БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 1.Философия. Учебник
Основной: 1.Философия. Учебник. Под ред. Лавриненко В.Н. М., 2014 2. Философия. Учебник. Под ред. Спиркина А.Г. М., 2002. 3. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону. 2006. Д о п о л н и т е л ь н а я: 1.Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1998. 2. Семенов В.С. Уроки ХХ века и путь в ХХ! (социально-философский анализ и прогноз). – 2000. 3. Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития // Вопросы философии. 2002, №11. 4. Глотов В.Е. Основные концепции современного естествознания. Учебное пособие. Магадан. 2012. 5Тарасов Ю.Н. Философия. Учебное пособие. М., 2006.
Вопросы к зачету с оценкой. 1.Мировоззрение и его исторические типы: мифологический, религиозный и философский. 2.Предмет и методы философии. Специфика философского знания. 3. Основной вопрос философии и две его стороны, Функции философии. 4.Основные школы древнеиндийской философии. Мир и человек в философии джайнизма и буддизма. 5. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая. 6. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты.) 7.Проблема человека в философии софистов и Сократа. 8. Философия Платона. 9. Философия Аристотеля. 10.Эллино-римский период античной философии. 11.Философские проблемы Средневековой философии: вера и разум, двойственность истины, спор номинализма и реализма. 12. Основные этапы Средневековой философии: апологетика, схоластика, классическая философия Ф.Аквинского. 13. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропологизм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. 14. Формирование картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы и общества в эпоху Возрождения. 15. Влияние научной революции ХУП в. на развитие философской мысли. Пересмотр основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени (эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта) 16.Обоснование новой картины мира и ее динамика в философии Нового времени (Г.Галилей, Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк.) 17. Условия формирования философии ХУШ в. Проблема материи и ее атрибутов (свойств) ( П.Гольбах, К. Гельвеций, Ж.О. Ламетри). 18. Проблемы социальной философии ХУШ в. ( Вольтер, Ж-Ж Руссо, Д.Дидро, Ш. Монтескье). 19. Философия И.Канта. Теория познания. Учение об этике. 20. Философия Гегеля. Учение об Абсолютном духе. Диалектика. 21. Антропологический материализм Л.Фейербаха. 22. Марксистская философия: проблемы онтологии и гносеологии, диалектический материализм (теория и метод). 23. Социальная философия марксизма: понятие человека, личности, общества. Исторический материализм. 24.Философия позитивизма и основные этапы ее развития. 25. Иррационализм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Человек в «философии жизни». 26. Философия экзистенциализма ( К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю). 27.Религиогная философия ХХ века. Неотомизм. 28. Философские аспекты учения психоанализа и неофрейдизма. 29.Ообенности развития русской философии, ее периодизация. Значение для русской философии творчества М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева Материализм в русской философии Х1Х века. 30. Философские идеи Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого и их влияние на духовную жизнь. Русская религиозная философия и философия «космизма». 31. Философское содержание категории «бытие». Основные формы бытия. Проблема субстанции в философии. 32. Понятие материи. Структура материи и ее свойства. Пространство и время. 33. Формы движения материи и самоорганизация.. 34. Идея развития. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. 35.Категории и принципы диалектики. 36. Основные законы диалектики. 37. Природа сознания. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения. 38.Труд, язык как условие сознания. 39. Основные свойства человеческого сознания. Сознание и самосознание. Бессознательное. 40. Проблема познаваемости мира. Сущность и смысл познания. Субъект и объект познания. 41. Философское учение об истине. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. Критерий истины. 42. Формы и методы познания. Уровни познания. 43. Наука, ее особенности и социальные функции. Наука и лженаука. 44. Эмпирическое знание и теоретическое знание, и их формы. Понятие и содержание научного факта. 45. Методы теоретического познания (абстрагирование, обобщение, анализ, индукция, дедукция.) 46. Проблема человека в истории философии. 47. Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку. 48. Теория антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека. 49. Смысл жизни и предназначение человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека. 50. Общество как система, особенности социальной формы движения материи. Законы развития общества. 51. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу. Понятие «общественное производство» и « способ производства». Диалектика производительных сил и производственных отношений. 52. Позитивистское, психологическое, фрейдистское и неофрейдистское направление в социальной философии. 52.Социальная и экономическая сферы общества. 53.Духовная и политическая сферы общества. 54. Природная основа общественной жизни. Философское осмысление природы. 55.Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем. 56. Человечество перед историческим выбором. Сценарии будущего. 57. Понятие ценности. Природа, классификация и эволюция ценностей. 58.Моральные, эстетические и религиозные ценности. 59.Уровни сознания. Индивидуальное и общественное сознание. 60.Свобода и ответственность как условие существования личности.
Заключение. Дорогие друзья! Подошли к концу занятия по философии, они не были легкими, так как требовали большого интеллектуального напряжения и самоотдачи. Очень надеюсь, что Вам в жизни еще не раз захочется обратиться к философии, которая, не представляя окончательных ответов, позволяет ставить вопросы, помогающие понять жизнь вокруг и себя самого. Мудрые мысли «Философия – это культура ума» - утверждал Цицерон. «Философия – квинтэссенция эпохи» - считал Гегель. «Нет науки бесполезней, чем философия, но и нет науки прекрасней ее» - Аристотель. «Философия – эпоха, схваченная в мыслях» - Маркс. «Да, философия не наука, ибо она нечто большее» - Х. Ортега-и-Гассет. «Философию отвергают и ругают все две с половиной тысячи лет…а она все еще существует». – Хабермас. «Философы лишь объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить» -Маркс. «Две вещи наполняют душу… удивлением и благоговением…звездное небо надо мной и моральный закон во мне» - Кант. «Человек человеку Бог» - Фейербах. «Человек человеку волк» - Гоббс. «Свобода есть осознанная необходимость» - Спиноза. «Наука - полководец, практика – солдаты» - Леонардо да Винчи. « Лучше быть спокойным на соломе, чем не спокойным на золотом одре» - Эпикур» «Человек мера всех вещей» - Протагор «Природа не терпит пустоты» - Аристотель. «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир» - Сократ. «Из ничего ничего не бывает» - Эмпедокл
«Многознание уму не научает» - Гераклит. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» - Иммануил Кант . «Во всем имеется часть всего» - Анаксагор.. «Все течет все изменяется» - Гераклит. « Я знаю, что я ничего не знаю» - Сократ. « Мыслю, следовательно, существую» - Декарт. «Все действительное разумно, все разумное действительно» - Гегель. «Сознание – верхушка айсберга Бессознательного» - Фрейд. «Истина есть дочь времени, а не авторитета» - Сенека. « Не путь расширяет человека, а человек расширяет путь» - Конфуций. «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» - Декарт. « Не бог создал человека, а человек – бога» - Фейербах. « Человек есть мера всех вещей» - Протагор. «Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были добро, красота и истина». А.Эйнштейн 22. «С помощью физических теорий мы пытаемся найти себе путь сквозь лабиринт наблюдаемых фактов, упорядочить и постичь мир наших чувственных восприятий. Мы желаем, чтобы наблюдаемые факты логически следовали из нашего понятия реальности. Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества. Во всех наших усилиях, во всякой драматической борьбе между старым и новым мы узнаем вечное стремление к познанию, непоколебимую веру в гармонию нашего мира, постоянно усиливающуюся по мере роста препятствий к познанию». А.Эйнштейн. 23. «Забота о человеке и его судьбе должна быть основной целью в науке. Никогда не забывайте об этом среди ваших чертежей и уравнений». А.Эйнштейн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем методическом пособии были предложены для рассмотрения фундаментальные философские проблемы, к которым на протяжении всей разумной истории человечества люди возвращаются вновь и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Это также и проблемы мироздания, его бесконечности во времени и пространстве. По своей природе указанные проблемы относятся к числу «вечных», т.е. таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Предлагая «Методические рекомендации и планы семинарских занятий по философии»по основным проблемам философии, мы стремились дать объемную картину разнообразных взглядов и представлений, предоставив бакалавру выбрать те, которые он найдет наиболее отвечающими его интересам и уровню знаний, а также жизненному опыту и интуиции. Мы видели задачу в том, чтобы побудить бакалавров проникнуть в сокровищницу философской мысли и на этой основе сформировать свое сознательное мировоззрение. В Методических рекомендациях бакалавры найдут подборку контрольных вопросов, отвечая на которые придется осмыслить суть проблемы, в том числе и в историческом контексте, а также, может быть, впервые, задуматься над смыслом всего Сущего. Тесты, подобранные к каждой теме, помогут еще глубже разобраться в вопросах веками мучающих, как великих мыслителей прошлого, так и современных философов.
МОТИВИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Методические рекомендации и планы семинарских занятий по философии»подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по дисциплине «философия» ГЭС. Ф.10. для студентов специальностей ФРТЭ очной формы обучения. В Методическом пособии содержится материал для самостоятельной подготовки студентов- бакалавров по главным проблемам, интересующим философов. Темы семинарских занятий, контрольные вопросы, практикум, а также библиографический список составлены с учетом последовательного и глубокого изучения курса философии. Данное методическое пособие является продолжением основного курса философии, второй его частью, где изложены основные проблемы систематической философии. В Методических рекомендациях осуществлена попытка нового методологического подхода в изучении основных тем курса. Вопросы к практическим занятиям усилены контрольными вопросами, ответы на которые закрепляют материал и приводят к размышлениям, формированию собственных взглядов на ту или иную проблему. Кроме того, тесты по более частным вопросам тем, также способствуют к самостоятельному поиску истины. В заключение автор приводит известные высказывания философов, раскрывающих суть их философского мировоззрения . Для успешного усвоения и глубокого изучения основного курса философии, указана современная дополнительная литература, разработана тематика докладов, позволяющая более широко познакомиться с различными точками зрения на главные философские проблемы. Учебное пособие можно рекомендовать к печати. Учебное пособие «Основные проблемы философии»для студентов негуманитарных специальностей обсуждено и утверждено на кафедре протокол № от
Зав. кафедрой ЭТЭП Доктор политологических наук, профессор Смышляев В.А.
Мотивированное заключение На Учебное пособие «Философия техники» для магистров специальности 140.100.68 «Теплоэнергетика и теплотехника» по профилю «Промышленная теплоэнергетика», а также 140. 400.68 «Электроэнергетика и электротехника», профиль подготовки (специализация) «Технология проектирования и производства электрических машин для устойчивой работы в заданных условиях с учетом геометрии воздушного зазора» очной формы обучения.
Учебное пособие «Философия техники» подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по дисциплине «философия техники» специальностей 140100.68, 140 400.68 ФЭСУ очной формы обучения. В учебном пособии даны понятия и представления о современных направлениях и школах философии техники, указана и представлена их проблематика, раскрыты знания методологии классических и неклассических технических наук и истории техники. В пособии подобран материал способствующий формированию представления о современной философии и методологии науки и техники, ее значении для общей культуры и качества профессиональной деятельности в современной инженерии. В работе рассмотрены также наиболее современные подходы в философии науки и техники, проанализированы многие методологические проблемы. Обширный материал поможет магистрам иметь общие представления о современной проблематике философии техники, выявить роль и значение техники в общей культуре человека, научит давать социальную оценку техники. Для успешного усвоения и глубокого изучения основного курса философии техники, указана современная дополнительная литература, разработана тематика докладов, позволяющая более широко познакомиться с различными точками зрения на главные философские проблемы, связанные с техникой. Учебное пособие можно рекомендовать к печати. Учебное пособие «Философия техники» для магистров ФЭСУ обсуждено и утверждено на кафедре протокол № от
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |