Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


А) Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений




Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений и музыкальных мелодий является 'важным разделом изучения патологии височных и премоторных отделов коры головного мозга, а при некоторых поражениях (например, при поражениях правой височной доли) может обнаружить едва ли не единственный симптом нарушения сложных корковых функций.

Учитывая очень большую вариабельность музыкальных способностей у людей (Б.М. Теплов, 1947), исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений и музыкальных мелодий не должны выходить за пределы простых проб; относительно более сложные задания могут предъявляться лишь тем больным, у которых имеется достаточно высокая степень музыкального развития.

Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений должно начинаться с простых проб, при которых больному предлагается оценить высоту двух пропеваемых (или даваемых с помощью аудиометра или любого музыкального инструмента) звуков, причем относительная разница этих звуков должна быть достаточно велика (всякие более тонкие исследования, направленные на анализ слуховых дифференцировок, носят специальный характер). Определение относительной высоты звуков может производиться либо путем простой словесной оценки (выше – ниже), или же путем «подравнивания», когда после предъявления пары тонов на аудиометре снова дается первый тон и предлагается, вращая ручку регулятора, воспроизвести второй тон предъявленной пары.

Наиболее простой формой опыта является проба, когда исследующий пропевает две пары тонов, иногда одинаковых, а иногда различных, и испытуемый должен определить, предъявлялись ли ему идентичные пары тонов или в них имелись какие-нибудь различия.

Специальным вариантом пробы, позволяющей оценить возможность различия комплекса звуковых отношений, может быть опыт, при котором обе группы звуков делаются условными сигналами для какой-либо двигательной реакции. Так, например, по методу словесной инструкции или речевого подкрепления больному предлагается в ответ на группу №1 поднимать правую, а в ответ на группу №2 левую руку, или же соответственно в ответ на первую группу поднимать руку, а в ответ на вторую–воздерживаться от движения. Тщательный анализ тоге. как происходит формирование такой реакции, насколько быстро она становится прочной, как легко она переделывается, и при каких условиях возникают ошибки, может дать ценный материал для суждения о процессах звукового анализа и синтеза, которые, как известно, могут резко нарушаться при поражении височных систем.

Следует, однако, помнить, что процесс формирования, упрочения и переделки условных двигательных реакций может сам по себе представлять известные трудности для больных с мозговыми поражениями. Поэтому оценка полученных дефектов как следствия нарушений в работе слухового анализатора может быть обоснованной лишь в тех случаях, когда аналогичные пробы со зрительными сигналами обнаруживают относительную сохранность формирования, упрочения и переделки условных реакций. Особое место занимает опыт со сравнением групп, состоящих из двух или трех последовательных тонов, причем одна группа отличается от другой обратной, но симметричной последовательностью тонов (например, и ^^^ ^™ А ^ и ^

Больной с нарушениями анализа звуковысотных отношений может оценить обе эти группы как идентичные.

Существенные нарушения в выполнении этой пробы могут указывать на нарушение корковых отделов слухового анализатора. Как показано рядом исследований (Фейхтвангер, 1930), значительные нарушения восприятия звуковысотных отношений могут иметь место при поражениях не только левой, но и правой височной области.

Значительно более разнообразные формы нарушений могут обнаруживаться при пробах с воспроизведением звуковысотных отношений и музыкальных мелодий.

Для этой цели больному предлагают прослушать ряд тонов, а затем воспроизвести их путем пропевания. Опыт начинается обычно с пробы на пропевание серии, состоящей из двух, трех или четырех, иногда пяти тонов; особенно полезным бывает предъявлять такие группы, как:

^ & <} <) «^ ^ ^ ^ ^^" ^ -^ ^" ^ "^

Описанные группы состоят из одинакового набора тонов, даваемых лишь в измененной (иногда «зеркальной») последовательности. В более сложных пробах больному 'предлагают повторять знакомую мелодию вслед за исследующим или воспроизвести ее по памяти.

Нарушение голосового воспроизведения предъявляемых тонов может иметь в своей основе, как нарушения звукового анализа и синтеза в результате поражения височных отделов мозга, так и дефекты, связанные с патологией двигательного акта пропевания.

В первом случае у больного могут быть затруднения в правильной оценке звуковысотных отношений; и в удержании предъявленной мелодии. В случаях так называемой сенсорной амузии, возникающей в результате поражений коры височной области, эти нарушения могут выступать особенно отчетливо.

Совершенно иной характер носят нарушения звуко-моторных координаций при поражениях различных частей двигательного анализатора. В случаях двусторонних поражений передних отделов сенсомоторной зоны (как левого, так и особенно правого полушария), приводящих к псевдобульбарным расстройствам, и при поражениях базальных узлов мозга может существенно нарушаться самый акт фонации. Плавное пропевание одного звука становится невозможным, оно заменяется толчкообразными, немодулированными голосовыми импульсами. В случаях поражения нижних отделов премоторной зоны с явлениями патологической инертности в двигательном анализаторе значительно нарушается процесс переключения с воспроизведения одного звука на другой, возникают двигательные персеверации, проявляющиеся в акте пропевания столь же отчетливо, как и в речевых артикуляциях. Наконец, при нарушениях кинестетической основы фонации, которые могут иметь место при обширных поражениях постцентральной коры с явлениями кинестетической апраксии, близкие по типу расстройства могут возникать и в воспроизведении звуковысотных отношений, составляя основу явлений моторной амузии.

Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений и музыкальных мелодий составляет частный, но важный раздел изучения слухо-моторных координаций, который в отдельных случаях может оказать серьезную помощь топической диагностике.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)