Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Финансирование выборов и референдума в Российской Федерации




 

Законодателем предусмотрено, что все расходы, связанные:

с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации;

с эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета).

Данные расходы финансируются на основании ранее утвержденной бюджетной статьи о распределении расходов соответствующего бюджета не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Говоря о финансовых затратах на проведение референдума Российской Федерации, следует отметить, что они осуществляются за счет средств, выделенных из федерального бюджета на указанные цели в порядке и сроки, установленные Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации".

Центральная избирательная комиссия РФ на стадии финансирования выборов и референдума в Российской Федерации является главным распорядителем средств, а соответственно каждому уровню выборов - избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования.

О всех понесенных расходах избирательные комиссии представляют обязательные отчеты в Палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований.

При этом председатели избирательных комиссий, когда распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и референдума, несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств.

Главная роль в распределении бюджетных средств отведена ЦИК России. Он устанавливает порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета ей, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательных комиссий.

Все перечисленные действия ЦИК России производит в строгом согласовании с Центральным банком РФ.

Средства на выборах и референдуме в субъектах РФ распределяются соответственно избирательной комиссией субъекта по согласованию с главным управлением Центрального банка РФ в данном субъекте.

Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия - в его филиалах. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий, комиссий референдума и проведению операций по счетам не взимается, проценты за пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, не уплачиваются.

Необходимо отметить, полагаем, самый актуальный аспект - избирательные фонды кандидатов.

Законодатель устанавливает, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.

Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Они могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

Средства фондов референдума могут использоваться инициативной группой по проведению референдума только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает 5 тыс. и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится, и тогда кандидат уведомляет избирательную комиссию об этом. Законом субъекта РФ обязанность создания избирательных фондов в избирательных округах, имеющих не более 5000 избирателей, может быть распространена не на всех кандидатов. Для кандидатов, которые до регистрации уведомили избирательную комиссию о том, что не будут производить финансирование своей избирательной кампании, создание фонда не обязательно *(110).

На данной стадии избирательного процесса определяются так называемые уполномоченные представители по финансовым вопросам, которые регистрируются соответствующими избирательными комиссиями. Для этого кандидат, представитель избирательного объединения, избирательного блока представляют в избирательную комиссию заявление о назначении уполномоченным представителем по финансовым вопросам определенного физического лица, а последнее в письменной форме дает согласие на выполнение своих обязанностей. Возможно назначение нескольких представителей по финансовым вопросам.

Не вправе создавать собственные избирательные фонды кандидаты, которые баллотируются только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением.

Говоря об источниках избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, следует отметить, что в ст. 58 Федерального закона об основных гарантиях содержится исчерпывающий перечень средств, за счет которых может создаваться избирательный фонд:

собственные средства кандидата, избирательного объединения;

средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

добровольные пожертвования граждан;

добровольные пожертвования юридических лиц;

средства, выделенные кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае если это предусмотрено законом.

Перечисление средств в избирательный фонд запрещено:

а) иностранным государствам и иностранным организациям;

б) иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования;

в) лицам без гражданства;

г) гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования (при проведении референдума - на день внесения пожертвования);

д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

е) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

з) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

и) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

к) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подп. "д" и "и"; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подп. "д" и "и", превышающую (превышающий) 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

л) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

м) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;

н) анонимным жертвователям.

о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, до дня начала кампании референдума;

п) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, фонд референдума, денежные средства либо иное имущество:

от иностранных государств, а также от указанных в подп. "а"-"г", "е"-"з", "л"-"о" данного перечня органов, организаций или физических лиц;

от российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

от юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

от организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);

от организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом подп. "п";

от организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом подп. "п", превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).

Если пожертвование вносится физическим лицом, то в платежном поручении, составленном кредитной организацией, на перечисление добровольных пожертвований граждан РФ в поле "Назначение платежа" указываются вид денежных средств - добровольные пожертвования или добровольные пожертвования в качестве избирательного залога, фамилия, имя и отчество (полностью), дата рождения и адрес местожительства жертвователя, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве.

Если пожертвование вносится юридическим лицом, то в платежном поручении в поле "Назначение платежа" указываются: вид денежных средств - добровольные пожертвования или добровольные пожертвования в качестве избирательного залога; наличие иностранной, государственной и муниципальной долей в уставном (складочном) капитале данного юридического лица и размеры каждой конкретной доли (в процентном выражении), а в случае отсутствия указанных долей (какой-либо доли) против соответствующего наименования доли проставляется "0%"; дата регистрации юридического лица, сведения об отсутствии в числе учредителей этого юридического лица государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых имеется иностранная, государственная и/или муниципальная доля, превышающая 30% на день официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год).

Законодателем предусмотрены случаи, когда кандидат, избирательное объединение или инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, фонд референдума. Так, если пожертвование вносится организацией с нарушением Федерального закона об основных гарантиях, то данное пожертвование подлежит возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соответствующего бюджета. Из этого следует, что при рассматриваемых обстоятельствах признание жертвователя анонимным возможно только в случае указания им недостоверных сведений о своем названии. При этом закон не определяет содержание понятия "недостоверность сведений" применительно к сведениям о жертвователях. Однако из этого не вытекает, что данное понятие может быть истолковано избирательной комиссией произвольно, как любая формальная неточность, вне зависимости от того, возможно ли определение действительного плательщика пожертвования и возврат ему суммы пожертвования при нарушении им требований закона по порядку внесения пожертвований. Если неточность в сведениях о плательщике не препятствует его идентификации, данный жертвователь не может быть признан анонимным *(111).

Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20% предельных размеров расходования средств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень при повторном голосовании. Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, создает избирательные фонды, однако предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности, по наибольшему из указанных предельных размеров.

В ранее действовавшем Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав 1997 г. устанавливался предельный размер расходования средств избирательного фонда при проведении выборов в первом туре. При проведении второго тура на практике зачастую поднимались вопросы о том, должны ли кандидаты, вышедшие во второй тур, формировать новый избирательный фонд либо использовать оставшиеся неизрасходованные средства (если они вообще оставались, так как к дню голосования все средства избирательного фонда могли быть уже израсходованы). Законодательство субъектов РФ также не всегда вносило ясность в разрешение данной ситуации *(112).

Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка РФ, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, проведения референдума.

Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Законом субъекта РФ может быть установлено, что при выдвижении инициативы проведения местного референдума при определенном числе его участников на территории соответствующего муниципального образования (но не более 5 тыс.) создание инициативной группой референдума фонда референдума не обязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

Предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума устанавливаются законом. Закон субъекта РФ, регулирующий подготовку и проведение референдума, должен предусматривать возможность создания фондов референдума иными группами участников референдума, в том числе для агитации против его проведения, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на него. На указанные фонды распространяются правила, установленные Федеральным законом об основных гарантиях для фонда референдума, созданного инициативной группой по его проведению.

В ходе избирательной кампании средства избирательных фондов и фондов референдума могут использоваться:

на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;

на предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме;

на внесение избирательного залога.

В случае заключения с гражданами и юридическими лицами договоров или иных соглашений относительно выполнения определенных работ или услуг, связанных с избирательной кампанией кандидата, договоры заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. При этом все расчеты осуществляются только в безналичном порядке.

При этом оговаривается, что граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума.

Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается.

Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата.

Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата.

Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, направленная на достижение определенного результата на выборах, референдуме, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Конечно же, по первому требованию соответствующей избирательной комиссии либо инициативной группы по проведению референдума кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, обязана предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума, созданного инициативной группой по его проведению.

Более того, в трехдневный срок при проведении референдума, голосования на выборах по требованию кандидата, соответствующей избирательной комиссии либо инициативной группы по проведению референдума кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума по соответствующему избирательному фонду, фонду референдума, обязана немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума. Сведения о поступлении и расходовании таких средств открыты, поскольку соответствующая комиссия до дня голосования на выборах, референдуме периодически направляет в средства массовой информации для опубликования названные сведения.

Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом.

Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов кандидат, избирательное объединение обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, о всех источниках его формирования, а также о всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.

Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум.

Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

Копии финансовых отчетов не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования.

После дня голосования кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, специальном счете фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, фонды референдума, пропорционально вложенным средствам.

Контрольно-ревизионные службы осуществляют контроль за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, в том числе:

контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума;

проверку финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума;

проверку достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках;

контроль за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

Контрольно-ревизионные службы создаются при Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссиях субъектов РФ, а в случаях, предусмотренных законом, и при иных комиссиях - с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Центральный банк РФ, Сберегательный банк РФ, главные управления (национальные банки) Центрального банка РФ в субъектах РФ.

Указанные органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решений о назначении выборов, референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссий. При этом в распоряжение ЦИК России, избирательной комиссии субъекта РФ специалисты откомандировываются на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение иной комиссии - не менее двух месяцев.

На срок работы в контрольно-ревизионных службах данные специалисты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов.

 

§11. Организация и проведение голосования,
подсчет голосов и опубликование результатов

 

Процедура голосования осуществляется в специализированном помещении для голосования, безвозмездно предоставленном в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. Как правило, это общедоступные помещения, в первую очередь школы.

В иных случаях эти помещения могут быть предоставлены командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. Карандашами заполнять избирательные бюллетени запрещено.

Обязательно в таком помещении или перед ним должен находиться информационный стенд, на котором размещается информация о всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, а именно:

биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;

если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения;

если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";

сведения об основаниях регистрации кандидатов, списков кандидатов (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания);

сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;

информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений (если такая информация имеется).

В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде размещаются сведения о судимостях кандидата.

При проведении референдума на информационном стенде размещаются информационные материалы о вопросах референдума, включая текст нормативного акта, вынесенного на референдум, причем они не должны содержать признаки предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума.

Как правило, на информационных стендах находятся образцы заполненных избирательных бюллетеней, при этом важно, чтобы как образцы они не имели фамилий кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах.

Обязательно в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Она вывешивается до начала голосования и должна быть в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

Ранее в помещении для голосования размещались только стационарные ящики для голосования. Однако с развитием вычислительных технологий в качестве стационарных ящиков теперь используются также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней.

Итак, придя в день выборов или проведения референдума в помещение для голосования, избиратель или участник референдума получает на руки бюллетень.

При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:

а) фамилия, имя, отчество;

б) год рождения;

в) наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;

г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;

е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием краткого наименования этого избирательного объединения;

ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";

з) сведения об основаниях регистрации (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания.

Здесь необходимо отметить, что бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. При этом число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5% превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

При изготовлении избирательных бюллетеней в целях их защиты от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом или защитной сеткой либо специальным знаком.

Не позднее чем за 20 дней до дня голосования соответствующими комиссиями утверждаются форма и текст бюллетеня, их число, а также порядок контроля за их изготовлением. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.

При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.

Бюллетени печатаются на русском языке. По решению комиссии, указанной в законе, бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене.

В дальнейшем комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Ответственность за их передачу и сохранность несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.

На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух ее членов, которые заверяются печатью участковой комиссии.

В исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, допускается изготовление избирательной документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.

Процедура непосредственного голосования характеризуется своими сжатыми сроками. Обычно в день выборов продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. Конечно, законодатель предусмотрел, что в случае если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта РФ на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), то по решению избирательной комиссии субъекта РФ время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.

Не позднее чем за 20 дней до дня голосования о времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума через средства массовой информации. При проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за пять дней до дня голосования.

В день голосования перед его началом председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, наблюдателям пустые ящики для голосования которые сразу же опечатываются печатью участковой комиссии.

Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

В случае если избиратель или участник референдума в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, он вправе получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования.

Институт открепительного удостоверения наиболее целесообразен при проведении федеральных выборов, выборов высшего должностного лица субъекта РФ, выборов депутатов законодательных (представитель<




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)