Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приходится констатировать, что к настоящему времени не сложилось единого подхода к ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ДАННОГО ПОНЯТИЯ



2015-11-23 532 Обсуждений (0)
Приходится констатировать, что к настоящему времени не сложилось единого подхода к ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ДАННОГО ПОНЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современное правовое понимание государственной службы появилось в Российской Федерации в 1990-е годы в ходе становления и развития государственной службы как нового правового и социального института. В советскую эпоху к государственным служащим фактически относились все категории лиц, которые замешали должности в государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, получая заработную плату из государственного бюджета. Это была очень широкая социальная категория «служащих».

 

Современная трактовка понятия «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА» иная.

 

К государственным служащим относятся только те лица, которые находятся на должностях государственной службы, выполняют функции государственного управления, обеспечения обороны и безопасности государства, законности и правопорядка в стране. Их работа регулируется служебным законодательством.

 

Лица, получающие заработную плату из государственного бюджета и выполняющие функции социального обеспечения (учителя, врачи, социальные работники), к категории государственных служащих не относятся, и их работа регулируется трудовым законодательством (не служебным).

 

Впервые в постсоветское время правовое определение понятия «государственная служба» было дано в Федеральном законе № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». В статье 2 сказано: «Под государственной службой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Это весьма лаконичное и строгое определение как бы поставило точку в дискуссии о сущности государственной службы в современной России. Законодатель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально-деятельностной стороне государственной службы.

 

Вместе с тем законодатель (политическое руководство) не отвергает и институционального подхода к определению сущности административной власти.

Так, в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., государственная служба (гл. 2) квалифицируется как комплексный (публичный, социальный, правовой, организационный) институт обеспечения выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов.

 

В действующем законодательстве, например в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», сохранен прежний концептуальный подход Закона 1995 г. и дается следующее нормативное определение государственной службы (ст. 1):

«государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

ü Российской Федерации;

ü федеральных органов государственной власти;

ü субъектов Российской Федерации;

ü органов государственной власти субъектов РФ;

ü лиц, замещающих государственные должности РФ;

ü лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ...»

 

Сформулированное законом определение государственной службы указывает, прежде всего, на ее сущность.

 

Сущностные признаки государственной службы.

В формулировке действующего законодательства сущностные признаки государственной службы следующие.

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — это сфера государственно-значимого характера, а именно государственная деятельность. В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется термин «государственный». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но должна обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий, предъявляя в глазах общественности государство, в рамках его полномочий по замещаемой должности всегда действует от имени и по поручению государства.

 

2. ВАЖНЫЙ ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ — профессиональная служебная деятельность, т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным правовым условиям и квалификационным требованиям. Это означает непрерывное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях государственной службы. Государственная гражданская служба — особый вид профессиональной деятельности, которая обеспечивает решение, прежде всего, задач государственного управления. Государственный служащий не просто работник, а человек государственный, представляющий государство и защищающий государственные интересы. Он не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Поэтому его деятельность в отличие от других называется служебной. Гражданская служба состоит, прежде всего, в управлении обществом в различных сферах, в реализации функций государственных органов.

 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — это ОБЕСПЕЧЕНИЕ исполнения полномочий государственных органов, а не само исполнение таковых.

 

Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (политики).

В существующей российской административной практике иногда превратно понимают это — как обслуживание тех, кто занимает высшие должностные посты.

 

Это неверный подход, поскольку государственный служащий служит не руководителю государственного органа и не самому этому органу, а государству и обществу, российской Конституции.

 

Термин «обеспечение исполнения» подчеркивает тот факт, что к государственной службе согласно действующему законодательству относятся не все государственные должности и должностные лица, а только следующие категории государственных должностей государственной службы — «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

 

Политические должностные лица (бывшая категория «А») к государственной службе не относятся.

 

Они не обеспечивают, а непосредственно исполняют обязанности государственных органов, но при этом осуществляют не административно-государственные, а государственно-властные полномочия, которые законом не квалифицируются как государственно-служебная деятельность.

Это государственно-политическая деятельность, которая лежит за пределами государственной службы, и на политиков не распространяются нормы федеральных законов о государственной службе, их запреты и ограничения.

 

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА по определению — публичная служба, т.е. служба в органах публичной государственной власти.

Она имеет официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба — служба государству, а через него — стране, народу.

 

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА осуществляется только в государственном органе лицом, которое находится на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной гражданской службы. Так, не является государственной гражданской службой работа в штате государственного органа на должностях младшего обслуживающего персонала (технические и обслуживающие работники — водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.). Не принадлежат к категории государственных служащих и работники государственной бюджетной сферы — врачи, учителя, поскольку они трудятся не на должности государственной службы и не в государственном органе, а в государственной организации или учреждении. Не является государственной службой и профессиональная деятельность управленцев в государственных предприятиях и государственных учреждениях.

 

6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ получают денежное содержание только из государственного бюджета.

 

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОБЩИМИ ЧЕРТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

 

- служба в государственном органе;

- замещение служащим должности государственной службы, включенной в соответствующий реестр должностей государственной службы;

- обеспечение исполнения или исполнение полномочий государственного органа;

- реализация своих должностных полномочий, закрепленных в служебном (должностном) регламенте;

- получение денежного содержания только из государственного бюджета.

 

Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его поручению и за плату от него действия по реализации задач и функций государства, подпадая под специальный правовой режим.

 



2015-11-23 532 Обсуждений (0)
Приходится констатировать, что к настоящему времени не сложилось единого подхода к ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ДАННОГО ПОНЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приходится констатировать, что к настоящему времени не сложилось единого подхода к ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ДАННОГО ПОНЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)