Структура туры и основные функции
Сущность культуры Этимология слова «культура». Возможные определения и аспекты культуры Структура туры и основные функции.
1. Слово «культура» латинского происхождения и в переводе означает «обработка, улучшение, возделывание». Впервые его употребил в политическом трактате «Земледелие» римский писатель Марк Порций Катон во 2-м веке до н.э. по отношению к возделыванию земли, обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Автор заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложен не только труд, но и знания (т.е. человек изменяет, «культивирует их»). Но объектом воздействия может быть не только природа, но и человек. Поэтому римский политический деятель, писатель и оратор Цицерон в 1-м веке до н.э. внес революционный переворот в использование термина «культура». Он стал употреблять слово «cultura» вместе со словом «animi», что означает «возделывание души», т.е. формирование духовного мира, воспитание человека. Понимание термина «культура» менялось с развитием знаний и общества. В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом. В 17-м в. культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то, что возвышает человека. В 18-19 вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. (Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения). В это время исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты выступали в качестве органов и частей тела, а социокультурные процессы – в качестве физиологических процессов. В XX веке появляются различные теории и концепции культуры. Например, идея равенства культур: Каждый народ творит свою собственную культуру, которая обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита. Понимание термина «культура» остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления. Современная культурология подходит к определению культуры с различных точек зрения. В связи с этим выделяются 5 основных аспектов изучения культуры: 1. Генетический:культура рассматривается как продукт общества; 2.Аксиологический: культура изучается как система ценностей и ценностных ориентаций, как материальных, так и духовных, как общества, так и отдельных групп и индивидов. 3. Гуманистический: культура изучается как развитие человека, его духовных и творческих способностей. 4. Нормативный: культура анализируется как система норм, регулирующих отношение человека к миру, обществу и самому себе. 5. Социологический: культура рассматривается как деятельность исторически-конкретных социальных субъектов (человека, социальной группы, класса, общества). В современном языке термин «культура» употребляется в 2-х значениях – широком и узком. В широком смысле– все, что создано или создается в обществе человеческой деятельностью. В узком– культура совпадает со сферой духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.
КУЛЬТУРА – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
2. Структура культуры одна из сложнейших в мире. Структурирование осуществляется по различным основаниям: 1). Деление культуры по носителю (субъекту). Субъектами культуры могут быть:
2). Структурирование культуры по многообразию человеческой деятельности. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – мир вещей, созданных человеком в процессе преобразования природы (техника, здания, мебель). В материальную культуру входят: а) Культура труда и материального производства. б) Культура быта. в) Культура топоса (местожительства). г) Физическая культура и культура отношения к собственному телу. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – производство, распределение и потребление духовных ценностей (знания, идеи) в области науки, искусства и литературы, философии, морали и т.д. Наиболее значимыми видами духовной культуры являются: а) Интеллектуальная (познавательная) б) Нравственная (культура морального поведения) в) Художественная г) Педагогическая д) Религиозная е) Философская Некоторые теоретики выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры – и материальную, и духовную (т.н. синтетические виды культуры): а) Экономическая. б) Экологическая. в) Эстетическая. г) Политическая. д) Правовая. 3). Структурирование культуры по содержанию и влиянию на человека. Прогрессивная (культура) и реакционная (антикультура).
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ очень многообразны (их количество доходит до 100). Выделяют 6 основных: - гуманистическая: формирование нравственного облика личности, развитие способностей человека, умений, его физических и духовных качеств; - трансляция социального опыта (информационная): накопление, хранение, систематизация и передача информации; - гносеологическая (познавательная): создание картины мира, познание человека, общества и мира; - регулятивная (нормативная): в культуре человек вырабатывает определенные нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе; - семиотическая (знаковая): в культуре человек вырабатывает систему знаков, с помощью которых он выражает свои знания; - аксиологическая (ценностная): культура как формирование ценностей и идеалов. Помимо этого выделяются: коммуникативная (общение между людьми), креативная (преобразование и освоение мира), адаптивная (защитная), релаксационная (для снятия напряжения), интегративная (объединяет народы, нации, государства), социализации (включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими знаний, ценностей, норм поведения),
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (895)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |