Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ



2015-11-23 642 Обсуждений (0)
Тема 9. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Дневное отделение - 2 (4) ч.; очно-заочное отделение -2ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

сновные виды нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с реактивными состояниями, переживаниями, дети с психастенией; с нарушениями поведения.

При рассмотрении двух следующих вопросов обращается внимание на то, что в связи с отсутствием в системе гособразова-ния широкой сети специальных учебно-воспитательных учреж-дений для детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы многие из них (при наличии нерезко выраженных нарушений) могут находиться в образовательных учреждениях общего типа В связи с этим практическое осуществление всех необходимых организационных и медико-педагогических мероприятий, прово­димых с детьми этой группы в период их пребывания в ДОУ и школе, приобретает первостепенное значение. Основные меро­приятия комплексного медико-педагогического воздействия и организация их проведения в образовательных учреждениях представлены в методической части пособия, с.с. 227-231).

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы находят­ся на диспансерном учете у врача-психоневролога и не менее .двух раз в течение года должны проходить психоневрологиче­ское (или неврологическое) обследование. Постоянный медицин­ский контроль за ними осуществляется педиатром ДОУ или школьным врачом.

Педагогические мероприятия в отношении изучаемой груп­пы детей (основные направления педагогического воздействия) разбираются на практическом занятии в плане повторения и уг­лубления материала лекционного курса. Организационные фор­мы работы: контрольный опрос студентов; заслушивание и ана­лиз небольших докладов (рефератов), подготовленных студента­ми по соответствующим литературным источникам (с.54, №№ 2, 6, 9,10 и др.).

В конце занятия студенты получают практические задания по психолого-педагогическому обследованию детей с нерезко вы­раженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушения­ми эмоционально-волевой сферы.

2. Программа (задачи, основные разделы) психолого-педагоги­ческого обследования.

3. Специфика организации и приемов обследования. Учет лич-ностно-психологических особенностей ребенка в процессе про-ведения обследования.

4.Психолого-педагогический анализ особенностей личности и оведенческих реакций детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

5 Разбор практических заданий по обследованию детей с раз­личными нарушениями эмоционально-волевой сферы (стойкие конфликтные переживания, перенесенные реактивные состояния, психастения, психопатические формы поведения).

6 Практические задания по ознакомлению с особенностями и приемами педагогического подхода к детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.*

Методические рекомендации к проведению занятия

При изложении первого вопроса используются рекомендации по проведению психолого-педагогического обследования и педа­гогического изучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, содержащиеся в специальной литературе (с.54, №№ 4,7,9; Методическая часть пособия, с.с. 65-75 и др.). По это­му вопросу рекомендуется подготовить к занятию выступление кого-либо из студентов.

Второй вопрос либо излагается самим преподавателем, либо обсуждается в вопросно-ответной форме беседы педагога со сту­дентами по выполненным ими конспектам литературных источ­ников (с.54, №№ 2. 4, 7, 10 или 1 1). Преподаватель останавливает внимание обучающихся на особенностях трактовки личностных, в том числе поведенческих реакций ребенка, а также на основных психологических и педагогических критериях анализа данных, выявляемых в ходе обследования детей (данные непосредствен­ных наблюдений за ребенком, тестовых обследований, сведения, полученные от педагогов и родителей и др.). Подчеркивается роль сопоставительного анализа (сравнение с нормой, с другими видами нарушений психического развития), значение учета со­путствующих факторов (отношение ребенка к процедуре обсле­дования, взаимоотношение с обследующим, поведенческие реак­ции и др.), характера взаимодействия ребенка с окружающим социумом, степени выраженности и особенностей аффективных Реакций и пр.

 

мозговую травму и др.). Подчеркивается определяющая таких факторов, как создание условий воспитания ребенка, необ, ходимых для полноценного психофизического развития, органи­зация гигиенически обоснованного режима дня, закаливание ор, ганизма, установление правильных взаимоотношений между р0 I дителями, воспитателями и ребенком, предупреждение аффек­тивных реакций у ребенка-невротика; необходимость комплекс­ного подхода к профилактике эмоционально-личностных и пове­денческих нарушений у детей.

Вторая половина занятия отводится на контрольный опрос студентов по теме: «Дети с нарушениями в развитии эмоцио­нально-волевой сферы». Организационной формой может быть письменная контрольная работа. (Используются и специально разработанные тестовые задания.) Перечень примерных кон­трольных вопросов приводится в методической части пособия (с.257).

ЛИТЕРА Т УРА К ТЕМЕ

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992.

2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -М.. 1997.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1998.

4. Ковалев В.В. Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.

5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.

6. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследовании психически больных детей. - М.,1963.

7. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф> Кумариной. - М., 2001. Раздел V.

8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баеиская Е.Р., Либлинг М.М Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -1990.

9. Левченко И.К). Патопсихология: теория и практика. - М., 2004.

10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с пр° блемами развития. - СПб., 2003.

11. Психология детей с нарушениями и отклонениями психической развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб., 2002.

12. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.



2015-11-23 642 Обсуждений (0)
Тема 9. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)