Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Индонезия к началу голландских захватов




Громадный Индонезийский архипелаг с его более чем тысячей больших и малых островов насчитывал в XVII в. около 3 млн. жителей. Народы и племена Индонезии, говорившие на разных языках и диалектах, но в большинстве своем родственные в этническом отношении, находились на самом различном уров­не социально-экономического развития. Во внутренних райо­нах Суматры, Калимантана (Борнео), Сулавеси (Целебес) и на многих мелких островах шел процесс разложения первобыт­нообщинного строя и возникновения классового общества. На Яве, в прибрежных районах Суматры и на некоторых других островах существовали уже развитые феодальные отношения.

На Яве еще в средние века возникали крупные государст­венные образования, распространявшие свое политическое гос­подство на большую часть Индонезии и за ее пределы. По­следняя крупная централизованная феодальная империя Ин­донезии, Маджапахит, распалась в XVI в., в период, когда в Индонезии появились первые европейские завоеватели (порту­гальцы). На ее месте образовался ряд независимых государств во главе с мусульманскими династиями.

Население Явы создало высокоразвитую культуру. Сохра­нившиеся до наших дней великолепные буддийские и индуист­ские храмы свидетельствуют о совершенстве архитектурного искусства, о самобытных индонезийских традициях и культур­ном влиянии Индии. Скульптуры Боробудура, одного из кра­сивейших буддийских храмов в мире, наряду с религиозными мотивами отражают быт и производство средневековой Явы. Остатки гражданских сооружений времени империи Маджапа­хит говорят о прогрессе градостроительства в XV в.

Высокого совершенства достигали изделия индонезийских ремесленников из драгоценных металлов и слоновой кости, пле­тения, расписные ткани (батик). Продолжал развиваться воз­никший еще в древности кукольный театр теней (вайанг). Со­держание его своеобразных пьес отражало индуистский эпос, индонезийские легенды и быт, испытывало мусульманское влия­ние. Вайанг был подлинно народным зрелищем, но, так же как и прекрасное народное танцевальное искусство, культивировал­ся при феодальных дворах. Развито было музыкальное искус­ство. Оркестры индонезийских инструментов (гамеланг) были неотъемлемой частью, народных праздников и придворных раз­влечений.

Широкое развитие получила народная изустная поэзия. Со­хранявшиеся от эпохи Маджапахита произведения известного поэта Пропанча и упоминания о других поэтах свидетельству­ют о развитии литературы на яванском языке (кави), постепен­но вытеснявшем и при дворе монархов официальный язык эдик­тов и религиозных обрядов — санскрит.

Проникновение ислама, предшествовавшее появлению в Ин­донезии европейцев и началу их завоеваний, способствовало распространению связанных с ним литературных произведений, введению наряду с обычным правом (адатом) юридических норм, основанных на мусульманской религии. Однако ни на ар­хитектуре, ни на изобразительном искусстве и литературе влия­ние ислама не успело столь заметно сказаться, как, например, в Индии.

Находившиеся в вассальной зависимости от Маджапахита княжества и территории за пределами Явы (Внешние острова) раньше других стали объектами европейских захватов. Европей­цев в первую очередь привлекали острова, славившиеся пер­цем, мускатом и гвоздикой, с древнейших времен вывозивши­мися на рынки Востока и Запада. Население Молуккских ост­ровов, архипелага Банда, Амбона, где произрастали пряности (эти острова иногда называют Островами пряностей), уплачи­вало ими налог и дань своим феодальным правителям, обме­нивало пряности на продовольствие и другие товары. К момен­ту появления европейцев господство над этими источниками драгоценных экспортных продуктов оспаривали два султана­та — Тидоре и Тернате. Именно сюда устремились и первые ев­ропейские захватчики — португальцы. Под предлогом помощи Тернате в борьбе с его соперниками португальцы добились пра­ва постройки своих крепостей на Амбоне и получили возмож­ность вынуждать население продавать им по крайне низкой цене всю гвоздику.

От португальской монополии на торговлю пряностями, от жестоких притеснений, сопровождавшихся насильственным об­ращением в католичество, страдали в первую очередь народные массы. Но и феодалы Тернате, недовольные сокращением до­ходов, также стремились сбросить португальское иго.

Территориальные захваты португальцев в Индонезии огра­ничивались лишь некоторыми районами архипелага. Укрепив­шись в Малакке (1511) и на Амбоне, португальцы стремились получить контроль над всей внешней торговлей Юго-Восточной Азии. Малаккский пролив, основной путь в Индонезию с За­пада, находился в их руках. Это давало им возможность обла­гать непомерными налогами все проходившие корабли. Во внут­ренних морях Индонезии, на путях через Индийский океан, Бенгальский залив, через Южно-Китайское море они стреми­лись установить свою гегемонию.

Португалия была не в силах подчинить себе не только госу­дарства наиболее развитого и населенного острова Явы, но даже другие, более мелкие княжества, однако все они испы­тывали последствия португальского господства на море. Нена­висть народов Индонезии к португальским колонизаторам об­легчала проникновение в Индонезию других европейских держав.

Государства Явы

К середине XVII в. наиболее сильным государством Индоне­зии был Матарам, объединявший под своей властью Централь­ную и Восточную Яву. Ядром государства были густонаселен­ные районы древней земледельческой культуры, где еще в средние века сложилась яванская народность.

Султан Матарама являлся верховным собственником всей земли, но она находилась в распоряжении сельских общин. Полноправные общинники имели наделы, подлежавшие перио­дическому переделу, пользовались общинными пастбищами, оросительными сооружениями. Крестьяне-общинники обязаны были вносить в султанскую казну налог, составлявший боль­шую часть их урожая. По существу, это была взимавшаяся в форме налога феодальная рента. Такая рента-налог собиралась султанскими чиновниками и наместниками провинций при по­средстве администрации сельских общин. Сельская админист­рация была ответственна и за выполнение общинниками госу­дарственной повинности (по ремонту дорог, оросительных ка­налов, перевозкам продуктов, собираемых как натуральный налог, на склады и т. д.). Сохраняя формально выборный харак­тер, сельские власти фактически превращались в низшее зве­но феодальной иерархии. Они были освобождены от повинно­сти и налогов, имели дополнительные земельные наделы, ис­пользовали труд крестьян. Существовавшее внутри общины имущественное неравенство, наличие неполноправных, беззе­мельных крестьян открывали перед деревенской верхушкой воз­можность эксплуатировать бедняков.

Часть земли находилась в непосредственном владении сул­тана, многие деревни были отданы «на кормление» его женам и родичам, крупным феодальным чиновникам и наместникам. Доходами с некоторых деревень, предназначенными на содер­жание мечетей и гробниц, пользовалась верхушка мусульман­ского духовенства. К XVII в. ислам получил распространение на большей части архипелага. (На о-ве Бали сохранился ин­дуизм.) Хотя в Матараме преобладали натуральные формы хо­зяйства и в общинах земледелие сочеталось с ремеслом, извест­ного развития достигли товарно-денежные отношения.

Европейское проникновение губительно сказывалось на тра­диционной внешней торговле с азиатскими рынками, подрыва­ло местное ремесло. Сокращение доходов феодалы стремились возместить заменой натуральных повинностей денежными. Они передавали купцам, часто китайцам *, право на сбор налогов, предоставляли им монополию на торговлю тем или иным то­варом.

* В крупных центрах Индонезии имелось значительное китайское насе­ление — купцы, ремесленники, огородники и др.

В течение всей первой половины XVII в. Матарам продол­жал расширять свои владения. На северо-востоке были завое­ваны прибрежные районы и о-в Мадура, на западе — княже­ство Черибон. Матарам стремился подчинить себе и сильный султанат Бантам (Западная Ява).

Многие купцы, чтобы избежать грабежей и поборов порту­гальцев в Малаккском проливе, стали пользоваться Зондским проливом. Бантам, естественно, стал превращаться в крупный перевалочный и торговый центр. Купцы Ближнего Востока и Китая, Индии и Сиама встречались на базарах порта-столицы Бантама. Сюда в 1595 г. прибыла первая голландская торго­вая экспедиция во главе с Корнелисом Хутманом, положив­шая начало постепенному завоеванию Индонезии голландца­ми в острой борьбе с местными феодалами и европейскими со­перниками.

Внутреннее положение Бантама характеризовалось быст­рым развитием феодальных отношений и расширением экс­плуатации крестьянства. Богатевшая от торговых пошлин и сбо­ров феодальная верхушка, учитывая большой спрос на пряно­сти, принуждала крестьян переходить от производства продо­вольственных культур к выращиванию перца. Крестьяне упла­чивали перцем ренту-налог. Остававшийся после уплаты налога перец скупался купцами для продажи на экспорт, обогащавший не только феодальную верхушку, но и предприимчивых посредников.

Португальцам не удалось закрепиться в Бантаме и изоли­ровать его от связей с внешним рынком. Не удались и первые попытки голландской Ост-Индской компании подчинить кня­жества на Яве.

Используя противоречия между бантамским вассалом, пра­вителем Джакарты, и Бантамом, голландцы захватили Джа­карту и переименовали ее в Батавию. Однако ни Матарам, ни Бантам не признавали до середины XVII в. голландских за­хватов на Яве. Оба княжества были еще сильны, и компания не раз оказывалась перед угрозой разгрома и изгнания. Гол­ландцы делали все возможное, чтобы подчинить своему влия­нию оба княжества, разжигая между ними борьбу и соперни­чество. Эта тактика была цинично сформулирована одним из руководителей компании: «Единственная правильная полити­ка — натравливать одно княжество на другое... не допускать, чтобы Бантам стал слишком слабым, а Матарам — слишком сильным».




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)