Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Внешние факторы, регулирующие дистанцию




 

Социально-психологическая дистанция представляет собой динамическую характеристику отношений между людьми, которые развертываются в определенном средовом и социокультурном контексте.

В словаре русского языка слово среда – означает: 1) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, 2) окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [191, с.699].

Применительно к нашему исследованию, наиболее подходящим является второе значение слова среда. Следовательно, к средовым факторам, детерминирующим регуляцию межличностной дистанции, будут относиться социально-бытовые условия, в которых осуществляется взаимодействие, а также социальные ситуации, в которых реализуются межличностные отношения.

Социально-бытовые факторы представляют собой условия, в которых развертываются взаимодействия людей, осуществляется их жизнедеятельность. Например, это может быть конфессиональная принадлежность, служба в армии, особенности профессиональной деятельности, ограничение (лишение) свободы и т.п.



К социально-бытовым условиям, регулирующим дистанцию, будет относиться социальное пространство личности, под которым понимаются «условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей» [173, с.71]. Одним из таких условий выступает место, где протекает жизнь человека, включая этнокультуральные особенности среды в которой воспитывался, проживал и проживает, субъект отношений.

Ситуации межличностного взаимодействия – регламентируют, задают межличностную дистанцию. Ситуация межличностного взаимодействия включает в себя статусно-ролевые предписания субъектов отношений, а также всю совокупность элементов среды (событий, условий, обстоятельств и т.п.), оказывающих стимулирующее, обуславливающее и корректирующее воздействие на субъектов отношений, определяя тем самым их активность.

Социально-психологическая дистанция определяется теми ситуациями, в которых развертываются, осуществляются отношения между людьми, и которые в свою очередь являются её регуляторами. Для классификации ситуаций Л.Ф.Бурлачук, Н.Б.Михайлова (2002) предлагают использовать следующие шкалы [54].

· Шкала ситуаций в континууме «болезнь-здоровье».

· Шкала простоты – сложности ситуаций. В нее входят элементарные ситуации – мелочи жизни, сложные ситуации – связанные с необходимостью решать отдельные вопросы, а также проблемные и экстремальные – требующие от человека мобилизации духовных сил.

· Шкала социального благополучия. К ней относятся ситуации начиная от социально неблагополучных, жизненно опасных и заканчивая оптимально благополучными и полностью устраивающими человека ситуациями.

· Шкала новизны – известности ситуаций: совершенно новые ситуации, мало известные, достаточно известные и хорошо знакомые ситуации.

· Шкала значимости – не значимости событий для жизни субъекта: ситуации, играющие поворотную роль и ситуации, игнорируемые субъектом.

· Шкала соответствия ситуации потребности в самореализации: ситуации соответствующие – препятствующие потребности в самореализации.

· Шкала стабильности – изменчивости ситуации: ситуации, постоянно сопровождающие жизнь субъекта, ситуации, в которых происходят лишь частичные изменения, и ситуации, меняющиеся в корне и отличающиеся полной нестабильностью.

· Шкала пространственной развертки ситуации: ситуации, влияющие на человека, включающие данный момент жизни и ситуации, находящиеся в разной степени пространственной удаленности, но имеющие значение для человека.

· Шкала временной развертки ситуации: ситуации прошлого, настоящего и будущего.

Обобщая сказанное, отметим, что если поведение и деятельность субъекта отвечает ситуационным требованиям, то есть возможность установить благоприятную, приемлемую для него дистанцию в межличностных отношениях.

Кроме особенностей ситуации взаимодействия, детерминантами, регулирующими межличностную дистанцию, будут являться социальный статус и ролевой репертуар взаимодействующих субъектов, соответствующий и ожидаемый друг от друга в определенных ситуациях межличностного взаимодействия.

Социальный статус – это положение, которое человек занимает в обществе. В различных обществах могут быть различные системы позиций, различающиеся по содержанию, по материальному обеспечению, по отношению к властям и т.д. Важным моментом является то, каким образом социальный статус преломляется в личности [47, с.438], а также то, как он регламентирует ситуацию взаимодействия и дистанцию в ней.

П.Бурдье указывал на то, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Те же, у кого наблюдаются некие отличия, находятся в разном социальном положении. Чем больше сходства в положении различных людей, тем ближе они друг к другу в социальном пространстве. Наоборот, чем значительнее и существеннее различия, тем больше дистанция между ними [235]. Следовательно, чем больше равенства в статусных позициях, тем субъекты более близки друг другу. Но как показывает жизненный опыт, это не всегда так. При восприятии другого – равностатусного человека, всегда «примешивается» оценка индивидуально-психологических особенностей: его деловых качеств, симпатия и уважение к нему, его привлекательность, или наоборот – зависть и конкуренция.

Подтверждение этому мы находим в работах Р.Парка, который утверждал, что каждый человек регулирует дистанцию с другим человеком на обоюдной основе: начальник решает, допускать или не допускать рабочего на прием, однако рабочий сам решает идти на прием по личному вопросу или не идти. На желание сократить дистанцию влияет не само место во властной иерархии, а его престижность. Власть и престиж коррелируются, но не столь сильно, как это кажется обладателям высоких должностей. Уважаемые, а тем более почитаемые начальники, директора, президенты – явление гораздо более редкое, чем уважаемые исполнители простых функций. Поэтому стремление поддерживать большую личностную дистанцию может идти не только сверху, но и снизу: безвестный художник может считать себя великим и презирать обласканных властью руководителей творческих организаций и именитых коллег [235].

Безусловно, социальный статус накладывает отпечаток дистанцию в отношениях – статусные характеристики взаимодействующих субъектов задают ту или иную степень межличностной близости (отдаленности) «во властной иерархии». Однако необходимо учитывать престижность социальной позиции, и, как было сказано выше – личностные характеристики субъектов отношений, так как обладание тем или иным статусом предполагает наличие определенных личностных качеств. Например, успешный лидер должен обладать такими качествами как напористость, честность, порядочность, уверенность в себе, любознательность, творческие способности, гибкость, знание дела.

Отметим, что эти качества можно обозначить как сближающие характеристики лидера, благодаря которым, он способен устанавливать благоприятную, удовлетворяющую его и подчиненных межличностную дистанцию. Отсутствие у лидера необходимых психологических качеств приведет к его несоответствию занимаемому им положению и невозможности эффективно выполнить руководящую роль. Это безусловно отразится с худшей стороны на характере социально-психологической дистанции в межличностных отношениях.

Наряду с социальным статусом, регулятором межличностной дистанции выступает ролевой репертуар взаимодействующих личностей.

Роль – социально-нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в группе. Она предполагает наличие прав и обязанностей, реализацию форм поведения, ожидаемых от субъекта в разных ситуациях в силу его принадлежности к тем или иным группам, социальным позициям. Роль задает поле социального поведения личности.

Как пишет А.Г.Асмолов (2001), роль «жестко предопределяет набор ценностей и идеалов, схем общения, которым нужно следовать в своем поведении. Эти ценности и идеалы выполняют в поведении личности побудительную функцию, функцию «мотивов-стимулов», вызывающих акты поведения, направленные на достижение задаваемого ролью набора ценностей» [26, с.319].

Дистанция в межличностных отношениях может детерминироваться следующими ролями: «роль-для-всех», «роль-для-группы [26]:

● «роль-для-всех», определяет дистанцию в общественных отношениях (в отношениях к миру вообще и ко всему, что в нем происходит); она определяется нормативно-заданными отношениями в рамках определенной культуры, этноса и т.п.;

● «роль-для-группы» детерминирует межличностную дистанцию в отношениях внутри какой-либо социальной группы; она определяет дистанцию в деловых отношениях при выполнении какой-либо совместной деятельности;

Описанные группы ролей выступают общими факторами, детерминирующими регуляцию социально-психологической дистанции на разных «уровнях существования» человека: общественном (роль-для-всех), межличностном (роль-для-группы).

Наша жизнь предполагает намного больший ролевой репертуар, охватывающий различные сферы: семейную, профессиональную, общественную, сферу обучения и образования, хобби. На социально-психологическую дистанцию в определенной степени влияет ролевой репертуар субъектов отношений. Л.В.Куликов (2004) выделяет следующие категории ролей:

1. Роли в родственных связях (муж, жена, сын, дочь, мать и т.п.).

2. Роли в дружеских и любовных связях (друг, помощник, советчик, любовник).

3. Роли социального и правового статуса (ученик, студент, аспирант, безработный, эмигрант).

4. Роли должностного статуса (директор, руководитель, учитель, подчиненный).

5. Профессиональные роли (психолог, программист, бухгалтер, водитель).

6. Роли пользователя и владельца (водитель, читатель, пользователь Интернета, владелец недвижимости).

7. Роли в занятиях вне деловой сферы: на досуге, в путешествии и туризме, физкультурных занятиях (рыболов, охотник, лыжник, скалолаз).

Каждая категория описывает определенный модус человеческого существования. В рамках одной и той же ролевой категории межличностные отношения могут обладать разным уровнем близости. Причинами этого могут являться:

а) несоответствие ролевого репертуара жизненной сфере, в которой разворачивается взаимодействие. Пример: руководитель, приходя домой, не может «выйти» из своей властной, доминирующей роли, т.е. начинает «руководить» семьей даже в тех ситуациях где в этом нет необходимости.

б) имеет место рассогласование между ролевыми ожиданиями субъектов относительно друг друга. Пример: супруга ожидает от мужа совета и помощи (роли в дружеских и деловых связях), а супруг играет, капризничает, балуется (роль сына).

На наш взгляд, в основе ролевой детерминации регулирующей межличностную дистанцию лежат следующие принципы: субординационный и координационный.

Субординационный. Благоприятная, приемлемая дистанция возможна в тех случаях, когда в отношениях каждый учитывает социальный статус и роль своего партнера. Субъекты, обладающие более высоким социальным статусом, «подчиняют» себе, субъектов с более низким социальным статусом, а те, в свою очередь, должны «подчиняться». Пример: отношения «начальник-подчиненный» предполагают властную структуру отношений. Несоблюдение субординации приводит к нарушению межличностной дистанции, проявлением чего может являться стремление к «панибратским» отношениям, что в свою очередь снизит эффективность деятельности.

Координационный. Предполагает согласованность в системе ролевых ожиданий относительно друг друга. Например, если в системе семейных отношений супруг занимает доминирующую позицию, то для установления приемлемой, благоприятной дистанции супруга должна выступать в роли женщины пассивного типа, то есть занять ведомую позицию, и наоборот. Но все это должно быть с учетом ситуации, в которой разворачивается межличностное взаимодействие

Несоблюдение принципов статусно-ролевой субординации и координации приведет к установлению неблагоприятной, неприемлемой дистанции, что, в конечном счете, негативно отразится на характере складывающихся отношений между субъектами. Использование этих принципов должно соответствовать ситуациям межличностного взаимодействия. В противном случае это приведет к напряжению, конфликтам, непониманию и т.п. между взаимодействующими людьми.

Таким образом, рассмотрение ролевой регуляции дистанции предполагает учет особенностей ролевого взаимодействия субъектов. Для примера обратимся к транзактному подходу Э.Берна. Так люди, находящиеся во взаимодействии друг с другом, находясь вместе, так или иначе покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Что будет выступать «транакционым стимулом». Ответ или действие человека на стимул называется «транзакционной реакцией» [160]. При здоровых (благоприятных), удовлетворяющих взаимоотношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую, естественную реакцию. Если же происходит несоответствие между стимулом и ожиданием, то возникает рассогласование, соответственно дистанция между субъектами отношений будет изменяться.

Фактором, детерминирующим дистанцию, будет выступать объектное и субъектное восприятие [26]. «При объектном восприятии человек подводит воспринимаемые поступки другого человека под принятую в данной культуре систему значений, выраженную форме различных эталонов и стереотипов» [26, с.320]. В данном случае дистанция в отношениях может быть выражена как «рядом, но не вместе». При субъектном восприятии отношения человека преломляются сквозь призму его личностных смыслов и в меньшей степени зависят от существующих в общности социальных стереотипов.

Анализ объектного и субъектного ролевого восприятия, равно как и все описанное выше относительно статусно-ролевой детерминации регулирующей дистанцию, позволяет сделать следующее заключение.

Статусно-ролевое влияние на близость между людьми может наблюдаться в любой жизненной сфере: профессиональной, семейной, хобби, обучения и образования, общественной, а также в различных отношениях – деловых, общественных, интимно-личностных и т.п. Статус и роль относятся к группе внешних (наряду с социально-бытовыми условиями) факторов регулирующих межличностную дистанцию.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)