Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»



2015-11-23 1369 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок




ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА» в г. ОРЕНБУРГЕ

Отделение«Разработки, проектирования, эксплуатации нефтегазовых месторождений, газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

 

Лабораторный практикум

По дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

 

для студентов всех специальностей

очной и заочной форм обучения

 

 

ОРЕНБУРГ 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Многообразие задач по обеспечению безопасности человека в бытовой и производственной среде заставляет всех членов общества знать и уметь применять на практике основы БЖД.

Представители всех ветвей власти, принимающие важные хозяйственные решения, инженеры, занимающиеся проектированием и реализацией промышленных объектов, машин, приборов, товаров для быта, разработчики технологий, рядовые члены общества должны учитывать возможные негативные последствия своей деятельности.

Вопросы БЖД должны быть в поле внимания на всех этапах жизненного цикла технического объекта, начиная с проектных работ, выбора сырьевых ресурсов, этапов производства и эксплуатации и заканчивая вопросами безопасности в условиях ЧС и утилизации отходов.

При выполнении лабораторных и практических работ студенты должны знать, что вопросы безопасности носят глобальный характер. В любой жизненной ситуации на работе, дома, в городе, на природе должны оценивать риск негативного воздействия опасных и вредных факторов, идентифицировать их и проводить анализ возможных последствий.

 

Изучению данного этапа человеческой деятельности служит часть лабораторных работ, относящихся к анализу. Целью выполнения этого раздела является:

- выявление и идентификация травмоопасных факторов в условиях производства, быта и окружающей среды;

- оценка действия факторов на окружающую среду и человека;

- анализ причин травм, заболеваний.

В результате анализа конкретного этапа жизнедеятельности выявляются факторы, определяющие комфорт, работоспособность и безопасность.

Для выявления и идентификации травмоопасных факторов в различных условия жизнедеятельности необходимо классифицировать травмоопасные и вредные факторы.

Травмоопасный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. При определенных условиях вредный фактор может стать травмоопасным.

Многообразие существующих на практике травмоопасных и вредных факторов в соответствии с нормативными документами по природе возникновения и особенностям воздействия подразделяются на физические, химические, биологические, психофизиологические.

1. Физические травмоопасные и вредные факторы подразделяются на:

- движущиеся в пространстве машины и механизмы, заготовки, материалы;

- незащищенные подвижные элементы оборудования;

- разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы;

- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности предметов;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

- невесомость, скользкие опорные поверхности;

- повышенные:

§ запыленность и загазованность воздуха;

§ уровень шума;

§ уровень вибрации;

§ уровень инфразвуковых колебаний или ультразвука;

§ уровень ионизирующих излучений;

§ напряжения в электрической цепи, замыкание которого может произойти через тело человека;

§ уровень статического электричества;

§ уровень электромагнитных излучений;

§ напряженность электрического или магнитного поля;

§ яркость света;

§ прямая и отраженная блесткость;

§ пульсация светового потока;

§ уровень инфракрасной радиации или ультрафиолетового излучения;

- повышенные или пониженные:

§ температура поверхностей сооружений, оборудования, материалов;

§ температура воздуха;

§ барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

§ влажность воздуха;

§ ионизация воздуха;

- отсутствие или недостаток естественного освещения;

- пониженный контраст при визуальном различении объектов.

2. Химические травмоопасные и вредные факторы подразделяются:

- по характеру воздействия на организм человека:

§ токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, концерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию;

- по пути проникновения в организм человека через:

§ органы дыхания;

§ желудочно-кишечный тракт;

§ кожные покровы и слизистые оболочки.

3. Биологические травмоопасные и вредные факторы включают следующие биологические объекты:

- патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.д.);

- макроорганизмы (растения, животные).

4. Психофизиологические травмоопасные и вредные факторы по характеру действия подразделяются на перегрузки:

- физические;

- нервно-психические.

Физические перегрузки подразделяются на:

- статические (удержание груза, приложение усилий, неудобная поза, необходимость наклона корпуса человека на угол более 300, перемещение в пространстве на смену более 8 км по горизонтали и более 4 км по вертикали);

- динамические (подъем и перемещение грузов, большое количество стереотипных рабочих движений).

Нервно-психические перегрузки подразделяют на:

- умственное перенапряжение (интеллектуальные нагрузки), решение сложных задач, восприятие сигналов (информации) и их оценка; распределение функций других лиц с учетом сложности задания, работа в условиях дефицита времени;

- перенапряжение анализаторов (сенсорные нагрузки): большая длительность сосредоточенного внимания, большое число объемов одновременного наблюдения; малый размер объектов различения при значительной длительности сосредоточенного наблюдения; работа с оптическими приборами; наблюдение за экранами видеотерминалов; нагрузка на слуховой аппарат (работа в условиях малой разборчивости речи, когда необходима речевая связь);

- эмоциональные нагрузки: степень ответственности за результат собственной деятельности, наличие степени риска для своей жизни и ответственность за безопасность других лиц;

- неблагоприятный режим работы: монотонность труда, продолжительность труда более 10 ч, сменность работы, включая ночную смену, продолжительная речевая нагрузка и т.п.

Выявление и составление исчерпывающего перечня потенциальных травмоопасных и вредных факторов является качественной стадией идентификации, что и составляет суть блока «Анализ».

Количественной оценке степени воздействия негативного фактора на состояние здоровья человека служит часть лабораторных работ по БЖД, относящаяся к нормированию.

В этой части работ изучаются принципы установления допустимых для человека значений негативных факторов и нормируются параметры. Если уровень воздействия опасного или вредного фактора, превышающий установленные нормативы, то необходимо предусматривать специальные защитные меры в его источнике или на пути распространения.

Целью выполнения этой части работ являются:

- ознакомление с принципами и критериями гигиенического нормирования;

- ознакомление с воздействием нормируемых факторов на человека;

- изучением методов и приборов для измерения нормируемых величин;

- оценка соответствия измеренных и нормируемых параметров воздействия.

Задачи нормирования: повышение безопасности труда и быта, исключение травм; предупреждение профессиональных заболеваний, гигиена труда; эргономика, оптимизация условий труда, сохранение работоспособности; снижение негативного воздействия атмосферы, воды, почвы, продуктов; техническое нормирование, повышение надежности, безаварийности приборов, машин, сооружений и т.п.

Нормируемый параметр – параметр, который наиболее полно отражает негативное воздействие фактора, легко измеряемый и рассчитываемый, его размерность, диапазон измерения.

Принципы установления предельно допустимого воздействия:

- принцип безвредности – приоритет медико-биологических показателей перед технологическими, экономическими и другими показателями;

- принцип опережения – обоснование нормативов и осуществление профилактических мероприятий до внедрения тех или иных процессов и веществ, недостаточно изученных;

- принцип порогового действия – пороговой величиной вредного фактора принято считать дозу энергии или концентрацию вещества, не вызывающую неблагоприятных изменений в организме за счет приспособительных реакций;

- принцип моделирования – базовой моделью при исследовании отдаленных последствий вредных факторов являются лабораторные животные;

- принцип лимитирующего показателя (принцип «слабого звена») – вредный фактор может вызвать разнообразные реакции организма, и величина норматива выбирается на уровне наименьшего из значений;

- принцип комплексного (интегрального) нормирования – учитываются особенности комбинированного действия нескольких вредных факторв.

- Количественная оценка травмоопасных и вредных факторов производится путем инструментальных замеров.

 

Изучению классификации средств защиты и их эффективное применение рассматривается в работах по части защиты.

Целью части работ по защите является:

- ознакомление с видами устройств защиты от негативных факторов;

- оценка эффективности применения устройств защиты.

Инженерная практика выработала широкий спектр средств защиты, срабатывающих в нештатных ситуациях или в том случае, когда общеинженерные меры защиты в источнике не обеспечивают нормируемых параметров. Средства защиты должны снижать до допустимых уровней потоки веществ и энергии.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

 

1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.

1.1. Краткий обзор теоретического материала преподавателем к лабораторному занятию, цели и порядок проведения и оформления отчета.

1.2. Выдача вариантов задания.

1.3. Выполнение задания студентами.

1.4. Индивидуальные консультации преподавателя в ходе проведения лабораторной работы.

1.5. Подведение итогов лабораторной работы преподавателем.

1.6. Информация о следующей лабораторной работе.

 

2. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ.

2.1. Порядок оформления отчета по лабораторной работе максимально приближен к порядку оформления курсовых и дипломных проектов.

2.2. Отчет по лабораторной работе должен содержать:

2.2.1. Титульный лист (форма титульного листа приведена в приложении 1).

2.2.2. Исходные данные лабораторной работы в соответствии с заданным вариантом.

2.2.3. Цель лабораторной работы.

2.2.4. Выполненное задание.

2.2.5. Вывод по результатам проделанной работы.

2.2.6. Список литературы.

2.3. Правила оформления отчета по лабораторной работе.

2.3.1. Отчет выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 по ГОСТ 2.301 – 68 (формат 210х297 мм).

2.3.2. Листы должны иметь поля; ширина левого поля 20 мм, верхнего, нижнего и правого – 5 мм.

2.3.3. Страницы, разделы и подразделы отчета нумеруются арабскими цифрами.

2.3.4. Иллюстрации, таблицы и формулы, если их в тексте более одной, нумеруют арабскими цифрами.

2.3.5. Все иллюстрации обозначают сокращенно «рис.» И номером, например: «Рис. 5», «см. рис. 6» (при ссылке на рисунок в тексте). Все рисунки должны иметь название, а при необходимости также поясняющие данные – подрисуночный текст. Наименование рисунка и подрисуночный текст помещают под иллюстрацией.

2.3.6. Слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если номер есть, например « …в табл.4».

2.3.7. Номер формулы указывают справа на уровне формулы в круглых скобках.

2.3.8. Ссылки в тексте на номер формулы дают в круглых скобках, например «…в формуле (3)».

2.3.9. Расчетные формулы записывают в общем виде. Затем в формулу подставляют значения входящих в нее параметров в той последовательности, в какой они приведены в формулах, и, наконец, приводят результат вычисления.

2.3.10. Расшифровку символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в ней, с новой строки. Расшифровку начинают со слова «где» без двоеточия после него.

2.3.11. Для всех величин и коэффициентов должны быть указаны их размерности в системе СИ.

2.3.12. Список литературы должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 84. 2.3.13. Ссылки на использованные литературные источники следует давать арабскими цифрами в прямых скобках, указывающими порядковый номер источника по списку, например [15].

 

3. ПОРЯДОК ОТЧЕТНОСТИ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ.

3.1. Студенты, отсутствующие на лабораторной работе, выполняют задания лабораторной работы самостоятельно, получая при необходимости консультацию у преподавателя.

3.2. Незачтенный отчет по лабораторной работе должен быть исправлен и повторно проверен преподавателем.

3.3. Все замечания преподавателя в отчете по лабораторной работе должны быть исправлены до экзамена (зачета).

3.4. Все отчеты по лабораторной работе, проверенные и подписанные преподавателем, должны быть сданы преподавателю до экзамена (зачета).

3.5. Без выполнения заданий лабораторной работы и предъявления отчета студент к экзамену (зачету) не допускается.

 

4. ПОРЯДОК ВЫБОРА ВАРИАНТА ЗАДАНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.

4.1. На лабораторных занятиях студенты получает свой вариант по номеру фамилии в журнале учета нагрузки преподавателя.

 



2015-11-23 1369 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)