Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


В разных типах предприятий




Розничной торговли

Существует несколько типов предприятий розничной торговли, которые могут располагаться в различных местах и удовлетворять различные социальные и эмоциональные запросы потребителей.

Тип предприятия розничной торговли— предприятие роз­ничной торговли определенного вида (с определенным торговым ассортиментом), классифицированное по торговой площади иформам торгового обслуживания покупателей (ГОСТ Р 51303-99). Типом предприятия розничной торговли являются универмаг, универсам, магазин «Ткани», магазин «Продукты» и т.д.

Универсальный магазин— это предприятие розничной торговли, которое предлагает покупателям универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, сгруппированных по отделам и представленных в ассортимента настолько полно, что каждый отдел фактически представляет собой специализированный магазин с высоким уровнем сервиса. Уровень варьируется от среднего до высокого.

Для универмага очень важно поддерживать интерес со стороны покупателей, так чтобы их влекло идти в этот магазин. Атмосфера универмага должна быть «праздничной» (сочетание комфорта, отдыха и решения деловых проблем). Большинство универмагов ориентируются на клиентов среднего класса.



Как правило, универсальные магазины — это крупные торго­вые предприятия, с торговой площадью > 300 м2 и с удобной планировкой. Каждый отдел рассматривается как самостоятельная единица, находящаяся в ведении заведующего, который занимается организацией работы отдела и контролирует своих сотрудников. Ряд отделов, торгующих сходной продукцией (например, предметами домашнего обихода), находятся в ведении заведующе­го секцией. Еще выше стоит заведующий группой секций (напри­мер, торгующих товарами для домашнего хозяйства). Контроль над сетью универмагов осуществляет центральное руководство в лице президента и совета директоров.

Специализированный магазин— предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть. Такие торговые предприятия специализируются на узком ассортимен­те товара, одном уровне цен, небольшом числе торговых марок, одном модном направлении, предлагают товары одного стиля для потребителей одного пола или возраста. Они не пытаются удовлетворить все запросы своих потребителей, так как имеют достаточно ограниченный потенциал. Однако их целью является коммерческое представление как можно большего разнообразия внутри одной товарной группы. В связи с этим появились узко­специализированные (для женщин, молодежи) и суперузкоспе­циализированные магазины (колбасы, телевизоры), с торговой площадью 50—300 м2.

В отличие от универмагов специализированные магазины, тор­гующие продовольственными (молоко и молочные продукты, ово­щи и фрукты) и непродовольственными (обувь, ткани, одежда, кни­ги) товарами фокусируются на узком сегменте рынка. Они состав­ляют серьезную конкуренцию остальным розничным торговцам, так как кроме более низких цен предлагают покупателям полный ассортимент товаров и услуг в какой-либо категории и обеспечива­ют высокое качество торгового обслуживания и послепродажный сервис. Некоторые из них выглядят как склад, где товар в коробках расположен на стеллажах высотой до самого потолка. За рубежом такие магазины получили название «специалисты в категории», их даже называют «убийцами категории» или «акулами».

Магазины, ориентированные на обеспеченные слои обще­ства,в частности бутики, магазины-салоны. Эти магазины продают, как правило, дорогой товар и нацелены на разборчивого покупателя. Они стремятся создать снобистскую атмосферу, чтобы привлечь обеспеченных покупателей. Игнорируют потребителей из среднего и низшего классов, и для этих магазинов специально разрабатыва­ется и поддерживается внешний и внутренний облик.

Бутики— фирменные магазины «пять звезд» (люкс), которые специализируются на изготовленных вручную штучных дорогос­тоящих товаров. В этих магазинах на площади от 300 до 900 м2 товары варьируются от одежды известных дизайнеров до дели­катесных продуктов (от 10 до 18 тыс. ассортиментных позиций). Интерьер бутика может напоминать выставочную галерею или чудесную гостиную.

Продавцы-консультанты должны знать гораздо больше о своих товарах, чемобслуживающий персонал супермаркетов или гипермаркетов, а также уметь квалифицированно обслужить покупателей. Ведь когда цены в бутике или в салоне-магазине колеблются от 100 до 60000 долларов, продавцы должны уметь объяснить, чем вызвана именно такая цена на тот или иной товар, а также тактично подсказывать покупателю в процессе поиска и выбора товара.

Удобные магазины или «магазины за углом».К этому типу розничных торговых предприятий относят магазины со следующими параметрами: торговая площадь от 90 до 800 м2, продленные часы продажи, продажа товаров методом самообслуживания, сбалансированный ассортимент товаров повседневного спроса, «семейная» атмосфера продаж. Как правило, эти магазины расположены вблизи дома или работы, что дает возможность покупателю быстро и без особых проблем закупить нужные товары. Причем, цены на товары здесь чуть более высокие (с увеличенной долейиздержек обращения), чем в супермаркетах. Ассортимент товаров ограничен (до 5 тыс. наименований), большой процент в общем объеме продаж составляют молоко и молочные продукты, пиво и безалкогольные напитки, сигареты и т.д.

Удобные магазины торгуют особенно интенсивно в воскресный и праздничные дни (когда многие крупные магазины закрыты) и имеют небольшой штат сотрудников. В настоящее время удобные магазины представляют собой наиболее быстро развивающийся тип среди предприятий розничной торговли с преимущественно продовольственным ассортиментом.

Супермаркеты— торговые предприятия розничной торговли с торговой площадью от 400 до 2500 м2, работающие по методу самообслуживания и реализующие широкий ассортимент продовольственных товаров (12—15 тыс. ассортиментных позиций), атакже ограниченный ассортимент непродовольственных товаров. Менеджмент этих предприятий строит свою торговую политику обычно на значительном объеме реализации. Супермаркеты классифицируют на независимые и цепные. В частности, независимыми супермаркетамисчитаются как одиночные магазины, так и группы, включающие не более десяти магазинов.

Если же торговая фирма имеет 11 и более супермаркетов, она считается цепной, а принадлежащие фирме магазины называются супермаркетами цепных фирм или просто цепными супермаркетами. Они принадлежат одному владельцу, имеют одинаковый образ и применяют одинаковые методы продажи.

Новыми, более современными вариантами супермаркета яв­ляются магазин-склад и магазин со смешанным ассортиментом. В частности, супермаркет-склад представляет собой в основном обычный супермаркет, но со значительно более низким уровнем торгового обслуживания. Благодаря этому удается снизить роз­ничные цены и привлечь дополнительных покупателей. К этому типу магазинов следует в первую очередь отнести магазины «Кэш энд керри», представляющие собой мелкооптовые или рознич­ные склады-магазины. Такие магазины предназначены для мелких предпринимателей, а также для тех розничных покупателей, ко­торые предпочитают покупать товары впрок, т.е. оптом, экономя при этом время и деньги.

Особенностью этой формы торговли являются низкие цены, упрощенный зал, совмещенный со складом, низкий уровень тор­гового обслуживания, что позволяет магазинам этого типа быть более конкурентоспособными.

Дискаунтеры — магазины, торгующие потребительскими то­варами длительного пользования по сниженным ценам без предо­ставления каких-либо дополнительных услуг, торговый ассорти­мент ограничен и не требует больших затрат на предпродажную подготовку. Многие товары выставляются на поддонах и в той таре, в которой они поступили в магазин от предприятий-изгото­вителей. Интерьер торгового зала таких магазинов обычно пре­дельно прост и аскетичен, размеры торговой площади колеблются в пределах 300—400 м2.

Магазины-дискаунтеры — это сетевая система розничной тор­говли, которую называют сетью экономных или экономичных магазинов. Различают дискаунтеры двух видов: «жесткий», или классический, и «мягкий».

Торговый зал «жесткого» дискаунтера выглядит как ангар, где используется стеллажное оборудование и подтоварники (палле­ты). «Мягкий» дискаунтер рассчитан на покупателей, которые не хотят переплачивать, но хотят совершать покупки в нормальных условиях, где есть обслуживающий персонал, торговый зал и сов­ременное торговое оборудование.

Наиболее часто такие магазины расположены у автострад, в спальных и густонаселенных районах. В магазинах такого типа часто применяются горизонтальная и вертикальная выкладки. Товар на стеллажах и поддонах размещается максимально плот­но, так как не предусмотрены складские площади для хранения товара.

Товар в торговом зале располагается по принципу максималь­ной понятности: при входе размещаются товары к завтраку, далее — к обеду и ближе к кассам — к ужину. Отдельно формируется так называемая Action-зона, зона сопутствующих товаров. Ассорти­мент дискаунтера составляет, как правило, от 700 до 1200 наиме­нований, и во всех магазинах сети он один и тот же, исключением могут быть 2-3 десятка изделий. Как правило, ассортимент этих магазинов хороший по качеству и состоит из быстрореализуемых товаров. Часто товары предоставляются поставщиками с отсроч­кой платежа и расфасованными.

В дискаунтерах широко используются автоматизированные программные комплексы, в результате чего повышается пропус­кная способность магазинов. На отечественном рынке появились следующие сети дискаунтеров: «Копейка», «Дикси», «Пятерочка» и др. Развитие дискаунтерных сетей идет по двум направлениям.

Первое направление — это магазины типа «Дикси». Они ор­ганизованы по принципу «жесткого» дискаунтера. Торговый зал наполнен открытыми коробками с товарами. Оборудование и ди­зайн торгового зала не просматриваются. Если зал такого магази­на хорошо наполнен товаром, он становится привлекательным и нарядным. Если же в зале мало товара и много пустых коробок, то это негативно сказывается на объеме продаж и покупательской способности.

Второе направление развития дискаунтерных цепей представ­ляют магазины «Копейка», где используется принцип «мягкого» дискаунтера. Товар выставлен в групповой упаковке, и дизайн торгового зала приближен к дизайну обычного супермаркета. Хо­рошие полы, светильники, современное торговое оборудование делают эти магазины более притягательными для широких слоев населения.

К этому классу магазинов принадлежат магазины со смешанным ассортиментом (суперсторы), магазины с комбинированным или со смешанным ассортиментом товаров.

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров— это предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих от­дельные потребности («Все для женщин», «Уют», «1000 мело­чей»).

Магазин со смешанным ассортиментом товаров— предпри­ятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продо­вольственных и непродовольственных товаров. К этой группе от­носят, в частности, магазины «Товары повседневного спроса».

Объединив продажу этих товаров под одной крышей, суперстор дает покупателям возможность покупать все повседневные товары при посещении одного магазина: многие виды промыш­ленных товаров, широта и глубина ассортимента этих товаров ус­тупают ассортименту крупных промтоварных магазинов.

Гипермаркеты— это очень крупные предприятия розничной торговли, в которых представлен широкий и быстро обновляемый ассортимент как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Торговая площадь составляет не менее 2,5 тыс. м2, про­водится политика низких цен и небольших наценок (дисконтная система). Продажа товаров происходит по системе самообслужи­вания с оплатой выбранных товаров сразу у кассы при входе/вы­ходе из магазина. У этих магазинов, как правило, имеются большие стоянки для автомобилей («Рамстор», «Ашан»), а также комплекс сервисных предприятий (рестораны быстрого обслуживания, хим­чистки, центры развлечения, фирменные бутики).

Торговый центр— совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин. Их делят на:

торговые комплексы — совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и ока­зывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятель­ности. Торговые комплексы оснащены самым современным обору­дованием, от торговых витрин и прилавков до компьютерных рас­четно-кассовых узлов с электронными весами, где к оплате прини­маются не только наличные, но и все основные кредитные карты. Здесь работают свои (собственные) мясные цеха и пекарни, что дополнительно привлекает сюда покупателей. Кроме того, здесьмогут размещаться кинотеатры, медицинский центр, гостиница или офисные помещения.

В мировой практике принято выделять торговые центры трех масштабов: небольшие, расположенные «по соседству» с жилыми домами микрорайона, районные средней величины и крупные ре­гиональные моль. Один из самых крупных молов — West Edmonton Mall в Альберте (Канада), возведенный в 1981 году, включает в свой состав более 800 магазинчиков, в которых можно купить обувь, автомобили и многое другое. На его территории располо­жена часовня, парк развлечений, озеро и зоосад;

торговые центры — это комплекс сервисных предприятий, представляющих широкий ассортимент услуг разнообраз­ного качества. Потребители приходят в торговый центр не просто покупать, но и получать удовольствие. Поэтому концепция современного торгового центра предполагает кроме продажи товаров и развлечения, в частности ресторанный дворик, детскую площадку, кинотеатр и др. Распределение площадей в современном торговом центре пло­щадью около 8 тыс. м2:1000—1200 м2 — супермаркет; 1200—1500 м2 — магазин бытовой техники и электроники; 500—700 м2 — ресторан­ный дворик; 450—500 м2 — парфюмерный магазин; 2000 м2 — фили­алы крупных розничных сетей; 400—500 м2 — марочные торговцы с узким ассортиментом; 700 м2 — магазины обуви и одежды.

Торговые центры (молы) насчитывают сотни разных отделов, в которых можно найти товары самых разных модных и стилевых направлений по различным ценам. Оформление и атмосфера в региональных торговых центрах универсально приемлема для раз­нообразного числа покупателей. Стили и технологии магазинов в целом повторяются и перекликаются, удовлетворяя социальные и психологические запросы своих покупателей. Так, витрины или выставки во фронтальной части магазинов имеют схожий харак­тер, и все магазины одного класса представлены в одном стиле. В качестве декора нередко используются товары, которые «впи­сываются в сюжет» торгового отдела/секции. Например, пляжный мяч из отдела игрушек можно видеть на выставке купальников в отделе спортивной одежды или книги о винах из книжного отдела вполне уместны на выставке в винном отделе. Такой подход часто называют кросс-мерчандайзингом.

Магазины в открытом региональном торговом центре груп­пируются по стилю и более разнообразны, чем те, что находятся в закрытых торговых центрах, под одной крышей. Покупатели, чувствительные к цене, обычно устремляются в магазины торгово­го центра, где для них организуются всевозможные акции по сти­мулированию продажи. В свою очередь, покупателей-новаторов моды привлекают фешенебельные магазины торговых центров.

Ленточные торговые центры (strip malls) легко доступны как для покупателей, так и розничных торговцев. Низкая плата за аренду торговых площадей привлекает многие цепные торговые фирмы, в том числе торгующие со скидкой.

Strip Mall— торговый центр, организованный по «линейному» принципу, т. е. объединяющий последовательный ряд магазинов. Strip mall чаще всего расположен вдоль трассы и значительно уда­лен от центра города.

Таким образом, потребители имеют дело с новой концепцией развития розничной торговли, которая воплощается в различных формах и вариантах в зависимости от тех или иных условий.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются элементы торговли-микс магазинов дискаунтеров «мягкого и жесткого» типа?

2. Приведите примеры розничных торговцев, которые разли­чаются между собой по уровню торгового обслуживания.

3. Стоит ли розничному торговцу, предлагающему дорогую модную одежду, продавать ее методом самообслуживания с использованием каталогов?

4. В чем состоит разница между супер- и гипермаркетами?

5. Как небольшой независимый магазин может конкурировать с цепной розничной торговой сетью?

6. Опишите отличительные особенности торгового сервиса бутиков, традиционных супермаркетов, универсальных ма­газинов и торговых центров.

7. Некоторые розничные торговцы утверждают, что оптовые ярмарки/рынки являются их основными конкурентами. Ваше мнение по этому вопросу.

8. Чем отличаются между собой специализированный, уз­коспециализированный и суперузкоспециализированный магазины? Кто из них является наиболее конкурентоспособным?

9. Как вы себе представляете современный магазин и современную торговлю как индустрию сервиса и развлечений?

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)