Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Конфликт, как проявление нарушения социально-психологической дистанции в межличностных отношениях




 

В Большой психологической энциклопедии конфликт – столкновение противоречивых и противоположных задач, мнений, точек зрения оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

● противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

● противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

● несовпадение интересов, желаний, способностей оппонентов [47, с.187].

Как отмечает Б.И.Хасан (2003), в психологии сложилось следующее представление о конфликте:

● как о явлении, возникающем у человека, между людьми, т.е. о таком феномене который происходит необходимо / неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;

● как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвержение, победа поражение, выигрыш-проигрыш).

В психологической литературе можно найти такое определение конфликта. Конфликт – «такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения противоречия» [255, с. 27]. Такое возможно, однако, не всегда, в противном случае люди должны: во-первых, организовать, специально инициировать конфликт, во-вторых, получать при этом радость и удовольствие.

Под конфликтом понимают «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [47, с.81].

В конфликте обязательными составляющими выступают:

1. Биполярность противостоящих тенденций (противоречивые позиции сторон по какому-то поводу, противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; несовпадение интересов, желаний и т.п.).

2. Активность, направленная на преодоление противоречия.

3. Субъектность – наличие носителей, выразителей конфликта [15; 16].

Следовательно, на дистанцию в отношениях влияет как характер возникающего противоречия, его значимость для субъектов отношений, так и активность противоборствующих сторон. «Серьезность» противоречий и разногласий – есть фактор, отдаляющий людей друг от друга, тогда как активность, направленная на его снятие, преодоление способствует сближению людей, гармонизации отношений между ними.

К. Левин [по 256] писал, что конфликт психологически можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины. Он различает следующие типы конфликтных ситуаций:

· конфликт «стремление-стремление»: когда даны два объекта или цели, обладающие равным требовательным характером (валентностью); при этом необходимо сделать выбор между двумя возможностями;

· конфликт «избегание-избегание» возникает в ситуации, когда приходиться делать выбор между двумя негативными тенденциями;

· конфликт «стремление-избегание» представляет ситуации, в которых одно и то же одновременно притягивает и отталкивает. В условиях такого конфликта приближение к объекту ведет к возрастанию отталкивающих сил. На определенном расстоянии от объекта есть точка равновесия между силами. На большем расстоянии притягивающие силы больше отталкивающих;

· конфликт «двойных стремления-избегания», выделенный Hovland C., Sears S. Это конфликт двойной амбивалентности, проявляющийся в ситуации, когда нужно осуществить выбор между двумя равнозначными стимулами, обладающими одинаковыми положительными и отрицательными сторонами.

При описании конфликтности как проявления неблагоприятной межличностной дистанции в отношениях, будем придерживаться позиции Н.В. Гришиной (2004). Автор понимает конфликтную ситуацию следующим образом: – «это ситуация, в которой имеет место противоречие между ее участниками, проявляющееся в их противодействии друг другу (противостоянии, противоборстве) и сопровождающаяся аффективными проявлениями» [70, с.175]. Участники конфликта переживают ее как значимую психологическую проблему, требующую своего разрешения. Такое противостояние вызывает активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия, и разрешения ситуации, в интересах обеих или одной из сторон.

Было бы некорректно утверждать, что гармония в отношениях возможна только при отсутствии конфликтов. Как раз наоборот, наличие конфликтов - есть неотъемлемая часть межличностных отношений, они выступают индикаторами дистанции в межличностных отношениях. При этом важно, как разрешаются конфликты в отношениях, для этого выделяют конструктивный (продуктивный) и деструктивный конфликты.

Конструктивный (продуктивный) конфликт оказывает положительное действие на состав, движение и исход социально-психологических процессов, являющихся первопричиной улучшения и саморазвития личности [46] и отношений между взаимодействующими людьми.

Деструктивный конфликт оказывает негативное влияние на личность и ее отношения с окружающими людьми. Это находит свои проявления в личностной напряженности, снижении самооценки, снижении эффективности деятельности, возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности [46].

Выделяют ряд фундаментальных факторов, оказывающих влияние на конструктивный или деструктивный характер развития конфликта, а следовательно, на сближение или отдаление субъектов отношений [70]:

а) характер проблем – сложность проблем снижает вероятность соглашения;

б) характеристики конфликтующих сторон – такие индивидуальные характеристики, атрибутивные тенденции, потребность власти, контроля, кооперативная или конкурентная ориентация, способность к генерации возможных альтернатив решения;

в) степень сходства – различия между сторонами;

г) факторы ситуации – включают в себя общий климат, ослабляющий или ужесточающий конфликт;

д) навыки управления конфликтом: кооперативная ориентация, стимулирующая навыки конструктивного управления конфликтом (способность различения позиционных требований, базовых интересов, видения перспективы);

е) стратегии управления конфликтом: соперничество (борьба, доминирование, конкуренция), приспособление (уступчивость), избегание (уход), разрешение конфликта (сотрудничество, кооперация, переговоры), компромисс.

Кроме этого, на конструктивное или деструктивное разрешение конфликта, в том числе и в межличностных отношениях, оказывают влияние «мотивационная направленность на конфликт» противоборствующих сторон. М.Дейч [70] выделяет три типа мотивационных направленностей на конфликт:

1. Кооперативная – ориентирована на удовлетворение интересов обеих сторон.

2. Индивидуалистическая – ориентирована на достижение собственных целей и ненаправленная на интересы другого.

3. Конкурентная – стремление добиться большего для себя, в ущерб другому.

В заключение отметим, что конфликт, как проявление нарушения межличностной дистанции между взаимодействующими субъектами, а также ориентация на его разрешение (конструктивная или деструктивная) определяет степень близости-отдаленности людей друг от друга.

Возникновение конфликтов в отношениях между людьми неизбежно. Оно обусловлено различными факторами – социальными, индивидуально-психологическими, психологическими и т.п. Способы завершения конфликтов будут определять дальнейший характер складывающихся отношений. «Принципиальное значение для того, каким способом завершиться конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Решающими для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками» [25, с.476].

Считаем, что выбор стратегии поведения в конфликте является также условием, регулирующим социально-психологическую дистанцию в межличностных отношениях. Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Оно оправда­но в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борь­бы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.

Многие исследователи считают данную стратегию ущерб­ной для решения проблем, так как она не предоставляет возможности оппоненту реализовать свои интересы. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципи­альных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятно­сти опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить кон­фликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовно­стью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможно­стями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворе­ния временным решением; угрозы потерять все. Ком­промисс – это наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов.

Приспособление, или уступка, рассматривается, как вынуж­денный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих по­зиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают раз­ные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость со­хранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависи­мость от него; незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, по­лученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негатив­ных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны. В некоторых ситуациях с помощью уступки реализуется принцип «Три Д»: Дай Дорогу Дураку.

Уход от решения проблемы, или избегание, является попыт­кой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализо­вать свои интересы с помощью активных стратегий. Речь идет не о разрешении, а о затухании конфликта.

Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество - это наиболее эффективной стратеги­ей поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рас­смотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнориро­вать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др. Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в ос­нове конфликта.

Выбор стратегий поведения в конфликте будет определять не только его исход, но и характер отношений между конфликтующими сторонами, влияя тем самым на социально-психологическую дистанцию между субъектами отношений.

Конфликт проявляется в общении между взаимодействующими людьми, на основании чего характер последнего также является своего рода индикатором нарушения межличностной дистанции.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)