Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сибирский город XVII – первой половины ХIX вв. как явление русской культуры 5 страница



2015-11-23 798 Обсуждений (0)
Сибирский город XVII – первой половины ХIX вв. как явление русской культуры 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Большинство зарубежных исследователей Сибири, писавших по указанной теме в основном уже в ХХ в., также отдали дань этой негативистской историографической традиции, поскольку значительная часть таких работ имела явно заказной антисоветский характер и соответствующие разделы сочинений отечественных историков и публицистов областнического направления как нельзя лучше подходили для иллюстрации тезиса об исконно враждебной по отношению к коренному населению политике Русского государства и глубоких исторических корнях агрессивности русско-совет-ского империализма. Наиболее заметными представителями этого направления зарубежной историографии являются В. Коларз и Р. Конквест (9). В то же время зарубежная историография не могла игнорировать конкретных фактов роста общей численности коренного населения как в ХVII — ХIХ, так и в ХХ вв., и в результате появлялись работы, достаточно объективно освещавшие процессы этнического развития в Сибири и национальную политику царского и советского правительств. Сюда следует отнести работы Т. Армстронга, Р. Пайпса, В. Конолли (10). Следует отметить, что, в отличие от отечественной историографии, здесь впервые обращено внимание на имевший место в 20 — 70-е гг. ХХ в. несколько более замедленный по сравнению с темпами роста численности всего населения СССР рост численности коренного населения Сибири, а также сделана попытка объективно объяснить причины этого явления.

15.политическая ссылка в западной сибири в 18в,

Политическая ссылка в дореволюционной России применялась по решению суда или в административном порядке (в отношении лиц, подозреваемых в участии в общественном движении, высылка могла осуществляться без суда, по распоряжению царя, некоторых губернаторов и органов Министерства внутренних дел — см. ниже).

Высылка в отдалённую местность на поселение или на каторгу производилась на определённый срок или бессрочно. Этот вид наказания был законодательно оформлен в конце XVI века, но использовался и ранее в отношении простых людей, опальных бояр, неугодных священников.

Местами ссылки первоначально являлись окраины Европейской России (Урал, северные районы), затем — Кавказ, а с ходом освоения восточных районов — Сибирь. В XVIII веке на крепостные работы, заводы и рудники ссылали участников массовых народных выступлений, в периоды дворцовых переворотов в ссылку отправляли опальных государственных деятелей: графа Петра Толстого — в Соловки, генералиссимуса князя Меншикова — в Берёзов и т. д. Первыми сибирскими ссыльными считаются жители Углича, сосланные в Пелымский острог по делу об «убиении» царевича Дмитрия в 1593 году — через год после основания самого Пелыма. В 1599 году туда же сосланы стольники Василий и Иван Никитичи Романовы. По подсчётам П. Н. Буцинского, в первой половине XVII века в Сибирь сослано не менее 1 500 человек.

Массовый характер ссылка приобрела после отмены в середине XVIII века смертной казни и замены её вечной каторгой.

В первой половине XIX века на каторгу в Сибирь и в ссылку на Кавказ были отправлены декабристы и петрашевцы, в 1831 году — в Сибирь на каторгу и в ссылку были отправлены тысячи участников польского восстания 1830—1831.

Общепризнано, что политические ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири, способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т. д. Многие из них нашли себе здесь новую родину — и до сих пор в Сибири компактно проживают потомки людей, сосланных сюда ещё в XIX веке. Это, например, семейские староверы Забайкалья — потомки староверов, переселённых из восточной части Польши.

В «Уложении о наказаниях» (1845) ссылка была установлена как одна из основных мер наказания за преступления, как уголовные, так и политические. Кроме того, существовала и нередко применялась на практике административная ссылка как ссылка «по высочайшему повелению» (ей подверглись Пушкин, Герцен, Огарёв и др.). В 1850-е право ссылать в административном порядке по политическим мотивам получили некоторые местные администраторы — наместник Кавказа, виленский генерал-губернатор и др. В 1860—1870-е в ссылку направляли участников крестьянских волнений, членов народнических и народовольческих организаций, участников Польского восстания 1863—1864, начиная с конца XIX века — членов левых политических организаций.

Основными местами политической ссылки становятся Забайкалье, Якутская область, Енисейская, Иркутская и Томская губернии, затем — Сахалин. К началу XX века в Сибири находилось до 300 тыс. ссыльных[источник не указан 1231 день]. С 1906 года в ссылку направлялись участники Революции 1905—1907.

6(19) марта 1917 года Временное правительство объявило политическую амнистию, а 26 апреля (9 мая) 1917 года политическая ссылка была официально упразднена. Однако уже в 1920-е годы политическую ссылку восстановила Советская власть.

16.развитие культуры в западной сибири в 18в,

Культурная жизнь Сибири в 18 веке отражала те же процессы в культуре, что происходили и в центре страны. Образование Сибири началось с устройства в Тобольске духовных школ. Светские школы появились позже духовных. В Тобольске в 1716 г. была открыта цифирная школа. Затем были открыты гарнизонные солдатские школы. В Омске была открыта в 1798 г." Азиатская школа" для подготовки переводчиков. По инициативе Беринга были созданы две навигационные школы в Охотске и Якутске. В Тобольске и Томске были открыты геодезические школы, в Барнауле школа для подготовки горнозаводских специалистов. В 1779 году здесь было открыто горное училище. С 1758 года стала функционировать медицинская школа. В 1788-90 г.г. в Сибири было открыто 8 главных народных училищ и 10 малых. Однако в целом, регулярное образование в Сибири в 18 веке делало свои первые шаги и население свои потребности в грамоте удовлетворяло путем частного обучения. Известную роль в обучении населения грамоте играли старообрядцы.

17.админист.устройство западной сибири в первой половине

19в.реформа сперанского 1822 года.

В 16 в. Сибирь управлялась Посольским приказом, с 1599 — Приказом Казанского дворца. В 1637 был образован Сибирский приказ. Власть на местах в 17 в. принадлежала воеводам, которые сохраняли внутреннюю организацию коренных народов и опирались на знать. В 1708 была создана Сибирская губерния с центром в Тобольске. С 1764 существовали две губернии — Тобольская и Иркутская. В 1782—83 учреждены делившиеся на области наместничества — Тобольское, Колыванское и Иркутское, с 1796 вновь две губернии — Тобольская и Иркутская. С 1805 существовала Якутская область. В 1803 образовано генерал-губернаторство Сибирь В 1819—22 во главе его был М. М. Сперанский, который в 1822 провёл реформу управления Сибирь Были созданы два генерал-губернаторства: Западно-Сибирское (центр — Тобольск, с 1839 — Омск) — Тобольская и Томская губернии, Омская область; и Восточно-Сибирское (Иркутск) — Иркутская и Енисейская губерния, Якутская область и управления Охотское, Камчатско-Приморское и Троицко-Савское. В Петербурге был образован Сибирский комитет. В 1822 был издан «Устав об управлении инородцев», юридически оформивший политику царизма в отношении нерусского населения Сибирь Большую роль в освоении Сибирь и Дальнего Востока, в охране восточных территорий Русского государства сыграло Сибирское казачье войско. В 1851 было образовано Забайкальское казачье войско, из которого затем выделилось Амурское казачье войско. В 50-х гг. 19 в. в состав России вошли Нижнее Приамурье, Уссурийский край, о. Сахалин. Были созданы Камчатская (1849—56), Забайкальская (1851), Приморская (1856) и Амурская (1858) области. Исследованиям Дальнего Востока содействовал И. Н. Муравьев-Амурский — генерал-губернатор. Восточной Сибирь Амур, Приамурье, Сахалин и Уссурийский край изучал Г. И. Невельской. В 1860 основан Владивосток. Охрану Дальневосточного побережья несла Сибирская военная флотилия, созданная в 18 в, С 16 в. начали создаваться сибирские летописи. В 1701—02 в Тобольске открыта первая светская школа; в 1702—03 — духовная, в 40-х гг. преобразованная в семинарию. В 1-й половине 18 в. открылись школы при многих монастырях. В 20—30-х гг. были созданы цифирные школы. С 1789 в Омске — «Азиатская школа» переводчиков татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков. В середине 18 в. появились навигационные, геодезические и горные профессиональные школы, в 80-х гг. — горное училище в Барнауле. В 1788—90 были открыты народные училища. При Тобольском училище издавался (1789—91) первый в Сибирь журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». В 1-й половине 19 в. были открыты гимназии (Тобольская, Иркутская), уездные училища, городские и сельские приходские училища. В 1838—44 появился труд сибирского историка П. А. Словцова «Историческое обозрение Сибири». Много сделали для развития культуры Сибирь ссыльные декабристы. Начался научный сбор этнографического и фольклорного материала местными силами (Г. И. Спасский, Сибирь И. Гуляев и др.).

18.жизнь и деятельность декабристов в тобольской губернии,

Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции

Велики заслуги декабристов в области просвещения в Сибири. Будучи образованнейшими людьми своего времени, декабристы-изгнанники себя рассматривали как просветителей и устроителей жизни в этом крае, на своей новой родине.

Просвещение в России, а особенно в Сибирском регионе и на окраинах, в первой половине XIX века развивалось крайне медленными темпами. В 1800 году в Сибири существовали 2 главных народных училища, 9 малых, а также школа татарского языка при Тобольском главном народном училище. Согласно школьному уставу 1804 года в Сибири предполагалось открыть 3 гимназии и 32 уездных училища. Однако скудное финансирование замедлило реорганизацию гражданской школы в Сибири.

Следует отметить, что оживление школьного дела в Сибири началось в связи с ревизией Сперанского и реформой местного самоуправления. Если к 1815 году по всей Сибири было открыто или реорганизовано из малых народных училищ только 7 уездных училищ (из 32 по уставу 1804 года), то с 1815 по 1825 годы их количество возросло до 19.

После подавления восстания декабристов правительство перешло к жесткому курсу, суть которого выражалась в том, чтобы «все сословия получали только соответствовавшее их положению образование». По уставу гимназий и училищ 1828 г. усиливалась сословная замкнутость в системе образования и нарушалась преемственная связь школ. Одногодичные приходские школы предназначались для обучения детей самых низких сословий, уездные училища с трехгодичным сроком обучения – для детей купечества и чиновничества, гимназии с семилетним сроком обучения – для детей «благородного сословия». Доступ в университет имели лишь выпускники гимназий; правительство финансировало в основном университеты и гимназии. По школьному уставу 1828 г. в гимназическом курсе был сокращен объем предметов естественнонаучного цикла, а в уездных училищах вообще запрещалось их преподавание, зато во всех заведениях предписывалось изучать Закон Божий. Школы Сибири были переданы в подчинение сначала гражданским губернаторам, а затем и генерал-губернаторам.

В Сибири школы чаще всего организовывались при монастырях, где жило много послушников, которые обучались чтению церковных книг, нотному пению и иконописи, «хотя и без всякого оттенка школьного характера жизни». Но на грамотность духовенство смотрело иначе. Митрополит и консистория неоднократно посылали указы в заказные правления о побуждении священно- и церковнослужителей отдавать детей в учение, но указов не слушались; приходилось налагать на виновных денежные штрафы, но и это мало действовало, и духовные правления вынуждены были прибегать к более серьезным мерам; так, например, по приказу рафаиловского духовного правления «были закованы в цепи за упорное непредставление детей и родственников в школу поп Белозерской слободы Митрофан Набережный и дьякон Утяцкой слободы Петр Буров – на сутки, а пономарь Савва Хнюнин – на день». Вот что ученики вспоминали о методах преподавания в таких школах, вернее их отсутствии. «Гуманность в школе не играла особо выделяющейся роли: оскорбительные прозвища и ругачки, щелчки и щипки, благодетельная линейка и проч. считались необходимым атрибутом школьной обстановки и над ними возвышалось самое благодетельное средство, которое до сих пор еще остается в памяти стариков под гастрономическим именем «березовой каши».

Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей – далеко не все сибирские города имели школы. Поэтому сибиряки отдавали детей на обучение всем, кого считали сколько-нибудь способными к этому.

В первой половине XIX в. частное образование охватывает новые, более широкие слои населения, включая сельское. Воспитанница декабристов Ольга Балакшина вспоминала, что декабристы учили грамоте «всех, кого только возможно», и к ним часто обращались с просьбой взять детей на воспитание.

Декабристы не просто продолжили существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но и подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, изыскивали способы снабжения школ учебными книгами, добивались устройства библиотек и выставок, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.

Декабристы продолжили и развили прогрессивные идеи в области просвещения М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Педагогические взгляды декабристов были значительным шагом вперед по сравнению с теориями русских и зарубежных, в том числе французских просветителей XVIII века.

Особое значение придавали декабристы нравственному воспитанию. П. Пестель считал, что средством нравственного воспитания народа служат религия и законодательство, а средством просвещения – наука. Из показания А.А. Бестужева видно, что декабристы «для просвещения нижних классов народа хотели повсеместно завести ланкастерские школы, а чтобы поправить его нравственность, то возвысить белое духовенство, дав оному способы к жизни».

Педагогическая теория Ланкастера ставила своей задачей дешевле, успешнее, быстрее добиться массового распространения грамотности среди широких масс трудящегося населения в условиях нехватки учителей и ничтожном ассигновании на просветительские нужды. Однако в период реакции власть стала подозрительно относиться к взаимному обучению, а М.Л. Магницкий, попечитель Казанского учебного округа, усматривал в таблицах подготовку к революции. А.С. Грибоедов подчеркнул это, вложив в уста старухи Хлестовой такие слова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений…

По выходу на поселение «государственным преступникам» разрешалось заниматься только земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой. Народное образование, равно как и всякая иная просветительская деятельность были строжайше запрещены. И все же, где бы ни жили бывшие узники, они изыскивали способы занятия просвещением: открывали школы под разными названиями, где учителями выставлялись фиктивные лица, ученики выдавались за наемных работников, обучение велось тайно, индивидуально, на дому. В сибирских школах декабристы стремились давать своим ученикам не только знания, но и умения в области того или иного ремесла. Так, много легенд сохранилось в народной памяти о школах М. и Н. Бестужевых, где учились дети разных народов «огненному ремеслу» (металлообработке). Михаил Бестужев припоминал: «Случалось, что, видя способности ребенка и охоту к учению, призовешь отца или мать его и, объяснив им, что беру их сына, чтоб сделать из него трудолюбивого ремесленника, буду одевать, обувать его и, вдобавок, в свободное время учить его грамоте, - на вопрос мой: согласны ли они на это? – был почти постоянно один и тот же ответ: «Как, батюшка Михаил Александрович, не быть согласными: ведь это Вы нам делаете истинное благодеяние».

Любимцем учителей Сибири стал Иван Дмитриевич Якушкин – создатель школ в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Со всех концов, за сотни и тысячи километров, к нему приезжали посланцы учиться постановке учебного дела.

При создании школы в Ялуторовске И.Д. Якушкин и протоиерей Ялуторовского собора Стефан Знаменский опирались на синодские указы 1836-1837 гг., в которых священникам предлагалось открывать приходские училища при своих церквях. Подобные училища не подчинялись непосредственно Министерству просвещения и местному школьному начальству, и это ускорило получение от тобольского архиерея разрешения.

Школа декабристов была признана лучшей в губернии. С.Я. Знаменский был награжден камилавкой и получил в 1845 г. благодарность от дирекции училищ Тобольской губернии за подготовку учеников Ялуторовского уездного училища. М. Фонвизин писал С. Знаменскому: «Новый владыко (архиерей) желает здесь (в Тобольске) такую же иметь школу, очень обрадовался рассказам о вашем училище».

Школа ялуторовских декабристов, с ее обширной программой общеобразовательной подготовки, широким применением наглядности, теплым и внимательным отношением к своим питомцам стала привлекательной и любимой со стороны учащихся. «Дети собирались в школу как на праздник. Иван Дмитриевич привлекал детей своим терпением и веселостью. Он охотно удовлетворял их любознательность, отвечал не только на все вопросы, но и повторял по несколько раз, он затевал для них во дворе разнообразные игры и к их общей радости сам участвовал в них». «Он очень любил учеников и часто в переменах сам принимал участие в играх», - вспоминает Балакшина. «Мы учились шутя и нисколько не считали трудом эту науку», - рассказывал Михаил Знаменский, сын протоиерея Стефана.

Школа просуществовала до 1856 года. Все прошедшие через школу имели отличную подготовку и с легкостью поступали в другие учебные заведения.

Вопрос о женском образовании, поставленный на повестку дня передовой мыслью России в начале XIX в., волновал и сибирскую общественность. В первой четверти XIX в. в Сибири не было открыто ни одной женской школы. Количество девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами.

И.Д. Якушкин давно мечтал о такой школе, двери которой были бы широко распахнуты для девочек всех слоёв населения. Но как открыть такую школу, тем более декабристу? «Начни он сам ходатайствовать об открытии училища, - говорил С. Знаменский, - дело могло быть проигранным». Укоренившиеся неправильные взгляды на женщину и женское образование давали себя знать на каждом шагу. Препятствия чинились всюду, начиная с ялуторовского городничего и кончая генерал-губернатором Западной Сибири: городничий просто запретил открывать школу, а генерал-губернатор отказал, под предлогом отсутствия средств. Иваном Дмитриевичем Якушкиным была развёрнута широкая общественная пропаганда, мобилизованы силы местных декабристов, собраны денежные средства и начаты хлопоты перед Тобольской администрацией.

Подготовительная работа к открытию женской школы началась без официального разрешения. С.Я. Знаменский отправил тобольскому архиерею просьбу разрешить открытие женской школы в Ялуторовске. Он основывался на указе от 12 мая 1837 г. об обучении девочек при женских монастырях, под надзором священнических или дьяконических жён или вдов, имеющих соответствующее образование. Преподавать в женской школе С.Я. Знаменский собирался сам, а в его отсутствие – его жена. Надзирательницей согласилась быть М. Андреева.

1 июля 1846 г. женская школа открылась. Вначале в ней училось двадцать учениц, но к 1850 г. – насчитывалось уже пятьдесят шесть. Из-за недостатка средств женская школа вначале была платной.

Женская школа, руководимая воспитанницами Якушкина – А.П. Созонович, А. Муравьинской, дочерьми Балакшина и С. Знаменского – продолжала существовать ещё долгое время. Всего в женской школе до отъезда декабристов в 1856 г. обучалось 240 человек, окончило полный курс 192.

Ялуторовская женская школа прошла тернистый путь и открыла новую страницу в истории женского образования в Сибири. Просветительство И.Д. Якушкина и его сподвижников по ялуторовской ссылке, организация ими первых народных школ в Ялуторовске изучены в большей степени, чем последствия этой деятельности; ее влияние на развитие народного образования в Западной Сибири рассмотрены недостаточно и не получили необходимой аргументированной оценки. Новые архивные находки позволяют раскрыть влияние ялуторовских школ на образование в Западной Сибири. В литературе встречаются лишь упоминания об организации декабристами первой женской школы в Тобольске.

В 1849 г. декабрист П.Н. Свистунов, при содействии и непосредственном участии И.Д. Якушкина, открыл женскую школу в Тобольске - первое в городе и второе в губернии (после Ялуторовска) женское учебное заведение. Эта школа, как и Ялуторовская, содержалась на средства общественности, учителями в школе безвозмездно работали декабристы и местные учителя гимназии. Тобольская школа обрела успех и популярность – через пять лет в ней обучались свыше ста учениц, вскоре она была преобразована в Мариинскую женскую школу. Это событие получило широкий политический резонанс. Особая значимость такого события связана с тем, что оно совершилось вопреки намерениям центральных правительственных ведомств и помимо них. В 1853 г. открылась женская школа в Омске. «Изумительной и почтенной кажется энергия, с какой декабристы взялись за просвещение этого сурового края, разумеется, даром, так как цель их заключалась в том, чтобы освятить свое пребывание в Сибири каким-нибудь благородным делом».

Декабристы в Тобольске

По мере окончания сроков наказания и по царским амнистиям декабристы были расселены в Восточной и Западной Сибири. Пятнадцать из них, самая большая декабристская колония на поселении, проживали именно в Тобольске. В Тобольске остались навсегда семеро декабристов: Александр Петрович Барятинский, Фердинанд Богданович Вольф, Семен Григорьевич Краснокутский, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Михайлович Муравьев, Степан Михайлович Семенов, Флегонт Миронович Башмаков, их могилы находятся на Завальном кладбище города.

Роль декабристов в истории и культуре города невозможно переоценить. Тобольск впервые увидел сразу столько блестяще образованных людей. Лучшие представители тобольской интеллигенции, духовенства и купечества находились в близких дружеских отношениях с декабристами и их семьями, оказавших самое благотворное влияние на них и их детей. Огромную роль сыграли ссыльные декабристы в общественной жизни Тобольска, открыв девичье приходское училище, занимаясь бесплатной медицинской практикой, находясь на государственной службе, участвуя в культурных мероприятиях города (театральные постановки, музыкальные вечера), занимаясь благотворительностью.

В Тобольском музее хранятся некоторые вещи, подлинно принадлежавшие ссылным декабристам в Тобольске, они являются основой экспозиции музея, посвященной декабристам в Тобольске. К 180-летию восстания декабристов произведена реэкспозиция выставки "Декабристы в Тобольском изгнании" в Тобольском музее-заповеднике. Были обновлены некоторые документальные и иллюстративные материалы, пересмотрено текстовое оформление экспозиции, проведена реконструкция технического оборудования.

19. развитие культуры в тобольской губернии в первой половине 19в,

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенна ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков.

Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена, участие в них, публицистические выступления.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны.

Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои.

Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

20.социально-экономическое развитие тобольской губернии после реформы 1861г

В 60-х годах XIX века Сибирь почти не упоминалась в законодательстве о переселенцах. Переселение государственных крестьян, начатое в конце 30-х годов, при первом министре государственных имуществ П. Д. Киселеве, долгое время до Сибири не доходило. Крестьян направляли во внутренние губернии: Воронежскую, Тамбовскую, Харьковскую, Саратовскую, Оренбургскую, на Северный Кавказ. Лишь в начале 50-х годов XIX века в три сибирские губернии – Тобольскую, Томскую и Енисейскую – отправились первые партии государственных крестьян-переселенцев.

Сибирское переселение занимало незначительное место в общем переселенческом движении. В 1861 году крестьяне получили право переселяться в недавно присоединенный Амурский край и Приморскую область за свой счет, без всякой государственной помощи. С 1866 года разрешено переселение в Южно-Уссурийский край. Переселение это, разрешенное по политическим и стратегическим соображениям, носило случайный характер. Отдаленные районы Сибири еще не привлекали переселенцев – в пределах Европейской России имелся достаточный запас свободных государственных земель.

«Положения» 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права полностью исключали право бывших крепостных крестьян на переселение. Реформа готовилась в условиях революционной ситуации. Правительство Александра II отменило личную зависимость крестьян, но при этом так наделило их землей, чтобы после «освобождения» крестьяне оставались привязанными к помещичьим имениям в качестве дешевой рабочей силы и арендаторов помещичьей земли. Для осуществления этой основной цели закона необходимо было с прежней последовательностью запрещать переселение крестьян, т.к. переселение резко диссонировало общему характеру и содержанию проводимой реформы.

Вскоре после начала реформы было запрещено и переселение государственных крестьян. В 1866 году их перевели на выкуп, передали из министерства государственных имуществ в ведение общекрестьянских учреждений и закрыли правительственный кредит на их переселение. Несмотря на все запреты, продолжалось самовольное переселение бывших помещичьих крестьян.

В связи с этим в 1866 году при министерстве внутренних дел создается комиссия по выработке общих переселенческих правил. Но ее работа ограничилась обобщением и изучением ранее принятых частных законов о переселении в отдаленные районы; новых правил комиссия не подготовила. Правительство отложило выработку общего законодательства по переселенческому вопросу, опасаясь что даже самые ограниченные правила, опубликованные в период действия положения о временной обязанности, могут дать повод к массовым отказам крестьян от наделов и уходу их на свободные казенные земли.



2015-11-23 798 Обсуждений (0)
Сибирский город XVII – первой половины ХIX вв. как явление русской культуры 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сибирский город XVII – первой половины ХIX вв. как явление русской культуры 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)