Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 8 страница
где п - фактическое количество оказанных услуг; N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано; ti- время на выполнение i-й услуги. Работа транспорта должна основываться на запросах потребителя его услуг, которого в меньшей степени интересуют затраты транспортно-экспедиционных предприятий на обслуживание. Клиента привлекают минимальные сроки доставки, 100 %-ная сохранность груза при перевозке, удобства по приему и сдаче грузов, возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местонахождении груза. Только при этих условиях клиент готов нести соответствующие затраты. Когда рассматриваются вопросы качества транспортных услуг и транспортного обслуживания, необходимо помнить и учитывать бедующие особенности.
1. Выбор совокупности услуг требует рассмотрения всех возможных вариантов уровней транспортного обслуживания. 2. Потребностей у клиента может быть несколько, что влечет за собой соответствие свойств и характеристик услуг одновременно нескольким и зачастую противоречащим друг другу требованиям. 3. При заключении договора запросы и потребности клиентов четко оговариваются и фиксируются. 4. Во многих случаях потребности клиента со временем меняются, что обусловливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований. Каждый вид услуги транспорта требует серьезного изучения и анализа. 5. Потребности и запросы клиентов обычно выражаются в определенных свойствах с количественной характеристикой этих свойств и включают такие аспекты, как безопасность, функциональную пригодность, эксплуатационную готовность, надежность, экономические факторы, экологичность и т. д. 6. Термин «качество» не используется для количественной «мера качества». Информация о качестве транспортных услуг должна тщательно изучаться и анализироваться для улучшения транспортного обслуживания на основании накопленного опыта и пожеланий клиентов. Опираясь на приведенные выше сведения, можно сделать вывод, что эффективное функционирование транспорта и транспортной системы в целом целесообразно рассматривать с позиций логистического (системного) подхода в цепи «производство-распределение-сбыт». ВЫВОДЫ 1. Важность и значимость логистических услуг постоянно возрастает, расширяется индустрия услуг и все большее число компаний и работников включаются в нее. 2. Сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять требования клиентов с возможно малыми затратами. 3. Все большее значение приобретают вопросы повышения
4. Одним из важных вопросов логистического обслуживания является цена, как ожидаемая компенсация за общий пакет услуг, хотя работа предприятий сервиса должна основываться на запросах потребителя его услуг, которого в меньшей степени интересуют закаты предприятий на обслуживание. Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение услуг и перечислите их особенности и основные положения. 2. Назовите наиболее значимые компоненты при оценке качества предоставляемых услуг. 3. Что Вы знаете о системе качества в рамках ISO? 4. Как определить рациональный уровень обслуживания? 5. Как рассчитывается показатель «уровень обслуживания» и каковы особенности при оценке качества услуг?
Глава 9. ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА 9.1. ЕДИНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ С позиций системного подхода транспорт представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного логистического обслуживания региональных материальных и людских потоков. Можно утверждать, что, начиная с 1970-х годов, происходит органическое срастание грузового транспорта с производством и процессом распределения, превращение его в звено единой системы «производство-транспорт-распределение-сбыт». Для обеспечения синхронизации работы транспорта и производства в хозяйственной деятельности компаний и фирм зачастую используется логистическая система «точно в срок». Для доставки грузов точно в срок и с возможно меньшими затратами ресурсов должен быть разработан и осуществлен единый технологический процесс на основе интеграции производства, транспорта и потребления. Под единым технологическим процессом в данном случае понимается комплексная технология, в рамках которой, руководствуясь системным подходом, осуществляется четкое взаимодействие всех элементов логистической системы. Создание качественно новой, устойчивой по отношению к возмущениям внешней среды производственно-транспортной системы вызывает появление целого ряда специфических проблем. Это изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование спроса и производства, а следовательно, объема перевозок и мощности транспортной подсистемы, определение оптимальных величин заказов транспортных партий груза и уровней запасов сырья, топлива, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и транспортных средств. Естественно свою специфику имеют проблемы транспортного обслуживания пассажиров. Новый подход к транспорту как к составной части вышестоящей более крупной системы привел к целесообразности рассмотрения всего процесса перевозки от грузоотправителя до грузополучателя, включая грузопереработку, упаковку, хранение, распаковку и информационные потоки, сопровождающие доставку. Все это вызвало необходимость создания специальных логистических центров. Так, во Франции в 1980-е годы такие центры были созданы на железных дорогах, которые должны были осуществлять анализ грузопотоков и распределение их на сети. На основе данных анализа делались предложения: по оптимизации грузопотоков на сети железных дорог и взаимосвязи с другими видами транспорта; распределению перевозок по видам транспорта в соответствии с их специфическими особенностями; по комплектации и формированию отправок; по порядку заключения договоров и т. д. Цель - качественное и полное удовлетворение запросов клиентуры в перевозках. Технологические процессы, протекающие в логистических цепях при доставке грузов потребителю, имеют свои характерные особенности в зависимости от транспортной характеристики груза (физико-механические и физико-химические свойства груза, его объемно-массовые характеристики, а также характеристики тары и упаковки), его количества (массовые грузы, мелкопартионные грузы, грузы в пакетах, контейнерах, на поддонах), вида транспорта и его провозной возможности, характера производственных объектов и многих других. Наиболее просто принципы логистики могут быть использованы при перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и т. д.) в условиях, когда сформировались стабильные и мощные грузопотоки (технологические маршруты) между отправителями и получателями. В Канаде и США для работы тяжеловесных поездов (отправительских маршрутов массой 10-25 тыс. т), доставляющих сырье и топливо потребителям, выделяются магистральные пути промышленного назначения. На таких линиях не строят дорогостоящие сигнализации и блокировки. Загрузка и разгрузка составов таких поездов полностью автоматизируются. В России на ряде направлений составы с важнейшим железнодорожным сырьем -каменным углем - перевозятся по жесткому расписанию, что исключает создание у потребителей больших запасов сырья и топлива. Примером применения технологических маршрутов является межотраслевая система «Ритм». Единая межотраслевая технология
устойчивых перевозок рудно-угольного сырья объединяет график движения поездов, работу станций, предприятий отправителей и получателей грузов по организации движения на технологических маршрутах, включая подачу порожняка от станций выгрузки к станциям погрузки. Основой организации работы по технологии «Ритм» является договор - соглашение о взаимных обязательствах между участвующими в ней организациями и железной дорогой. Единый хозяйственный договор определяет многосторонние взаимоотношения в организации перевозок, устанавливает строгую ответственность участников за выполнение условий перевозок. Внедрение единой межотраслевой технологии «Ритм» при условии строгого соблюдения договоров позволило сократить размеры омертвленного капитала в запасах, снизить потребность в складских помещениях, высвободить материальные и трудовые ресурсы за счет ликвидации дополнительных перевалок грузов и повышения их сохранности. Например, только за одну выгрузку и погрузку кокса около 27 % его становится непригодным для производства металла. Значительно сложнее структура и функции логистической системы, когда на обширном полигоне распределяются товары широкой номенклатуры, предназначенные для удовлетворения потребностей десятков, а то и сотен потребителей. При доставке такой многономенклатурной продукции появляются дополнительные операции: контейнеризация, пакетизация, подгруппировка партий грузов, выбор видов транспорта и типа транспортных средств, сортировка грузов в пути следования и др. В отдельных случаях на направлениях значительных грузопотоков приходится создавать крупные распределительные складские базы и решать вопросы выбора рациональных зон обслуживания потребителей распределительными складскими центрами. При решении таких задач весьма актуальны принципы распределения спроса и готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками, т. е. идет речь о решении стохастической производственно-транспортной задачи, так как среда, в которой функционирует логистическая система, характеризуется ярко выраженной турбулентностью и случайностью протекающих процессов. Для решения названной задачи эффективны не только классические методы математического программирования, но и эвристические. Классические - на основе использования
лгоритма производственно-ранспортной задачи в сетевой или аналитической формах, а эвристические - с применением теории нечетких множеств.
Рассмотрим комплексное решение проблемы оптимизации процессов распределения транспорта и обслуживания потребителей и приведем математическую формулировку классической однопродукто-вой (для простоты) производственно-транспортной задачи. Речь пойдет о создании сети складских систем на полигонах обслуживания, рациональном распределении функций между распределительными складскими центрами и складами потребителей, а также идентификации торговых зон на основе группировки потребителей и рационального прикрепления их к пунктам производства. Рассмотрим общие принципы решения задачи распределения грузов на полигоне (см. рис. 9.1). Математическая формулировка однопродуктовой производственно-транспортной задачи прикрепления производителей продукции к ее потребителям по торговым зонам с участием региональных распределительных складских центров (РСЦ) может быть представлена следующим образом. Пусть даны: i = 1, n- пункты производства продукции; j= 1,r- складские распределительные центры; к = 1, т - потребители; Х - грузопоток от i-го предприятия до j-гораспределительного центра; Xjk - грузопоток от jl-ro распределительного центра до &-го потребителя; Xj - количество хранимого и перерабатываемого груза в РСЦ; Cj - стоимость хранения и переработки единицы груза в региональном распределительном складском центре;
Qi - количество продукции, поступающей на магистральный транспорт от i-го потребителя; qK - потребность k-го получателя в продукции; С и Cjk - стоимости перемещения единицы продукции соответственно из пункта i в j'-й РСЦ и из j-го РСЦ в k-йпункт потребления. Тогда задача распределения материальных потоков между производителями, РСЦ и потребителями формулируется следующим образом: R = min ( ) (9.1) Причем (X , X , X ) > 0 (9.2) Q = SX (9.3) q (9.4) X (9.5) Задача состоит в том, чтобы найти такие Ху и Xjk, которые бы минимизировали целевую функцию (9.1) при соблюдении ограничений (9.2, 9.3, 9.4, 9.5). Целевая функция выражает суммарные затраты, связанные с транспортировкой и переработкой грузов в РСЦ. Ограничения (9.3) и (9.4) представляют собой условия баланса производства и потребления продукции. В эту модель при необходимости могут быть внесены ограничения по перерабатывающей способности технических средств Pj (в том числе по вместимости зоны хранения), т. е. P Кроме того, могут быть наложены ограничения по провозной возможности магистрального транспорта на участках (i,j) и(j, к). Если помимо распределения потоков необходимо оптимизировать число и размещение РСЦ на полигоне, то тогда производственно-транспортная задача дополняется комбинаторной на основе применения метода направленного перебора вариантов. В последние годы заметно выросли масштабы и сферы применения эвристических методов для решения различных задач в области проектирования, прогнозирования и управления. Эвристические методы в высшей степени полезны в условиях применения интерактивных систем, когда за человеком, принимающим решение, остается последнее слово по выработке и принятию его. Особое место занимает теория нечетких (расплывчатых) множеств (НТМ), которая является важным разделом современной теории принятия решений. Методы нечетких множеств применяют, как правило, в условиях ярко выраженной неопределенности, когда не представляется возможным использовать классические, в том числе вероятностные, модели для описания процессов и явлений. Имеется класс неопределенностей, которые характеризуются нечеткостью целей и ограничений. Такого рода неопределенности называются лингвистическими. В задачах управления или проектирования с помощью теории нечетких множеств, которые характеризуются лингвистическими переменными, такими как «высокий», «низкий», «не очень высокий», «хорошо», «неудовлетворительно» и т. д., принимаемые решения во многом зависят от субъективных оценок. Поэтому для того, чтобы принимать решение с помощью ТНМ, принимающий решение должен иметь сведения о переменных (их свойствах, характеристиках), объективно оценивать стоимостную (в широком смысле) структуру этих переменных и уметь пользоваться решающими правилами. Тогда с помощью набора лингвистических переменных можно получить ответы с достаточной степенью достоверности. Решение при нечетких целях и ограничениях также представляет расплывчатое множество и может рассматриваться как нечетко сформулированная инструкция. Итак, пусть X - множество свойств, характеристик или альтернатив, характеризующих конкретный объект, тогда каждому такому объекту может быть поставлено в соответствие нечеткое множество А, которое, в свою очередь, является подмножеством множества X. При этом для любого свойства х: хЄХ. Для количественной оценки вхождения х в А введем величину МА(Х), которую назовем степенью принадлежности. Она характеризует степень включения свойств х в А. Причем МА(Х)Є(0,1), т. е. МА{Х) изменяется в интервале 0-1, а поэтому верхний уровень МА{Х) = SирMA(X) = 1 или 0<МА(Х)<1. Степень принадлежности позволяет при оценке альтернативных вариантов перейти от лингвистических переменных к числовым скалярным показателям и, следовательно, перевести эту, на первый взгляд, довольно абстрактную теорию на язык инженера. В качестве примера применения теории нечетких множеств в сфере материально-технического снабжения рассмотрим вариант,
когда на некотором полигоне распределения товаров размещаются два распределительных складских центра. Задача состоит в том, чтобы приблизительно установить географические зоны тяготения к их обслуживанию. Критерием при выборе предпочтения отправителями или получателями того или иного складского центра является доступность, обусловленная «пространственным фактором» (расстояние, время, стоимость). Необходимо установить границы нечетких подмножеств Ах иА2 (при двух РСЦ), которые выражают потребительские пространственные или временные предпочтения отправителей и получателей. Предпочтения выражаются функциями, вид которых экспертами выбирается на основании здравого смысла. Пусть в итоге изучения физической природы процесса распределения товаров по торговым зонам экспертами получена некоторая функция, удовлетворительно описывающая процесс принятия решения. В рассматриваемом случае будет естественным утверждение, что с удалением получателей от складских центров, которые выражаются координатами Хх и Х2, степень принадлежности уменьшается и предпочтения получателей по отношению к этим центрам падают. На рис. 9.2 представлены зависимости МА {Х) и МА2{Х). Как видно из этих графиков, предпочтение, равное максимальной степени принадлежности, достигает SupMA{X) = 1 в непосредственной близости от РСЦ, когда х=Х1 и х=Х2. Из рис. 9.2 также следует, что наивысшая степень разделения зон обслуживания грузовыми станциями в рассматриваемом случае lmax= 1-SupMA1ÇA2(X), а порог разделения l0 должен удовлетворять условию: (9.6) Рис. 9.2. Зависимость степени функции принадлежности от предпочтения Знак Ç обозначает пересечение множеств А1 и А2, а запись SupMA1ÇA2(X) соответствует максимуму ординаты их пересечения в точке XQ. Как видно на рис 9.2, максимальная степень разделения и порог разделения достигается в точке Х0, которая и определяет границы торговых зон тяготения к региональным центрам. Наиболее распространены две формы снабжения потребителей: транзитная и с участием перегрузочных складов и региональных баз посредника. В настоящее время точка зрения зарубежных специалистов в области логистики по вопросу участия складских систем в процессе распределения продукции сводится к тому, что доставка грузов точно в срок в отдельных случаях может свести до минимума необходимость создания запасов на направлениях материальных потоков, но для потребителей с небольшими размерами поступления грузов складская форма снабжения остается наиболее предпочтительной. В случае, когда сервис осуществляется специальными посредническими центрами (крупными транспортно-экспедиционными организациями и РСЦ), появляется проблема идентификации торговых клиентов - зон обслуживания. Для решения такой задачи необходимо провести группировку потребителей по характеру и объему услуг с учетом географического фактора. Опираясь на критерий минимума радиуса обслуживания и величины затрат, а также учитывая требования доставки грузов точно в срок, можно успешно решить задачу оптимизации размеров торговых зон. 9.2. СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ Перемещение любых материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены инфраструктуры, называемые складами. Склады - это комплексы производственных зданий, инженерных сооружений, подъемно-транспортных машин и оборудования, средств вычислительной техники (управляющих, регулирующих и контролирующих их работу), предназначенные для приемки, размещения, накопления, хранения, переработки, отпуска и доставки продукции потребителям. Концепция логистики должна доминировать при проектировании и организации работы складских систем. Склад в рамках ло-
гистической системы рассматривается не только как хранилище грузов, но и как мощный фактор организации и регулирования материальных потоков. Склад как демпфер и регулятор, располагающий определенной аккумулирующей способностью, сглаживает неравномерность входящих и выходящих материальных потоков и обеспечивает надежность, устойчивость и гибкость функционирования логистической системы. Затраты на хранение и переработку груза на складе в объеме затрат продвижения товара от изготовителя до потребителя составляют наибольшую часть. В современной рыночной экономике изменилось само содержание понятия «склад», от сооружения для хранения материальных ценностей к эффективному средству управления запасами на различных участках логистической цепи и материальными потоками в целом. Складирование продукции в логистических системах производится в тех случаях, когда оно может снизить издержки или улучшить качество предоставляемых услуг. Склад нужно рассматривать не изолированно, а как определенное звено в логистической цепи. Необходимо также помнить, что в каждом конкретном случае для конкретного склада параметры складской системы могут существенно отличаться друг от друга как по отдельным элементам, так и по структуре в целом. В связи с многообразием складов для их классификации используют достаточно большое количество различных признаков. Остановимся на некоторых из них. По номенклатуре грузов различают склады универсальные (хранение и переработка грузов широкой номенклатуры, различных по свойствам и наименованию) и специализированные (хранение грузов с однородными физико-механическими свойствами). По виду хранимой продукции склады делятся на: склады сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих; склады незавершенного производства; склады готовой продукции; склады тары и упаковки; склады отходов производства; склады инструментов. По форме собственности различают: собственные склады предприятий и организаций; коммерческие склады (склады общего пользования); арендуемые склады. По назначению целесообразно выделить следующие склады: производственные - склады сырья, материалов, комплектующих изделий, цеховые склады незавершенного производства, заводские склады готовой продукции); транзитно-перевалочные (служат для кратковременного хранения грузов в период перегрузки с одного вида транспорта на другой); таможенные - склады, предназначенные для хранения грузов, ожидающих таможенной очистки; досрочного завоза - склады, располагающиеся в районах, доставка грузов в которые возможна лишь в определенные периоды года (например, районы Крайнего Севера России); сезонного хранения - склады для грузов сезонного хранения (в основном продукции сельского хозяйства, например, картофеля, свеклы); резервные - предназначенные для хранения запасов на случай чрезвычайных ситуаций; оптовые распределительные - снабжающие товаропроводящие сети; розничные - склады торговых предприятий. В зависимости от сроков хранения грузов на складах их разделяют на склады краткосрочного и долгосрочного хранения. По степени технической вооруженности склады бывают: немеханизированные; частично механизированные; механизированные; автомазированные; автоматические. В свою очередь, по степени автоматизации склады можно разделить на следующие группы:
с частичной автоматизацией технологических процессов и автоматической обработкой информации; с комплексной автоматизацией технологических и информационных процессов; со сложной автоматизированной системой управления. По способам хранения грузов (в зависимости от их транспортной характеристики) выделяют склады: открытого хранения (площадки), предназначенные для грузов, транспортная характеристика которых не изменяется от воздействия внешней среды; полузакрытого хранения (площадки под навесом, могут иметь от одной до трех легких стен для защиты от ветра), предназначенные для размещения грузов, транспортная характеристика которых не зависит от изменения температуры и влажности окружающей среды, воздействия ветра и т. д., но зависит от непосредственного воздействия атмосферных осадков; закрытого хранения (отапливаемые и неотапливаемые здания и сооружения, имеющие кровлю и ограждения со всех сторон), на которых размещают для хранения грузы, требующие защиты от воздействия внешней среды. По объемно-планировочным решениям складских зданий и сооружений склады делятся на однопролетные и многопролетные, а также одноэтажные и многоэтажные. Современный склад представляет собой крупное техническое сооружение, имеющее свою определенную структуру и выполняющее различные функции. Одновременно он является интегрированной составной частью системы более высокого уровня, которая и предъявляет соответствующие требования к складской системе, определяет цели и критерии ее функционирования. Основные функции склада сводятся к следующему: 1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Иными словами формирование заказов клиентуры по ассортименту в соответствии с запросами. Торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, конструктивно, по размеру, форме, цвету и т. д. Склады, которые осуществляют снабжение розничной сети и мелких потребителей, работают с большим числом различных клиентов и должны поставлять товары в ассортименте согласно заказам каждого. 2. Складирование и хранение товарно-материальных ценно 3. Грузопереработка. Укрупнение, разукрупнение, затаривание, маркировка. Для сокращения транспортных расходов склад может объединять небольшие партии грузов. Клиенты зачастую требуют от оптовиков (производителей) частых поставок небольших партий товаров широкой номенклатуры. Как правило, поступление грузов на склады, снабжающие розничную сеть, осуществляется «пакетом» на плоском поддоне и в среднетоннажных контейнерах. Для сокращения транспортных расходов склад может объединять небольшие партии грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства. 4. Предоставление сопутствующих услуг. Например, таких как: подготовка товаров к продаже (фасовка, упаковка, затаривание и т. д.); проверка действия приборов и оборудования; придание продукции товарного вида и предварительная обработка; транс-портно-экспедиционные, таможенные услуги и т. д. Логистический подход приводит к необходимости выбора мелкой сквозной грузовой единицы, на основе которой могут формироваться входящие и выходящие потоки и которая, проходя всю логистическую цепь, требовала бы минимальное количество операций по ее переработке. Она должна быть модульна размерам стандартного поддона и среднетоннажного контейнера и соответствовать потребностям заказа максимального количества потребителей. «Законодателем» ее величины и размеров должно стать последнее звено логистической цепи - розница. Существующее разнообразие розничной сети и ее запросов диктует определения усредненного «стандартного заказа», который бы удовлетворял практическое большинство потребителей. Это должна быть менее крупная грузовая единица чем «пакет», например, транспортная тара типа «короб» с наличием легко считываемой необходимой информации, нанесенной изготовителем. В качестве внешнего товароносителя может выбираться и использоваться как поддон, так и контейнер. Комплектация будет сводиться к подбору грузовых единиц типа «короб» со «стандартным заказом».
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |