Ния. Слова тоже надо уметь найти, а то одной фразой можно переиначить поня
тия у ученика, сбить его, спутать.Как можно объяснить какие-то изменения, которые происходят в горле, когда наступает перестройка на переходных нотах, и мы говорим, что надо собирать звук? Как это можно объяснить и понять головой? Это проблема! Так было и у меня. Когда мне говорили: «Зак- рой!», «Закрывай!», — что я мог понять? Закрывать что? Или говорили: «Со- бирай!» Но что собирать? Это же не кусок масла, который проходит через горло, и Вы его можете смять, придать ему желаемую форму: сделать круг- лым или собрать в иной конфигурации! Тут идет колонна дыхания, и очень трудно понять, что с ней можно сделать! Я и теперь-то боюсь об этом слиш- ком задумываться. Словом, проблема объяснений в педагогике — весьма сложная вещь! Для ученика это все звучит очень абстрактно. Мои лучшие продвижения в отношении вокала были сделаны в экспериментах с моими коллегами, на фразах из произведений, которые я изучал, а также на некото- рых упражнениях со словами, как «Еллена, еллена, елеонора». Слова помо- гают мне, особенно согласные «Л», «Н», «Р». Если бы я был педагогом по пению, то никогда не говорил бы слова «закрывай», «собирай». Единствен- но, о чем бы говорил, — это о дыхании, о фундаменте пения. И его действи- тельно можно объяснить, ему можно практически научить. Оно наиболее ощутимо и очевидно, ясно чувствуется под пальцами. Когда ученик это по- нял, по моему разумению, голос хорошо опирается, он, естественно, начи- нает звучать правильно. Но если ученик еще чем-то этому процессу помогает — это беда. Он еще ничего не понимает в звукообразовании и не может себе помочь в этом, а только мешает. Говорить ему «собирай» — смешно. Как объяснить ученику переход, если он начинающий?! — Вы, безусловно, правы, но часто ученик об этом спрашивает, так как читал в книгах или слышал, что в соседнем классе звук прикрывают и собирают! — Я бы предпочел, чтобы ученик, становящийся впервые к роя лю маэстро по пению, ничего не знал и не читал! —Да, но практически этого никогда не бывает. Все они приходят с грузом навыков, отрывков знаний и коридорных разговоров, советов! — Певец много работает психически. У него часто все зависит от перестройки психики. Приведу пример. Молодой бас тридцати трех лет — для баса он молодой, — который «закрывал» неудачно верха и никак их не мог брать, пел со мной упражнение «Еллена». Это уп ражнение построено так, что в нем повышение тона как бы незамет но идет по трезвучию на квинту вверх. Такое впечатление, что звуки поднимаются не выше терции. Я ему давал до трезвучия ля — до —ми, и голос звучал прекрасно. Он мне сказал: «Какое хорошее у меня до, я никогда его так легко и красиво не брал!» «Это у Вас чистое ми!» — ответил я. Психологически он бы до ми никогда не поднялся! Но, ду мая, что это до, он сделал это легко. У Вас, вероятно, тоже такое слу чалось! Это психика! Он не думал ни о закрытии, ни о собирании, ни о чем, а просто открыл горло, как на центре диапазона, и все само хорошо получилось. У него никогда в жизни такого ми не было! Так и у нас, если мы заранее знаем о трудности, о верхней ноте, то уже наша психика мешает нам взять ее правильно. Она как бы говорит нам внут ри: «Ты не можешь спеть эту ноту!» Как я ни убеждал себя, что нота для меня достижима, но только подходил к ней — горло сжималось, и нота хорошо не выходила. Если психика спокойна — это дает воз- можность делать фантастические вещи! Потому я и считаю, что пси- хику ученика не надо загружать лишними понятиями, представлени- ями, соображениями. По книге нельзя понять технику. В нашем деле трудно пользоваться словами, описаниями. Даже книгу по пению, если она написана таким ученым и знатоком, как Вы, имеющим спе- циальные знания, нельзя усвоить как следует, не будучи певцом, не имея практического певческого опыта. Если читатель не пел сам — многое у него обязательно ускользнет. Должен обязательно быть жи- вой практический опыт. — Все это так, но я считаю, что если для пения может быть достаточно лишь практического опыта, то для преподавания пения надо многое знать кроме этого, надо знать и физиологию, и психологию, и акустику, и историю вокального искусства. Педагог в этих дисциплинах не должен быть безграмотным. — Я с Вами согласен, это совершенно верно. Маэстро должен знать все, но объяснять просто и практически.Прежде всего, надо ус покоить психику. Вот молодой бас, о котором я Вам говорил, имел боязнь верхних басовых нот ре и ми. Я вначале успокоил его, что он действительно бас. А в упражнениях он мне спел несколько высоких баритоновых фраз, не думая, что это так высоко! Я вспоминаю, как сам не задумываясь спел фразу Риголетто «...нет, страх напрасен» с верхним соль, что в другой ситуации было мне совершенно непосиль но. Хорошо опертый голос всегда может иметь двухоктавный диапа зон. Если голос короток, — значит, манера пения не совсем верна. В моей жизни были случаи, когда в ответ на мои замечания, советы певец огорчался, печалился, говорил, что, значит, он не умеет петь, что его школа себя не оправдала, что надо все бросить или заново переделать. Я считаю такую позицию неверной. Следует всегда ис кать лучшего, нового, не бояться экспериментировать. Я считаю, что можно делать прекрасную карьеру и все же не использовать всего, что заложено в твоем голосовом аппарате! Бывают такие голоса, которые все могут, и певец не задумывается о многом, как мы, как большин ство певцов. Иметь такой голос очень опасно. Разительный пример — Ди Стефано! Огромный артист и певец, который никогда ничего не знал и не хотел знать! — Поете ли Вы ежедневно упражнения ? — В своей карьере я пришел к глубочайшему убеждению о необ
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |