Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 5 страница




7.2. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ

В ходе российских экономических реформ произошло наруше­ние процесса товародвижения и имеющихся связей между хозяйствующими партнерами, увеличение звенности в доставке товаров, возрастание издержек, объемов нерациональных перевозок, бессистемное и, зачастую, ненужное разрастание торгово-посреднической деятельности.

Мировой опыт показывает, что непременным условием эффек­тивности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарных рынков. Достигнутый уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России, как в целом, так и в отдельных ее регионах, не отвечает требованиям свободного движения товаров. По отношению к предприятиям-производителям субъекты инфраструктуры товарных рынков имеют ряд преиму­ществ и выполняют только им присущие функции:

использование капитала посреднических организаций для под­держки производства в условиях возможных неплатежей;

предоставление услуг по хранению на складах;

укрупнение и разукрупнение поставок, предоставление тары, расфасовка, упаковка;

доставка(транспортировка)товаров;



предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, месторасположении и др.

Цивилизованная инфраструктура товарных рынков призвана создать условия для поддержания необходимого соотношения между спросом и предложением, сократить периоды удовлетворе-


ния спроса и реализации товаров, ускорить обороты капитала, снизить общий уровень затрат и цен в процессе товарооборота, сформировать достойную конкурентную среду. Создание прогрес­сивной инфраструктуры товарных рынков связано с координацией деятельности различных субъектов экономики в региональном, от­раслевом и институциональном аспектах, поэтому создавать ее необходимо на основе комплексного системного подхода с исполь­зованием программного метода реализации решений. Логистика как метод рационализации различных сфер деятельности человека имеет сугубо практическую направленность, в связи с чем ее тео­ретическая составляющая должна подкрепляться решением прак­тических задач. Ускоренная динамика развития 1ребует непрерывной адаптации человека к изменяющимся социально-экономическим условиям. Функционирование логистических систем в бизнесе за­висит от действительных и ожидаемых характеристик состояния экономики, которые разными социальными группами восприни­маются по-разному. Основное препятствие успешным рыночным трансформациям представляет инфляция. Проблема разработки эффективных мер по стабилизации инфляции решается на базе логистических моделей.

Значимым моментом в экономической стабилизации и даль­нейшего подъема России является проблема целесообразного уровня безработицы, инфляции, заработной платы. Одним из существен­ных недостатков прежней организации производства было несо­вершенство форм и механизмов мотивации высокопроизводитель­ного труда. В настоящее время возникли противоречия между ры­ночным статусом рабочей силы и нерыночными способами оплаты труда работников. Труд повсеместно стал более дешевым, но со­хранилось жесткое регулирование его оплаты. Такое положение вызвано следующими тенденциями в экономике: уменьшение чис­ла занятых в хозяйственной деятельности работников; возрастание объемов финансовых и материальных потоков промежуточного продукта; уменьшение относительного темпа роста среднеотрасле­вой заработной платы; сокращение относительного темпа роста потребительской корзины от имевшихся предположений. Труд и его оплата перестают быть ценностными ориентирами общества, заработная плата не выполняет присущих ей функций, и пока не происходит заметного увеличения реальной заработной платы основной массы работающих.


 



 

Имеющее место отклонение российских показателей от обще­мировых стандартов объясняется тем, что у нас сформировалась одна из самых жестких систем эксплуатации наемного труда. Стоимость рабочей силы, а следовательно, и оплата труда выведе­ны из системы рыночных отношений и находятся под строгим ад­министративным контролем государства и бизнеса (предприни­мательства). Как результат - низкие доходы населения, что ведет к малой величине сбережений, низкому платежеспособному спросу и уменьшению капиталовложений для роста производства. Это сни­жает эффективность рыночных преобразований и темп экономиче­ского роста. Вместе с тем логистический подход, базирующийся на концепции регулируемого рынка, позволяет интегрировать все виды экономической деятельности и сгенерировать оптимальную полити­ку для достижения конечного результата. Коммерческая логистика становится общепризнанной в сфере предпринимательства, а ее наивысшее проявление выражается в формировании у предприни­мателей навыка моделирования реальных ситуаций и процессов принятия решений.

Рассмотрим общесистемную модель стабилизации инфляции и регулирования национальной экономики Нэша-Штакельберга. Наиболее целесообразно применять рыночные конкурирующие стратегии Нэша-Штакельберга, составляющие основу современной технологии управления экономикой. Эти стратегии предложены американским математиком и экономистом Дж. Нэшем (нобелев­ским лауреатом в области экономики) и немецким экономистом Г. Штакельбергом, который первым реализовал социальный заказ рыночной экономики на разработку модели управляемого рынка. В настоящее время термин «стратегии Нэша-Штакельберга» по­всеместно воспринимается как свободноконкурирующий рынок, подчиняющийся системной функции цели демократического обще­ства и управляемый центральным координатором с помощью эко­номических рычагов управления (налоги, ренты, акцизы и т. д.). Основополагающая идея подхода Штакельберга заключается в оформ­лении рыночных отношений между субъектами рынка и централь­ным координатором (государством) как конфликтной иерархиче­ской ситуации. Каждый из участников (субъектов) имеет свою функцию цели, которую стремится реализовать, даже если она про­тиворечит цели центрального координатора. Центральный же ко­ординатор занимает верхнюю ступень иерархической модели, он


знает функции целей субъектов рынка нижнего уровня и их эконо­мические возможности. Субъекты нижнего уровня, в свою очередь, знают функцию цели центрального координатора, как правило, представляющую собой национальную концепцию экономического развития, сформулированную (выработанную) основными полити­ческими силами общества на основе соглашений (консенсуса). Вот что субъекты нижнего уровня не знают, так это систему санкций и поощрений, которой располагает центральный координатор. Не­известность возможных наказаний или поощрений - это тот психо­логический рычаг, с помощью которого центральный координатор управляет рынком.

Первым начинает действовать центральный координатор, кото­рый оформляет свою стратегию в математическую задачу и решает ее как иерархическую игру с использованием известных ему эко­номических показателей. Решение оформляется в виде конкретных нормативов и лимитов, которые передаются игрокам нижнего уровня для руководства. Имея эти нормативы в качестве ориенти­ров, игроки нижнего уровня планируют деятельность согласно своим интересам. Поскольку функции целей игроков нижнего уровня, в пределах требований центрального координатора, и са­мих субъектов, совпадают, они выполняют одновременно и свои, и системные функции целей.

Если субъекты рынка нижнего уровня игнорируют установки и рекомендации центрального координатора, то через определен­ное время это непременно становится известным из статистической отчетности или в результате аудиторских проверок. При обнаруже­нии этих отклонений центральный координатор применяет эконо­мические санкции. В настоящее время эта теория достаточно хо­рошо разработана и применяется во многих странах как регулятор экономического роста и стабилизатор инфляции.

Реальность моделируемых процессов во многом определяется самими участниками, их экономическим и социальным положением. Рыночные преобразования в России, как известно, начались по инициативе исполнительных органов, заинтересованных в неукос­нительной реализации рыночных отношений. В этом плане испол­нительные органы выполняют роль центрального координатора рыночных преобразований или лидера по терминологии теории иерархических игр Нэша-Штакельберга. В оппозиции к лидеру на­ходятся общественные организации и левые политические партии,


 



 

 

отдающие предпочтение осуществлению рыночных преобразова­ний на некоторой компромиссной основе. Это можно выразить ма­тематически специальными функционалами, зависящими от конку­рирующих рыночных стратегий Нэша-Штакельберга. В конечном счете имеет место ситуация: исполнительные органы стремятся реализовать рыночные стратегии безоговорочно, а общественные организации и политические партии левого толка - снизить затра­ты товаропроизводителей. Решение конфликта представляет собой оптимальную программу рыночных преобразований (реформ).

7.3. ДИСТРИБУЦИЯ В ЛОГИСТИКЕ

В последние годы в России принята программа развития ин­фраструктуры товарного рынка, предусматривающая развитие по­средничества, оптовых продовольственных рынков, тароупаковоч-ной индустрии и ряда других мероприятий. Однако дистрибуция как товаров промышленного производства, так и продуктов пита­ния продолжает оставаться критическим звеном для компаний и фирм, работающих как внутри страны, так и по экспорту-импорту. Зачастую ключом к успеху является создание хорошо организован­ной и отлаженной дистрибутивной сети.

В связи с многочисленностью российских потребителей (поку­пателей), а также их возрастающей покупательной способностью производителю приходится определять: как доставить продук­цию в пункты реализации в требуемом количестве, в нужное время и по доступным ценам. Реформирование системы хозяйствования привело к принципиальному изменению роли посреднических струк­тур на товарном рынке. Посредничество, основанное на монополь­ных действиях государства, сменилось на посредничество, дающее потребителю право выбора посреднической структуры и принятия решения о целесообразности пользования услугами посредника во­обще. Одним из принципиальных вопросов дальнейшего развития экономики России является определение места посредника и по­среднических структур в системе реализации продукции или в ди­стрибуции (процессах распределения продукции и доведения ее до конкретного покупателя, потребителя).

Под посредником понимается субъект рынка, осуществляющий в соответствии с общественным разделением труда функции сведе­ния производителей и потребителей товаров, содействия в согласова-


нии их интересов, а также организации перемещения товаров из мест производства в места потребления в формах, обеспечивающих реа­лизацию экономических интересов производителей и потребителей. Посредник может становиться и покупателем товара с той целью, чтобы затем его продать потребителю и получить доход за счет разницы в закупочной и продажной ценах. Основная цель посред­ника - получение доходов за счет действий, направленных на со­вмещение платежеспособного спроса и товарного предложения.

Деятельность любого посредника при рыночной экономике определяется спросом на его услуги. Посреднику важно доказать свою полезность для товаропроизводителей и потребителей: на­сколько услуги посредника при организации закупок и размещении заказов будут экономически выгодны клиенту по сравнению с са­мостоятельной организацией этой деятельности. В формализо­ванном виде это соотношение можно представить следующим выражением:

УП< ЗК, где УП - размер платы за услуги посредника,

ЗК- затраты клиента по самостоятельной организации закупки и размещения заказов.

Целесообразность Ц пользования услугами посредника опреде­ляется как Ц - ЗК - УП.

Ресурсосбережение посредником достигается, прежде всего, за счет высокой специализации и профессионализма, снижения издержек обращения продукции у поставщиков. Посредник, специализируясь на своих функциях, имеет возможность снизить удельные расходы при организации закупок и размещении заказов.

Издержки производства у товаропроизводителя и издержки об­ращения у посредника взаимосвязаны, а зачастую, и взаимозависи­мы. Расходы посредника должны окупаться. Товаропроизводитель готов оплачивать услуги посредника, потому что в конечном счете деятельность посредника и его расходы приводят к экономии из­держек производства, связанных с закупками необходимых товаров и продажами готовой продукции. Деятельность посредника целе­сообразна в том случае, когда цена товара, приобретенного при со­действии посредника, окажется ниже закупочной цены производи­теля при прямых поставках.

Посреднические компании и фирмы, адаптируясь к новым ры­ночным условиям, не ограничиваются только доставками товаров


 



 

со своих складов и баз, а начинают предлагать целый ряд сопутст­вующих консультационных (консалтинговых), финансовых, стра­ховых и других услуг. Более того, посредник обязуется доставить товар в течение определенного срока и по договорным ценам. Сле­довательно, он несет ответственность за соблюдение согласован­ных цен независимо от ситуации на рынке.

Посредник, анализируя конъюнктуру товарных рынков, стре­мится заранее отреагировать на ее изменения путем воздействия на производителя финансированием инвестиционных программ под обязательство будущих поставок. Посредник, зная конъюнктуру рынка, вложит свои деньги только в те проекты, которые обеспечат быстрый рост производства необходимых потребителям товаров. Причем имеется в виду не простое и не столько наличие товаров как таковых, а таких товаров, которые быстро и выгодно реализу­ются по приемлемым для потребителей ценам.

В обобщенном виде дистрибуция - это некий механизм распре­деления продукции, причем, как правило, обособленный как от производителя, так и от потребителя (покупателя) и по-разному ими используемый.

При определении возможных вариантов распределения необхо­димо выявить типы и количество используемых посредников. В наи­более полном виде канал распределения представлен на рис. 7.1.

Хотя производитель может реализовывать товар напрямую без участия посредников, при наличии только розничного посредника или при содействии оптового и розничного посредников без при­сутствия мелкооптового. В свою очередь, все посредники отлича­ются друг от друга по двум признакам: от чьего имени работают и за чей счет ведут свои операции. Согласно такому подходу имеет место следующее подразделение посредников.


Рис. 7.1. Полный канал распределения продукции

Дистрибуторы - оптовые и розничные посредники, осуществ­ляющие свою деятельность от имени производителя и за свой счет. Обычно производитель предоставляет дистрибутору право торго­вать своей продукцией на конкретной территории и в течение опреде-


ленного срока. Дистрибутор не является собственником продук­ции, хотя приобретает право на ее продажу. В случае заключения договора на поставку, дистрибутор может действовать и от своего имени. В логистическом канале распределения дистрибуторы зани­мают положение между производителем и дилерами.

Дилеры - оптовые (реже розничные) посредники, которые дей­ствуют от своего имени и за свой счет. Товар ими приобретается по договору поставки, и они становятся его собственниками после оплаты поставки. Отношения с производителем прекращаются после выполнения всех условий поставки. В логистическом канале дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным по­требителям.

Комиссионеры - оптовые и розничные посредники, действую­щие от своего имени и за счет производителя. Производитель явля­ется собственником продукции до ее оплаты конечным потребите­лем, следовательно, комиссионер собственником реализуемой про­дукции не является. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара и отвечает за утрату или повреждение товара по его вине. Вознаграждение комиссионер получает в виде процентов от суммы проведенных операций.

Агенты - посредники, действующие как представители или помощники другого, главного по отношению к нему лица - прин­ципала. Агенты, как правило, являются юридическими лицами и заключают сделки от имени и за счет принципала. Агенты могут быть универсальными (совершают любые юридические действия от имени принципала) и генеральными (заключают только те сделки, ко­торые указаны в доверенности). Наиболее распространенный вид вознаграждения агента - процент от суммы заключенной сделки.

Брокеры - посредники, сводящие контрагентов при заключении сделок. Брокеры не являются собственниками товаров, как дистри­буторы или дилеры, и не могут распоряжаться товарами, как комис­сионеры или агенты. Брокеры действуют на основе отдельных пору­чений и не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон, совершающих сделки. Их вознаграждение формируется как опре­деленный процент от стоимости реализованной продукции и как фиксированная оплата каждой проданной единицы.

Схемы доведения продукции до потребителя определяются прежде всего характеристиками самой продукции, местом и усло­виями ее производства, потребления и возможностями транспорта.


 



 

 

Хорошо налаженный сбыт продукции для производителя не менее важен, чем собственно процесс производства. Контакты с непо­средственными потребителями продукции требуют создания до­полнительных элементов инфраструктуры, слабо связанных с ос­новными функциями изготовителя продукции. Большинство про­изводителей предпочитают оптовый сбыт продукции массового спроса, более того, крупнооптовый, так как взаимодействие даже с несколькими десятками дилеров требует создания целого органи­зационно-финансового управления. Дистрибуторы могут обеспе­чить достаточно большой и стабильный объем закупок, что значи­тельно облегчает производителю процесс планирования. Зачастую производителю экономически целесообразнее отдать дистрибутору товар на 40-45 % (типовая скидка дистрибуторам) дешевле ре­комендованной цены, но большой партией и с высокой гаранти­ей возврата кредитов.

Потребителями у дистрибуторов, как правило, являются мелко­оптовые компании. Дистрибутору важно, чтобы они забирали у не­го как можно больше товара и как можно быстрее или, хотя бы, в точно оговоренный срок. При ограниченности свободных финан­совых средств и малой предсказуемости (изменчивости) покупа­тельного спроса, многие посредники предпочитают закупать това­ры мелкими партиями по мере необходимости, что означает посто­янное присутствие товара на складе у дистрибутора. Дистрибутор может предоставлять товарный кредит, поскольку производи­тель также кредитует дистрибутора. В среднем дистрибутор имеет от производителя скидку в размерах 40-45 %, из которых 25-30 % отдает дилеру. За счет хорошей организации своей деятельности дистрибутор может несколько увеличить эти цифры и выделиться среди конкурентов.

Дистрибутор, по существу, реализует функции маршрутизации потоков товаров при их доставке, а такие системы наиболее эффек­тивно проявляют себя в режиме с промежуточным складированием. Иными словами, функцию буфера выполняет товарный склад, как основной элемент инфраструктуры системы доставки, и чем он мощнее и современнее, тем эффективнее деятельность дистрибутора. В свою очередь эффективность использования складских площа­дей во многом определяется организацией его работы и степенью автоматизации и механизации.

Завоз товаров от производителя на склад, отгрузка его фирмам-посредникам (мелкооптовикам), которые имеют дело с конечным


потребителем, - также задача дистрибутора. Солидные дистрибу­торы работают с широкой номенклатурой товаров, без чего трудно загрузить большой склад и выдержать конкуренцию по отдельным позициям со специализированными (пищевыми) посредниками. Однако существует достаточное число потребителей-посредников (мелкооптовиков), для которых имеет смысл из одних рук получать всю необходимую ему гамму товаров, что может оказаться ре­шающим для многопрофильного дистрибутора. Хотя многопро-фильность означает дополнительное число договоров, увеличение нагрузки на службы мониторинга заказов и финансов.

Здесь имеет смысл остановиться на понятии ассортимента то­варов, их классификации и основных факторах формирования тор­гового ассортимента предприятий розничной торговли.

Итак, ассортимент товаров- это совокупность их ви­дов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру то­варов, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он вклю­чает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на то­варные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребитель­скому назначению, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из кото­рых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т. п.

Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необ­ходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента.


 



 

К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.)- Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассорти­мента (обувь, одежда и т. д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав ко­торых входят однородные по признаку единства производственно­го происхождения товары. Например, товарная группа обуви де­лится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стек­лянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т. д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды приня­то выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассорти­мент товаров.

Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, вклю­ченных в номенклатуру.

Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров спе­циализированных магазинов состоит из большого количества раз­новидностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемо­го спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно при­обретаемые населением товары;

периодического спроса - товары, покупка которых осуществля­ется периодически;


редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация ко­торых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.

Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям.

С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые, подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса. Для рационального формирования ассортимента товаров в роз­ничной торговой сети большое значение имеет группировка това­ров по комплексности спроса покупателей, когда в состав ком­плексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Това­ры для женщин» и т. д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста» и т. д.), а так­же другие признаки. Потребительские комплексы делятся на мик­рокомплексы.

При формировании дистрибуторской сети необходимо учиты­вать основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли. В магазинах относительно уз­кий производственный ассортимент преобразуется в широкий тор­говый, включающий товары различных специализированных про­изводственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной эконо­мике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом мест­ных, национальных и климатических условий, поэтому первосте­пенное внимание в конечных пунктах реализации должно быть об­ращено на формирование товарного ассортимента как развиваю­щегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы потоварную структуру спро­са населения. Формирование ассортимента товаров в пунктах реа­лизации, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.

 

 

 


 

 

На построение ассортимента товаров в розничных торговых пред­приятиях оказывают влияние следующие факторы:

тип, размер магазина и его техническая оснащенность;

условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников);

численность обслуживаемого населения;

транспортные условия;

наличие сети магазинов-конкурентов и др.

Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, -тип розничного торгового предприятия.

Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью, ассортимент товаров будет отличаться как по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность пункта реализации, например, холодильным обо­рудованием.

Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже оп­ределенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке

На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях значительное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень до­ходов населения. Весьма существенным фактором является уро­вень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозраст­ной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживае­мых семей.

При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличия сети конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т. д.

Покупательский спрос выступает в качестве основного факто­ра, влияющего на формирование ассортимента, которое направле­но на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие и расширение спроса, т. е. агрессив­ную маркетинговую стратегию. Формирование ассортимента и по­купательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные


изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сфор­мированном ассортименте.

При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продо­вольственные товары по сравнению со спросом на непродовольст­венные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в от­дельных случаях известной консервативностью. Потребитель при­выкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т. д.), поэтому важно наладить стабиль­ность в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного про­дукта или неудовлетворенности качеством предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему за­мену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это касается товаров одной группы, но существует и меж­групповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, кар­тофель крупами, макаронами и т. д.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.043 сек.)