Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методика исследования социально-психологической дистанции в межличностных отношениях




Психодиагностика – отрасль психологической науки; сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека и его отношений, деятельности и взаимодействия с окружающими людьми (Г.С.Никифоров).

Диагноз (распознавание с греческого): заключение о психологической индивидуальности и ее характеристиках (в психологии). Таким образом, психодиагностика:

а) сочетает в себе практически все психологическое знание и в этом смысле находится в центе внимания наук о человеке;

б) получает возможность наиболее непосредственного выхода в практику; используется во всех прикладных отраслях психологии;

в) имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами (запросами) практики.

Решение диагностической задачи предполагает, что сбору данных и выбору диагностического инструмента должен предшествовать период предварительного ознакомления с данными о клиенте, о специфике деятельности или группы, о ситуации обследования.

Диагностическая задача состоит в адекватном выборе конкретных методик и включает три аспекта:

1. Содержание диагностики – что, у кого и зачем подлежит диагностике.

2. Диагностическая ситуация – как внешняя (условия диагностики: временные, пространственные и т.п.), так внутренняя (мотивационная). Последняя представлена в двух вариантах:

а) ситуация клиента – когда он сам обращается за психологической помощью; он заинтересован в получении объективной информации и идет на сотрудничество с диагностом, что позволяет диагносту меньше заботится о защищенности методик от фальсификации результатов;

б) ситуация экспертизы – клиент либо не заинтересован в диагностике, либо заинтересован в тенденциозном искажении результатов.

3. Пользователь диагностической информации – кто и как будет использовать результаты диагностики. Наиболее частые адресаты диагностики:

● специалисты-смежники (врачи, педагоги) или заказчики (руководители, родители); здесь необходимо выбрать диагностические средства, которые позволяют получить стандартизированные данные;

● специалист, проводящий исследование – сам психодиагност;

● клиент – сам исследуемый.

Важным моментом при выборе психодиагностических методик является необходимость руководствоваться сведениями об их надежности и валидности.

Психодиагностическое заключение направлено на выработку программы дальнейшей психологической работы – коррекции, терапии и т.п. – в соответствии с полученными данными. Итоги психологического исследования обязательно должны быть доведены до сведения реципиента с соблюдением соответствующих этических правил.

Схема психологического диагноза. Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности и ее отношений, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития.

Психологический диагноз – структурированное описание особенностей социально-психологической дистанции в межличностных отношениях и самих отношений, а также объяснение выявленных противоречий и значения полученных данных в целостной динамической картине личности и ее отношений с другими людьми. Важнейшим элементом диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении человека, каковы их причины и следствия.

Диадность в изучении дистанции в отношениях.Анализ исследований, посвященных проблеме межличностных отношений, показал, что во многих случаях объектом исследования выступает коллективный субъект (например, педагогический коллектив), что на наш взгляд не дает реального представления о том, как складываются отношения между субъектами. Это обусловлено тем, что даже в рамках одной социальной группы человек выстраивает множество отношений с разными людьми, а порой и с одним и тем же партнером по взаимодействию. При изучении отношений перед нами встает ряд вопросов:

Первый – отношения с кем оценивает субъект, при ответе на вопросы психодиагностической методики или при выполнении тестовых заданий?

Второй – как узнать о том, как к субъекту относятся те люди (человек), относительно которого он заполнял опросник или выполнял тестовые задания?

Для того чтобы получать более полную и достоверную информацию о существующих отношениях между людьми, предлагаем использовать диадность при изучении межличностных отношений. В том или ином виде он используется при изучении семейных отношений, а также при оценке совместимости субъектов. Логика этого выглядит следующим образом:

а) субъект оценивает свои отношения с другим субъектом (субъектами) по ряду параметров психодиагностических методик;

б) затем этот другой (другие) по этим же параметрам оценивает отношения с первым субъектом.

Преимущества такого подхода заключается в следующем. Во-первых - в том, что мы получаем реальную картину отношений, складывающихся между людьми, а при изменении инструкции, - и желаемую тоже. Во-вторых, его использование правомерно при изучении различных систем отношений – семейных, профессиональных, статусных, дружеских и др.

Приведем пример использования диадности при изучении системы семейных отношений.

● ребенок оценивает отношения с родителями (результат - представление о детско-родительских отношениях);

● родители оценивают отношения с ребенком (результат - представление о родительско-детских отношениях);

● родители оценивают отношения друг с другом (результат – представление о супружеских отношениях).

Таким образом, использование диадности позволяет практически одновременно изучить различные системы отношений. Аналогичная ситуация возможна при изучении межличностных отношений в других сферах жизни субъекта: профессиональной, деловой, сфере увлечений и др.

Кроме использования диадности при проведении исследования необходима корректировкаинструкции, а также некоторое перефразирование вопросов, но с тем условием, что они не теряют своей смысловой нагрузки, применительно к той системе отношений, которую планируется изучать, либо к субъекту с которым оценивались отношения.

Как указывает Л.В.Куликов, в инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщательностью. Так же, как и в тексте вопросников, желательно, чтобы в ней не было длинных предложений. В длинной инструкции лучше выделить смысловые блоки либо с помощью пространственного кодирования (разнесением абзацев на листе), либо ключевыми словами. До начала основного эксперимента необходимо апробировать составленную инструкцию, чтобы убедиться в ее понятности. Часто это можно сделать и без последующего проведения эксперимента, а лишь продемонстрировав стимульный материал и объяснив, что требуется от испытуемого. Это даст возможность узнать, насколько понятны задания и вопросы. Желательно провести апробацию с 5-10 людьми, а сложную инструкцию - с 10-15.

Приведемпримеры части инструкций и пунктов вопросов, имеющихся в достаточно распространенной методике FIRO-B (В.Шутц) – опросник межличностных отношений, адаптированный А.А.Рукавишниковым [158].

 

Инструкция. Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

Обычно Часто Иногда По случаю Редко Никогда

8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Инструкция. Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.

Относится к:

Большин-ству людей Многим людям Некоторым людям Нескольким людям Одному двум людям Никому

21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными [158, с.42-43]

 

Приведенный пример иллюстрирует следующее. Прежде всего, непонятно, кто эти «другие», «остальные», с которыми необходимо произвести оценку. Однако необходимо иметь в виду, что отношения всегда конкретны, т.е. мы всегда относимся к кому-то. Как можно иметь близкие отношения с остальными – кто эти «остальные»?

Ниже приведем пример модификации инструкции опросника уровня самораскрытия (методика С.Джурарда), которая использовалась в наших исследованиях.

Оригинальный вариант. «Оцените, в зависимости от того, насколько полно и детально Вы раскрывали хотя бы одному знакомому человеку, сведенья о себе по каждой из десяти тем, отметьте соответствующее значение по шкале. Оценка «0» соответствует – ничего не говорил; оценка «4» - говорил полно и подробно; возможны и промежуточные оценки».

Наш вариант инструкции. Ниже будут предложены десять тем. Оцените насколько подробно Вы их раскрывали в общении со значимым для Вас человеком. Каким именно человеком, обсудите с психологом и получите у него дополнительное разъяснение. Оценку каждой приведенной темы необходимо выразить с помощью четырех балльной шкалы:

1 – говорил очень мало,

2 – говорил мало,

3 – говорил полно,

4 - говорил очень полно и подробно.

Если какая либо тема не обсуждалась вовсе, Вы ничего о ней не говорили, то напишите «0».

 

При выборе вида шкалы и количества градаций в шкале лучше опираться на результаты исследований, затрагивавших эти вопросы. Словесные шкалы представляют собой набор суждений (не менее двух) о степени выраженности признака. Развернутая словесная шкала предполагает словесное выражение широкого спектра степеней выраженности или значений одного признака.

Требования к словесным шкалам.

1) Необходимо согласовывать суждения с особенностями объекта.

2) Меньше допускать неточности, расплывчатости, двусмысленности в суждениях, понятиях, обозначениях полюсов шкал и промежуточных градаций

3) Словесные обозначения не должны пересекаться, чтобы в одном понятии не содержалась часть другого.

4) Словесные обозначения, по возможности, не должны содержать оценок.

5) Словесные обозначения должны указывать на один признак, а не на ряд признаков объекта.

Специфика описанного метода изучения межличностной дистанции позволяет использовать более широкий набор психодиагностических методик, результатом чего является получение более разносторонней и надежной информации о том, что «творится» в межличностных отношениях. Как указывает Л.В.Куликов, более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим.

Все это открывает широкие возможности для изучения различных систем отношений. Применение субъективно-оценочных методов позволяет дать более дифференцированную оценку межличностных отношений, что является одним из условий для получения объективной и достоверной информации о них. Получаемая при этом информация может быть использована в практике психологической помощи и сопровождения людей (и организаций) в целях улучшения качества межличностных отношений.

В разделе «Приложения» представлены авторские методики, направленные на изучение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях. Все методики прошли процедуру психометрической проверки, а часть из них и стандартизацию.

В качестве требований к методикамвыступили следующие:

1. Пригодность для обследования разных контингентов: здоровых и имеющих нервно-психические расстройства, людей разного возраста, разного уровня образования.

2. Возможность использования методик для изучения особенностей межличностной дистанции в различных жизненных сферах: семейной, профессиональной, обучения, образования, общественной.

3. Возможность достаточно дифференцированной количественной оценки параметров социально-психологической дистанции в межличностных отношениях.

4. Компактность, удобство в использовании. Эти качества необходимы при скрининговых исследованиях.

Назначение методик

● Субъективная оценка межличностных отношений (СОМО). Назначениеметодики–определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Предмет данной методики – напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия [91].

● Шкала субъективного переживания одиночества (СПО). Основным назначением шкалы является определение степени этого переживания, являющегося показателем гармоничности – дисгармоничности межличностных отношений и показателем близости – отдаленности между субъектами отношений [93].

● Анкета «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями», позволяет выявить наиболее значимые причины неудовлетворенности, как факторов влияющих на социально-психологическую дистанцию в межличностных отношениях [95].

● Анкета «Межличностная дистанция». Основное назначение – выявление актуальных и удовлетворяемых межличностных потребностей, а также реальный (воспринимаемый) и желаемый уровень близости в межличностных отношениях [96].

● Методика определения «Социально-психологической дистанции» «СПД» – представляет собой психодиагностический инструмент для измерения полнового состава межличностной дистанции (когнитивную, коммуникативную, эмотивную, поведенческую и деятельностную) и общего индекса психологической близости между взаимодействующими субъектами.

Представленные методики пригодны для диагностики особенностей социально-психологической дистанции в различных ситуациях межличностного взаимодействия, а также в различных жизненных сферах.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог сказанному, отметим, что при написании книги самым сложным является поставить точку. В этом отношении хочется привести слова С.В.Петрушина о том, что любой акт творчества - как маленькая жизнь, и его окончание – это маленькая смерть для творца, это чем-то похоже на смерть для творческого процесса.

В книге представлено решение ряда научно-теоретических и эмпирических задач социальной психологии, в том числе, и, психологии межличностных отношений.

Одним из важных моментов явилось описание такой характеристики, как социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях. В работе показана связь особенностей близости-отдаленности между людьми с их психическими состояниями, настроениями, с их автономией психологического пространства, переживанием благополучия и характером самих отношений.

Специфика деятельности психолога обусловливает характер и способы получения профессиональной информации. Одним из таких способов выступает психодиагностика. Создание компактного и надежного психодиагностического инструмента, а также грамотное его использование повышает результативность и продуктивность профессиональной деятельности психолога.

Для изучения социально-психологической дистанции в межличностных отношениях в книге предлагается комплексная психодиагностика.

Данная работа является результатом пути автора в области изучения феномена социально-психологической дистанции в межличностных отношениях и создания психодиагностических методик направленных на изучение ее параметров. При написании книги следовали убеждению о том, что психология в любых ее приложениях – и практических, и теоретических - может развиваться только на основе количественных исследований, связывающих теорию и практику с фактами.

На основании диагностики особенностей социально-психологической дистанции, возможно принимать меры по улучшению межличностных отношений, повышая тем самым уровень благополучия и качество жизни взаимодействующих субъектов.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 496с.

2. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии, 1995. - №2. – С.130-137

3. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. – 335с.

4. Абульханова – Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. – М.: Наука, 1973. – 288с.

5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989. – 248с.

6. Августин Аврелий. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 440с.

7. Акопян Т.А. Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях. Автореф. …дис. канд. психол. наук, Санкт-Петербург, 2003. – 23с.

8. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М., 1993.

9. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.И. социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: МГУ, 1997

10. Алиева З.А. Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений старшеклассников. Автореф. …дис. канд. психол. наук, Москва, 2001.

11. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 368.

12. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). – Изд-во «Печатный двор», СПб, 1993. – 327 с.

13. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 150с.

14. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996

15. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – 1985. – №6. – С.107–115.

16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.

17. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию. // Журнал практического психолога.- 1999. - №7-8

18. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

19. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2002 – 364с.

20. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2004. – 264с.

21. Аненкова Э.Р. Формирование позитивных социальных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе. Дис. канд. психол. наук, Ставрополь, 2003. – 231 с.

22. Аносов Ю.А. Внутренние и внешние отношения (субстационально-акцидентальный аспект). Автореф.дис… канд. психол. наук, СПб, 1994. - 16 с.

23. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 197с.

24. Анциферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал. – 1993. – №3. – С.3–16.

25. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.

26. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416с.

27. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 535 с.

28. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде. // Психологический журнал. – 1995. - №4. – С.109-121

29. Балуцкий И.В. Особенности проявления доверия в статусных межличностных отношениях. Дис. канд. психол. наук, Ростов н/Д, 2002. – 160 с.

30. Барабанщиков В.А. Онтологические характеристики перцептивного процесса // Психологический журнал. – 2001. - №5. – С.17-28.

31. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. – 1969. - №2. – С.118-125.

32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М..: Искусство, 1979

33. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. - Минск: Харвест, 1999

34. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 679с.

35. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.

36. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2003. – 701с.

37. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. – 480с.

38. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995.

39. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Специальная Литература, 1995. – 399с.

40. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576с.

41. Бодалев А.А. Проблема общения в психологии // Психологический журнал. – 1983. – №1.

42. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

43. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М:, Воронеж, 1995. – 352с.

44. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 120с.

45. Больнов О. Философия экзистенциализма. – СПб.: Лань, 1999.

46. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544с

47. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с.

48. Брудный А.А. Понимание и общение. – М., 1989

49. Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека / Под ред. Б.Ф.Ломова, И.В.Равич-Щербо. – М., 1978

50. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991. - № 6. - С.3-12.

51. Бубер М. Два образа веры. М., 1995

52. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1986

53. Бурдье П. Социология политики. – М., 1993

54. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал, 2002 - №1. – С.5-17.

55. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. – 1988. - №5. – С.27-37.

56. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200с.

57. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества. Дисс. канд. психол. наук (19.00.05). - Санкт-Петербург, 2002

58. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 352с

59. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2003. Т.2. – С.198-2003

60. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников воспитывающихся вне семьи. // Психологический журнал. – 1996. - №4. – С.55-63

61. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. – 1136с.

62. Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1999

63. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер.6. – 1991. - №1. – С.47-55.

64. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния. – Л., 1981. Вып. 10. С.6-16

65. Гозман Я.Л. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987

66. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. – 1997. - №6. – С.73-83

67. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1998. – 331с

68. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. – 318с.

69. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. – Л., 1981. – с.91

70. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.

71. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. – 1997. - №1. – С.121-132.

72. Гришина Н.В.Психология межличностного конфликта. Дисс.докт 1995

73. Губачев Ю.М., Иовлев Б.Д., Карвасарский Б.Д., и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. – Л.: Медицина, 1976. – 224с.

74. Гусерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: Сагуна, 1994.

75. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.:Наука, 1998

76. Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9 – 11 лет. Дисс. канд психол наук. – М., 1990.

77. Дашков И.М., Курганский Н.А., Чумакова Н.П. Калифорнийский психологический опросник: Руководство. – «ПсиХРОН», Челябинск, 2003. – 47с.

78. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991 - 368с.

79. Дильтей В. Описательная психология. - СПб.:Алетейя, 1996.

80. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом возрасте. дисс.канд.психол.наук (19.00.07). – Санкт-Петербург, 2002

81. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев.: Наукова Думка, 1987. – 324с.

82. Достовалов С.Г. Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте. Дис. канд. психол наук, Ростов н/Д, 2000. – 160 с.

83. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997. – 344с.

84. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 320с.

85. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. - Курган, 2003. – 124с.

86. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 19.00.01. - Казань, 2002. – 22с.

87. Духновский С.В. Доверие как условие социально-психологической дистанции в межличностных отношениях // Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы Межвузовской научно-практической конференции, 15 июня 2006 года. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. – С.50-52

88. Духновский С.В. Изучение представлений о реальной и желаемой дистанции в межличностных отношениях // Материалы IV Всероссийского съезда РПО: В 3 т. Т.1. – Москва; – Ростов н/Д.: Изд-во «КРЕДО», 2007. – С.313

89. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 174с.

90. Духновский С.В. Проблема одиночества в отношениях между людьми // Человек в современных философских концепциях. – Волгоград: Изд-во ВолГу, 2007. – С.214-218.

91. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. – СПб.: Речь, 2006. – 54с.

92. Духновский С.В. Изучение параметров социально-психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом // Вестник Санкт-Петербургского университета, выпуск 3, сентябрь 2007. – С.313-319

93. Духновский С.В. Шкала субъективного переживания одиночества. Руководство. – НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 2008. – 17 с.

94. Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007 – 180с

95. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141с.

96. Духновский С.В. Диагностика социально-психологической дистанции в межличностных отношениях. Описание методик, инструкции по применению. Учебное пособие. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 75 с.

97. Духновский С.В., Куликов Л.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер.12. – июнь, 2009. – С.14-20.

98. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Н., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. – Минск.: Издательство «Университетское», 1985.

99. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

100. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб.: Речь, 2004. – 368с.

101. Ермакова Е.Ю. Формирование альтруистических отношений у подростков школьников. Дис. канд. психол. наук, Москва, 1999. – 153 с.

102. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М.: Искусство, 1972.

103. Желтонова Ю.А. Ценностно-смысловые детерминанты межличностного взаимодействия. Дис. канд. психол. наук, Ростов н/Д., 2000. – 180 с.

104. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 – С.89-109

105. Забродова Ю.А. Социально-психологическая презентация одиночества // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-3. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. – С.344-347.

106. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. – Иркутск.: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976 - 192с.

107. Зенько Ю.М. Основы христианская антропологии и психологи. – СПб.: Речь, 2007. – 980с

108. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. – М., 2000

109. Зиновьева Д.М. Отчуждение как актуальная проблема психологии // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-3. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. – С.447-451.

110. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

111. Знаков В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности // Вопросы психологии. – 1984. - №1. – С.138-141

112. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. – 2000. - №2. – С.7-15

113. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512с.

114. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 694с.

115. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга третья: Философия XIX - XX века/Под ред.Н.В. Мотрошиловой и A.M. Руткевича. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина. - 1998

116. Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д. Интрапсихические модели межличностного взаимодействия: сравнение российской и немецкой выборок // Психологический журнал. – 1997. – №3. – С.58-73

117. Калмыкова О.И. Психологическая дистанция как показатель успешности педагогического взаимодействия в системе «учитель-подросток». Дисс. канд. психол. наук (19.00.07). - Ставрополь, 2001

118. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990

119. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / Сочинения. В 6 т. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. – С.349-531.

120. Карвасарский Б.Д. Неврозы (руководство для врачей). – М.: Медицина, 1980. – 448с.

121. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. – 1988. - №5. – С.121-128.

122. Кисин К.А. Педагогические условия развития структуры межличностных отношений в воинских подразделениях. Дис. канд. психол. наук, Биробиджан, 2003. – 207 с.

123. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. – 368с.

124. Ковалев В.В. Психологические условия оптимизации межличностных отношений офицеров подразделений Сухопутных войск. Дис. канд. психол. наук, Москва, 2002. – 241 с.

125. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 435 с.

126. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432с.

127. Короткина Т.И. Влияние предшествующих межличностных отношений на групповой процесс в тренинге общения. Дис. канд. психол. наук, СПб., 2002 – 161 с.

128. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявление школьной дезадаптации. Дис. канд. психол. наук, Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

129. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения, в зависимости от сложности социальной перцепции: Автореф. дис… канд. психол. наук. - Киев, 1986. – 23с.

130. Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В.В.Розановой. М., 1982. 245 с.

131. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989. – 204с.

132. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Издательский центр «Феникс», Изд-во «Когито-центр», 1998 – 224с.

133. Кузьмин В.П. Системное качество // Вопросы философии - № 9. – 1973. – С.81-94.

134. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, – 1967

135. Кузьмина Е.И. Психология свободы. – СПб.: Питер, 2007. – 336с

136. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.

137. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. – СПб., 2003

138. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб., 2003.

139. Куликов Л.В.Психология настроения. – СПб.: Изд-во С.Петербургского университета, 1997. – 234с.

140. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

141. Купрейченко А.Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-4. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. – С.565-567.

142. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

143. Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. – 624с.

144. Лабунская В.А. Экспрессия человека. – Ростов-на-Дону, 1999

145. Леви В.Л. Одинокий друг одиноких. – М.: Торобоан, 2006. – 356 с.

146. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000

147. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964

148. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. – СПб.: Алетейя, 2003. – 312с.

149. Левченко Е.В. История психологии отношений В.Н. Мясищева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.4. – Санкт-Петербург, 1996.

150. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.

151. Леонтьев А.Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487с.

152. Лингардт И. К вопросу детерминации и направленности в моделях мыслительной деятельности // Психологические исследования посвященные 85 летию Д.Н. Узнадзе /Под ред. А.С. Прангишвили. – Тбилиси, 1973.

153. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации челове­ком. - М., 1974.

154. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь. – В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – С.238-246.

155. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 444с.

156. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. - № 2. – С.31-45.

157. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПБ, 2004. – 704с.

158. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций //Психологический журнал. – 1983. №2.

159. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – 496с.

160. Макаров В.В., Макарова Г.А. Сценарии персонального будущего. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 383с.

161. Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 832с.

162. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

163. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. – М.: Наука, 1986. – 186с.

164. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. – М., 1986

165. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн.пособ. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.

166. Мень А. Отец Александр отвечает на вопросы. – М.: Центр «Путь, истина и жизнь», 2004. – 320с.

167. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 253с.

168. Мерлин В.С. Социально-типические свойства личности в типологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии / Труды научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева. Т. 38. – Л., 1966. - С.93-101.

169. Мне хорошо только в одиночестве // Psychologies – № 16. – 2007 – С.76-77

170. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973

171. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

172. Муталимова А.М. Взаимосвязь свойств темперамента и особенностей межличностн




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (901)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)