Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Учебный материал занятия




Соответствие темы занятия требованиям программы коррекцион­но-развивающего обучения.

Вид работы и его связь (дпдак! пчсск;:я ;; логическая) с преды и последующими занятиями.

Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекци-онно-развивающих задач: позволяет ли подобранный педагогом матери-ал активно влиять на развитие сенсорных процессов, познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы каждого ребенка.

Доступность и посилыюсть материала с точки зрения: структуры объема учебного материала, интеллектуальных возможностей детей. Наличие у детей интересак теме и содержанию занятия.

Оборудование занятия.

Наличие и готовность оборудования к началу занятия.

Рациональность выбора оборудования и учебных пособий для дан­ного занятия и их соответствие целям занятия и особенностям психо­физического развития детей.

Применение технических средств (ТСО, средства индивидуальной коррекции, специальное оборудование).

Рациональный (методически обоснованный) подход к использова­нию наглядных пособий и дидактического материала.

Структура занятия.



Соотношение и оправданность каждого из этапов занятия. Обеспечение логической и методической связи между ними и под­чиненность их образовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям данного занятия. Целесообразность отмеченной продолжительности каждого этапа занятия.

Логическая и дидактическая завершенность каждого этапа занятия. Эффективность (оценка результатов) каждого из этапов занятия.

Коррекционно-воспитатепьная работа.

Наличие дифференцированной постановки соответствующих обра­зовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия, их соответствие задачам формирования познавательной, эмо­ционально-волевой и двигательной сферы детей с отклонениями в раз­витии.

Целесообразность педагогических приемов по усилению мотива­ции учебной деятельности.

Эффективность методов и приемов обучения и воспитания (сочета­ние словесного объяснения, наглядности и практических действий са­мих детей, их соответствие возрасту детей, уровню развития познава­тельных возможностей).

Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания. Оценка применения этих методов.

Необходимость речевой активизации детей. Продуктивность ис­пользованных способов активизации речевой деятельности детей.

Гуманистическое воспитание детей. Используемые в учебно-воспи­тательном процессе средства эмоционально-эстетического, нравствен­ного и трудового воспитания детей.

Учет педагогом психофизических особенностей и личностных ка­честв детей с нарушениями развития.

Результативность осуществления индивидуального и дифференци­рованного подхода к детям на занятии.

Подготовленность педагога к занятию.

Характер речи педагога: ясность, точность, эмоциональная вырази­тельность, лаконичность и др.

Особенности поведения педагога на занятии и их влияние на эмо­ционально-волевые проявления и поведение детей.

Общая оценка занятия.

Эффективность и продуктивность реализации образовательных, воспитательных и коррекиионно-развивающих целей занятия. Уровень организации деятельности и поведения детей. Целостность и законченность занятия.

 

Приложение 5.

Выписка из положения о службе практической психологи в системе Министерства образования Российской Федерации*

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(...) 2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психо­лого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учеб­но-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие формированию образа жизни обу­чающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывпого образования, развитию у обучающихся, воспитанников творче­ских способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подоб­ных нарушений.

4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав дггей, Законом Российской Федерации "об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерацш, постановлениями и распоряжения­ми Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Целями службыявляются:

• содействие администрации и педагогическим коллективам обра­зовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей и индивидуальности обучающихся, воспитан­ников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоро­вья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педантических работников и других участ­ников образовательного процесса;

• содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками об­разовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

• оказание помощи обучающимся, воспитанникам образователь­ных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способ­ностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие педагогическим работжкам, родителем (законным предста­вителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формиро­вания у них принципов взаимопшощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному соци­альному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой лично­сти.

6. Задачи службы:

• психологический анализ социальной ситуации развития в обра­зовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучаю­щихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

• формирование у обучающихся, воспитанников способности К самоопределению и саморазвитию;

• содействие педагогическому коллективу в гармонизации соци­ально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с це­лью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитан­ников;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психо­логическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреж­дений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

• участие совместно с органами управления образованием и педа­гогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в про­цессе непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образова­тельных учреждений достижений в области отечественной и зарубеж­ной психологии;

содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

7. Первичная помощьучастникам образовательного процесса в об­разовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощьучастникам образовательного про­цесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учре­ждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспита­нии: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.

9. Научно-методическое обеспечениедеятельности Службы осуще­ствляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

* представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключениеПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступ­ной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются ре­комендации:

- установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков их достижения;

- выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрос­лых;

- выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в кор­рекционной работе;

- анализ хода развития и результатов педагогической работы.

22. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заклю­чения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направ­ляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по офи­циальному запросу.

В Договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комис­сии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) об­разовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется:

1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях:

- при возникновении трудностей диагностики;

- в спорных и конфликтных случаях;

- при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Информировать ПМПк соответствующего уровня:

- о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;

- о характере отклонений в развитии детей, получающих специализи­рованную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;

- об эффективности реализации рекомендаций ПМПк.

В свою очередь ПМПК(комиссия) обязуется:

1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреж­дения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим ин­формированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических конси­лиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к

данной ПМПК.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реали­зации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Основные блоки документации ПМПк.

1. «Вкладыши»:

— педагогическая характеристика;

— выписка из истории развития.

При необходимости получения дополнительной медицинской информа­ции о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):

— заключения специалистов ПМПк;

— коллегиальное заключение ПМПк;

— дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности ре­комендаций ПМПк и ПМПк образовательного учреждения.

Приложение 7.

Об организации работы психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию де­тей дошкольного и школьного возраста с ограничен­ными возможностями* (Извлечения)

В целях создания оптимальных условий для воспитания, обучения и медико-санитарного обеспечения детей дошкольного и школьного

Приказ Министерства образования Московской области от 16 мая 2003 г. № 737 и Минздрава Московской области от 21 мая 2003 г. №125.

возраста с ограниченными возможностями и в соответствии с Поло­жением о психолого-медико-педагогической службе Московской области, Законом Московской области «Об образовании», Типовым положением о специальном коррекционном образовательном учрежде­нии для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97 №288 < ...>:

1.2. Проводить заседания комиссии по отбору детей дошкольного и школьного возраста в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными воз­можностями здоровья.

1.3. Осуществлять медико-педагогическое освидетельствование указанного контингента детей с целью направления в соответствую­щие образовательные учреждения с учетом состояния детей.

1.4. В диагностически сложных случаях решать вопросы о на­правлении детей в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения областного и федерального уровня.

1.5. Оказывать организационную, консультативную, методическую помощь зональным, городским и районным психолого-медико-педагогическим комиссиям.

1.6. Осуществлять контроль за работой зональных, городских и рай­онных психолого-медико-педагогических комиссий.

1.7. При необходимости длительного динамического наблюдения за учащимися направлять их в диагностические классы.

2. Руководителям муниципальных органов управления обра­зованием:

2.1. Укомплектовать психолого-медико-ледагогичсские комиссии квалифицированными специалистами.

2.2. При невозможности укомплектования зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий квалифици­рованными специалистами заключать договоры со специалистами областных лечебно-профилактических и образовательных учреждений.

2.3. Обеспечить контроль по своевременному выявлению, об­следованию детей на психолого-медико-педагогических комиссиях.

2.4. Обеспечить функционирование в городе (районе) единой пси­холого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей как дошкольного, так и школьного возраста.

2.5. Открывать при общеобразовательных школах специальные (кор­рекционные) классы для детей с проблемами умственного и психиче­ского развития в соответствии со ст. 5 п. 6 Закона «Об образовании» по согласованию с Министерством образования Московской области.

3. Зональным, городским и районным лсихолого-медико-пе-дагогическим комиссиям:

3.1. Осуществлять выявление, учет, освидетельствование детей до­школьного и школьного возраста с проблемами в умственном и психичееком развитии, дсгсй дошкольного возраста с проблемами в фи­зическом развитии.

3.2. Осуществлять освидетельствование детей на психолого-меди­ко-педагогических комиссиях только с согласия родителей (законных представителей) и в их обязательном присутствии при наличии сле­дующей документации:

- выписки из истории развития ребенка, подписанной главным вра­чом поликлиники;

- направления районного психоневролога;

- характеристики из детского учреждения, в котором находился ребенок;

- заключения психолого-медико-педагогического консилиума;

- ученических тетрадей и рисунков ребенка;

- личного дела из школы;

- для детей с проблемами в физическом развитии - заключения спе­циалистов Московского областного консультативно-диагностичсс-кого центра для детей.

4. Руководителям территориальных органов управления здра­воохранением:

4.1. Обеспечить в работе психолого-медико-педагогических ко­миссий участие врачей: педиатра, психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда.

4.2. Направлять детей па психолого-медико-педагогическую ко­миссию со следующими документами:

- подробной выпиской из истории развития ребенка;

- заключениями специалистов на отдельных бланках: психоневроло­га, отоларинголога, окулиста, ортопеда, логопеда.

Приложение 8.

Инструкция но проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов______________

Введение

Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школь­ного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой.

Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в возрасте, перед поступлением в школу, а также в период пк'.чньного г/бучения. Достоверность этой информации впрямую зави­сит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечествен­ного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные медико-экономические нормативы базируются на но­вом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих об­разовательные учреждения, утвержденном совместным приказом мини-стерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 № 186/272 «Усовершенствовании системы медицинского обес­печения детей в образовательных учреждениях» (приложение № 1 к приказу). Данным положением стандартизированы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обя­зательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Перед по- сту пле- в школу   Средний медработник дошкольного учредения     Осмотр с ана- лизом данных скрининг- теста и лабора- торного обследования. Распределение на медицинские группы для за- нятий физичес- кой культурой   Определе- ние функциональ- ной готовности к обучению в школе   Невропато- лог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям, психиатр, логопед    
Конец первого обучении     Средний медработник школы     Рекомендации для оздоровле- ния в летние каникулы   Оценка адаптации к обучению в школе, рекомендации на каникулы    
Переход к пред- ному обучению     « _ »   Оценка нервно- психического и физического развития, опре- деление биоло- гического воз- раста ребенка и соответствие паспортному   Оценка адаптации     педиатр и гинеколог    

 

Примечание.

— в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специа­листов, проводятся по показаниям;

— скринирование проводится в соответствии с методическими ука­заниями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возраста»;

— детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья на­значаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в террито­риальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии усло­вий - в образовательном учреждении;

— дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими реко­мендациями.

Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов об­следования и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках про­филактического осмотра па доврачебном, педиатрическом и специ­ализированном его этапах). < ... >

Приложение 9

Функциональные обязанности медицинских работников, обслужи­вающих детей в образовательных учреждениях*


 

№ Вид дснтелыюсти   Заведую­щий цент­ром (отде­лением)   Врач-педиатр   Средний медработник  
            дошкольного учреждения   школы, лицея и др.  

 

 

Мероприятия по обеспе­чению адаптации в обра­зовательном учреждении - рекомендации по адапта­ции и коррекции (совместно с педагогом);       в соот­ветст­вии с прило­жением №1   постоянно   в соответ­ствии с приложе­нием  
- контроль за течением адап­тации и проведением медико-педагогической коррекции; проведение медико-педаго­гических мероприятий по формированию функцио­нальной готовности к школь­ному обучению.       в соот­ветст­вии с прило­жением №1   постоянно   в соответ­ствии с приложе­нием  
Ведение документации (меди­цинская форма на ребенка, выписки и справки для ле­чебно-профилактических учреждений, военкоматов, летних оздоровительных уч­реждений и пр.)           постоянно      

 

Примечание:

— педагогические коллективы образовательных учреждений совмест­но с медицинскими работниками принимают непосредственное участие в мероприятиях по охране здоровья детей;

— медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей в организованных коллективах, могут привлекаться к участию в проведении летней оздоровительной кампании, в т.ч. с выездом в загородные учрежде­ния.


 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)