которое само рассматривалось как каноническое частью христиан. Это послание Климента входит в состав Александрийского кодекса вместе с Новозаветными книгами. Оно было написано в Риме и адресовано церкви в Коринфе. Обычно 1-е Послание Климента датируется 95 г. н.э. В нем содержатся ясные ссылки на Послание к Евреям, 1-е Коринфянам, Послание к Римлянам и Евангелие от Матфея.

Игнатий Антиохийский (приблизительно 116 г. н.э.) был знаком со всеми посланиями апостола Павла и цитировал Евангелие от Матфея, а также, возможно, ссылался на Евангелие от Иоанна.

Поликарп Смирнский (приблизительно 150 г. н.э.) также был знаком с посланиями Павла и Евангелием от Матфея. Он цитировал 1-е Послание Петра и 1-е Иоанна и, вероятно, знал книгу Деяний.

«Дидахе», «Учение двенадцати апостолов», сложившееся в первой половине II века, цитировало и Матфея, и Луку, и многие другие новозаветные книги.

Послание Варнавы (приблизительно 130 г. н.э.) цитирует Матфея, используя оборот «написано», чтобы привести цитату. Это может служить подтверждением того факта, что писания Нового Завета начинают признаваться имеющими такую же ценность и авторитет, что и писания Ветхого Завета.

«Пастырь» Ерма, аллегорическое произведение начала II века (приблизительно 140 г. н.э.), упоминает Послание Иакова.

Иустин Мученик (приблизительно 100-165 г. н.э.), сирийский грек, философ, ссылается на Евангелия от Марка, Матфея. Луки, Иоанна, на Деяния Апостолов и на многие послания Павла. Он утверждает, что «Воспоминания апостолов», называемые «Евангелиями», читались каждое воскресенье на церковных богослужениях наряду с Ветхим Заветом. Из этого утверждения Иустина следует, что рядом с Ветхим Заветом формируется новый стандарт (т.е. канон) и что церковь использует для своих богослужений как ветхозаветные, так и новозаветные писания. Его ученик, Татиан, создал первую гармонию, согласование Евангелий, называемую «Диатессарон», которая и стала общепринятой для церкви на многие годы.

Ко времени Иринея Лионского, расцвет деятельности которого пришелся приблизительно на 170 г. н.э., не было никаких сомнений в авторитетности новозаветных книг. Рост гностицизма и подобных ему заблуждений вызвал волну апологетической литературы, которая продолжалась вплоть до Оригена (250 г. н.э.). Стала очевидной необходимость иметь авторитетную основу для аргументации, и апологеты обратились, естественно, к апостольским писаниям. Ириней щедро цитировал все четыре Евангелия, Деяния, послания Павла, многие соборные послания и Откровение. Он говорил, что возможны только четыре Евангелия и что всякая попытка увеличить или уменьшить их число была бы ересью. Он цитирует Павла более двухсот раз. В одном отрывке он критикует Маркиона за то, что тот сказал, что Евангелие от Луки и послания Павла единственно подлинные, что значит, что он сам принимал за подлинные и авторитетные не только признаваемые Маркионом писания, но и другие. Он упоминал все книги Нового Завета, кроме Послания к Филимону и 3-го Послания Иоанна.

Тертулиан Карфагенский (приблизительно 200 г. н.э.) приводит цитаты из всех книг Нового Завета, кроме Послания к Филимону, Послания Иакова, 2-го и 3-го Посланий Иоанна. Как и Ириней, он цитирует их не просто в качестве иллюстраций, но как доказательство истины. Он разъяснил церкви, что есть «Ветхий Завет» и «Новый Завет».

Ориген, великий отец церкви из Александрии, современник Тертулиана (приблизительно 180-250 г. н.э.), был знаком не только с церковью в своем родном городе, но много путешествовал, главным образом, в Рим, Антиохию, Кесарию и Иерусалим. Он делил священные книги на два разряда: «homologoumena», несомненно подлинные и признаваемые всеми церквями, и «antilegomena», спорные и всеми церквями не признаваемые. В первую группу входили Евангелия, тринадцать посланий Павла, 1-е Петра, 1-е Иоанна, Деяния Апостолов и Апокалипсис. Во вторую входили Послания к Евреям, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, Послания Иакова и Иуды. В ту же группу он поместил Послание Варнавы, «Пастыря» Ерма, «Дидахе» и Евангелие Евреев. Иногда он упоминал многие из этих книг в качестве Писаний, так что он проводил границы канона не так строго, как это делалось позже.

В никейский период Евсевий Кесарийский (приблизительно 265-340 г. н.э.) последовал примеру Оригена. Он поместил в число приемлемых книг Евангелия, четырнадцать посланий Павла, включая Послание к Евреям, 1-е Петра, Деяния Апостолов, 1-е Иоанна и Откровение. К спорным он отнес Послания Иакова, Иуды, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна. Он категорически отвергал книгу Деяний Павла, Откровение Петра, «Пастыря» Ерма и другие, и проводил резкую границу между каноническими и апокрифическими произведениями.

Эти мужи, бывшие главами церквей, и другие, которые здесь не упоминаются, говорили большей частью за самих себя. Их суждения не были непогрешимыми, но они никоим образом не являлись теми, кто неразборчиво воспринимает недостоверные слухи. Хотя они не были единодушны в вопросе каноничности всех книг Нового Завета, они достаточно ясно показали, что уже в их время начал формироваться канон и что одни книги принимались без всяких сомнений, между тем как другие почитались сомнительными.

Официальные списки или каноны

Список новозаветных книг, известный или принятый отдельными церквями или главами церквей, можно составить на основании цитат и утверждений, которые встречаются в трудах отцов церкви. Однако такие списки не были официальными и не всегда являлись чем-то большим, чем личное мнение того или иного человека. Иногда они отражали общее отношение, но чаще — канон, принятый в какой-то одной местности или одной церкви, или даже мнение какого-то одного человека.

Первым известным каноном, принятым большой группой людей, был канон Маркиона, появившийся приблизительно в 140 г. н.э. Маркион был родом из Синопа в Понте, где его отец был епископом. Он настолько сильно выступал против иудейства, что отвергал весь Ветхий Завет и стремился к созданию такого новозаветного канона, который был бы полностью лишен еврейского влияния. Он признавал Евангелие от Луки, но отверг две его первых главы, в которых говорится о непорочном зачатии, признавал также десять посланий Павла, отбросив пасторские послания и Послание к Евреям. Его список начинался Посланием к Галатам, за которым следовали 1-е и 2-е Послание к Коринфянам, Послание к Римлянам, 1-е и 2-е Фессалоникийцам, Ефесянам (которых он называл лаодикийцами), Колоссянам, Филиппийцам и Филимону.

Канон Маркиона вызвал бурный протест церкви. Тот факт, что он отверг некоторые книги, а его противники выступили в их защиту, показал, что эти книги уже в то время обладали достаточным авторитетом. На него нападал Ириней, а Тертулиан написал против его заблуждений пять книг. Произвольное составление канона Маркионом показало, (1) что книги, которые он включил, должны были считаться бесспорно подлинными, и (2) что те книги, которые он отверг, принимались как канонические, большинством верующих.

Вторым очень важным списком был Мураториев канон, названный так в честь итальянского историка и библиотекаря, нашедшего его впервые в Библиотеке Амброзия в Милане. Сама рукопись не старше VII века, но ее содержание относится, вероятно, к последней трети 11 века, где-то около 170 г. н.э. Поскольку рукопись — только фрагмент более крупного труда, она неполна. Она начинается посредине предложения, и первым упоминается Евангелие от Луки, которое называется при этом третьим Евангелием. Почти несомненно Матфей и Марк предшествовали Луке в этом списке: затем идет Евангелие от Иоанна с легко узнаваемой ссылкой на 1-е Послание, Деяния, 1-е и 2-е Коринфянам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Галатам, 1-е и 2-е Фессалоникийцам, Римлянам, Филимону, Титу, 1-е и 2-е Послание Тимофею, Послание Иуды, 2-е и 3-е Послание Иоанна и Откровение также включены в этот список. Писавший Мураториев канон отверг послания Павла Лаодикийцам и Александрийцам, и, хотя поместил Откровение Петра в тот же «признанный» список, что и Откровение Иоанна, он не был уверен в нем, так как говорит о нем следующее: «Некоторые из вас не думают, что оно должно читаться публично в церкви». Он не упоминает ни Послания Иакова, ни Послания к Евреям, ни посланий Петра. Возможно, он не знал о них, хотя это маловероятно, поскольку из Послания к Евреям, например, много цитирует Климент Римский.

Африканский список IV века (приблизительно 360 г. н.э.). написанный неизвестным, включает в себя четыре Евангелия, тринадцать посланий Павла, Деяния Апостолов, Откровение, три послания Иоанна, из которых автор списка считает подлинным только одно, и два послания Петра, из которых он признает только первое.

«Праздничное Послание» Афанасия (367 г. н.э.) проводит резкое различие между «богодухновенными Писаниями... переданными нашим отцам теми, кто были очевидцами и служителями слова от начала» и «так называемыми тайными писаниями» еретиков. В список Афанасия вошли четыре Евангелия, Деяния, 1-е и 2-е Петра, 1, 2 и 3-е Иоанна, Иуды, Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, I-е и 2-е Фессалоникийцам, Евреям, 1-е и 2-е Тимофею, Титу, Филимону и Откровение. «Сии, — говорит Афанасий, — есть источник спасения... да не прибавляет никто к ним ничего, и да не отнимает ничего от них».

Отцы церкви, которые спорили о каноничности, были более положительно настроены в отношении достоверности и правдивости новозаветных писаний, чем те, кто просто цитировал их ради назидания верных, потому что последние, в отличие от язычников и еретиков, принимали их без спора. К концу IV века общественное мнение приняло достоверность и подлинность этих книг.

Соборы

Формальное обсуждение канона посланниками церквей на соборах началось не ранее конца IV века. Первым собором, на котором был поднят этот вопрос, был Лаодикийский собор в 363 г. н.э. По-видимому, это не был полный собор всех церквей, он представлял, главным образом, Фригийскую область. В пятьдесят девятом каноне этого собора установлено, что в церквях на богослужении следует читать только канонические книги Нового Завета, а так называемый шестидесятый канон, в котором содержится полный список, не считается подлинным и не может служить доказательством, что именно таково было решение собора.

Третий Карфагенский собор в 397 г. н.э. принял решение, подобное решению Лаодикийского собора, и представил список писаний, который идентичен сегодняшнему списку из двадцати семи книг Нового Завета.

Собор в Гиппо (419 г. н.э.) повторил то же решение и тот же список.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из собранных здесь данных видно, что далеко не все новозаветные книги, сегодня имеющиеся в нашем распоряжении, были известны или признаны всеми церквями Востока и Запада в первые четыре столетия христианской эры. Некоторые, например, Евангелия, были известны и приняты с самых ранних времен, другие, как Послание к Евреям, были известны, но относительно них существовали сомнения в авторстве; некоторые — такие как 2 Послание Петра или 2-е и 3-е Послания Иоанна, не упоминались совсем или их право на место в каноне подвергалось сомнению. Ни одна из этих книг не была принята церквями путем церковного принуждения. До IV века соборы не обсуждали этого вопроса, а к тому времени Новый Завет уже стал Священным Писанием Церкви.

Кажущееся нежелание помещать в канон некоторые книги, такие как Послание Иакова, 2-е и 3-е Послания Иоанна, Послание Иуды, не означает сомнения в их подлинности. Послание к Филимону, 2-е и 3-е Послания Иоанна и Послание Иуды настолько кратки, что их вообще редко цитируют, а кроме того место жительства их адресатов, возможно, было неизвестно. В отличие от более крупных посланий, которые писались церквям значительного размера или рассылались по провинциям в качестве циркулярных писем, меньшие послания не привлекали к себе всеобщего внимания до тех пор, пока к ним не появлялся специальный интерес или те, кто их получил, сами не обращали на них внимание других.

Итак, варианты канона зависели от местных условий и интересов. Однако наличие этих вариантов свидетельствовало о том, что несмотря на обилие шарлатанов и царящие суеверия, церкви и те, кто их возглавляли, не были склонны принимать любую рукопись просто потому, что на ней значилось имя апостола или в ней говорилось о доселе неизвестных историях или учениях. Существующий канон вышел из массы устных и письменных преданий и размышлений и проник в церкви потому, что обладал подлинностью и могучей силой. Для выбора книг были важны, по крайней мере, два фактора: (1) авторство кого-то из апостолов и (2) склонность всей церкви в целом принять именно эту книгу — этот критерий отражен, например, в Мураториевом каноне.

В раннем развитии канона наблюдались три стадии. Первая состояла в том, что писания цитировались авторами, которые принимали силу их свидетельства как должное, а не как предмет спора. Вторая — в том, что такие церковные писатели как Ириней и Ориген, которые участвовали в спорах, чувствовали необходимость защиты авторитетности этих писаний, но при этом не обращались за поддержкой к какому-то единичному церковному решению. И наконец, пришло время соборных решений, которые следовали за решениями авторитетных лидеров прошлого и настоящего и объявили официальное различие между каноническими и апокрифическими книгами.

Это различие проявилось в списках книг разных вариантов и рукописей, которыми пользовались церкви. Известнейшие манускрипты, такие как Синайская (Алеф) и Ватиканская (В) рукописи, датированные IV веком, первоначально включали в себя все книги Нового Завета. Сирийская версия вплоть до IV века не допускала в свой канон 2-е и 3-е Послания Иоанна, 2-е Петра, Иуды и Откровение.

Исследование различных цитируемых книг, списков и канонов первых четырех веков показывает, что наиболее оспариваемыми или редко цитируемыми книгами были Послание Иакова, Иуды, 2-е Петра, 2-е и 3-е Послания Иоанна, и Послание Филимону. Пренебрежение этими книгами можно объяснить несколькими причинами. Послание Иакова писалось евреям рассеяния и содержало мало вероучительного материала, который мог бы привлечь внимание склонных к теоретическим размышлениям греческих христиан. Послание Иуды, 2-е и 3-е Послания Иоанна и Послание Филимону были настолько кратки, что не могли привлечь общего внимания. Последние три носили также личный характер, так что, возможно, они не распространялись с той быстротой, с которой распространялись другие, более крупные произведения тех же авторов. Второе послание Петра оспаривалось вплоть до времени Евсевия. Его меньше цитировали и больше обсуждали, чем все другие книги Нового Завета. Иероним утверждал, что нерешительность, с которой отцы церкви включали это послание в канон, объясняется тем, что оно очень отличается по стилю от 1-го Послания Петра. Может быть, никогда не будет установлено, не виновны ли в этом различии разные секретари. Объяснить его неизвестность в перво-христианских церквях и его неопределенное положение для изучающих Писание в первые три века можно тем, что оно было написано группе людей, живших на самой окраине охваченного христианством мира с целью восполнить особую, специфическую для них нужду.

С IV века не было никаких существенных перемен в признанном каноне, хотя с периода Реформации до настоящего времени выражалось множество индивидуальных мнений. Лютер практически отрицал Послание Иакова, главным образом, по той причине, что оно казалось не соответствовавшим учению об оправдании верой. Кальвин не был уверен в подлинности 2-го Послания Петра. Сравнительно недавно исследования в области исторической критики почти расправились с идеей канона вообще, сделав различие между книгами Нового Завета, апокрифической литературой и писаниями отцов церкви — различием в занимаемом ими положении и времени написания, а не в их сути и глубине. Такое заключение лишило бы Новый Завет всякой объективной авторитетности и сделало бы невозможным всякое общее признание заложенной в нем истины.

Итак, канон не есть результат произвольного суждения какого-то одного человека или постановления проголосовавшего собора. Он сложился в результате использования церковью различных писаний, которые доказали свое право быть включенными в канон и свое единство с другими каноническими книгами той внутренней силой, которая заключена в них. Некоторые из них признавались медленнее, чем другие, из-за своего малого размера, отдаленности адресата, личного назначения, анонимности автора или кажущего отсутствия возможности применения к безотлагательным нуждам церкви. Ни один из этих факторов не уменьшает богодухновенности ни одной из этих книг и не выступает против их права на место в обладающем высшим авторитетом Слове Божьем.

 

ГЛАВА 24. ТЕКСТ НОВОГО ЗАВЕТА И ЕГО ПЕРЕДАЧА

 

Собирание новозаветных книг происходило медленно, и об этом процессе мало что известно. Евангелия и послания писались в разное время и в разных местах, потом рассылались по всему миру, туда, где были церкви. Оригиналы писались, вероятно, на папирусе, тонкой и ломкой бумаге, изготовленной из папирусного тростника, который рос в топях Египта и Ближнего Востока. Для письма пользовались чернилами и пером (3 Ин 13), а написанное обычно передавали через курьеров тому лицу или церкви, которым оно предназначалось (Рим 16:1; Еф 6:21,22; Кол 4:7-9,16).

Невозможно установить, когда появились первые собрания новозаветных писаний. Копии Евангелий и посланий, должно быть, делались и распространялись с давних времен. В писаниях Павла есть следы изречений Иисуса, хотя они могли быть почерпнуты из устного предания, а не из записанного текста. «Все послания» Павла упоминаются во 2-м Послании Петра (3:15,16) еще до конца I века, и должно быть, они уже и тогда существовали в виде собрания, поскольку они никогда не встречаются в рукописном виде по отдельности.

К середине II века Евангелие от Луки было отделено от Деяний и соединено с Евангелиями от Матфея, Марка и Иоанна, чтобы создать четырехкратное описание жизни Христа. Иустин Мученик (приблизительно 140 г. н.э.) ссылается на «воспоминания апостолов», а Ириней (приблизительно 180 г. н.э.) упоминает всех четырех поименно. Татиан (приблизительно 170 г. н.э.) собрал все Евангелия в первую гармонию, так называемый «Диатессарон», который был очень популярен в восточной церкви и применялся для публичного чтения вплоть до начала V века.

Остальные писания Нового Завета, известные под названием Соборных Посланий, и Откровение вначале не составляли фиксированной группы книг, поскольку в трудах самых ранних отцов церкви они не встречаются в каком-то определенном порядке. Постепенно они были введены в более полное собрание вместе с другими писаниями, и наконец в III веке Новый Завет стал таким, каким мы его знаем сегодня.

 



2015-11-20 399 Обсуждений (0)
ВНУТРЕННЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВНУТРЕННЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)