Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Девиантное поведение как результат нарушения социально-психологической дистанции в межличностных отношениях




 

Переживание трудностей, возникающих в межличностных отношениях, выступая ситуацией риска, может провоцировать формирование девиантного поведения у субъекта или одного из них.

Под девиантным поведением понимается система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [165].

Девиантное поведение – не просто поведение отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов, но и неудовлетворяющее социальным ожиданиям, которые обусловлены социальным статусом человека, его этнической или культурной принадлежностью, возрастным диапазоном [190].

Как отмечает Е.В.Змановская (2004), отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация - изоляция» [110].

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д. Менделевич (2001) разделяет девиантное поведение на пять типов: делинквентное, патохарактерологическое, аддиктивное, психопатологическое и отклонения в поведении на базе гиперспособностей.

Делинквентнтный тип – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений и выраженности их антиобщественного характера.

Аддиктивный тип - поведение с формированием стремления к уходу от реальности, путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Патохарактерологический тип девиантного поведения – это поведение, обусловленное различными патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний.

Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения заключается в том, что выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические. Отклонение в сторону одаренности в одной области человеческой деятельности часто сопровождается девиациями в обыденной жизни.

Кроме этого выделяются следующие клинические формы девиантного поведения: агрессия; аутоагрессия (суицидальное поведение); злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», гемблинг, коллекционирование, все разновидности фанатизма, «паранойя здоровья»); коммуникативные девиации; сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», все виды маний, кверулянство); характерологические и патохарактерологические реакции; безнравственное и аморальное поведение; неэстетическое поведение, или девиации стиля поведения.

Частота проявлений клинических форм отклоняющегося поведения при различных его типах представлена в таблице ниже.

Таблица 3

Частота представленности клинических форм девиантного поведения при различных его типах (В.Д. Менделевич, 2001)

 

Клинические формы Делинквент- ный тип Аддиктив- ный тип Пато- характе- рологический тип Психопато- логический тип На базе гиперспособнос-тей
Агрессия *** * **** **  
Аутоагрессия   * **** **  
Злоупотребелнение веществами   **** *** ** *
Нарушения пищевого поведения   * *** **  
Аномалии сексуального поведения * ** **** *** *
Сверхценные психологические увлечения   ** ***   ***
Сверхценные психопатологические увлечения     *** ****  
Характерологические реакции * * **** ** *
Коммуникативные девиации * ** *** *** *
Безнравственное и аморальное поведение **** * * *  
Неэстетическое поведение *   *** ** **

Обозначения: **** - данная форма всегда или почти всегда обусловлена данным типом девиантного поведения, *** - часто, ** - иногда, * - редко.

 

В нашей работе девиантное поведение, как результат переживания дисгармонии межличностных отношений, представляет собой сознательно (или бессознательно) выработанный и используемый конкретным человеком неадекватный способ переживания ситуаций риска (трудностей, возникающих в отношениях).

Защитно-компенсаторные образования в виде отклонений в поведении, таким образом, не только выступают как следствия имевших место однажды в прошлом причин, но они также есть попытки некоторого нового синтеза жизни, к чему, однако, надо прибавить неудавшиеся попытки, которые, все же, остаются попытками, не лишенными внутренней ценности и смысла. В этом случае «защита», выступая как псевдопреодоление, псевдоразрешение ситуации, сама становится источником новых переживаний субъектов отношений [85].

Формы отклоняющегося поведения субъектов отношений (или одного из них) отвечают таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения [165].

Обобщая описанное, отметим, что девиантное поведение, рассматриваемое в связи с переживанием нарушения межличностной дистанции, предполагает наличие конфликтов как внутриличностных, так и межличностных. Оно связано с деструкцией и саморазрушением личности субъектов отношений или одного из них. Суть такого поведения – это блокирование личностного роста, дисгармония отношений, являющаяся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Субъект – осознанно или неосознанно - стремится разрушить собственную самоценность, свои отношения, лишить себя уникальности, не позволить реализовать имеющиеся задатки.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)