Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЭПОХА РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ (КОНЕЦ IV – КОНЕЦ II ТЫС. ДО Н.Э.)




Лекция 3. Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

План

1. Эпоха ранней Древности (конец IV тыс. до н.э. – конец II тыс. до н.э.)

2. Эпоха расцвета древних государств (II тыс. до н.э. – конец I тыс. до н.э.)

3. Эпоха поздней Древности (первая половина 1 тыс. н.э.)

 

Ключевые понятия и термины: бронзовый век, номы, города-государства, налоги, государственные повинности – общественные работы, натуральный тип производства, патриархальное рабство, патриархальный тип рабовладельческих отношений, ирригационные комплексы, общинный сектор экономики, территориальные общины, частная собственность, государственный сектор экономики, железный век, цивилизации речных долин, египетская цивилизация, фараоны, централизованная деспотическая монархия, хему, бюрократический аппарат, чиновники, религиозная реформа,месопотамская цивилизация, Двуречье, вавилонская цивилизация, законы Хаммурапи, ассирийская цивилизация, индийская цивилизация, дравиды, индоарии, касты, Веды, пантеон ведических богов, брахманизм, буддизм, китайская цивилизация, конфуцианство, шелковый путь, Израильское царство, Персидская держава, великое переселение народов

 

С конца IV тыс. до н.э. в истории человечества начинается новый этап – появляются первые цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Важнейшей характерной чертой новой ступени развития стало создание государств, которые в IV—II тыс. до н.э. возникли на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. История этих государств с конца IV тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. называется историей Древнего мира и условно делится на 3 этапа:

1. Эпоха ранней Древности (конец IV тыс. до н.э. – конец II тыс. до н.э.);

2. Эпоха расцвета древних государств конец (II тыс. до н.э. – конец I тыс. до н.э.);

3. Эпоха поздней Древности (первая половина I тыс. н.э.).

В истории древних государств выделяются 2 основных варианта развития, каждый из которых имеет свою специфику.

1) Древневосточный;

2) Античный (Греция, Рим).

В лекции рассматривается история древневосточных государств.

 

ЭПОХА РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ (КОНЕЦ IV – КОНЕЦ II ТЫС. ДО Н.Э.)

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с бронзовым веком.

Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.

Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город. Такие города-государства впервые возникали в конце IV тыс. до н.э. в Египте и Южной Месопотамии (нижние течения Тигра и Евфрата). Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых городов-государств.

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства – деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или потомком богов. Большую роль в управлении страной играл бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов и субординация. На все трудовое население деспотического государства были возложены налоги и государственные повинности – общественные работы.

В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в виде обмена.

Именно в III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока (в античных государствах существовало классическое рабство). Патриархальное рабство возникает в условиях преобладания натурального хозяйства, когда продукция производится в основном для собственного потребления и нет необходимости в высокой степени эксплуатации, как при товарном производстве. В основе названия этого типа рабства слово «патриарх», т.е. глава семьи. Раб как бы становится младшим, не полноправным членом большой семьи, работает вместе со своими хозяевами, которые, хоть и считают его своей собственностью, еще не видят в нем просто живое орудие труда, признают за ним некоторые права человеческой личности. При этом типе рабства в неволю попадали не только военнопленные – чужаки, но также и соплеменники, оказавшиеся в долговой кабале, чего не было при классическом рабстве. Рабы могли принадлежать государству, храмам, частным лицам, однако они не были основными производителями материальных благ, как в античных государствах. В странах Древнего Востока основную работу, особенно в ведущей отрасли экономики – сельском хозяйстве, выполняли крестьяне-общинники, многие из которых находились в той или иной степени зависимости от государства.

На этом этапе во всех государствах, хотя и при наличии некоторых особенностей (Египте), существовало 2 сектора экономики, связанных с видами собственности на землю – одной из важнейших характеристик экономического развития, особенно на ранних ступенях истории человечества, когда основой экономики было сельское хозяйство.

1. Общинный сектор экономики, где собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли;

2. Государственный сектор экономики, в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди.

И в государственном, и в общинном секторе в качестве вспомогательного труда использовался труд рабов, сформировался патриархальный тип рабовладельческих отношений.

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам. В это время между различными областями Ближнего Востока устанавливаются экономические, политические и культурные контакты, оформляются международные торговые пути, растет число торговых поселений на территории других государств. В то же время обостряется борьба за преобладание на торговых путях, растет число войн.

Конец II тыс. до н.э. стал сложным периодом в истории древних государств. В это время заканчивается бронзовый век, когда орудия труда, оружие изготавливалось преимущественно из бронзы, начинается железный век. Культуру железа на территорию древних государств приносят молодые народы, так называемые народы моря, которые вторгаются на территорию Египта, в Малую Азию, Восточное Средиземноморье и оказывают сильное воздействие на весь Ближний Восток.

В других регионах Древнего мира на рубеже III тыс. до н.э. также наблюдается активное движение племен. На территорию Ирана приходят индийские и персидские племена, в Индии долину Ганга начинают осваивать индоарийские племена.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)