Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Ближний и Средний Восток (без арабских стран)




В послеоктябрьскую эпоху советские туркологи, иранисты, аф-ганисты сосредоточили свое внимание на изучении наиболее ак­туальных, ключевых проблем новой истории, которое подводи­ло бы к объяснению причин крупнейших социально-политиче­ских сдвигов на современном Ближнем и Среднем Востоке. Одной из главных тем было исследование социально-экономиче­ского базиса, особенностей феодальной формации у народов Турции, Ирана, Афганистана и генезиса в ее недрах капитали­стических отношений со всеми вытекающими отсюда политиче­скими последствиями. Феодальные отношения в Иране в пер­вый период нового времени изучал И. П. Петрушевский; осо­бенностями афганского феодализма и становления афганской государственности много занимался И. М. Рейснер (моногра­фия «Развитие феодализма и образование государства у афган­цев», 1954, и другие труды), а впоследствии также Ю. В. Ган-ковский («Империя Дуррани. Очерки административной и воен­ной системы», 1958); аграрным отношениям в Османской им­перии и ее экономике в условиях полуколониального режима посвящены труды А. Д. Новичева.

Другая ведущая тема в советской историографии новой ис­тории Ближнего и Среднего Востока — массовые движения про­тив феодально-абсолютистского, национального и колониального гнета. Ценные изыскания проведены в изучении бабидского; движения (М. С. Иванов, «Бабидское восстание в Иране 1848 — : 1852 гг.», 1939), борьбы афганского народа против британской колониальной экспансии (Н. А. Халфин, «Провал британской ; агрессии в Афганистане. XIX в.— начало XX в.», 1959).



Особое внимание уделялось эпохе пробуждения Азии, в изу­чении которой на материалах отдельных стран достигнуты фун­даментальные результаты (работы М. С. Иванова, Н. К. Беловой и других авторов об иранской революции 1905—1911 гг.; А. Ф. Миллера, Ю. А. Петросяна, В. И. Шпильковой и других исследователей о младотурецкой революции).

По степени разработки проблем освободительных движений в странах Ближнего и Среднего Востока в новое время совет­ская историография занимает ведущее место в мировой восто­коведной науке.

Серьезные усилия были предприняты советскими востоко­ведами по изучению ведущих идеологических течений в странах Ближнего и Среднего Востока в новое время. Здесь особенно важно было преодолеть груз идеалистических воззрений бур­жуазной науки. Вышли обстоятельные и хорошо аргументиро­ванные марксистские труды, в которых разрабатывались про­блемы панисламизма (М. В. Малюковский, О. В. Богушевич и др.), османизма, пантюркизма и турецкого национализма

(А. Ф. Миллер, Ю. А. Петросян, Э. Ю. Гасанова), мусульман­ских течений в общественной мысли Ирана и Афганистана (А. А. Семенов, Е. А. Беляев, А. М. Аршаруни).

В советское время продолжалась разработка и традицион­ных тем, унаследованных от дореволюционного востоковеде­ния.

Во всеоружии марксистско-ленинской методологии и на новой, исключительно богатой документальной базе (благода­ря введению в научный оборот недоступных прежде для иссле­дователей документов внешнеполитического и военного ведом­ства царской России, а также западных держав) изучались дипломатическая и военно-политическая история соседних стран Западной Азии, их отношения с Россией. В этой связи следует назвать труды Б. М. Данцига «Ближний Восток в русской науке и литературе (дооктябрьский период)» (1973); Д. Д. Джалиле «Восстание курдов 1880 года» (1966); М. С. Лазарева «Курд­ский вопрос (1891—1917)» (1972); Е. Ф. Лудшувейта «Турция в годы первой мировой войны 1914—1918 гг.» (1966); Н. А. Смирнова «Россия и Турция в XVI—XVII вв.» (в двух томах, 1946) и др. Важное место в исследованиях советских ис­ториков (А. Ф. Миллера, А. С. Аветяна, Ю. А. Боева,. Г. Л. Бондаревского, И. С. Галкина, А. С. Ерусалимского, A. С. Силина и др.) заняло изучение колониальной политики европейских империалистических держав на Ближнем и Среднем Востоке.

Успешная разработка советскими историками-востоковеда­ми перечисленных наиболее важных и актуальных проблем по­зволила им создать общую марксистско-ленинскую концепцию всего исторического процесса основных стран Ближнего и Сред­него Востока в новое время, особенно с конца XVIII в. В отно­шении Османской империи это сделали А. Ф. Миллер и А. Д. Но-вичев, в отношении Ирана — М. С. Иванов и И. М. Рейснер,. в отношении Афганистана — И. М. Рейснер, В. М. Массой, B. А. Ромодин. Ими опубликованы капитальные монографии, в которых систематизированы основные факты гражданской и социальной истории указанных стран в эпоху новой истории. Таковы уже упоминавшаяся книга И. М. Рейснера, фундамен­тальная монография А. Ф. Миллера «Мустафа-паша Байрак-тар. Оттоманская империя в начале XIX в.» (1947) и его обоб­щающие труды по истории Турции, три книги А. Д. Новичева, охватывающие историю Турции с 1792 по 1875 г. (1968, 1973, 1978), «Очерки новой истории Ирана (XIX — начало XX в.)» (1978) Б. П. Балояна, «Очерк истории Ирана» (1952) М.С.Ива­нова, книга В. М. Массона и В. А. Ромодина «История Афга­нистана» (1964—1965), второй том которой посвящен новому времени. В 1977 г. был опубликован коллективный труд «Исто­рия Ирана». Большое место в нем занимают проблемы новой истории.

Арабские страны

Хотя арабистика в дореволюционной России и была представ­лена рядом крупных имен, проблемы новой истории арабских стран, особенно социально-экономические, почти не изучались. Но начиная с 20-х годов ученые все в большей степени обра­щаются к этим проблемам. Среди этих ученых были и такие крупные представители русского академического востоковеде­ния, как академики И. Ю. Крачковский и А. Е. Крымский. В начале 30-х годов к изучению новой истории арабов приступил В. Б. Луцкий. Обобщением его исследований явилась опубли­кованная после смерти автора монография «Новая история араб­ских стран» (1965).

Серьезный вклад в изучение новой истории арабских стран внес своими трудами о махдизме и книгой «История Судана. 1821—1956» (1968) С. Р. Смирнов.

Многие работы большой группы советских историков-ара­бистов (Н. А. Иванова, Ф. М. Ацамба, И. М. Смилянской, М. И. Тикадзе и др.) посвящены социально-экономическим проб­лемам, и в первую очередь проблеме генезиса капитализма. В монографиях Л. А. Фридмана «Капиталистическое развитие Египта. 1882—1939» (1963) и «Египет 1882—1952. Социально-экономическая структура деревни» (1973) анализируется воз­действие колониализма на капиталистическую эволюцию стра­ны. Особенности социального и политического развития Ирака в новое время нашли отражение в монографиях А. И. Першица, А. М. Васильева и С. Н. Алитовского.

Существенное внимание было обращено советскими иссле­дователями на изучение различных этапов национально-осво­бодительного движения арабов в новое время. В этой связи сле­дует отметить монографии М. С. Лазарева «Крушение турец­кого господства на Арабском Востоке (1914—1918)» (1960), И. М. Смилянской «Крестьянское движение в Ливане в первой половине XIX в.» (1965), 3. И. Левина «Развитие основных те­чений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (Но­вое время)» (1972), Л. Н. Котлова «Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке (середина XIX в. — 1908 г.)» (1975). В 1971 г. был издан фундаменталь­ный труд акад. А. Е. Крымского «История новой арабской ли­тературы (XIX — начало XX в.)», в котором много внимания уделено характеристике общественной мысли в XIX в.

В вышедших в 60-х годах монографиях М. Т. Панченковой, М. С. Лазарева, Г. Л. Бондаревского и других авторов дан ана­лиз политики колониальных держав в отношении арабских стран. Русско-арабские отношения рассмотрены в монографиях Б. М. Данцига «Русско-арабские отношения на Ближнем Вое-токе» (1965) и «Изучение Ближнего Востока в России (XIX— начало XX в.)» (1968).

Африка

История стран Тропической и Южной Африки в новое вре­мя стала более или менее углубленно изучаться сравнительно недавно. В первые десятилетия после революции основное вни­мание советских историков фиксировалось на колониальных проблемах и вопросах, связанных с захватом Африки. Таковы работы М. Павловича «Борьба за Азию и Африку» (1925), Ю. Юга (Гернгрос) «Империализм на Черном континенте» (1929), «Британские колонии в Восточной Африке» (1931), А. Александрова «Французские колонии в Африке» (1930).

Сложнейшие социально-экономические процессы в Африке южнее Сахары в новое время долго оставались малоизученны­ми в советской историографии. Этому препятствовали как огра­ниченность и скудость источников, так и то обстоятельство, что на протяжении продолжительного периода советские африкани­сты главное внимание уделяли изучению актуальных процессов, происходивших в странах Африки после первой мировой вой­ны, — национально-освободительных движений, классовой борьбы на континенте, главным образом на юге Африки.

С 50-х годов советской наукой накоплены уже довольно об­ширные знания по истории Тропической и Южной Африки, в том числе и по новой истории.

В 1954 г. был издан первый капитальный труд об Африкан­ском континенте под редакцией Д. А. Ольдерогге и И. И. По-техина — «Народы Африки». Хотя основное внимание в этом труде уделено этнографии и лингвистическим вопросам, в нем отражена и история Африки с древнейших времен.

В 1963 г. вышло в свет первое энциклопедическое издание по африканским проблемам — «Африка. Энциклопедический справочник» (в двух томах), — представляющее системати­ческий свод знаний по Африке. В справочнике имеется ряд ста­тей по истории отдельных стран и регионов, содержатся мате­риалы о государственных и общественных деятелях Африки, путешественниках, исследователях и т. д. В «Общем обзоре» справочника есть специальный раздел «Африка в новое время» (с XVII—XVIII вв. до 1918 г.).

В 60—70-х годах был издан ряд сборников и коллективных монографий («Проблемы истории Африки», 1966; «Некоторые вопросы истории Африки», 1968.; «История Африки», 1971; «Ис­тория Африки в XIX и XX столетиях», 1972), в которых рас­сматриваются такие проблемы истории Африки в новое время, как общественные отношения и культура (Ю. М. Кобищанов, Н. Б. Кочакова, Н. А. Ксенофонтова, И. А. Сванидзе, И. В. След-зевский), колониальный раздел Африки и освободительное дви­жение ее народов (Ю. Н. Зотова, И. А. Улановская).., становле­ние африканского национализма (М. Ю. Френкель*). Одна из сложных проблем — возникновение и особенности развития работорговли в Африке — анализируется в исследовании С. Ю. Абрамовой «Африка. Четыре столетия работорговли» (1978).

Важным вкладом в изучение новой истории Африки явил­ся обобщающий коллективный труд «История Африки в XIX — начале XX в.» (1967). Книга представляет собой первую попытку дать систематическое изложение истории африканских народов и созданных ими государств в рассматриваемый пе­риод новой истории.

После второй мировой войны советские ученые продолжили исследование раздела Африки между империалистическими го­сударствами и колониальной политики. Общие вопросы коло­низации освещены в труде акад. Е. В. Тарле «Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV — начало XIX в.)» (переизд. в 1965 г.). Для характеристи­ки экспансионистской политики империалистических держав в Африке большой интерес представляют работы А. С. Ерусалим-ского о германском империализме, книга И. А. Никитиной «За­хват бурских республик Англией (1899—1902)» (1970) и др.

В книгах А. 3. Зусмановича «Империалистический раздел Африки (Популярные очерки)» (1959), «Империалистический раздел бассейна Конго (1876—1894)» (1962) рассматриваются колониальная политика европейских государств и борьба наро­дов Африки за независимость в последней четверти XIX в.

Исследованию отдельных этапов колонизации Афри­ки, политических и экономических аспектов колониальной по­литики, сопротивления африканцев европейской экспансии, си­стемы управления колониями посвящены монографии В. А. Суб­ботина («Колониальная политика Франции в Западной Афри­ке. 1880—1900», 1959; «Французская колониальная экспансия в конце XIX в. Экваториальная Африка и острова Индийского океана», 1962; «Колонии Франции в 1870—1918 гг. Тропическая Африка и острова Индийского океана», 1973), А. М. Хазанова («Политика Португалии в Африке и Азии», 1967) и др.

В 50—60-е годы появились работы, в которых внимание со­средоточивалось на внутренней истории африканских народов, их хозяйственной, культурной жизни и общественных отноше­ниях. К таким работам в первую очередь относятся: моногра­фия Д. А. Ольдерогге, посвященная доколониальному периоду развития Западной Африки, «Западный Судан в XV—XIX вв. Очерки по истории и истории культуры» (1960), доклад И. И. По-техина на XXV конгрессе востоковедов в Москве «О феодализ­ме у ашанти» (1960).

В 70-е годы продолжалось изучение этнической и социаль­ной истории; это нашло отражение в коллективных работах «Социальные структуры доколониальной Африки» (1970), «Со­циальная организация народов Азии и Африки» (1975), «Этни­ческая история Африки. Доколониальный период» (1977), «Община в Африке: проблемы типологии» (1978), а также в труде И. Е. Синицыной «Обычай и обычное право в современной Аф­рике: история изучения. Кодексы обычного права» (1978).

В ряде работ исследуются характер национальной консоли­дации в условиях колониального режима и борьба за незави­симость. Впервые эта проблематика была выдвинута И. И. По-техиным. Труды И. И. Потехина, крупнейшего советского аф­риканиста, и прежде всего его работа «Формирование нацио­нальной общности южноафриканских банту» (1955), имеют важ­ное значение для выяснения вопросов социально-экономическо­го развития южноафриканского общества в начале XX в.

В некоторых работах, вышедших в 60—70-е годы, рассмат­риваются вопросы, связанные со становлением и развитием от­дельных африканских государств. Таковы книги И. А. Ходош «Либерия (Исторический очерк)» (1961), М. Ю. Френкеля «США и Либерия. Негритянская проблема в США и образо­вание республики Либерия» (1964), А. М. Хазанова «Сомалий­ская республика (исторический очерк)» (1961). Истории обра­зования Южно-Африканского Союза, ныне именуемого Южно-Африканской Республикой, посвящена монография Р. Вятки-ной «Создание Южно-Африканского Союза» (1976).

Основные вехи истории народов юга Африки и их борьбу против колониализма осветил в своих работах А. Б. Давидсон («Матабеле и машона в борьбе против английской колониза­ции. 1888—1897», 1958; «Южная Африка. Становление сил про­теста. 1870—1924», 1972). В последней книге автор на обшир­ном историческом фоне прослеживает нарастание сил протеста и складывание двух революционных потоков: антирасистского, антиколониального, национально-освободительного и антикапи­талистического, пролетарского.

Проблемы генезиса общественной мысли и политических форм борьбы в английских колониях Западной Африки были разработаны в монографии М. Ю. Френкеля «Общественная мысль британской Западной Африки во второй половине XIX в.» (1977).

Особое значение в исследовании проблем Африки нового времени имело издание обобщающего монографического труда «История национально-освободительной борьбы народов Афри­ки в новое время» (1976).

В середине 70-х годов началось более углубленное изуче­ние исторических связей нашей страны с Африкой. К данной проблематике относятся, например, «Африка глазами наших соотечественников (сборник исторических сведений)» (1974), «Изучение Африки в России (Дореволюционный период)» (1977). В книге А. Б. Давидсона и В. А. Макрушила «Облик далекой страны» (1975) на большом архивном" материале XVIII—XIX столетий воссоздается история познания Россией Южной Африки.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)