Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Задания для самостоятельной работы. 1. На основе статистических данных, публикуемых в периодической печати




1. На основе статистических данных, публикуемых в периодической печати, составьте схемы, диаграммы, отражающие социальную стратификацию современного российского общества, стран Запада, Латинской Америки, Азии, Африки. Сравните их.

2. Изобразите графически межпоколенную мобильность на примере своей родословной и социальную мобильность на примере своей биографии.

 

Методические указания

При изучении данной темы нужно обратить внимание на характеристику понятий «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная дифференциация». Сравнить понятие «класс» в марксистской теории и понятие «страта» в структурном функционализме, определить критерии их выделения. Проанализировать соотношение понятий «социальная общность» и «социальный слой».

Особо обратить внимание на характеристику моделей стратификации (пирамидальную и ромбовидную), выделить их характерные черты, отметить преимущества и недостатки. Выделить виды стратификации, показать деление общества на страты в зависимости от социально-экономических, социально-политических, социально-духовных критериев. Определить ведущий вид стратификации в современном обществе и тенденции к изменению.

На основе изучения публикаций в периодической печати необходимо выявить основные тенденции изменений стратификации российского общества. Показать появление (исчезновение) социальных слоев, процессы дифференциации общества, изменения в социально-профессиональной структуре, эволюцию форм собственности. Определить модель стратификации российского общества. Обратить внимание на концепции «среднего класса», объективные и субъективные критерии его выделения, сравнить средний класс Запада и России. Проанализировать явления маргинализации в российском обществе.

Определить понятия «социальный статус» и «социальная роль», показать их взаимосвязь. Охарактеризовать понятия «социальная лестница» и «социальный лифт», связать их с видами статуса. Дать определение социальной мобильности, охарактеризовать ее виды.

 

Библиографический список

1. Алексеева Л. С. Бездомные как феномен социальной дискредитации // СОЦИС. 2003. № 9.

2. Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России // СОЦИС. 2006. № 10.

3. Арутюнян Ю. В. О социальной структуре общество постсоветской России // СОЦИС. 2002. № 9.

4. Балабанов А. С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // СОЦИС. 2003. № 7.

5. Беленький В.Х. Класс наемных работников или рабочий класс? // СОЦИС. 2005. № 3.

6. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // СОЦИС. 2005. № 12.

7. Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс,2001

8. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Профессионалы – портрет на фоне реформ // СОЦИС. 2005. № 2.

9. Горшков М.К. Социальная ситуация в России в фокусе общественного мнения // СОЦИС. 2006. № 12.

10. Горшков М.К., Тихонова Н. Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // СОЦИС. 2004. № 3.

11. Давыдова Н. М Депривационный подход в оценках бедности// СОЦИС. 2003. № 6.

12. Давыдова Н. М., Седова Н. Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // СОЦИС. 2004. № 3.

13. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т.2: Социальная структура и стратификация. М.: Инфра – М, 2000.

14. Заславская Т.И. Авангард российского делового сообщества: особенности профессионализации и адаптации // СОЦИС. 2006. № 4, 5.

15. Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска// СОЦИС. 2003. № 4.

16. Иванова В.А., Шубкин В.Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // СОЦИС. 2005. № 2.

17. Крыштановская О. В. Трансформация бизнес-элиты в России 1998-2002 гг.// СОЦИС. 2002. № 8.

18. Осинский И. И., Хабаева И. М., Балдаева И.Б. Бездомные – социальное дно общества // СОЦИС. 2003. № 1.

19. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003.

20. Попова И. П. Профессионализм – путь к успеху?//СОЦИС.2004.№ 3.

21. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения // СОЦИС. 2005. № 1.

22. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.:Аспект Пресс, 1996.

23. Римашевская Н. М. Бедность и маргинализация населения// СОЦИС. 2004. № 4.

24. Рывкина Р.В. Интеллигенция в постсоветской России – исчерпание социальной роли // СОЦИС. 2006. № 6.

25. Силласте Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс // СОЦИС. 2002. № 9.

26. Тихонов А.А. Обладает ли «запасом прочности» уровень жизни россиян? // СОЦИС. 2007. № 1.

27. Тихонова Н.Е. Оптимальная модель социальной политики в массовых представлениях // СОЦИС. 2006. № 12.

28. Фролов С. С. Социология. М.: Гардарики, 2001.

29. Чинакова Л.И. Об отличительных признаках бедности и нищеты // СОЦИС. 2005. № 1.

 

Тема: Социально-демографическая структура общества

План

1. Демографические группы и процессы как объект социологии.

2. Мужчины и женщины в социальной структуре общества.

3. Поколения в социальной структуре общества.

4. Молодежь в современном обществе.

 

Основные понятия:социально-демографическая структура, рождаемость, смертность, продолжительность жизни, воспроизводство населения, феминизм, поколения, молодежь.

Задания для самостоятельной работы.

На основе данных периодической печати составьте шкалы ценностей «отцов» и «детей», сравните их, сделайте выводы.

 

Методические указания

При изучении данной темы следует проанализировать основные социально-демографические общности (половозрастные, семейно-брачные) как объект социологии. На основе изучения публикаций в периодической печати охарактеризовать особенности происходящих социально-демографических процессов в России в современных условиях. Выделить основные показатели социально-демографического кризиса в обществе (уменьшение численности населения, старение, сокращение продолжительности жизни и др.), проанализировать его причины и последствия.

Охарактеризовать особенности положения мужчин и женщин в социальной структуре общества. Выяснить, существует ли взаимосвязь между полом и стратификацией. Проанализировать положение мужчин и женщин в профессиональной структуре общества. В чем суть «женского вопроса» и каковы пути его решения? Дать определение понятию «феминизм».

Проанализировать пять значений понятия «поколение»: демографическое (когорта), антропологическое, историческое, хронологическое, символическое, выделить их основные признаки. Проанализировать положение в социальной структуре детей, молодежи, среднего, пожилого и старого поколения (стратификационный, профессиональный др. аспекты). Выяснить современное состояние проблемы «отцов и детей» и пути ее решения.

Определить возрастные критерии молодежи, показать, как изменялись границы молодежного возраста с развитием общества. Охарактеризовать основные теории молодежи. Проанализировать положение молодежи в социальной структуре общества, социальную дифференциацию и социальное неравенство среди молодежи, и его показатели. Выяснить каковы особенности молодежной субкультуры и контркультуры. Основные принципы молодежной политики.

Рекомендуемая литература.

1. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // СОЦИС. 2006. № 4.

2. Авраамова Е.М., Шабунова А.А., Логинов Д.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания // СОЦИС. 2005. № 9.

3. Антонов А. И. Социология рождаемости (теоретические и методологические проблемы). М., 1980.

4. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями. // СОЦИС. 2002. № 11.

5. Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия // СОЦИС. 2006. № 4.

6. Беляева Л. А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // СОЦИС. 2004. № 10.

7. Богданова И. Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра. // СОЦИС. 2004. № 1.

8. Вишневский Ю.Р., Шипко В.Т. Парадоксальный молодой человек // СОЦИС. 2006. № 6.

9. Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

10. Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // СОЦИС. 2004. № 10.

11. Демченко Т. А. Тенденции смертности в России 90 гг. // СОЦИС. 2002. № 10.

12. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Социальные институты и процессы. М.: ИНФРА– М, 2000.

13. Исупова О. Г. Недостаточно оплачиваемая работа: почему мы соглашаемся? // СОЦИС. 2002. № 3.

14. Канапьянова Р.М. Женщины во властных структурах // СОЦИС. 2007. № 2.

15. Кваша Е. А. Младенческая смертность в России в XX в // СОЦИС. 2003. № 6.

16. Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления//СОЦИС. 2006.№ 4.

17. Лисовский В. Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // СОЦИС. 2002. № 7.

18. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // СОЦИС. 2005. № 2.

19. Московская А. А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей // СОЦИС. 2002. № 3.

20. Осетрова Н. В. Учителя о правах женщин и равенстве полов //СОЦИС. № 12. 2002.

21. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003.

22. Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России // СОЦИС. 2005. № 7.

23. Рыбаковский Л.Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы // СОЦИС. 2005. № 3.

24. Рязанцев С. В. Демографическая ситуация на Северном Кавказе//СОЦИС. № 1. 2002.

25. Скутнева С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // СОЦИС. 2003. № 11.

26. Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества // СОЦИС.2005.№ 9.

27. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере // СОЦИС. 2006. № 10.

28. Тихонова Н. Е. Последствия реформ 90-х гг. для женщин из бедных городских семей // СОЦИС. 2003. № 10.

29. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М.: Юрайт-Издат, 2004.

30. Чернова Ж.В. «Корпоративный стандарт» современной мужественности // СОЦИС. 2003. № 2.

31. Чирикова А. Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний// СОЦИС. 2003. № 1.

32. Ядова М.А. Поведенческие установки постсоветского поколения // СОЦИС. 2006. № 10.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)