Управление предприятие. Управленческие технологии
Лекция 1. Тема 1. Организация (предприятие) как система отношений И основной элемент экономики. Понятие организации (предприятия). Классификация предприятия. Структура предприятия. Управление предприятие. Управленческие технологии.
1.1.Предпринимельская деятельность – инициативная самостоятельная деятельность граждан или юридических лиц, направленная на получение прибыли. Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может. Права, обязанности и гарантии предпринимателей регламентируются законодательством. Законы российской Федерации гарантируют: 1) Право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать для их деятельности имущество; 2) Равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовой формы; 3) Свободный выбор сферы предпринимательства в установленных пределах; 4) Защиту имущества предприятий от незаконного изъятия; 5) Недопущение недобросовестной конкуренции предпринимателей и монопольного положения на рынке отдельных товаропроизводителей. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием и без образования юридического лица. Юридическое лицо -организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведение или оперативном управление обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный баланс или смету. Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Предприятие является коммерческой организацией, т.е. нацеленной на получение прибыли. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Основной формой организации предпринимательства является предприятие. Предприятиепредставляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это хозяйственная единица, которая: самостоятельно принимает решения; реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; стремиться к получению дохода и реализации других целей.
1.2. Предприятия классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельностью, формам собственности, размерам, организационно-правовым формам. Классификация по виду и характеру хозяйственной деятельности.Предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее менее крупным направлениям (промышленные, сельскохозяйственные, торговые, кредитно-финансовые, транспортные и др.) Классификация по формам собственности. Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. В соответствии с Гражданским кодексом РФ часть имущества предприятий может находиться в собственности граждан, юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций. Закон гласит, что права всех собственников защищаются равным образом. Классификация по размерам.Одной из важнейших характеристик предприятия является его размер, определяемый в первую очередь количеством занятых работников. Определение размера предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками – объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.д. Федеральный закон от 14 июня 1994г. №88 РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам предпринимательства относит следующие коммерческие организации: малые – до 100 человек; средние – до 100 – 300 человек; крупные – свыше 300 чел. Классификация по организационно-правовым формам. Гражданским кодексом РФ установлен состав организационно-правовых форм предприятий – юридических лиц и определены права граждан – физических лиц. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами. В соответствии с законодательством коммерческие предприятия в Российской Федерации функционируют в следующих организационно-правовых формах: 1) хозяйственные товарищества; 2) хозяйственные общества; 3) производственные кооперативы; 4) государственные и муниципальные унитарные предприятия.
1.3. Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений, составляющих единый хозяйственный объект. Различают общую, производственную и организационную структуру управления предприятием. Общая структура – комплекс производственных подразделений и подразделений, обслуживающих работников, величина взаимосвязи и соотношение между этими подразделениями по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности. Производственная структура – состав основных и вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств производственного назначения, а так же формы их производственных связей. Организационная структура – упорядоченная совокупность служб, управляющих деятельностью предприятия, взаимосвязями и соподчинением. Принцип формирования структуры управления – организация и закрепление тех или иных функций управления за подразделениями (службами) аппарата управления. Организационная структура управления характеризуется различным числом звеньев, чаще всего используется трехзвенная система: директор – начальник цеха – мастер. Всей деятельностью предприятия руководит директор (президент, управляющий), который может быть собственником имущества, так и наемным работником. Для обеспечения стратегического, текущего и оперативного руководством предприятием у директора имеется непосредственно подчиненный ему функциональный аппарат и заместители. Аппарат управления включает следующие основные службы: 1. оперативного руководства предприятием; 2. управление персоналом (социальная служба); 3. экономической и финансовой деятельности; 4. переработки информации; 5. административного управления; 6. маркетинга; 7. внешних экономических связей; 8. технического развития и др.
1.4. Управление – это воздействие со стороны управляющего органа на объект управления в целях получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ. Управление предприятием – это воздействие на работников для достижения целей, стоящих перед предприятием и его персоналом.
Система управления включает следующие компоненты: принципы и задачи управления; организационную структуру органов управления и его персонала; экономические и юридические методы и ограничения; информацию и технические средства ее обработки. Управление предприятием состоит из ряда функциональных подсистем: стратегическое и текущее управление; управление персоналом; планирование; управление производством; управление маркетингом; управление финансами; управление инвестициями. Стратегическое управление решает задачи обеспечения экономического роста предприятия, повышения его конкурентоспособности. Текущее управление обеспечивает непрерывность и синхронность работы всех звеньев предприятия, направленные на выполнение установленного оперативного задания. Задачи управления персоналом в соответствии с реализацией стратегии развития предприятия: 1) обеспечение предприятия необходимым количеством соответствующих кадров, имеющих нужную квалификацию; 2) обучение работников в соответствии с принятой технологией и организацией производства продукции; 3) расстановка персонала по рабочим местам; 4) проведение объективной оценки и оплаты результатов деятельности каждого работника; 5) обеспечение прав и социальной защиты; 6) обеспечение безопасности т нормальных условий труда.
Для реализации указанных задач в систему управления персоналом на крупных предприятиях входят подразделения кадров, обучения, оплаты труда, безопасности. Управленческие технологии – это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей предприятия, включающий: методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля. Различают следующие типы управленческих технологий: управление по целям; управление по результатам; управление на базе потребностей и интересов; управление путем постоянных проверок и указаний; управление в исключительных случаях; управление на базе активизации деятельности персонала; управление на базе «искусственного интеллекта» и др. Управленческие технологий могут быть реализованы на основе современных информационных технологий. Главное требование к управлению предприятием в условиях рынка – обеспечение адаптивности (приспособляемости и гибкости) экономики предприятия к изменяющимся условиям хозяйствования.
Лекция 2. Тема 2. Рыночная модель и конкурентоспособность предприятия.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |