Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 5 страница
7.2. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ В ходе российских экономических реформ произошло нарушение процесса товародвижения и имеющихся связей между хозяйствующими партнерами, увеличение звенности в доставке товаров, возрастание издержек, объемов нерациональных перевозок, бессистемное и, зачастую, ненужное разрастание торгово-посреднической деятельности. Мировой опыт показывает, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарных рынков. Достигнутый уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России, как в целом, так и в отдельных ее регионах, не отвечает требованиям свободного движения товаров. По отношению к предприятиям-производителям субъекты инфраструктуры товарных рынков имеют ряд преимуществ и выполняют только им присущие функции: использование капитала посреднических организаций для поддержки производства в условиях возможных неплатежей; предоставление услуг по хранению на складах; укрупнение и разукрупнение поставок, предоставление тары, расфасовка, упаковка; доставка(транспортировка)товаров; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, месторасположении и др. Цивилизованная инфраструктура товарных рынков призвана создать условия для поддержания необходимого соотношения между спросом и предложением, сократить периоды удовлетворе- ния спроса и реализации товаров, ускорить обороты капитала, снизить общий уровень затрат и цен в процессе товарооборота, сформировать достойную конкурентную среду. Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков связано с координацией деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах, поэтому создавать ее необходимо на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений. Логистика как метод рационализации различных сфер деятельности человека имеет сугубо практическую направленность, в связи с чем ее теоретическая составляющая должна подкрепляться решением практических задач. Ускоренная динамика развития 1ребует непрерывной адаптации человека к изменяющимся социально-экономическим условиям. Функционирование логистических систем в бизнесе зависит от действительных и ожидаемых характеристик состояния экономики, которые разными социальными группами воспринимаются по-разному. Основное препятствие успешным рыночным трансформациям представляет инфляция. Проблема разработки эффективных мер по стабилизации инфляции решается на базе логистических моделей. Значимым моментом в экономической стабилизации и дальнейшего подъема России является проблема целесообразного уровня безработицы, инфляции, заработной платы. Одним из существенных недостатков прежней организации производства было несовершенство форм и механизмов мотивации высокопроизводительного труда. В настоящее время возникли противоречия между рыночным статусом рабочей силы и нерыночными способами оплаты труда работников. Труд повсеместно стал более дешевым, но сохранилось жесткое регулирование его оплаты. Такое положение вызвано следующими тенденциями в экономике: уменьшение числа занятых в хозяйственной деятельности работников; возрастание объемов финансовых и материальных потоков промежуточного продукта; уменьшение относительного темпа роста среднеотраслевой заработной платы; сокращение относительного темпа роста потребительской корзины от имевшихся предположений. Труд и его оплата перестают быть ценностными ориентирами общества, заработная плата не выполняет присущих ей функций, и пока не происходит заметного увеличения реальной заработной платы основной массы работающих.
Имеющее место отклонение российских показателей от общемировых стандартов объясняется тем, что у нас сформировалась одна из самых жестких систем эксплуатации наемного труда. Стоимость рабочей силы, а следовательно, и оплата труда выведены из системы рыночных отношений и находятся под строгим административным контролем государства и бизнеса (предпринимательства). Как результат - низкие доходы населения, что ведет к малой величине сбережений, низкому платежеспособному спросу и уменьшению капиталовложений для роста производства. Это снижает эффективность рыночных преобразований и темп экономического роста. Вместе с тем логистический подход, базирующийся на концепции регулируемого рынка, позволяет интегрировать все виды экономической деятельности и сгенерировать оптимальную политику для достижения конечного результата. Коммерческая логистика становится общепризнанной в сфере предпринимательства, а ее наивысшее проявление выражается в формировании у предпринимателей навыка моделирования реальных ситуаций и процессов принятия решений. Рассмотрим общесистемную модель стабилизации инфляции и регулирования национальной экономики Нэша-Штакельберга. Наиболее целесообразно применять рыночные конкурирующие стратегии Нэша-Штакельберга, составляющие основу современной технологии управления экономикой. Эти стратегии предложены американским математиком и экономистом Дж. Нэшем (нобелевским лауреатом в области экономики) и немецким экономистом Г. Штакельбергом, который первым реализовал социальный заказ рыночной экономики на разработку модели управляемого рынка. В настоящее время термин «стратегии Нэша-Штакельберга» повсеместно воспринимается как свободноконкурирующий рынок, подчиняющийся системной функции цели демократического общества и управляемый центральным координатором с помощью экономических рычагов управления (налоги, ренты, акцизы и т. д.). Основополагающая идея подхода Штакельберга заключается в оформлении рыночных отношений между субъектами рынка и центральным координатором (государством) как конфликтной иерархической ситуации. Каждый из участников (субъектов) имеет свою функцию цели, которую стремится реализовать, даже если она противоречит цели центрального координатора. Центральный же координатор занимает верхнюю ступень иерархической модели, он знает функции целей субъектов рынка нижнего уровня и их экономические возможности. Субъекты нижнего уровня, в свою очередь, знают функцию цели центрального координатора, как правило, представляющую собой национальную концепцию экономического развития, сформулированную (выработанную) основными политическими силами общества на основе соглашений (консенсуса). Вот что субъекты нижнего уровня не знают, так это систему санкций и поощрений, которой располагает центральный координатор. Неизвестность возможных наказаний или поощрений - это тот психологический рычаг, с помощью которого центральный координатор управляет рынком. Первым начинает действовать центральный координатор, который оформляет свою стратегию в математическую задачу и решает ее как иерархическую игру с использованием известных ему экономических показателей. Решение оформляется в виде конкретных нормативов и лимитов, которые передаются игрокам нижнего уровня для руководства. Имея эти нормативы в качестве ориентиров, игроки нижнего уровня планируют деятельность согласно своим интересам. Поскольку функции целей игроков нижнего уровня, в пределах требований центрального координатора, и самих субъектов, совпадают, они выполняют одновременно и свои, и системные функции целей. Если субъекты рынка нижнего уровня игнорируют установки и рекомендации центрального координатора, то через определенное время это непременно становится известным из статистической отчетности или в результате аудиторских проверок. При обнаружении этих отклонений центральный координатор применяет экономические санкции. В настоящее время эта теория достаточно хорошо разработана и применяется во многих странах как регулятор экономического роста и стабилизатор инфляции. Реальность моделируемых процессов во многом определяется самими участниками, их экономическим и социальным положением. Рыночные преобразования в России, как известно, начались по инициативе исполнительных органов, заинтересованных в неукоснительной реализации рыночных отношений. В этом плане исполнительные органы выполняют роль центрального координатора рыночных преобразований или лидера по терминологии теории иерархических игр Нэша-Штакельберга. В оппозиции к лидеру находятся общественные организации и левые политические партии,
отдающие предпочтение осуществлению рыночных преобразований на некоторой компромиссной основе. Это можно выразить математически специальными функционалами, зависящими от конкурирующих рыночных стратегий Нэша-Штакельберга. В конечном счете имеет место ситуация: исполнительные органы стремятся реализовать рыночные стратегии безоговорочно, а общественные организации и политические партии левого толка - снизить затраты товаропроизводителей. Решение конфликта представляет собой оптимальную программу рыночных преобразований (реформ). 7.3. ДИСТРИБУЦИЯ В ЛОГИСТИКЕ В последние годы в России принята программа развития инфраструктуры товарного рынка, предусматривающая развитие посредничества, оптовых продовольственных рынков, тароупаковоч-ной индустрии и ряда других мероприятий. Однако дистрибуция как товаров промышленного производства, так и продуктов питания продолжает оставаться критическим звеном для компаний и фирм, работающих как внутри страны, так и по экспорту-импорту. Зачастую ключом к успеху является создание хорошо организованной и отлаженной дистрибутивной сети. В связи с многочисленностью российских потребителей (покупателей), а также их возрастающей покупательной способностью производителю приходится определять: как доставить продукцию в пункты реализации в требуемом количестве, в нужное время и по доступным ценам. Реформирование системы хозяйствования привело к принципиальному изменению роли посреднических структур на товарном рынке. Посредничество, основанное на монопольных действиях государства, сменилось на посредничество, дающее потребителю право выбора посреднической структуры и принятия решения о целесообразности пользования услугами посредника вообще. Одним из принципиальных вопросов дальнейшего развития экономики России является определение места посредника и посреднических структур в системе реализации продукции или в дистрибуции (процессах распределения продукции и доведения ее до конкретного покупателя, потребителя). Под посредником понимается субъект рынка, осуществляющий в соответствии с общественным разделением труда функции сведения производителей и потребителей товаров, содействия в согласова- нии их интересов, а также организации перемещения товаров из мест производства в места потребления в формах, обеспечивающих реализацию экономических интересов производителей и потребителей. Посредник может становиться и покупателем товара с той целью, чтобы затем его продать потребителю и получить доход за счет разницы в закупочной и продажной ценах. Основная цель посредника - получение доходов за счет действий, направленных на совмещение платежеспособного спроса и товарного предложения. Деятельность любого посредника при рыночной экономике определяется спросом на его услуги. Посреднику важно доказать свою полезность для товаропроизводителей и потребителей: насколько услуги посредника при организации закупок и размещении заказов будут экономически выгодны клиенту по сравнению с самостоятельной организацией этой деятельности. В формализованном виде это соотношение можно представить следующим выражением: УП< ЗК, где УП - размер платы за услуги посредника, ЗК- затраты клиента по самостоятельной организации закупки и размещения заказов. Целесообразность Ц пользования услугами посредника определяется как Ц - ЗК - УП. Ресурсосбережение посредником достигается, прежде всего, за счет высокой специализации и профессионализма, снижения издержек обращения продукции у поставщиков. Посредник, специализируясь на своих функциях, имеет возможность снизить удельные расходы при организации закупок и размещении заказов. Издержки производства у товаропроизводителя и издержки обращения у посредника взаимосвязаны, а зачастую, и взаимозависимы. Расходы посредника должны окупаться. Товаропроизводитель готов оплачивать услуги посредника, потому что в конечном счете деятельность посредника и его расходы приводят к экономии издержек производства, связанных с закупками необходимых товаров и продажами готовой продукции. Деятельность посредника целесообразна в том случае, когда цена товара, приобретенного при содействии посредника, окажется ниже закупочной цены производителя при прямых поставках. Посреднические компании и фирмы, адаптируясь к новым рыночным условиям, не ограничиваются только доставками товаров
со своих складов и баз, а начинают предлагать целый ряд сопутствующих консультационных (консалтинговых), финансовых, страховых и других услуг. Более того, посредник обязуется доставить товар в течение определенного срока и по договорным ценам. Следовательно, он несет ответственность за соблюдение согласованных цен независимо от ситуации на рынке. Посредник, анализируя конъюнктуру товарных рынков, стремится заранее отреагировать на ее изменения путем воздействия на производителя финансированием инвестиционных программ под обязательство будущих поставок. Посредник, зная конъюнктуру рынка, вложит свои деньги только в те проекты, которые обеспечат быстрый рост производства необходимых потребителям товаров. Причем имеется в виду не простое и не столько наличие товаров как таковых, а таких товаров, которые быстро и выгодно реализуются по приемлемым для потребителей ценам. В обобщенном виде дистрибуция - это некий механизм распределения продукции, причем, как правило, обособленный как от производителя, так и от потребителя (покупателя) и по-разному ими используемый. При определении возможных вариантов распределения необходимо выявить типы и количество используемых посредников. В наиболее полном виде канал распределения представлен на рис. 7.1. Хотя производитель может реализовывать товар напрямую без участия посредников, при наличии только розничного посредника или при содействии оптового и розничного посредников без присутствия мелкооптового. В свою очередь, все посредники отличаются друг от друга по двум признакам: от чьего имени работают и за чей счет ведут свои операции. Согласно такому подходу имеет место следующее подразделение посредников.
Дистрибуторы - оптовые и розничные посредники, осуществляющие свою деятельность от имени производителя и за свой счет. Обычно производитель предоставляет дистрибутору право торговать своей продукцией на конкретной территории и в течение опреде- ленного срока. Дистрибутор не является собственником продукции, хотя приобретает право на ее продажу. В случае заключения договора на поставку, дистрибутор может действовать и от своего имени. В логистическом канале распределения дистрибуторы занимают положение между производителем и дилерами. Дилеры - оптовые (реже розничные) посредники, которые действуют от своего имени и за свой счет. Товар ими приобретается по договору поставки, и они становятся его собственниками после оплаты поставки. Отношения с производителем прекращаются после выполнения всех условий поставки. В логистическом канале дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям. Комиссионеры - оптовые и розничные посредники, действующие от своего имени и за счет производителя. Производитель является собственником продукции до ее оплаты конечным потребителем, следовательно, комиссионер собственником реализуемой продукции не является. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара и отвечает за утрату или повреждение товара по его вине. Вознаграждение комиссионер получает в виде процентов от суммы проведенных операций. Агенты - посредники, действующие как представители или помощники другого, главного по отношению к нему лица - принципала. Агенты, как правило, являются юридическими лицами и заключают сделки от имени и за счет принципала. Агенты могут быть универсальными (совершают любые юридические действия от имени принципала) и генеральными (заключают только те сделки, которые указаны в доверенности). Наиболее распространенный вид вознаграждения агента - процент от суммы заключенной сделки. Брокеры - посредники, сводящие контрагентов при заключении сделок. Брокеры не являются собственниками товаров, как дистрибуторы или дилеры, и не могут распоряжаться товарами, как комиссионеры или агенты. Брокеры действуют на основе отдельных поручений и не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон, совершающих сделки. Их вознаграждение формируется как определенный процент от стоимости реализованной продукции и как фиксированная оплата каждой проданной единицы. Схемы доведения продукции до потребителя определяются прежде всего характеристиками самой продукции, местом и условиями ее производства, потребления и возможностями транспорта.
Хорошо налаженный сбыт продукции для производителя не менее важен, чем собственно процесс производства. Контакты с непосредственными потребителями продукции требуют создания дополнительных элементов инфраструктуры, слабо связанных с основными функциями изготовителя продукции. Большинство производителей предпочитают оптовый сбыт продукции массового спроса, более того, крупнооптовый, так как взаимодействие даже с несколькими десятками дилеров требует создания целого организационно-финансового управления. Дистрибуторы могут обеспечить достаточно большой и стабильный объем закупок, что значительно облегчает производителю процесс планирования. Зачастую производителю экономически целесообразнее отдать дистрибутору товар на 40-45 % (типовая скидка дистрибуторам) дешевле рекомендованной цены, но большой партией и с высокой гарантией возврата кредитов. Потребителями у дистрибуторов, как правило, являются мелкооптовые компании. Дистрибутору важно, чтобы они забирали у него как можно больше товара и как можно быстрее или, хотя бы, в точно оговоренный срок. При ограниченности свободных финансовых средств и малой предсказуемости (изменчивости) покупательного спроса, многие посредники предпочитают закупать товары мелкими партиями по мере необходимости, что означает постоянное присутствие товара на складе у дистрибутора. Дистрибутор может предоставлять товарный кредит, поскольку производитель также кредитует дистрибутора. В среднем дистрибутор имеет от производителя скидку в размерах 40-45 %, из которых 25-30 % отдает дилеру. За счет хорошей организации своей деятельности дистрибутор может несколько увеличить эти цифры и выделиться среди конкурентов. Дистрибутор, по существу, реализует функции маршрутизации потоков товаров при их доставке, а такие системы наиболее эффективно проявляют себя в режиме с промежуточным складированием. Иными словами, функцию буфера выполняет товарный склад, как основной элемент инфраструктуры системы доставки, и чем он мощнее и современнее, тем эффективнее деятельность дистрибутора. В свою очередь эффективность использования складских площадей во многом определяется организацией его работы и степенью автоматизации и механизации. Завоз товаров от производителя на склад, отгрузка его фирмам-посредникам (мелкооптовикам), которые имеют дело с конечным потребителем, - также задача дистрибутора. Солидные дистрибуторы работают с широкой номенклатурой товаров, без чего трудно загрузить большой склад и выдержать конкуренцию по отдельным позициям со специализированными (пищевыми) посредниками. Однако существует достаточное число потребителей-посредников (мелкооптовиков), для которых имеет смысл из одних рук получать всю необходимую ему гамму товаров, что может оказаться решающим для многопрофильного дистрибутора. Хотя многопро-фильность означает дополнительное число договоров, увеличение нагрузки на службы мониторинга заказов и финансов. Здесь имеет смысл остановиться на понятии ассортимента товаров, их классификации и основных факторах формирования торгового ассортимента предприятий розничной торговли. Итак, ассортимент товаров- это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров. Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента). В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д. По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т. п. Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся. С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента.
К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.)- Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.). Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды. Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т. д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности. С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким. Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса. По частоте спроса товары подразделяются на три группы: повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары; периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически; редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет. Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые, подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса. Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Товары для женщин» и т. д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста» и т. д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. При формировании дистрибуторской сети необходимо учитывать основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли. В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, включающий товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в конечных пунктах реализации должно быть обращено на формирование товарного ассортимента как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населения. Формирование ассортимента товаров в пунктах реализации, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.
На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы: тип, размер магазина и его техническая оснащенность; условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников); численность обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов и др. Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, -тип розничного торгового предприятия. Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью, ассортимент товаров будет отличаться как по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность пункта реализации, например, холодильным оборудованием. Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях значительное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей. При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличия сети конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т. д. Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие и расширение спроса, т. е. агрессивную маркетинговую стратегию. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте. При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т. д.), поэтому важно наладить стабильность в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или неудовлетворенности качеством предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это касается товаров одной группы, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель крупами, макаронами и т. д.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |