Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Географическое распределение мировой торговли




Географическое распределение мировой торговли можно рассматривать на разных уровнях, имея в виду участие в нем трех групп стран, крупных регионов и отдельных государств.

Доля трех групп стран в мировой торговле на протяжении последних десятилетий не оставалась неизменной. Это заключение можно подтвердить на примере показателей экспорта (табл. 161), тем более что показатели, характеризующие импорт, почти не отличаются от них.

Таблица 161

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОГО ЭКСПОРТА ПО ТРЕМ ГРУППАМ СТРАН

Данные таблицы 161, несмотря на определенное воздействие на них меняющейся экономической конъюнктуры, все же позволяют определить некоторые общие тенденции развития. Так, доля экономически развитых стран Запада в мировом экспорте отличается, пожалуй, наибольшей неустойчивостью и имеет в целом понижательный характер. Доля развивающихся стран обнаруживает более устойчивый стабильный рост. Нужно также добавить, что этот рост обеспечивает сравнительно небольшая группа стран, в которую входят Китай, новые индустриальные страны Азии, страны ОПЕК и некоторые другие страны Азии, Африки и Латинской Америки с экспортоориентированной экономикой. Для стран же с переходной экономикой характерна довольно отчетливая понижательная тенденция.



Не менее наглядно место каждой из трех групп стран в мировом экспорте демонстрирует рисунок 118. Он интересен также и тем, что показывает размеры главных товаропотоков, связывающих эти группы стран между собой. Отчетливо видно, что самый большой из них, как и следовало ожидать, сформировался в «связке» стран Запада и развивающихся стран (т. е. на направлении Север – Юг). Товаропотоки экспортного характера между странами Запада и бывшими социалистическими странами (Запад – Восток) и между ними и развивающимися странами (Восток – Юг) оказываются значительно меньшими по размерам.

Анализируя рисунок 118, нужно учитывать, что он не отражает товаропотоки, сформировавшиеся внутри каждой из трех групп стран, которые составляют примерно половину всего мирового товарооборота. Среди них особое значение имеют товаропотоки между развитыми странами Запада (Запад – Запад), которые связывают три главных центра западного мира – Западную Европу, США и Японию. Особенность этих потоков заключается еще и в том, что в их структуре до 40 % приходится на высокотехнологичные изделия наукоемких отраслей промышленности. Товаропотоки, связывающие между собой развивающиеся страны (Юг – Юг), также получают все большее развитие, что имеет не только экономическое, но и политическое значение. В структуре этих потоков, наряду с топливно-сырьевыми и продовольственными товарами, определенную роль начинают играть и готовые изделия.

Рис. 118. Экспортные товаропотоки между тремя группами стран

Естественно, что изменения в географическом распределении торговли между тремя группами стран нашли отражение и в торговле между главными макрорегионами мира (табл. 162).

Таблица 162

ДОЛЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ В МИРОВОМ ТОВАРООБОРОТЕ В 1950–2006 гг.

* Без стран СНГ.

Анализ таблицы 162 показывает, что первое место в мировом товарообороте продолжает занимать зарубежная Европа, хотя в последнее время доля ее несколько уменьшилась. Исключительную роль во внешней торговле этого региона играет интеграционная группировка Европейского союза, обеспечивающая 9/10 всех его межрегиональных и внутрирегиональных торговых связей. Второе место в мировом товарообороте раньше принадлежало Северной Америке, но в 1980-х гг. на него вышла зарубежная Азия, оттеснив Северную Америку на третье место. А на все остальные регионы, вместе взятые, приходится лишь немногим более 1/10 мировой торговли.

Такое соотношение во многом предопределяет и географическую направленность основных мировых товаропотоков. По данным на середину 1990-х гг., самый мощный из них (около 400 млрд долл.) соединял Северную Америку и Азию. На втором месте был товаро-поток между Западной Европой и Азией (300 млрд), на третьем – между Северной Америкой и Западной Европой (250 млрд), на четвертом – между Северной и Латинской Америкой (200 млрд). А товаропотоки между Западной и Восточной Европой, между Западной Европой и Африкой находились на уровне 100 млрд долл.

С позиций экономической географии не меньший, если не больший интерес представляет рассмотрение рейтинга отдельных стран в мировой торговле (табл. 163).

Из 20 вошедших в таблицу стран 14 относятся к экономически развитым странам (они же формируют почти всю первую десятку), 5 – к развивающимся (часть из них – новые индустриальные) и одна (Россия) – к странам с переходной экономикой. Весьма интересно, что в рейтинговый список вошло по восемь стран зарубежной Европы и Зарубежной Азии, две страны Северной Америки, одна латиноамериканская страна, а Австралия и Африка в нем не представлены вообще. Большинство из представленных в таблице стран имеет активный (положительный) торговый баланс, причем яркими примерами такого рода могут служит Китай, Россия, ФРГ и Япония. Наряду с этим для некоторых стран характерен пассивный (отрицательный) торговый баланс. Например, в США дефицит торгового баланса к 2005 г. достиг 830 млрд долл.

Страны, имеющие высокий внешнеторговый рейтинг, определяют и главные межстрановые товаропотоки, к числу которых относятся (в % к мировому уровню):

Таблица 163

ДВАДЦАТЬ СТРАН, ИГРАЮЩИХ ГЛАВНУЮ РОЛЬ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ В 2005]

* Знаком «минус» (-) обозначен отрицательный торговый баланс, а знаком «плюс» (+) – положительный.

США – Канада (4,5 %);

США – Япония (3 %);

США – Мексика (2,5 %);

Германия – Франция (1,8 %);

Германия – Великобритания (1,6 %);

Германия – Италия (1,3 %);

Германия – Бельгия (1,1 %).

В пределах градации от 0,6 до 1 % находятся также товаропотоки между Францией и Италией, Японией и Саудовской Аравией, США и Великобританией, США и Германией, Нидерландами и Бельгией, США и Саудовской Аравией.

Географическое распределение внешней торговли России в 1990-х гг. претерпело существенные изменения. Главное из них – еще большая ориентация на экономически развитые страны, которые в 2005 г. во внешней торговом обороте России занимали ведущее место (59 %). Доля развивающихся стран составляла 15 %, стран Центрально-Восточной Европы – 11, а стран ближнего зарубежья – 15 %. К числу главных торговых контрагентов России из западноевропейских стран относятся Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Швейцария, Финляндия, из внеевропейских – Китай, США, Япония, Турция, а из стран СНГ – Украина, Белоруссия и Казахстан.

Мировой рынок услуг

Наряду с традиционной торговлей товарами в последние два-три десятилетия все более широкое распространение получает торговля услугами, которые выражаются не в материальном продукте, а в определенном полезном эффекте для их потребителя. Поэтому в географической литературе экспорт услуг часто именуют невидимым экспортом.

Темпы роста и масштабы мирового рынка услуг все время возрастают. На протяжении 80—90-х гг. XX в. по среднегодовым темпам прироста экспорт услуг намного превосходил и ВВП, и торговлю товарами. Так, для двукратного увеличения объема торговли услугами обычно требовалось 7–8 лет, а для такого же увеличения торговли товарами – 15. В результате мировой экспорт услуг возрос с 70 млрд долл. в 1970 г. до 400 млрд в 1980 г., 750 млрд в 1990 г., 1400 млрд долл. в 2000 г. и 2400 млрд в 2005 г. Соответственно его доля в мировом экспорте увеличилась на 1/5 и продолжает расти.

Структура мирового рынка услуг за последнее время также претерпела существенные изменения. При самом генерализованном подходе в этой структуре принято выделять: 1) транспортные услуги; 2) туристические услуги; 3) прочие услуги. Соотношение их в общем объеме услуг меняется. Еще в начале 1980-х гг. первое место занимали транспортные услуги, в особенности в морском судоходстве (например, предоставление «дешевых флагов»), но затем их доля сократилась до 1/4—1/5. Доля туристических услуг остается относительно стабильной, составляя примерно 1/3 их общего объема. А вот доля так называемых прочих услуг растет быстрее всего, так что теперь в структуре мирового экспорта услуг именно они приобретают определяющее значение.

Понятие «прочие услуги» объединяет самые разнообразные виды услуг, вызванные к жизни современным этапом НТР и развитием международных экономических отношений. К ним относятся: а) инженерно-технические услуги (инжиниринг), связанные с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию различных объектов и разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика; б) консультационные услуги (консалтинг) по международным расчетам, перевозкам грузов и их страхованию и т. п.; в) услуги в области международных арендных отношений, среди которых наибольшее распространение получил лизинг – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и др.; г) разного рода информационные услуги. К этому перечню можно добавить финансовые, банковские и страховые услуги, медицинские услуги, строительные услуги, услуги в области образования, здравоохранения и т. д.

Географическое распределение мирового экспорта и импорта услуг в целом напоминает распределение, сложившееся в торговле товарами. Ведущую роль в торговле услугами (70 % мировой) играют страны Запада. Для них характерно развитие всех перечисленных выше видов услуг, но в особенности «прочих». Значение развивающихся стран в торговле услугами становится все более заметным, но их специализация в этой области значительно уже. Они предоставляют в основном туристические, транспортные («дешевые флаги», обслуживание Суэцкого и Панамского каналов) и финансовые (офшорные центры) услуги.

Роль отдельных крупных регионов в мировом экспорте услуг в середине 1990-х гг. видна из следующих показателей: на Западную Европу приходилось 49 %, на зарубежную Азию – 23, на Северную Америку – 18, на Латинскую Америку – 4, на Африку – 2 и на остальные регионы – 4 %. Из этих цифр следует, что эпицентром мировой торговли услугами остается Западная Европа, которая особенно выделяется по размерам туристических, транспортных, информационных, разного рода финансовых услуг, а также услуг в области культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды. На второе место (как и в торговле товарами) в 1990-х гг. выдвинулась зарубежная Азия, обогнавшая Северную Америку. Для этого региона наиболее характерно предоставление транспортных услуг, но его роль в торговле финансовыми, туристическими и иными услугами также возрастает. Однако в целом зарубежная Азия импортирует больше услуг, чем экспортирует. Северная Америка, роль которой фактически определяют США, предоставляет, как и Западная Европа, самый широкий ассортимент услуг – туристических, транспортных, информационных, инжиниринговых, образовательных и др. По некоторым из них (например, по лизинговым услугам) она занимает ведущее место в мире. В остальных регионах мира торговля услугами пока получила значительно меньшее распространение.

Такое региональное распределение мировой торговли услугами предопределяет и роль в ней отдельных стран. В экспорте коммерческих услуг уверенно лидируют США (около 340 млрд долл.). За ними с большим отрывом следуют Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия (на 100–180 млрд долл.). В импорте услуг США также опережают другие ведущие страны (280 млрд долл.), на втором месте находится Германия (200 млрд), за которой следуют Япония (140 млрд), Великобритания, Италия и Франция (по 80—130 млрд долл.). Доля этих стран в мировом экспорте и импорте услуг показана в таблице 164.

На основе данных таблицы 164, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, что торговля услугами совершается в первую очередь между развитыми странами Запада, и это во многом связано с деятельностью их ТНК. Во-вторых, что страной-лидером в торговле услугами остаются США, которые к тому же имеют в ней хорошо выраженное положительное сальдо. В-третьих, что в роли крупных импортеров услуг выступают Великобритания, Франция и Германия. В-четвертых, что в ведущую семерку из развивающихся стран входит только Китай.

Таблица 164

ДОЛЯ ВЕДУЩИХ СТРАН В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ В 2005 г.

Тем не менее доля развивающихся стран в мировой торговле услугами в последнее время имеет тенденцию к росту. Это происходит прежде всего благодаря новым индустриальным странам Азии, которые стали крупными потребителями, да и продавцами разного рода услуг. Но нельзя забывать и о совсем небольших, преимущественно островных государствах, специализирующихся на предоставлении туристических, транспортных, финансовых и иных услуг. Например, в крошечных островных государствах Карибского моря (таких, как Антигуа и Барбуда) услуги составляют более 2/3 во всей их внешней торговле. Впрочем, и в некоторых более крупных странах– в первую очередь благодаря туризму – эта доля также оказывается большой. Достаточно сказать, что в Мексике и Тунисе она составляет 25–30 %, а в Марокко – даже 60 %.

Место России на мировом рынке услуг можно охарактеризовать как довольно скромное. По стоимости экспорта и импорта услуг она только во второй десятке стран современного мира. К тому же в структуре российского экспорта услуг преобладают традиционные туристические и транспортные услуги, тогда как доля прочих услуг невелика. В отличие от торговли товарами сальдо торговли услугами в стране отрицательное. В известной мере это объясняется тем, что численность российских граждан, участвующих в заграничных поездках, значительно больше, чем численность иностранных граждан, которые посещают Россию. В последнее время стали принимать меры, направленные на уменьшение такой несбалансированности экспорта и импорта в торговле услугами.

Офшорные зоны мира

Как уже было отмечено, среди свободных экономических зон выделяется группа сервисных зон, специализирующихся на предоставлении различного рода услуг. Особую роль среди них играют офшорные зоны (ОЗ), или офшорные центры (ОЦ). Сам термин «офшор», появившийся в конце 1950-х гг., происходит от английского выражения off-shore, что в буквальном переводе означает «вне берега», а в переносном смысле его можно трактовать как «изолированный». Главное отличие офшорных зон от других типов свободных экономических зон заключается в том, что зарегистрированные в них компании и фирмы не имеют права осуществлять производственную деятельность, а должны заниматься только сервисными услугами.

Основной признак офшорной зоны – льготный характер налогообложения. Компании, зарегистрированные в таких зонах, либо вообще освобождаются от налогов, либо платят их по сильно сниженным ставкам. Кроме того, они освобождаются от высоких таможенных тарифов, валютного контроля, экспортных и импортных квот. К этому можно добавить упрощенную процедуру регистрации, высокий уровень банковской и коммерческой секретности, свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала, заключение сделок с принимающей стороной на длительный срок (15–20 лет), что гарантирует достаточную стабильность. Интересно, что офшорная компания не может быть резидентом той страны, где находится офшорная зона, она обязательно должна быть заграничной.

Сверхльготные условия для деятельности привлекают в офшорные зоны самые различные компании и фирмы сервисного характера, которые можно объединить в три основные группы. Во-первых, это торгово-посреднические фирмы: экспортно-импортные, закупочные и распределительские (дистрибьютерские). Во-вторых, это компании холдингового типа,[71] представленные инвестиционными компаниями, судовладельческими компаниями, компаниями по операциям с недвижимостью и др. В-третьих, это компании финансового профиля – банковские, страховые, посреднические и др.

Идея офшорного бизнеса зародилась еще в XIX в. в Великобритании и сначала была реализована в форме «налоговых гаваней». Затем появились и некоторые другие разновидности офшоров, но тем не менее такие зоны (центры) в целом имели весьма ограниченное распространение. И только в 70-х гг. ХХ в. произошел перелом и начался настоящий офшорный бум. В наши дни в мире насчитывается от 1,5 до 3 млн офшорных компаний, а капитал, зарегистрированный в сфере офшорного бизнеса, достигает нескольких трлн. долл. Что же касается количества офшорных зон, то разные авторы оценивают его по-разному: от 60–65 до 300. По-видимому, правильнее ориентироваться на первую из этих цифр, которая учитывает только наиболее крупные и устойчивые офшорные центры.

Географическое распределение офшорных зон зависит от нескольких факторов. Среди них важное место занимает фактор экономико-географического положения. Анализ показывает, что большинство офшорных зон расположено на морских, авиационных, телекоммуникационных путях, вблизи от крупных торгово-экономических центров. Но еще более важен социально-экономический фактор. Знаменательно, что почти 70 % всех офшорных зон находится в развивающихся странах, причем большей частью – в очень небольших островных государствах и даже на территориях, до сих пор не имеющих политической самостоятельности. Такая неординарная ситуация объясняется тем, что эти страны и территории в поисках своей ниши в международном географическом разделении труда обнаружили чрезвычайные выгоды, которые им может принести именно офшорный бизнес. В этом смысле весьма показательны также данные о распределении офшорных зон по крупным регионам мира: оказывается, что больше всего их в Латинской Америке, в Азии и в Океании. Из экономически развитых регионов мира с ними может соперничать только Европа. В Африке таких зон всего три-четыре, а для Северной Америки они вообще не характерны.

Краткий обзор этих регионов лучше всего начать с зарубежной Европы, как прародины офшорной деятельности. К числу наиболее старых офшорных зон Европы относятся принадлежащие Великобритании о. Мэн в Ирландском море и расположенные в проливе Ла-Манш небольшие острова Джерси и Гернси (Нормандские), а также британский Гибралтар и Ирландия. Позднее к ним добавились офшорные центры в Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Андорре, Швейцарии, на о. Мальта. Одни из них можно назвать комплексными, а другие имеют более узкую специализацию. Например, Люксембург выделяется как центр холдинговых компаний и банков, Швейцария, Нормандские о-ва, о. Мэн, Монако – как центры финансовой и страховой деятельности, а Мальта предоставляет судовладельцам свой «дешевый флаг». О размахе их офшорной активности свидетельствует тот факт, что на о. Мэн, например, зарегистрировано 40 тыс., в Гибралтаре – 25 тыс., в Ирландии и на Нормандских о-вах – по 20 тыс. офшорных компаний. Из стран Центрально-Восточной Европы офшорный бизнес получил большее развитие в Венгрии.

Офшорные зоны зарубежной Азии территориально концентрируются в двух ее субрегионах. Это Юго-Западная Азия (Кипр, Ливан, Бахрейн, Дубай) и Юго-Восточная Азия (Сингапур, Малайзия). В первом из этих субрегионов лидирует Кипр, где сложился крупный центр офшорного бизнеса. На острове действуют почти 30 тыс. офшорных фирм, которые ежегодно приносят стране доход в 600 млн долл. При этом офшорный бизнес на Кипре отличается большим разнообразием: здесь успешно функционируют компании, занимающиеся судоходством и обслуживанием судов, торговые, банковские, страховые компании, фирмы, специализирующиеся на маркетинге, инжиниринге, консалтинге. Офшорные компании Ливана специализируются преимущественно на банковских операциях; не случайно эту страну называют «ближневосточной Швейцарией». Бахрейн также занимается международными финансовыми операциями. Это же относится к Сингапуру и Сянгану, в котором в середине 1990-х гг. было зарегистрировано около 130 тыс. компаний и более 130 банков!

В Океании к числу оффшорных зон относятся небольшие островные государства Вануату, Западное Самоа, Науру, а также острова Кука и Ниуэ. В Африке офшорные зоны функционируют в Либерии и на островах – Маврикии, Мадейре, Сейшельских.

Однако наибольший интерес представляет знакомство с обширной офшорной зоной Карибского бассейна в Вест-Индии и Центральной Америке, которая получила репутацию главного «налогового рая». Здесь созданы наиболее благоприятные, льготные условия для самой разнообразной офшорной деятельности. В эту зону входит более двух десятков стран (рис. 119) – преимущественно островных, но и континентальных. Большинство из них имеет политическую независимость, но некоторые еще остаются владениями Великобритании (Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, Монтсеррат, Тёркс и Кайкос) и Нидерландов (Аруба, нидерландские Антильские о-ва). За последние полтора-два десятка лет некоторые из этих стран и территорий превратились в крупнейшие офшорные центры со специализацией на финансовых, банковских, торговых, юридических, транспортных и других услугах. О масштабах их деятельности говорит то, что в середине 1990-х гг. в Панаме было зарегистрировано 120 тыс. офшорных компаний, на британских Виргинских о-вах – 30 тыс., на Багамских и Каймановых о-вах – по 20 тыс.

Рис. 119. Офшорные зоны в Карибском бассейне

Россия стала принимать участие в мировом офшорном бизнесе с начала 1990-х гг. Это участие можно трактовать в двух аспектах: 1) создания таких зон в самой России; 2) участия российских компаний в международных офшорных зонах.

Первые офшорные зоны в России возникли в 1994 г. в Ингушетии и Калмыкии, но затем их правовой статус подвергся существенным изменениям. С конца 1990-х гг. некоторые офшорные услуги стали оказывать «закрытые» административно-территориальные образования. Во всех российских офшорных зонах действовали примерно 10 тыс. фирм. Активность отечественных предпринимателей за рубежом оказалась гораздо большей, так что к концу 1990-х гг. в разных зарубежных офшорах было зарегистрировано более 60 тыс. российских компаний. С одной стороны, это позволило российским деловым структурам включиться в мировую экономическую и финансовую систему, но, с другой – способствовало бегству капиталов из страны, в том числе и с целью отмывания «грязных» денег. Поэтому законодательные и исполнительные власти России стали принимать меры по ограничению офшорного бизнеса.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)