Методическая разработка экскурсии – это основной документ экскурсовода, по которому он работает с экскурсантами. Методическая разработка экскурсии разрабатывается самим экскурсоводом. Подбирается информационный материал, защищается на методсовете экскурсбюро, комплектуется портфель экскурсовода, апробируется и запускается в производство.
Здесь виде примера даны методические разработки экскурсий по горной Адыгее, по которым в советский период работали экскурсоводы Адыгеи.
По маршруту Майкоп – Лагонаки.
продолжительность - 12 часов.
Ведение - 6 часов.
Расстояние в оба конца 180 км.
Маршрут
| Остановка
| Объект
показа
| Время
| Наименование подтем, перечень основных вопросов
| Организац.
указания
| Методич. указания
|
|
|
|
|
|
|
|
| При встрече с группой
| В автобусе
|
| Знакомство с группой. Вступительная беседа. Тема, цель и продолжительность экскурсии, характеристика маршрута.
| Без мегафона до начала движения
|
|
|
|
|
| Краткая характеристика Адыгеи, её природы, природных памятников, охрана природы и туризм. Правила поведения экскурсантов на экскурсии в природу.
|
| Рекоменд. использовать поэму Беретаря о Лагонаках
|
ул. Гоголя, Пушкина,
| по ходу автобуса
|
|
| Майкоп - город-сад. Вклад тружеников г. Майкопа в дело благоустройства и озеленения родного города.
Природоохранная деятельность природоохранных организаций города Майкопа и Республики Адыгея.
|
| Логич. переход. использ. многонациональный состав жителей города
|
по дороге к Шунтуку
| по ходу автобуса
| п. Тульский
|
| Легенда о заселении Кавказа. Древнейшие племена на территории Кубани (Адыгеи). Происхождение адыгов. Кавказская война. Укрепления времен Кавказской войны (Майкоп, Тульский), возникшие на берегу р. Белой.
|
|
|
| по ходу автобуса
| р. Белая
|
| р. Белая (Шхагуаше).
Легенды о Шхагуаше.
| Короткая справка о реке
|
по дороге на Абадзехскую
| по ходу автобуса
| хут. Шунтук
|
| Краткая справка о хуторе Шунтук.
Топонимика названия.
Стоянка первобытного человека.
| Отметить о ВИР.
Подробнее о нем в Гузерипле
|
| по ходу автобуса
| ст. Абадзехская
|
| Справка о станице Абадзехской.
Быт и строй Абадзехии.
Обычаи старые и новые.
| Отметить, что традиции абадзехов в области горного садоводства получили широкое развитие за годы советской власти.
|
по дороге в Хаджох
| по ходу автобуса
| Сады
|
| Абадзехский плодовый совхоз - специализированное хозяйство. Яблоня - древнейшая культура. Перспективы развития садоводства Адыгеи.
| предельно кратко
| Логич. переход, легенда о Хаджохе
|
|
| Памятник
|
| пос. Каменномостский (Хаджох). Объяснение названий. Справка о поселке.
Памятники поселка:
1) обелиск на братской могиле защитников этих мест от фашистских захватчиков
|
Замедл. движение автобуса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мост
| У каньона
| каньон
|
| 2) каньон на р. Белой - уникальный памятник. Его происхождение, возраст, значение.
| о технике безопасности
2-3 мин. перед осмотром
|
|
| Аминовская площадка
|
| Русско-кавказская война.
Судилище горцев - Аминовская площадка.
|
|
|
по дороге в Даховскую
| по ходу автобуса
| Ущелье Мешоко
|
| Ущелье Мешоко. Объяснение названия. Стоянка
древнего человека (3 тыс. лет до н.э.)
|
|
|
|
| Ущелье Руфабго
|
| Ущелье Руфабго. Водопады Руфабго («Бешеный», «Строптивый») - излюбленное место отдыха.
|
| Портфель экскурсов.
|
|
| Девичий камень
|
| Происхождение камня.
Легенда
| Со стороны реки вести рассказ
|
|
| по ходу автобуса
| Панорама ст. Даховской
|
| ст. Даховская: основание, географическое положение.
Исторические памятники станицы:
пещера первобытного человека,
остатки дольменов эпохи ранней бронзы.
Современное состояние ст. Даховской.
|
|
|
по дороге на Лагонаки
|
| Трезубец Лагонаки
|
| Кавказские горы.
Возникновение, общая характеристика (Тхач, Ачежбок).
Легенда о Трезубце или о происхождении Кавказа. Кавказ в творчестве писателей и поэтов.
|
|
|
15-й км
| .
| Родник
|
| Родники - волшебные сказки природы. Значение родников (воды) в жизни человека. «Лес и вода» - краса природы (Аксаков).
| Материалы по охране природы.
О правилах поведения экскурсантов и требования к ним.
|
от 17 км.
|
| Лес
|
| Горный лес, его особенность, общая характеристика. Зональное распределение растительности.
|
|
|
| в лесу
| пихта, бук, граб, явор
|
| Характеристика отдельных пород деревьев
(кавказской пихты, бука, граба, явора).
Реликтовые растения.
Растения, занесенные в Красную книгу.
Животный мир наших лесов. Охрана природы.
|
|
|
от 25 км.
|
|
|
| Большая Азишская пещера. Образование, возраст,
значение, необходимость охраны.
Крупнейшие пещеры мира и России. Фауна пещер.
|
| Портфель
экскурсовода
|
|
|
|
|
|
|
|
На панораме.
| Плато
горные
| Лагонаки, хребты, НБ
|
| Происхождение и названия. Особенности рельефа.
Легенды о Лаго и Наки. Турбаза «Лаго-Наки».
Перспективы развития горнолыжного отдыха.
Общие сведения о горных хребтах и горах Абаго, Тыбге, Джуге, Пшекиш, хр. Ду-ду-гуш, Инженерном.
|
|
|
|
|
|
| Отдых
|
|
|
|
|
| Выводы на обратном пути.
|
|
|
Аминовская площадка
| У камня площадки
| Аминовская площадка
|
| История народов Кавказа. Кавказская война.
Злодеяния Мухаммед-Амина.
«Судилище Мухаммеда».
| Напомнить о правилах поведения на туристской тропе
| Использовать прием реконструкции и соучастия (в сцене казни на Аминовской площадке)
|
Через мост на левый берег
| На левом берегу реки
| «Шум - панорама гор»
|
| Панорама гор. Объяснение названий
«Уна-Коз», «Азиш-Тау», «Мешоко».
Ущелье Мешоко и водопады Руфабго.
| Говоря о Мешоко, рассказать о раскопках экспедициях А.Д.Столяра и профессора Веселовского. Использовать портфель экскурсовода.
|
| Заключительная беседа: (5минут)
| Проводится на обратном пути. Краткие выводы по экскурсии. Ответить на вопросы экскурсантов, прорекламировать другие маршруты Майкопского района.
|
|
|
|
|
|
| Горное садоводство - древнее занятие абадзехов, успехи тружеников плодосовхоза.
О рациональном использовании природных богатств и дальнейшем подъеме сельскохозяйственного производства.
|
| Прием
сравнения
|
|
|
|
| Санитарная остановка (пос. Каменномостский)
|
|
|
спуск к реке
| у р. Белой
| р. Белая
|
| Характеристика р. Белой (пороги, притоки, каньоны, водопады, химический состав воды, видовой состав рыб в реке, использование реки в народном хозяйстве).
|
| Метод
рассказа
|
| | | | | | | | | | |
Технологическая карта экскурсии «По Хаджохскому каньону «Шум».