Изучение знаков ДЕЩР24680 в приеме на слух. Основы передачи ключом.
Учебные и воспитательные цели:
- Изучить в приеме на слух знаки: 1,2,3,4, 5.
- Научиться передавать ключом длинные и короткие сигналы групповым методом.
Время: 45мин.
Место: класс ВСП
Метод: практическое выполнение упражнений
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература:
а) основная литература:
"Сборник учебно-тренировочных текстов для обучения приему на слух и передачи ключом, ДКМ Р-010".
2. Наглядные пособия:
- плакат "Правила написания знаков телеграфной азбуки"
- плакат "Нормативы по ВСП".
3.Технические средства: Тренажёр УЧЁБА - 1 м, телеграфные ключи, головные телефоны.
1. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
I Вводная часть
| 5 минут
|
II Основная часть
1.Разучивание в приеме на слух знаков Д, Е, Щ, Р, 2, 4, 6, 8, 0.
2.Тренировка в передаче ключом коротких сигналов. Нажатие и отжатие ключа, освоение передачи длинных сигналов, сочетания точки и тире в непрерывном варианте.
|
|
III Заключительная часть
| 5 минут
|
2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Учебные вопросы, их содержание и время
| Методические указания
|
I Вводная часть- 5 минут
6) Проверка готовности взвода к занятию
7) Объявление темы и учебной цели занятия
8) Контроль усвоения пройденного материала
9) Включить питание рабочих мест
10) Инструктаж по мерам безопасности
II Основная часть
1.Разучивание в приеме на слух знаков Д, Е, Щ, Р, 2, 4, 6, 8, 0.
Е – есть
•
Д – доо=ми=ки
─• •
6 - поо-шес-ти-бе-ри
─• • • •
8 - моо-лоо-коо ки-пит
─ ─ ─• •
0 - саа-мыый длиин-ныый ноль
─ ─ ─ ─ ─
2.Тренировка в передаче ключом коротких сигналов. Нажатие и отжатие ключа, освоение передачи длинных сигналов, сочетания точки и тире в непрерывном варианте.
Отработка хватки ключа по разделениям на 5 счетов. По команде "делай раз" обучаемые поднимают руку и поджимают безымянный палец и мизинец внутрь: "делай два" - большой палец ставят на опорную шайбу на один уровень с передним краем шейки головки ключа и плотно прижимают к ней:
"делай три" - средний палец боковой частью прижимают к шейке головки ключа с противоположной по отношению к большому пальцу стороны:
"делай четыре" - указательный палец с небольшим напряжением прижимают первой фалангой к передней кромке головки ключа: "делай пять" - локоть отводят от корпуса таким образом, чтобы предплечье было как бы продолжением рычага ключа и образовывало с плечом
прямой угол (в зависимости от роста и телосложения) локтевой сустав может быть на удалении от корпуса 5-20 см.
Геометрическая фигура, образованная
большим указательным пальцем и головкой ключа, является неизменной вовремя работы на ключе.
Через 3-4 минуты останавливаю работу обучаемых и провожу тренировку в хватке ключа по разделениям. Первоначальный зазор 1.5мм (15-16 листов бумаги), в дальнейшем зазор может быть уменьшен, но не более чем до 1мм.
| Принять доклад от дежурного по взводу о готовности взвода к занятию. Проверить правильность посадки за рабочим местом.
Проведение инструктажа по мерам безопасности под роспись в журнале.
Изучение знаков начинается с записи его крупным почерком на доске, радом с ним код Морзе и далее напев и "мелодию" знака, а в конце - обозначение.
После чего дать команду группе воспроизводить напев знака. Убедившись в правильном произношении напева знака,
перейти к звуковому изучению, для чего знак подается всей группе несколько раз с дублированием его голосом. Обучаемые хором, вполголоса, называют значение переданного знака, вначале напевом, а затем цифровым обозначением.
Убедившись, что обучаемые усвоили
звучание данных знаков, перевести их на прием с записью в тетрадях.
Отработав способ хватки ключа, приступаю к обучению передаче ключом
коротких сигналов (точек) в непрерывном варианте. Длительность точек и пауз между ними одинаковы, поэтому скорость движения кисти руки вверх и вниз должны быть одинаковы.
Затем демонстрация коротких сигналов на не озвученном ключе. При правильной передаче точек рабочий и холостой контакты ключа звучат одинаково, т.е. так, как работает маятник. Обучение проводится под метроном групповым методом по команде
"Передачу коротких сигналов начали". Периодически необходимо демонстрировать свою озвученную передачу и обучаемых.
|
III Заключительная часть - 5 минут
- ответить на вопросы обучаемых, возникшие в ходе занятия;
- подвести итоги о степени достижения цели занятия;
- задание на самоподготовку:
1) тренировка в приеме на слух изученных знаков
2) тренировка в передаче ключом длинных и
коротких сигналов групповым методом.
| |
Руководитель занятия:
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры связи
полковник А. Карманов
«____» ________________ 20 __ г.
ПЛАН
проведения занятий со студентами 3 –го курса по дисциплине «Военно-специальная подготовка»
Тема № 4:Освоение приема на слух, передачи ключом и датчиком Р-010 (Р-020) знаков радиотелеграфной азбуки