Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сибирский город XVII – первой половины ХIX вв. как явление русской культуры 2 страница



2015-11-23 1453 Обсуждений (0)
Сибирский город XVII – первой половины ХIX вв. как явление русской культуры 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




7.администр.устройство сибири в конце 16-17 в,

В конце XVI–начале XVII вв. землепроходцы прочно обосновались на Оби и Иртыше. В это время были основаны города Тюмень, Тобольск (в то время – столица русской Сибири), Томск, Кузнецк, Мангазея (первый сибирский заполярный город), и др. Уже в 20–е гг. XVII в. – появились на Енисее, основаны города Енисейск и Красноярск. Дальше – движение в Восточную Сибирь. Основной путь – по рекам с системой волоков. Строили небольшие крепости – "острожки". В 1632 г. построен Якутск, в 1652 г.– Иркутск. Затем двинулись на Северо–восток и на Амур.

В 1648 г. отряд Семена Дежнева на своем "коче" достиг крайней оконечности Евразии (мыс Дежнева), двинулся по Ледовитому Океану, проплыл проливом между двумя материками.

В середине XVII в. происходит освоение Приамурья. Первым экспедицию до устья Амура совершил Василий Поярков. Появление русских поселений на Амуре после экспедиции Ерофея Хабарова. Однако затем – вторжение китайско-маньчжурских войск, Осада нашей крепости Албазин. Силы неравные, поэтому в 1689 г. заключен Нерчинский договор (первый договор между Россией и Китаем), по которому Китаю передана территория Албазинского воеводства, однако линия границы была по договору крайне неопределенной.

Данный договор был отменен Айгунским и Пекинским договорами во второй половине XIX в. До недавнего времени эти события являлись предмет острой полемики: Китай считал Нерчинский договор основанием для притязаний на Приморье и Приамурье, последующие же договора расценивал как несправедливые, навязанные силой.

В конце XVII в. присоединена Камчатка, открыты Сахалин и Курилы. Из крупных территорий осталась Чукотка, которую покорили уже в XVIII в. (чукчи оказались наиболее воинственные).

Таким образом, произошло уникальное свершение, подвиг русских землепроходцев: за одно столетие они прошли от Урала до Тихого океана.

Это была часть мирового процесса – Великих географических открытий. Пришлось преодолеть огромные трудности, голод, холод (очень ярко это описывается в "Житии" протопопа Аввакума).

Сибирь в составе Российского государства

Формирование русского населения. Обычно выделяют три колонизационных волны: "авангард": казаки и промышленники, которые "приводили под государеву руку" местные народы, воеводы с государевыми ратными людьми, которые строили города и остроги и крестьяне, уходившие сюда от крепостной неволи в поисках лучшей жизни. В первое время правительство оказывало помощь переселенцам и не преследовало беглых. Впоследствии больший контроль, однако, очень важно, что в Сибири так и не распространилось крепостное право. Успехи земледельческого освоения Сибири, вначале для прокормления русских в Сибири в европейской России собирался специальный натуральный налог – "сибирский хлеб". Уже в конце XVII в. он был отменен, так как стали здесь выращивать его достаточно.

Таким образом, успешное присоединение и освоение Сибири было достигнуто в результате соединения народной инициативы и усилий государства.

Присоединение новых земель к России, положение коренных народов – это сложные, дискуссионные исторические проблемы. После 1917 г. "школа Покровского": полагали, что было только завоевание и колониальная эксплуатация. При Сталине шла речь только о позитивных последствиях. Вместо терминов "покорение", "завоевание" стали применять "присоединение", "добровольное вхождение". В последнее время вновь часто говорят о "российской колониальной империи", некоторые авторы – прежде всего о негативных моментах (например, Ермак – кровавый завоеватель и т.д.).

Реальность была противоречивой. В XVII в. основным направлением эксплуатации являлся сбор налога пушниной – ясака. Сибирская пушнина давала 1/4 государственных доходов. Существует немало теневых сторон: чрезмерные размеры ясака, взятие заложников, карательные походы, насильственная христианизация. Однако все же резко отличалось от колониальной практики в Америке, там безудержный грабеж и уничтожение основной массы местного населения. Под властью России численность всех сибирских народов выросла. Это связано, прежде всего, с характером эксплуатации: земля не имела такой ценности, ее не надо было "освобождать" от местного населения, чем больше аборигенов – тем больше ясака.

Положительные последствия вхождения народов Сибири в Россию: прекращены междоусобные войны, началось приобщение к более передовой экономике и культуре, в частности, русские крестьяне принесли пашенное земледелие, для некоторых народов Россия вообще стала единственным спасением (например, в XVIII в. после подавления восстания джунгаркитайско-манчжурские власти начали их уничтожение, и их спасло только бегство в Россию – так появились калмыки).

8.хозяйственное освоение региона в 17в:пушной промысел,пашенное земледелие,ремесло и торговля,

Казаки Ермака проложили дорогу на сибирские просторы энергичным и предприимчивым русским людям. В XVII веке русское продвижение в Сибирь было необычайным по темпам и размаху. Это являлось результатом соединенных усилий казаков и государственных служб. Первыми шли маневренные отряды казаков. Царские воеводы с ратными людьми и строительными артелями представляли вторую волну колонизации.

Сибирь влекла к себе прежде всего неисчислимыми в то время пушными богатствами, в которых были заинтересованы и «торговые люди», и крепнущее государство. Государственные расходы увеличивались вместе с возрастанием государственной мощи. Нужны были новые пополнения казны. Правительство поощряло заселение Сибири ссудами и податными льготами. В Москве освоение сибирских земель рассматривалось как задача первостепенной государственной важности.

Состав первых переселенцев был довольно разнообразным. Кроме казачества, служилых людей и промысловиков, в Сибирь «по государеву указу» шли ремесленники и пашенные крестьяне. Заметную часть переселенцев составили ссыльные из числа уголовных преступников и «иноземцы» из числа военнопленных. Переселенческая волна влекла за собой зырян (коми), казанских татар, марийцев, мордву, чувашей. Сибирь становилась притягательной для крепостных крестьян, надеявшихся избавиться от всякого угнетения на новых землях. Правительство нередко вынуждено было «сквозь пальцы» смотреть на уход в Сибирь бывших крепостных. Вклад в колонизацию вносили монастыри.

При всем разнообразии движущих сил колонизации большинство переселенцев составляли жители северорусских (так называемых черносошных) уездов, где не было боярского и помещичьего землевладения. Северорусские промышленники задолго до Ермака были знакомы с Зауральем, сильное развитие на севере получил пушной промысел. Природно - климатическая и географическая близость Севера и Сибири облегчала крестьянское продвижение. Оно было поэтапным, позволило земледельцам не отрываться надолго от полевых работ. Именно поэтому жители центральных районов страны обычно переселялись на юг- в «Дикое поле», а северорусские крестьяне продвигались на восток. В северных городах - Вологде, Великом Устюге, Холмогорах, Каргополе и других- набирали ратных людей из числа добровольцев для службы в Сибири. Поток вольных переселенцев нарастал и постепенно превысил число тех, кто отправлялся в Сибирь не по своей воле. Именно вольно-народная колонизация, в конечном итоге, привела к прочному вхождению Сибири в состав Российского государства.

Вольная колонизация тесно переплеталась с правительственной. Добровольные переселенцы собирались под защиту стен строившихся воеводами городов и крепостей, которые ставились как опорные базы для дальнейшего продвижения. Первые укрепления возникли еще в смутное время и до него: Тюмень, Тобольск, Пелым, Сургут, Обдорск, Томск, Туруханск, Мангазея. В 1618 году построен Кузнецкий острог, в 1619 году - Енисейский острог. В 1628 году был основан Красноярск, оставшийся главным оплотом России на верхнем Енисее и в последующее время. В городах и острогах располагались гарнизоны и резиденции местной администрации, они служили центрами обороны и ясачного сбора. Ясак выплачивался местными сибирскими племенами (в основном, пушниной) и весь шел в российскую казну, хотя бывали случаи, когда русские воинские отряды пытались собирать ясак в свою пользу.

Если в Западной Сибири правительство действовало по определенному плану, то в Восточной Сибири, в силу ее удаленности от центра, продвижение становилось более стихийным, а нередко просто хаотичным. Отряды служилых и промышленных людей, опережая друг друга, за короткий срок преодолевали огромные расстояния, находя новые неясачные и богатые соболем земли. Дух предпринимательства разгорался с новой силой, когда по следам первопроходцев двигались следующие экспедиции, рассчитывающие на большее по сравнению с их предшественниками. Царская администрация во время походов не сковывала волю служилых. Казаки и стрельцы сами решали многие важные вопросы, касавшиеся целей и маршрутов похода. Воеводы снабжали служилых оружием, боеприпасами, продовольствием, а после завершения походов строили и заселяли новые остроги, организовывали местное управление, ясачный и таможенный сбор, казенную пашню, связь и т.п.

От Енисея к Лене и Тихому океану отряды землепроходцев двигались, преодолевая противодействие многих местных племен. В этом продвижении выделялись отряды под руководством промышленников Ленды, Добрынского, Васильева, Ерофея Хабарова, казачьих десятников Василия Бугра и Владимира Атласова, атаманов Перфильева, Василия Галкина, Дмитрия Копылова, воеводского помощника Пояркова. Широкий размах приняло полярное мореходство, позволившее резко расширить масштабы освоения новых земель, проникая туда с севера и востока. Наиболее крупные морские походы возглавляли казаки Михаил Стадухин и Семен Дежнев.

В 1632 году стрелецкий сотник Бекетов основал Якутск. В 1639 году отряд Ивана Москвитина вышел на побережье Тихого океана. Спустя год-два русские попадают на Сахалин и Курилы, установив дружественные контакты с местными айнами. Мирно складывались отношения русских с остяками, вогулами, ненцами, эвенками, коряками, бурятами, якутами. Трения возникли при соприкосновении с чукчами и енисейскими киргизами. В Приамурье казакам Хабарова пришлось воевать с маньчжурами.

Процесс вхождения сибирских народов в состав Российского государства завершился в течение XVII века. Многие племена приняли российское подданство добровольно. Большую часть тайги и тундры малочисленные русские отряды прошли, не встретив серьезного сопротивления. Местные народы рассчитывали на выгодную торговлю с русскими и на защиту от разорительных вражеских набегов. Еще Семен Дежнев «мирил» тунгусские племена на реке Оленек, предотвратив войну между ними. Русское продвижение в Сибирь сравнивали с открытием «Нового света», однако, при освоении Сибири русскими не было того, чем отличалось заселение Америки испанцами и англичанами: не было массового уничтожения аборигенов.

С. М. Степняк-Кравчинский считал, что «нет ни одного народа на земном шаре, который столь добросердечно относился бы к чужеземцу, как русские мужики. Они мирно живут бок о бок с сотнями народностей, различных по расе и религии». В дореволюционной литературе отмечалось, что «духом нетерпимости по отношению к инородцам русские переселенцы в Сибири никогда не были проникнуты», что «они смотрят на вогула, самоеда, остяка и татарина прежде всего как на человека и только с этой стороны определяют к ним свои жизненные отношения. Оседая на сибирских землях, русские крестьяне располагали свои деревни рядом с селениями аборигенов. Возникали Даже смешанные (русско-вогульские, русско-тунгусские, русско-бурятские и др.) поселения, где шло слияние пришельцев и аборигенов. На Индигирке, Колыме, в Иркутском крае, Забайкалье и некоторых других местах вследствие смешения с сибирскими народами сильно менялись и внешний облик, и язык, и быт осевших там русских. Многое перенимали и аборигены от русских: рубленые избы, орудия труда, одежду, кулинарию, верования, обычаи, лексику. Уже к концу XVII века отдельные местные племена мало чем отличались от обитавших по соседству русских и жили тем опрятнее и зажиточнее, чем ближе к ним находились. Многие сибирские народы со временем частично обрусели (шорцы, алтайцы, манси, буряты, камчадалы), а некоторые полностью ассимилировались в составе русского этноса: енисейцы в районе Туруханска, теленгеты на Алтае, чуванцы и ламуты на Камчатке, карагасы в районе Томска, гольды на Амуре и другие.

Некоторые новые веяния проявились в зодчестве (проникновение «мирских» мотивов в строительство храмов, распространение архитектурного стиля «московское барокко»), в живописи (появление элементов психологизма в изображении святых), в прикладном искусстве, в музыке. Появился театр при дворе Алексея Михайловича.

Культура и быт русского народа в XVII веке испытали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья- была скорее их следствием. При этом и «обмирщение», и «европеизация» сопровождались движением общественного сознания к расколу. Недаром XVII век вошел в историческую литературу как «бунташный век»: волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца. Даже самый общий перечень их выглядит внушительно: Смута, волнения 1648 -1650 годов в Москве, Пскове и Новгороде, «медный бунт» 1662 года, «разинщина» в 1670-1671 годах, соловецкое возмущение в 1668-1676 годах, «Хованщина» 1682 года, стрелецкий мятеж 1698 года. Позволительно утверждать, что корни волнений находились не столько в экономической и политической сферах, сколько в сфере социально-психологической. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.

В XVII веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.

Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До середины XV века происходил интенсивный культурный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный

9.культура русских поселенцев в 17в,

в начале XVII в. Тобольск приобретает значение крупного военно-административного, торгового, культурного, церковного центра, становясь фактической столицей Сибири. В 20-е гг. XVII в. в Тобольскую епархию был направлен митрополит Киприан, с именем которого связана постройка первого здания Софийского собора. Сооружению храма придавался особый смысл. Как следует из материалов переписных и копийных книг 1620–1636 гг. Тобольского архиерейского дома, деревянный собор Софии был построен в 1621–1622 гг. по царскому указу сибирским воеводам 1620 г. Для строительства церкви были использованы срубы домов, купленные у тобольских жителей. Специально на постройку заготовить лес было невозможно, а точнее, некого было нанять для этого, так как в те годы Тобольск обезлюдел из-за голода. Впрочем, приобретение готовых срубов для возведения какого-либо здания являлось вполне обычной практикой. Среди купленных построек был наполовину выстроенный сруб церкви, которую в 1620 г. священник Иван по благословению вологодского архиепископа Макария заложил в десяти саженях от Троицкой церкви и которая была задумана как пятиглавая церковь во имя Софии Премудрости. Киприан достроил эту церковь как соборную, оставив за ней название Софийской (освящена 21 октября 1622 г.), хотя грамота из Москвы предписывала поименовать церковь Вознесенской. Детальное описание возведенного храма позволяет реконструировать его облик. Высота церкви от уровня земли до яблока была 13,5–14 саженей (более 28 м), пол находился на уровне 14 венца, что при диаметре бревен 25–28 см составляло 3,5–3,9 м. От пола до «закомар», представлявших собой крещатое бочечное покрытие, было 26 венцов (около 7 м). Таким образом, сруб сооружения поднимался на высоту 10–11 м, что составляло около трети высоты всего здания. Термин «закомары» специалистам более знаком по каменным сооружениям, но, как видно, использовали его для форм здания из дерева, что может косвенно подтверждать взаимосвязь трактовок форм этих двух типов сооружений. На основании из крещатых бочек, выходящих лбами по три на каждую из четырех сторон сруба, был установлен эффектный барабан, составленный из центрически расположенных бочек меньшего размера. Собор имел три алтаря и паперть, охватывавшую сруб с трех сторон. На паперть вела крытая лестница с тремя площадками-крыльцами, верхнее из которых имело кровлю бочкой, покрытую лемехом, два средних – бочки, крытые гнутым тесом. Собор был пятиглавым, причем центральная глава размещалась на бочечном барабане, а четыре меньшие главы – на угловых крещатых бочках. Церковь Троицы Живоначальной в Томске. Церковь Троицы – первое значительное культовое сооружение Томска, построенное вскоре после основания города. Известно, что она была перестроена в середине XVII в. в связи с сооружением новой Томской крепости. Просуществовала Троицкая церковь в дереве до 1811 г. Остались описания церкви и ее изображения на панорамах и планах города. По ним В. И. Кочедамов реконструировал ее как приземистый четвериковый одноапсидный храм с обширной трапезной и трехсторонней галереей, имеющий шатровый верх, замененный в XVIII в. криволинейным покрытием в стиле украинского барокко.

10.тюмень в конце 16-17вв

В XVII веке Тюмень - крепость, обороняющая русские поселения от набегов кочевников. Со второй половины XVII века крупнейший торговый город Сибири. С 1796 года входит в состав Тобольской губернии.

Тюмень - первый русский город в Сибири, поставленный казаками и землепроходцами, шедшими на восток, "за Камень" (Уральские горы). Путь им преграждало могучее Сибирское ханство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды в конце XIV - начале XV века. Центром Сибирского ханства сначала было татарское поселение Чинги-Тура. В 1563 году власть в ханстве захватил хан Кучум, который начал совершать разорительные набеги на земли Приуралья, недавно вошелдшие в состав Русского государства. В 1570-е годы борьба с Кучумом вылилась в открытую войну. Для защиты новых земель власти стали вербовать отряды из казаков и иных "охочих" людей. Создал такой отряд и промышленник Строганов, чьи городки особенно страдали от татарских нападений. Возглавил отряд атаман Ермак, начавший поход против Кучума в 1581 году. Отряд был небольшим, чуть более 500 казаков и 300 примкнувших к ним "охочих" людей. Это не помешало ему уже в 1582 году нанести татарам серьёзное поражение. Ермак захватил город Кашлык, столицу Кучума. В Москву Ермак отослал грамоту о присоединении новой территории. Но война ещё продолжалась. В 1585 году Кучум сумел нанести казака чувствительно поражение и вновь занять свою столицу. В битве погиб сам Ермак. Однако русское продвижение на восток было необратимым. Вскоре Кучуму пришлось отступить в степь. Из Москвы в Сибирь для "устроения новых земель" отправились воеводы.

В 1586 году отряд стрельцов под командованием воевод Василия Сукина, Ивана Мясного и письменного головы Данилы Чулкова достигли развалин старинного покинутого татарского города Чинги-Тура. Рядом с ним решили заложить новую крепость. Место для неё выбрали удачно. Обрывистые берега реки Туры и её притока Тюменки создавали естественные оборонительные рубежи. Здесь же проходил Тюменский волок, часть древнего пути из Азии в Европу. Строительство крепости вели поспешно. Сперва вкопали плотно пригнанные друг к другу заострённые брёвна, потом сделали с южной стороны ров, насыпали земляной вал, а затем начали строить церковь, жилые дома, амбары. Рядом с крепостью строился небольшой посад, где жили служилые и просто "охочие" люди. Строительство Тюмени продолжалось несколько лет. По документам известно, что ещё в 1596 году воевода Григорий Долгорукий выплачивал деньги "за городское дело" (строительство). Вставшая на южной границе присоединённой территории Сибири Тюмень имела в первую очередь оборонное значение. Основными её жителями были "дети боярские, стрельцы, пешие и конные казаки", численность которых увеличивалась по мере роста военной опасности. На Тюмень возлагалась защита русских и татарских поселений от набегов степенных кочевников, продолжавшихся до середины XVII века.

 

Но Тюмень развивалась не только как военный город. В 1596 году последовало царское повеление привлекать в Сибирь для торговли бухарцев, оказывать им "ласковость и никаких пошли с них не брать". В Тюмень начали приходить торговые караваны, здесь селились купцы. Со временем Тюмень стала важным центром на торговом пути в Среднюю Азию, Персию, Китай.

 

По данным "дозорных книг" в начале XVII века в городе проживало 500 человек, половину которых составляли служилые люди. Под защиту крепостных стен города в течение XVII века прибывало много пашенных крестьян, но независимо от сословной принадлежности и основного рода занятий все жители Тюмени в первой половине века были связаны с земледелием. Развивались ремёсла, на посаде шла бойкая торговля. В базарные дни город заполнялся возами с товарами. Торговали зерном, мукой, овчинами, холстом, китайским шёлком, изделиями из металла и предметами домашнего обихода.

 

Со второй половины XVII века уже хлебопашество и скотоводство, а ремесло и торговля определяли развитие Тюмени. К середине века сложился и архитектурный облик города. Центром его был кремль, вокруг разрослись посад, слободы, выросли монастыри. Как и все русские деревянные города, Тюмень несколько раз сгорела. Затем город возрождался. Вместо сгоревших построек возникали новые, их число росло. Город постоянно расширял свою территорию, его окружали всё новые слободы. К концу XVII века в Тюмени проживало уже около трёх тысяч человек.

- январь, отряд стрельцов и казаков под руководством воевод Ивана Мясного, Василия Сукина и письменного головы Данилы Чулкова отправился в Тюмень для строительства крепостей;

 

- 29 июля. По указу царя Федора Иоанновича началось строительство Тюменского острога - старейшего из ныне существующих сибирских городов. Основатели Тюмени воеводы Василий Сукин и Иван Мясной выбрали для крепости просторный мыс, ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, а с восточной стороны - крутым берегом Туры. Здесь стрельцами и казаками была сооружена острожная стена, состоявшая из вертикально вкопанных в землю, плотно пригнанных друг к другу заостренных бревен. За ней поставили небольшую церковь Рождества Богородицы, воеводскую канцелярию, жилые дома и амбары. В то же лето с южной стороны были выкопан ров и насыпан земляной вал. С первых лет Тюмень стала важным опорным пунктом освоения русскими необъятных пространств Сибири. Здесь сложился первый за Уралом земледельческий район. Город играл роль пограничного форпоста, прикрывавшего русские владения от набегов степных кочевников. Первые десятилетия в истории Тюмени - это годы упорного труда и ратных подвигов.

- весна, 500 московских казаков во главе с письменным головой Д. Чулковым отплыли на Иртыш для закладки нового города, что и сделали 4-6 июля того же года: основали Тобольск. После назначения в 1590 году полноправного воеводы Тобольск становится не только самостоятельным, но и главным городом Сибири. Возвышение Тобольска не подорвало роли Тюмени как важнейшего транспортного пункта. Сюда из Европейской России поступали хлебные запасы и царская денежная казна, отсюда отправлялась в Москву драгоценнейшая сибирская пушнина. Население города росло: в 1596 году в Тюмени проживало около 500 человек, в 1624-м - примерно 1600, а в 1695 году - 2750.

- по указу царя Федора Иоанновича в Сибирь посланы первые крестьяне для организации хлебопашества.

- воеводы Ю. Булгаков и Б. Васильев начали ставить рубленый Тюменский город с башнями. Его стены состояли из 106 «городней» (срубов) прямоугольной формы и 8 башен. «Городни» высотой в две сажени (4,26 м) являлись не только крепостными, но и хозяйственными сооружениями: служили амбарами и караульными помещениями. В них имелись бойницы нижнего и верхнего боя. Сверху стену прикрывала двускатная кровля. Юго-западная и северо-восточная стены, с тремя башнями каждая, стояли на берегах Туры и Тюменки. В середине юго-восточной стены находилась Спасская башня с проезжими воротами. Другая проезжая башня - Егорьевская - была с северо-западной стороны и служила выходом на мост через Тюменку. Здесь между городом и мостом размещались хлебные амбары. Обе башни имели высоту в шесть сажен (12,8 м) и завершались шатровыми куполами. Общая протяженность стен была 260 сажен (554 м). В городе находились Рождественская и Никольская церкви, воеводская канцелярия, десять торговых житниц, соляной амбар, винный погреб, амбар для хранения казны, тюрьма, двор воеводы и другие строения. К юго-востоку от города лежал посад, огороженный острожной стеной. Она тянулась по берегу Тюменки, затем пересекала мыс от Тюменки до Туры (примерно по современной улице Семакова). До 1630 года вдоль берега Туры острожной стены не было, так как сама береговая крутизна считалась достаточно надежной защитой. В центре посада стояла караульная башня, на которой находился постоянный дозор, следивший за возможным приближением противника.

1595 - Артемий Бабинов нашел короткую дорогу из России через Уральские горы в Сибирь и начал ее обустраивать;

- в Тюмень прибыл первый караван бухарских купцов, их поселили на левом берегу Туры, где образовалась Бухарская слобода - первое поселение вблизи Тюмени.

- 31 августа царь Борис Годунов разрешил бухарцам приезжать в Тюмень торговать беспошлинно, оставаться на зиму, жить на посаде города; Вскоре город превратился в крупный центр транзитной торговли между Россией и Средней Азией. С востока сюда везли шелковые ткани, чай, ковры, скот. Из Тюмени вывозили кожи, холст, меха, галантерею, металлические изделия;

- население Тюмени составляло около 450 человек, в том числе: 133 стрельца и казака, 24 пашенных крестьянина.

1597-1600

- прокладка сухопутной дороги от Урала до Тюмени - продолжение Бабиновской дороги, и от Тюмени до Тобольска.

- построен теплый храм Николая Чудотворца.

- 28 января царь Борис Годунов издал указ об устройстве в Тюмени "ямской гоньбы" - государственной ямщицкой службы. Первые ямщики присланы из Соли Камской. Согласно правительственным наказам, на ямщиков возлагалась «гоньба» по казенным надобностям от Тюмени до Тобольска и Туринска. Им положили на год по 15 рублей жалованья, отвели пашни и покосы. Каждый ямщик обязан был содержать за свой счет трех лошадей «зимой с саньми, летом с седлами и телегами и со всякой гонебной снастью». Вначале ямщики жили на посаде, а в 1605 году переселились за Тюменку, где возникла Ямская слобода - - второе поселение около Тюмени. В середине XVIII века штат тюменских ямщиков доходил до 100 человек. Ямская служба просуществовала не одно столетие.

 

- в Тюменский уезд вторглись Кучумовичи - военные отряды под руководством сыновей бывшего хана Кучума.

- на Тюменский уезд напали ногайцы и разорили жилища татар и русских на реке Пышме, в 20 верстах от Тюмени. Против них был направлен атаман Дружина Юрьев с казаками. Он настиг ногайцев и отбил пленных. Но на следующий год ногайцы повторили набег и «хлеб пожгли».

- немногочисленное население старой столицы Чимги-Туры было переселено за Туру в Бухарскую слободу, образовалась Татаро-Бухарская слобода.

- рядом с Ямской слободой старец Нифонт, казанский монах, заложил Преображенский (позже Троицкий) мужской монастырь. Строили его на пожертвования горожан. Тогда же на берегу Туры, южнее острога, был основан девичий монастырь. Сначала он назывался Ильинским, затем Успенским и Алексеевским. В те годы монастыри кроме своего прямого назначения служили также убежищем для старых и немощных людей, неспособных к самостоятельному существованию;

- В Тюмень сослан князь Михаил Белосельский - первый в городе «ссыльный из знати».

- первый большой пожар в Тюмени, во время которого сгорела Никольская церковь и большая часть города.

- составлена первая «Дозорная книга Тюмени» на основе переписи, проведенной письменным головой Зловидовым и подьячим Салтанаковым, в ней указаны первые деревни вблизи Тюмени.

- Согласно «Дозорной книге» 1624 года, в Тюмени было 342 двора /16/ (по А.Иваненко - 331 двор), 136 из них числилось за казаками и стрельцами, 60 - за посадскими людьми, 49 - за крестьянами. Небольшое число дворов принадлежало детям боярским, служилым татарам, ямщикам и священнослужителям ;

- в мужском монастыре построена первая Спасо-Преображенская церковь: начата в 1622 г., сгорела в 1705 г.;

- построен деревянный храм на месте современной Знаменской церкви. В 1695 г. он сгорел, восстановлен, сгорел 4 июля 1766 г., заложен в камне 21 сентября 1768 г., закончен в 1801 г.

Строился на средства прихожан. Знаменский кафедральный собор - яркий образец русского барокко в Сибири.



2015-11-23 1453 Обсуждений (0)
Сибирский город XVII – первой половины ХIX вв. как явление русской культуры 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сибирский город XVII – первой половины ХIX вв. как явление русской культуры 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)