Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 10. Учение о развитии. (Диалектика и синергетика)



2015-11-23 1874 Обсуждений (0)
ТЕМА 10. Учение о развитии. (Диалектика и синергетика) 0.00 из 5.00 0 оценок




Философское миропонимание основывается не только на усвоении первокирпичиков мира - материи, сознании, человека, общество, но и на воссоздании их многообразных взаимосвязей. Этим занимается диалектика – учение о всеобщих связях и развитии. Наша задача в данной теме разобраться в законах диалектики - их три основных. Закон единства и борьбы противоположностей выражает универсальную форму развития мира, источник этого развития. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные вскрывает общий механизм развития Природы. Вначале в объекте накапливаются, часто незаметные изменения и когда их количество превысит определенный критический уровень, происходят качественные изменения. По этому закону происходит эволюция биосферы, развиваются звезды, галактики, Вселенная. Пока исключения не выявлены. Закон отрицания – отрицаний характеризует направление развития, направление эволюции. Каждый реальный объект материального мира взаимодействует с этим миром путем обмена массой, энергией и т.д. Последовательность развития по закону отрицания отрицания , можно образно представить в виде спирали, когда развитие повторяет пройденное, но на более высоком уровне.

Наряду с диалектикой развитие всеобщего признается и метафизикой, наша задача на этом занятии разобраться, в чем сущностная разница понимания «развития», «изменения», «движения» с точки зрения диалектики и метафизики

Кроме основных законов диалектики, есть еще не основные или, как из называют, «парные категории диалектики», которые нам предстоит разобрать на большом количестве задач.

 

Изучив содержание данной темы, бакалавр должен:

Знать

- принцип развития как фундаментальный принцип диалектики;

-движение как способ существования материи;

-соотношение движения и развития;

-противоречия как источник развития;

- виды противоречия;

- сущность синергетики как теории самоорганизующихся систем, присущих явлениям действительности;

Уметь

- применять основные идеи диалектики и синергетики при исследовании природных и социальных явлений и процессов;

- Владеть

- пониманием диалектики и синергетики, использованием их категорий, идей и концепций при анализе происходящих в мире явлений и процессов.

 

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

Занятие 1

1.Идея развития. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию.

2.Закон единства и борьбы противоположностей. 3.Закон количества и качества. Мера.

4.Закон отрицания отрицания.

5.Понятие синергетики. Диалектика и синергетика.

Занятие 2

1. Категории диалектики – ступени и формы познания мира. Сущность и явление; причина и следствие; 2.Единичное, особенное, всеобщее; возможность

действительность; 3.Необходимость и случайность; часть и целое; 4. Форма и содержание. Понятие закона и закономерности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: категории, принципы, законы, методология, закономерность, часть, целое, единичное, общее, особенное, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность, форма, содержание, сущность, явление, количество, мера, отрицание, скачок, тождество, различие, цикличность, круговорот, развитие по спирали, прогресс, регресс,взаимообусловленность, детерминизм, диалектика, метафизика, саморазвитие, флуктуация.

 

Темы докладов:

1. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.

2.Роль законов диалектики в научном познании.

3.Принципы диалектики и их роль в научном познании.

4. Многообразие форм причинности.

5.Диалектика возможного и действительного в современную эпоху.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Назовите различные подходы к проблеме развития.

 

2. Что означает понятие «развитие по спирали»?

 

3. В чем сущность принципов диалектики?

 

4. Если развитие – это частный случай движения, то можно ли постулировать (как это делает диалектика) его всеобщий характер?

5. Можно ли точно рассчитать по законам механики движение одновременно скатившихся со снежной горы мальчика и мячика?

 

6.Чем отличаются диалектический и механистический детерминизм?

 

7. В чем суть идеи причинности?

 

8. Как Вы понимаете категории «симметрия» и «асимметрия»?

 

9. Все ли в мире предметы и процессы конечны?

 

10. Что на Ваш взгляд является необходимым, а что случайным в истории?

 

11. Раскройте категории «форма и содержание» на примере истории России начала ХХ столетия.

 

12.Всякое ли изменение можно назвать развитием?

 

13.Чем отличается синергетическое понимание сущности и характера развития от диалектического?

 

14. Можно ли считать повод и причину однопорядковыми явлениями?

 

15. Какую роль в развитии играют качественные и количественные изменения

 

Контрольные задания:

1. Какой метод мышления критикует Г.В.Ф.Гегель: « Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное»

 

2. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

 

3. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».

 

4. К соблюдению, какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь не слишком грубым, не слишком упрямым, не слишком склонным к доказательствам, не слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пророку»?

 

5.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Можно ли считать его диалектическим?

 

6.В диалектическом материализме высшая форма движения включает в себя низшие, но не сводится к ним. Не нарушают ли этот принцип создатели «искусственного интеллекта»?

 

7. Г. Спенсер сравнивал общество с организмом человека. Как относится к такому подходу диалектический материализм?

8. Каким образом решали проблему пространства и времени Кант, Аристотель, Лейбниц, диалектический материализм?

 

9. Диалектический материализм считает, что пространство и время — это свойства самой материи, они — формы ее существования. Но материя в диалектическом материализме неоднородна, значит, должно быть, особое пространство и время в неживой природе, у живых существ и в обществе. Получается, что человек живет в трех временах: социальном, биологическом и физическом.
Как это можно понимать?

 

10. Существует ли единая научная картина мира, которая не только раскрывает устройство мира, но и объясняет механизм детерминации его частей, в том числе пространство и время?

 

11. Идея существования субстанции позволила объяснить возникновение и исчезновение вещей, но появились новые проблемы. Какие?

 

12. В истории философии существовала тенденция, которая либо отрицала движение, либо признавала его, но отрицала развитие, либо признавала развитие, но как повторение прошлого получила в марксизме особое название. Какое?

 

13. Что подтверждало, что мир вечно развивается, что он всегда другой? Как называлось такое представление?

 

14. Что считает источником развития диалектика?

 

15. Каково происхождение терминов «диалектика» и «метафизика»?

 

16. Диалектика и метафизика по-разному объясняют развитие и движение. Одинаково ли решают остальные вопросы? Как, например, решается вопрос о связях?

 

17.Как бы объяснили диалектика и метафизика причину поломки дерева после урагана?

 

18. Прокурор и адвокат во время процесса. Кто из них рассуждает как диалектик, а кто как метафизик?

 

19.Кто же правильно объясняет развитие: диалектик или метафизик?

 

20. Одна команда волейболистов проигрывает другой. Как объяснит член команды свой проигрыш, если он будет рассуждать как диалектик, и как он объяснит, если будет рассуждать как метафизик?

 

21. Бильярдный шар стоит у лузы. После удара другим шаром он падает в лузу. Как объяснить его падение в лузу метафизически и диалектически?

 

22. Чем отличается развитие от движения? Какие тут могут быть варианты?

 

23. Чем отличаются понятия диалектики от научных или обыденных понятий?

 

24. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Почему?

 

25. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:
а) всеобщей связи,
б) детерминизма,
в) развития.
Какие это законы и категории?

 

26. Есть ли в море рыба? Как должен ответить на этот вопрос диалектик, метафизик? Кто в истории философии отвечал на подобный вопрос метафизически?

 

27. Какие понятия, равнозначные понятиям «общее» и «единичное», используются в обыденном языке?

 

28. Сущность и явление. Что это такое? Приведите примеры.

 

29 .Как решает проблему взаимосвязи сущности и явления агностицизм?

 

30. Можно ли считать случайным действие механического устройства?

 

31. Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания. Как называется их подход?

 

32.Чем отличается понимание закона в диалектике от юридического?

 

33. Если в диалектике все взаимосвязано, то каждое событие есть результат взаимодействия бесчисленного количества связей. Все ли связи имеют одинаковое значение для события?

 

34.Чем отличается возможность от действительности?

 

35. Что в развитии описывает закон перехода количественных изменений в качественные? На какой вопрос он отвечает?

 

36. Что происходит с формой, содержанием, возможностями в момент изменения качества?

 

37. В каких целях был использован закон перехода количественных изменений в качественные в марксистском учении об обществе?

 

38. В каких целях был использован закон единства и борьбы противоположностей в марксистском учении об обществе?

 

39. Каким образом закон отрицания отрицания объясняет преемственность в развитии?

 

40. Если отрицание отрицания возвращает к предыдущему качеству, к уже пройденной стадии, восстанавливает то, что отрицалось ранее, то как же происходит развитие, как получается нечто новое?

 

41. В каких целях был использован закон отрицания отрицания в марксистском учении об обществе?

 

42.Диалектика и метафизика представляют собой две философские концепции развития. Изучает ли наука развитие?

 

45. Какое понимание случайности и необходимости выражено в высказывании французского писателя Анатоля Франса: «Случай – псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться собственным именем»

 

БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК :

О с н о в н о й :

1.Философия. Учебн. Под ред. Лавриненко В.П. М. 2006.

2. Философия. Учебн. Под ред. Спиркина А.Г. М., 2002.

3.Философия для технических вузов. Учебник. Под ред. Голубинцева В.О. Ростов – на Дону. 2006.

4.Введение в философию. Учебное пособие. Под ред. И. Т.Фролова. М., 2008.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1.Алексеев П.А., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М. 1991.

2.Ильенков Э.В., Диалектика идеального. \ Ильенков Э.В. Философия и культура, - М.,1991.

3.Энгельс Ф. Диалектика природы. \Маркс К. , Энгельс Ф. Собр. Соч. т. 21.

4. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры. М., 1962.

 

ТЕМА 12. Философские проблемы сознания.

Человек давно понял, кроме окружающей его реальности, есть и другая реальность – это его внутренний мир, обозначаемый понятиями «душа», «разум», «чувства», «рассудок» где сознанию отведено не последнее место. Поэтому вопросы о том, как возникает сознание, почему оно возникает, что собой представляет , были и остаются актуальными, сложными, требующими объяснения. И не случайно этими вопросами занимается целый ряд наук – таких как, психология, медицина, логика , философия. При этом, философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общее представление о природе сознания. В данной теме мы попытаемся с вами, вслед за мыслителями прошлого, определить, что такое душа человека, есть ли она и почему так много внимания ей уделяется. На этом занятии нам надо определиться с проблемой возникновения сознания, выяснить, какую роль в этом сыграли труд и язык, как объясняют возникновение и сущность сознания, различные философские школы. Много внимания проблемам сознательного и бессознательного уделяется в фрейдизме. Нас так же с вами интересует вопрос самосознания и его специфики. Для того, чтобы прояснить картину и сформировать свое мнение на этот счет, нам предстоит решить тесты и ответить на контрольные вопросы, которые сформулированы так, что ответить на них односложно не представляется возможным. Одно из определений сознания звучит так: «Сознание –высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» А.Г.Спиркин

 

Изучив данную тему, бакалавр должен:

Знать

-естественно-научные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания;

-сознание как специфическая форма духовной деятельности;

- понятие «идеального», его содержания, отношений к реальному миру;

Активное проявление сознания в деятельности людей;

-общественное и индивидуальное сознание, их взаимодействие и роль в развитии общества

Уметь

-правильно представить себе сущность идеального, его содержание и формы активности в деятельности людей;

Владеть

- пониманием социальной природы сознания людей и его роли в их деятельности и поведении.

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

 

1.Возникновение сознания и его природа.

2.Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.

3.Деятельностная природа сознания.

4.Проблема идеального.

Основные понятия: душа, сознание, отражение, раздражимость, чувствительность, самосознание, психика, ум, мышление, мысль, бессознательное, интеллект, интуиция, воображение, практическая деятельность человека, идеальное, абстрактное мышление, общественное сознание, общественное бытие, индивидуальное сознание.

 

Темы докладов:

1.Попытка определения сознания в истории философии.

2. Мозг, психика, интеллект, сознание.

3.Проблема «искусственного интеллекта».

4. Общественное и массовое сознание.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем сильные и слабые стороны теории отражения?

2. Возможно ли сознание вне мозга человека?

3.Что такое сознание? Обладают ли животные сознанием? В чем состоит роль труда при становлении сознания?

4.Согласны ли Вы с суждением: « Мысль – это движение, а движение есть свойство всей материи. Значит, мысль есть свойство всей материи»?

5. Как вы думаете, какие языки более универсальны – естественные или искусственные?

6. Возможно ли мышление, не облеченное в языковую форму?

7. Как называется переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области?

8.Как называется свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов?

9. Как называется отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга?

10.Как называется образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением?

11. Как называется высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок?

12. Почему животные не «узнают» себя в зеркале? Это связано с самосознанием или нет?

13.Как Вам представляется диалектика индивидуального и общественного сознания?

Контрольные задания:

1.Какое с Вашей точки зрения, определение понятия «сознание» является правильным?

Сознание – это свойство мозга…

- отражать объективную реальность;

- человека отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

- человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

- формировать понятия;

- формировать суждения.

 

2. В данном перечне укажите факторы, способствовавшие возникновению сознания:

а) разделение труда

б) изобретение орудий труда

в) знаковые системы

г) предметы культа

д) совершенствование общественных отношений.

3.. Какое определение понятия «бессознательное» Вы считаете правильным?

Бессознательное – это…

- идеальное;

- все, что не осознается человеком;

- явления, состояния и процессы, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознаваемые им;

- рефлекторные действия;

- интуитивные действия.

 

4. Как можно охарактеризовать следующий ряд понятий: раздражимость, возбудимость, психика, сознание?

а) атрибуты человеческого мозга;

б) ступени эволюции форм отражения в живой материи;

в) свойства любых живых существ;

г) формы чувственного познания.

 

5.Какое философское направление рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи?

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм.

 

6. Прокомментируйте слова: «Современные учёные мыслят глубоко вместо того, чтобы мыслить ясно. Чтобы мыслить ясно, нужно обладать здравым рассудком, а мыслить глубоко можно и будучи совершенно сумасшедшим». Н.Тесла - ученый (ХХ век)

 

7. Какое из приведенных определений самосознания является наиболее исчерпывающим?

а) осознание себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта и эмоционально – ценностное отношение к себе;

б) познание физической самотождественности, определении границ своего тела по отношению к другим телам;

в) осознание собственных психических свойств – особенностей темперамента и характера;

г) понимание своего места среди других людей.

 

8. Существование сознания как реальности, обладающей бытием, проявляется не в явном виде, а … а) опосредованно, через язык и целеполагающую деятельность людей б) благодаря наличию мозга в) благодаря способности человека к трудовой деятельности г) опосредованно, через предметы, созданные человеком

9. Может ли духовное, как единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного, объективироваться, существовать как внеиндивидуальное духовное?

 

а) да, духовное материализуется в форме естественных и искусственных знаково-символических форм б) да, духовное может существовать в форме мысли в) нет, эта реальность – особый мир, который может существовать только в рамках индивидуализированных форм г) нет, духовное может существовать только в индивидуальном сознании 10. В каких формах может материализоваться объективированное (внеиндивидуальное) духовное бытие?

а) носители духовного – это материальные предметы и процессы: книги, чертежи, формулы, холсты и краски картин, бронза и мрамор статуй, плёнки фильмов ит.д.; б) только в форме чистых идей ; в) это невозможно в принципе, так как только духовное обладает онтологическим первоначалом, а всё остальное - неподлинное бытие ; г) в форме коллективного бессознательного, которое существует в форме норм, ценностей, идеалов, сказок, преданий, пословиц и т.д.

11.Сознание рассматривается как функция человеческого мозга, сущность которой заключается в отражении действительности, в философии:

а) объективного идеализма;

б) субъективного идеализма;

в) диалектического материализма;

г) экзистенциализма.

12. Сознание идеально в том смысле, что оно…

а) является совершенной копией материального мира;

б) не содержит в себе ничего вещественного;

в) дар Божий.

 

13. В структуре сознания выделяются основные сферы:

а) позитивная;

б) когнитивная;

в) ретроспективная;

г) эмоциональная;

д) волевая.

 

14. Рациональная познавательная способность – это способность…

а) хорошо играть в шахматы;

б) правильно и быстро решать сложные задачи;

в) формировать понятия, суждения и умозаключения;

г) удачно предсказывать наступление каких-либо

событий.

 

15. Сенситивная способность – это способность …

а) к ощущениям, восприятиям и представлениям;

б) чувствовать боль и радость близкого тебе человека;

в) с помощью воображения создавать духовные и

материальные ценности.

16. Эмоция определяется как:

а) всплеск радости или приступ хандры;

б) отражение ситуации в форме психического

переживания и оценочного отношения к ней;

в) проявление таких чувств, как любовь, ненависть и

надежда.

 

17. Волевая сфера сознания представлена …

а) врожденным инстинктом власти над другими

людьми;

б) настойчивым желанием достигнуть вожделенной

цели;

в) мотивами, интересами и потребностями в единстве

со способностью достигать цели.

 

18. Самосознание человека – это:

а) духовное зеркало для самоизучения,

самолюбования;

б) особая форма сознания, которая состоит в

способности человека осознавать и оценивать свои

действия, чувства и мысли;

в) осознание себя человеком в процессе общения с

другими людьми;

г) осознание себя в процессе освоения материальной и

духовной культуры человечества.

19. Человеческому сознанию присуще:

а) только пассивное отражение действительности;

б) непосредственное воздействие на

действительность;

в) порождение объективной реальности;

г) активно отражательная, творческая деятельность.

20. Выберите правильный ответ:

а) сознание возникает еще в утробе матери;

б) сознание возникает сразу после рождения ребенка;

в) сознание (в форме самосознания) возникает в 2 – 4-х

летнем возрасте.

21. Что в большей степени характеризует сложную структуру мозга?

а) количество нейронов в мозге;

б) количество возможных связей между нейронами.

22. Сознание и мышление – это одно и тоже?

а) да;

б) нет.

23. Существует ли в настоящее время «искусственный интеллект»?

а) да, существует;

б) нет, но над его созданием трудятся ученые.

24. Что у человека появилось раньше – мышление или язык?

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, потому

вопрос некорректен.

25. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:

а) позволяет передавать и распространять

информацию;

б) способствует совершенствованию

профессиональных знаний;

в) является средством общения всех людей между

собой;

г) служит средством передачи традиций и является

важнейшим условием культурной самобытности.

26. «Бессознательное» в современной философии – это:

а) явления и процессы в психике человека, которые

им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) все, что не осознается человеком;

г) нечто, присущее только отдельному человеку.

 

27. Бессознательно человек действует:

а) в состоянии невменяемости или аффекта;

б) в состоянии сомнамбулического сна;

в) когда совершает инстинктивные или основанные

на навыке «автоматические» действия;

г) когда списывает у другого контрольную работу;

д) когда женится по любви.

28. Определите, какие признаки отличают сознание человека от психики животных:

а) память;

б) целеполагание;

в) абстрактно-логическое мышление;

г) образно-ассоциативное мышление;

д) самосознание;

е) воля;

ж) язык и речь.

 

29.Каким философским учениям принадлежит определения сознания (или души), приведенные в первом столбце таблицы?

Сознание – такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь – продукт печени Психоанализ Фрейда  
Сознание человека – это этап в развитии Абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе Платон
Сознание – верхушка айсберга Бессознательного Буддизм
Сознание – высшая форма отражения материи, функция высокоорганизованного мозга Древнегреческий атомизм
Душа человека состоит из трех частей – разумной, благородной и вожделеющей, она бессмертна, может переселиться в другое тело Августин Блаженный
Духовная сущность человека состоит из дхарм, комбинация и состав которых меняется в каждом перерождении в соответствии с кармическим законом Философия Нового времени
Душа состоит из особых атомов, соединяющихся при попадании в тело человека с первым его вдохом, и разъединяющихся при последнем выдохе Ламетри
Бессмертная душа творится Богом для каждого человека, она управляется духом и управляет телом Вульгарный материализм Фогта
Содержание понятия «сознание» сводится в основном к познавательной способности человека, знанию Диалектический материализм
Дух – это функция мозга, начинающая «работать» под влиянием внешнего раздражения; природу сознания можно описать при помощи законов механики Аристотель
Наличие у человека разумной души, помимо животной и растительной, делает его «пригодным» для социальной жизни Объективный идеализм Гегеля
Вся природа одухотворена Анимизм

 

БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

О с н о в н о й:

1.Философия. Учебн.пособие. Под ред. Лавриненко В.Н. М., 2014

1.Философия. Учеб. Пособие. Под ред. Спиркина А.Г. М., 2002

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск. 1989.

2. Лой А.Н. Как формируется и функционирует сознание. М., 1985.

3.Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание индивида. М.,1989

4. Панов Е.Н Знаки, символы, культура. М., 1983.

 

 

ТЕМА 12 ПОЗНАНИЕ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

 

Гносеологической стороной основного вопроса философии, как мы с вами помним, является вопрос о познаваемости мира. Даная тема посвящена обоснованности такой проблемы. Вначале мы рассмотрим, как в истории философии решалась проблема познания, определим, в чем сущность и смыл познания. Немаловажным является и кто и что является объектом исследования, а также , субъектом познания. На нашем занятии мы должны выделить виды и формы познания. Известно, что целью любого познания является поиск истины, нам надо будет изучить, как в разных философских традициях понималась истина, что есть абсолютная, относительная, объективная и т.д. истина. Как проверяется истина? Что есть истина? Марксистская философия в качестве критерия истины предлагает практику, наша задача убедиться в правоте «практика есть критерий истины» или опровергнуть ее.

Современная система методов в науке столь же разнообразна, как и сама наука. По способу методы бывают эмпирические и теоретические. В основе науки лежит единство эмпирических и теоретических методов.

 

Изучив данную тему, бакалавр должен:

 

Знать

-сущность человеческого познания явлений действительности;

-отношение ученых и философов к самой проблеме познания явлений действительности – научное и ненаучное, вера в бесконечное познание мира и уверенности в его непознаваемости;

-сущность агностицизма;

-формы чувственного и рационального познания;

- сущность сенсуализма, эмпиризма и рационализма;

-обыденные научные познания действительности;

-общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование;

-границы познавательной деятельности людей;

Уметь

-применять различные методы и средства познания в научных исследованиях и в решении практических задач;

Владеть

-знанием указанных методов и средств познания, применять их в научных поисках истины и в решении практических социальных проблем

 

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

1.Проблема познаваемости мира. Сущность и смысл познания.

2.Струкутура процесса познания. Виды познания.

3. Методы познания .Система методов познания.

4. Философское учение об истине. Критерии истины

5. Знание и его формы: перцептивное, рациональное, предметно-практическое, обыденное, донаучное и т.д.

 

Основные понятия: гностицизм, агностицизм, истина, критерий истины, абсолютная истина, относительная истина, сенсуализм, рационализм, практика, опыт, объяснение, понимание, убеждение, представление, понятие, суждение, умозаключение, метод, частный метод, философский метод, эмпирический и теоретический метод, наблюдения, эксперимент, сравнение, научный факт, интерпретация, язык науки, научная проблема, гипотеза, теория, парадигма, дедукция, абстрагирование, обобщение, анализ, индукция, аналогия, абстрактное, конкретное, формализация, псевдонаука.

 

Темы докладов:

1. Соотношение научных и вненаучных форм познания.

2.Наука, вера, суеверие.

3. Этика ученого.

4. Развитие науки: проблема пределов роста.

5. Понятие парадигмы, теории.

6. Научное предвидение.

7.Формы научного познания.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Какими познавательными способностями наделен человек? Каково их соотношение в процессе познания?

2. Существует ли абсолютная истина?

3.Какие способы постижения реальности вы знаете?

4.Существуют ли границы возможностей познания, и если – да, то чем они обусловлены?

5.Что такое «практика», и какую роль она играет в познании?

6.Что означает понятие «истина» в истории философии?

7. Что такое знание и что такое наука?

8.Что вы считаете «лженаукой»?

9. Как вы относитесь к утверждению, что роль мышления в постижении истины сводится к простому суммированию чувственных восприятий?

10. Можно ли однозначно определить роль заблуждений в научном познании?

11. Всякая ли гипотеза становится теорией?

12.Каково соотношение понятий: истина, ошибка, ложь; представление, воображение и фантазия? Закономерны ли заблуждения в процессе познания?

13. Может ли наука полностью обойтись без философии?

14. Какие требования применяются к современной гипотезе?

15 .По какому принципу методы научного познания делятся на эмпирические и теоретические?

16. Чем религиозная вера отличается от научной?

Контрольные задания:

1. Специфика науки как социального явления заключается в том, что она …

а) в силу своей сложности доступна не каждому человеку;

б) создается интеллектуально одаренными людьми – учеными;

в) является высшим обобщением практики;

г) дает истинное знание законов природы и

общества в абстрактно-логической форме.

 

2.Теория познания иначе называется…

а) гносеология или эпистемология;

б) онтология;

в) аксиология;

г) праксиология.

 

3 .Художественное познание является…

а) иррациональным;

б) рациональным;

в) житейским;

г) игровым.

 

4.Заблуждение – это…

а) содержание сознания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное;

б) намеренное искажение реального положения дел;

в) знание в виде ощущений;

г) образ предмета, который когда-то воздействовал на органы чувств.

 

5. Итальянский ученый и философ Дж. Кардано сказал: «Вдохновение – редкая птица, которая никогда не могла удовлетворить ничьим требованиям. Случай, особенно заранее предвиденный, может быть благоприятным, но он далеко не всегда может представляться». Как Вы думаете, возможно, ли творчество без вдохновения?

 

6. Каким направлениям теории познания, перечисленным во втором столбце таблицы, соответствуют положения из первого столбца таблицы?

Чувственный этап познания является наиболее важным в постижении истины Рационализм
Следует сомневаться в показаниях органов чувств и логических положениях, принятых на веру Интеллектуализм    
Главное средство познания истины - разум Агностицизм
Истина непознаваема Эмпиризм
Истина дается в откровении, озарении, постигается интуицией Антиинтеллектуализм
  В основе познания лежит интеллектуальная интуиция Скептицизм
Следует верить, чтобы разуметь Сенсуализм
Следует разуметь, чтобы верить Интуитивизм
Чтобы познать вещь, необходимо провести ее экспериментальное исследование Иррационализм

7.Какие из данных утверждений можно назвать абсолютными истинами?

а) сумма углов в треугольнике равна 180 градусам;

б) периодическая система элементов Д.И. Менделеева

состоит из 117 элементов;

в) Луна является естественным спутником Земли;

г) часть меньше целого;

д) электрическим током называется упорядоченное

(направленное) движение электрических зарядов.

8. Что такое практика в широком смысле этого слова?

а) практика – это духовная деятельность;

б) практика – это совокупность всех предметных форм

деятельности человека;

в) практика – это чувственное созерцание предметов.

 

9.Какие положения первого столбца таблицы соответствуют



2015-11-23 1874 Обсуждений (0)
ТЕМА 10. Учение о развитии. (Диалектика и синергетика) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 10. Учение о развитии. (Диалектика и синергетика)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1874)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)