Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ментальная карта человека Новейшего времени



2015-11-23 784 Обсуждений (0)
Ментальная карта человека Новейшего времени 0.00 из 5.00 0 оценок




Смена парадигм в представлениях о мире, алгоритмизация сознания, потеря целостного представления о мире, все больший отрыв от природы (ее техногенизация), природа становится объектом преобразования (экологические катастрофы), покушение на телесность самого человека (создание искусственного оплодотворения, технологий генной инженерии), вторжение в мифомагический пласт человека ( создание психотехник и психотехнологий, позволяющих управлять человеком на уровне мифомагического пласта, с последующей нейтрализацией воли, сознания и др.уровней), человек утратил возможность управлять самим собой, миром и эта потребность удовлетворяется через компенсаторный механизм, в роли которого выступает создание компьютерных виртуальных реальностей, становится средством канализации энергии, ослабляя у человека мотивацию поиска выхода. В этой связи традиционное общество (имеющее родовую структуру) получает преимущества над обществом техногенного типа (развитые страны).

Однако, российское общество по ряду особенностей нельзя отнести ни к техногенному, ни к родовому обществу. Оно интегрирует в себе черты западного и традиционного обществ. Эти нюансы определяют специфику российского менталитета. Для создания целостного представления о ментальной карте современного россиянина укажем ряд этих специфических отличий. Прежде всего, особенности росийской ментальности формировались российскими просторами, столетиями набегов завоевателей, с физическим уничтожением ими целых сел и городов со всем населением, необходимостью обеспечить свое существование интенсивным трудом в теплое время года, для заготовок на долгую зиму. Это отразилось в следующих особенностях российской ментальности, отмечаемых разными авторами: уживчивость покеренными народами и государствами, организованность и упорство, боеспособность и умение подчинить личные интересы, интересам целого, выносливость в борьбе, преданность делу. В.Д. Шадриков выделяет такие качества как: трудолюбие и мастерство, упорство, миролюбивый характер, доброжелательность, веротерпимость, воля к достижению цели, саборность, свободолюбие, державность, жизнестойкость, коллективизм, смелость, открытость, талантливость, человеколюбие. Мстислав Ростропович отмечает доверчивость русского народа, воспитанного на сказках. Академик Д.С. Лихачев невороятное разнообразие и какое-то высокое единство российского народа. Он подчеркивает, что народ в сердце своем хранит идеи крастоты и духовной высоты, общее при всей многоверстной разобщенности, но разобщенности всегда взывавшей к соединению. Русь была слобо населена. Население всегда страдало от вынужденной разобщенности и боялось окружающей неизвестности. Нигде в мире нет такой любви ко сверкающим золотом, издали видным куполам церквей, к рассчитанным на широкие просторы хоровому пению, к ярким краскам, контрастным зеленому цвету и выделяющимся на фоне белых снегов чистым цветам народного искусства. Гостеприимство свойственно русскому характеру (включая украинский, белорусский). Объединяющему началу в русской земле противостоят широкие пространства. Из-за этого в России крепли не только объединяющие, но и разъединяющие начала. Русская земля была не только тысячей городов, но и тысячей культур. Главенствующая черта идеологического своеобразия – правдоискательство. Это главное содержание русской литературы начиная с X века. В русской культуре всякое явление предстает в наилучших формах, стремится подняться на ступеньку выше, быть наполненным значительным содержанием, обрести свободу от канонов: философская опера Мусоргского «Хаванщина», философский роман Достоевского «Преступление и наказание», философская проза Гоголя, философская лирика Тютчева, даже «философский авангардизм» Малевич, Филонов и др. В произведениях русской культуры очень велика доля лирического начала, собственного авторского отношения к предмету или объекту творчества. Проблемы нравственности ставились как художественные задачи, особенно у Достоевского и Лескова. В русской литературе всегда было мало простой занимательности. Национальный характер антиномичен. Каждому положительному качеству противостоит отрицательная черта: открытоси – замкнутось, щедрости – жадность, любви к свободе – рабская покороность. Ю. Афанасьев подчеркивает большую значимость духовность в ментальности российского народа. Он считает национальным достоянием такие черты россиян как: сострадание, желание прийти на выручку, солидарность, бескорыстие, мечтательность, склонность к философии, размышлением о значительном, великом. Кроме того, в менталитете россиян есть необъяснимые логически качества такие как: жертвенность, готовность помочь, поделиться последним, простодушие. Непредсказуемость в поведении, экспромтность, уют противостоит американской заорганизованности даже в быту. Так, например, в Америке нужно информировать человека заранее (за неделю) о своем визите. Он может продолжаться не более 3-х часов. А в России гостеприимство имеет экспромтный характер, отмечает Е. Ханга.

А.М. Новиков отмечает необычайно большую доброту российского народа, очень гуманное мирововзрение, причем на первом месте судьба всего человечества, на втором – судьба своего народа, на третьем – судьба своей семьи (собственная судьба). Это качество имеет обратную сторону – принебрежение к своим бытовым условиям жизни. Так, россиянин может жить в полуразвалившемся доме, довольствоваться самым малым, не имея даже желания что-то улучшить, но размышлять при этом о глобальных проблемах. Высокоразвитое чувство подвижнечества – здесь россиянину нет равных, когда надо поднять неподъемное, вытерпеть нестерпимое,, растворить свою жизнь в жизни других людей или целиком посвятить себя делу, которому служишь. Эти три качества – доброта, гуманное мировоззрение, подвижничество – можно назвать духовностью, как первой отличительной чертой российского менталитета. Рассморим следующие отличительные черты российского менталитета. Во-первых, – это общинность или соборность, а в советский период – коллективизм. В то время как западная цивилизация, прежде всего, в протестантских странах, особый тип человека. Характерная черта его – индивидуализм как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии: «Каждый за себя – один Бог за всех». Базовые ценности западного общества – это индивидуальная свобода, опора только на себя, материалное благополучие, как эквивалент счастья». Не дай бог поробовать поплакаться в жилетку»,– сразу станешь изгоем: « Это твои проблемы – ты их сам и решай!» Менталитет россиянина, исторически сформированный под влиянием Провославной церкви и русской деревенской общины – иной, общинный, соборный: «Один за всех и все за одного». Ярким примером ментальности россиян может служить афоризм «С миру по нитке – голому рубашка». При этом «мир»– это деревенская община. Она всегда основана на взаимопомощи и взаимовыручке. У нас принято « пожаловаться соседу», друзьям на свои неприятности, взять денег взаймы, что в Западных странах просто не мыслимо. Общинность свойственна всем народам, населяющим территорию современной России. Но общинность имеет и свои отрицательные качества. Прежде всего, это принцип «Не высовывайся»,– в общине все люди должны жить примерно одинаково. Второй момент,– традиционность-опора на народные традиции, народный язык, народную педагогику, народные обряды. Однако, все выдающиеся достижения России в культуре и искусстве вырастали на народной почве из народных традиций. В третьих,– это открытость, то есть любознательность россиянина, способность российской культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовавыть их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство. Эти три особенности объединяются в общее понятие народность менталитета. Третья группа качеств современного россиянина – это патриотизм, как любовь к отчизне, любовь к малой и большой родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом и готовность защищать его. У Россиян до боли развито чувство настальгии (тоски по Родине). Кроме того, российский народ, исключительно долго может терпеть угнетения от своих внутренних угнетателей и совершенно не терпит не только внешних зарубежных угнентателей, но и любого внешнего вмешательства в свою жизнь. Признание необходимости сильной державной власти. О чем мечтает подавляющее большинство россиян. Это обусловлено тем, что Россия развиалась скачками и эти скачки приходились на периоды сильной государственной власти. Это можно назвать обощающим понятием державность российской власти. В отличие от представителей западного общества, россиянин надеется на то, что его проблемы за него решить сильная державная власть. Что приводит к появлению у современного россиянина такой базовой поведенчекой стратегии как « Мои проблемы может решить другой».

В эпоху Новейшего времени отмечается окончательный разрыв между мифомагическим пластом психики и сознанием человека техногенной цивилизации. Однако обращение к мифомагическому пласту сохраняется в оккультных практиках, психотерапии, искусстве, увлечениях духовными восточными парапрактиками и отдельными психологическими учениями.

 

РЕЗЮМЕ

Современный этап развития психологии личности выдвигает ряд кардинальных задач по научному и методологическому осмыслению сформировавшихся подходов и поиску новых принципиальных идей, интегрирующие различные научные направления

В настоящее время в западной и российской психологии сформировалось разделение психологии на различные, зачастую плохо стыкуемые подходы. С одной стороны развитие традиционных научных направлений психологии привело к открытию новых фактов и закономерностей и выработке новых подходов к решению различных проблем от терапии до инженерной психологии и моделей управлением производством. С другой стороны, появились новые направления, такие как нейролингвистическое программирование, эриксоновский гипноз, психодрама и т. д. Интенсивно развивалась новая волна психологии, предлагающая исследование и использование измененных состояний сознания (ИСС), такие как ребефинг (rebirthing), вайвейшн (vivation), холотропное дыхание (holotropic breathwork).

В начале 90-х был предложен ряд идей, связанных с общим подходом к интегративным психотехнологиям (в частности к тренингам и индивидуальным практикам личностного развития). Эти практики должны были придерживаться холономной парадигмы построения науки, то есть системы, в методологическую основу которой положена голографическая модель Вселенной и сознания человека. Именно холономная парадигма в значительной степени изменила философию естественных наук в начале ХХ века. Развитие таких областей, как квантовая механика, релятивистская физика, теория катастроф и модели странных аттракторов в математике, лазерные технологии в значительной степени изменили подход к научным исследованиям. Само представление об объекте и субъекте научного опыта претерпело значительные изменения. Принципиальная невозможность отделить наблюдателя от объекта наблюдения и принципиальная взаимосвязь объектов и явлений, традиционно считающихся совершенно независимыми в ньютоно-картезианской парадигме науки, совершили революцию в научном взгляде на мир.

Холономная парадигма может стать методологической основой, как в развитии интегративных практик, так и в психологической науке XXI века. Аналогичные идеи развивались в последнее время выдающимися учеными Запада, такими как Ф. Капра, С. Грофф, К. Прибрам, Д. Чью, Т. Тулку Д. Бом и др., а также такими выдающимися российскими исследователями, работающими в области изучения и развития интенсивных психотехнологий как В. Козлов, В. Майков, С. Всехсвятский и др.


ГЛОССАРИЙ

Автономный виртуальный образ (автоном) –образ, который может разворачиваться в виртуальную реальность независимо от выполняемой в данный момент деятельности. Если обычный, «связанный», виртуальный образ возникает на выполняемой человеком деятельности и без ее выполнения возникнуть не может (характерно для чеповека-консуетала), то автономный виртуальный образ самодостаточен – он сам внутри себя разворачивается в виртуальную реальность. На первой стадии виртуализированности (на стадии человека-эвентума) автономный образ является ситуационным – разворачивается в определенных ситуациях. На второй стадии виртуализи-рованности (на стадии человека-оператора) автономный образ является операциональным – разворачивается совершенно спонтанно и независимо от ситуации. Автономный виртуальный образ, разворачиваясь в виртуальную реальность, вызывает компульсивное желание совершить соответствующее виртуальному образу действие. Автоном есть родовое наименование для ситуационных и операциональных виртуальных образов.

Реальность автонома становится реальностью обычного, консуетального существования человека на третьей стадии виртуализированности (на стадии человека-виртуала). Здесь человек переходит к существованию в другой относительно исходной, константной реальности. Эта новая реальность становится для него константной реальностью, относительно которой появляются новые уровни гратуала и ингратуала. Категориально, как тип существования, человек-виртуал тождественен человеку-консуеталу; содержательно это разные реальности, а формально они тождественны.

Этапы, или уровни образности – человек-консуетал, человек-эвентум, человек-оператор, человек-виртуал – есть уровни треугольной модели, описывающей процесс порождения новой виртуальной реальности (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Аномия –нарушение синомии (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Антропологический принцип – в русской философии совокупность подходов к проблеме человека в контексте различных философских систем осмысления мира и путей его развития и изменения. В отечественной философской традиции сложилось два основных подхода к данной проблематике. Оба они характерны неприятием утверждения, что единственной целью философского знания является ответ на вопрос, «каково назначение человека в себе, поскольку он мыслится как человек только согласно понятию человека вообще, изолированным и вне всякой связи, которая не содержится необходимым образом в его понятии» (И. Г. Фихте). Наиболее полное выражение один из этих подходов получил у Г. Чернышевского и наследующих ему в той или иной мере П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского. Второй подход развивался в рамках религиозно-мистической традиции русской философии (В.С Соловьев, славянофилы, С.И. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, H.A Бердяев и др.). Первый подход характерен специфическим соединением «антропологического материализма« (т.е. понимания сущности человека как единства биологических, телесно-природных и культурно-исторических факторов эволюции) и социального редукционизма. Н.Г. Чернышевский, утверждая принцип главенства научного познания в социальном мышлении, фактически вводит понимание человеческой природы в качестве основы научного подхода к социальной проблематике. Коренной вопрос социального знания – вопрос о прогрессе – решается им с позиций утилитаризма: сущность человека есть стремление к максимальному удовольствию и минимальному страданию. В социальной жизни это стремление перерастает в стремление к максимальной пользе. Соответственно, выстраивается иерархия «степеней» ценности человеческих стремлений от индивидуальных до общесоциальных, приобретающих доминирующее значение в силу того, что «общественная польза« позволяет распределить наибольшее «количество« удовольствия среди наибольшего числа людей оптимальным образом. Обоснование индивидуальных стремлений как манифестации природы человека в качестве основы социальной системы приводит к утверждению первенства социальности над индивидуальностью. Возможность противостояния стремлению общества к всесторонней власти, контролю над всеми проявлениями индивидуальности, по мнению Чернышевского, предоставляется «разумным эгоизмом», т. е таким способом удовлетворения личных потребностей, который не противоречил бы обшесоциальным интересам. Тем более, что социалистическое общество, возникающее не только естественноисторическим путем, но и посредством разумного планирования и научного целеполагания, предоставляет к этому наиболее благоприятные возможности. Радикальный вариант «разумного эгоизма« выдвинул Д.И. Писарев. П.Л. Лавров рассматривал историю как процесс, происходящий на основании реализации форм человеческих потребностей: основных (биосоциальных – питания, безопасности, нервного возбуждения), временных (государственно-правовых и религиозных форм объединения), потребности развития («историческая жизнь«). Цель исторического процесса – развитие солидарности, в ходе истории приобретающее все более разумные и целенаправленные характеристики. Отсюда – характерный строй социального знания, основанного на единстве материализма, антропологизма и позитивизма. Антропологизм социального знания реализуется в «субъективном методе« как основе научной разработки разумного идеала будущего общественного устройства. «Мысль реальна лишь в личности», следовательно, действительной силой исторического движения является «критически мыслящая» личность. При этом сущность истории – в усилении солидарности, в создании устойчивого и сбалансированного социального целого, общечеловеческой цивилизации. Н.К. Михайловский построил свое обоснование А. п. в социальном познании на основе критики теории «органического общества» Г. Спенсера. Общество не есть функциональная совокупность органов, но живая совокупность организмов. Поэтому фундаментальным принципом социально-исторического знания утверждается «субъективный метод« как осмысление сущности социума и социальных отношений посредством их сопоставления с личностными потребностями и духовными ориентациями. Равноправными понятиями социальной теории становятся понятия «истины» (взамен социально ограниченной «правды»), «блага«, «добра», «красоты», являющиеся фундаментальными критериями личностного миропонимания и основой жизненной ориентации. С т. зр. субъективного метода, социальный прогресс реализуется в создании общества, в котором эти принципы были бы представлены в не меньшей степени, нежели принципы равенства, справедливости, эффективности производства. Фактически, во всех вариантах антропологического и социологического подхода к социально-историческому познанию происходит утверждение объективно-научного характера познания на основе определенного понимания человеческой природы (в рамках материалистического монизма) Социальные параметры истории осмысляются как прогрессивный процесс оптимизации социальной системы, дающей возможность наиболее полного раскрытия сущностных сторон человеческой природы. Логическое следствие этого – отождествление «человеческого» смысла истории с закономерностью развития и смены социальных форм, становящейся доминирующим содержанием социальной теории. Эта черта была воспринята и русским марксизмом, и позитивистскими течениями (например, А.А. Богданов). Можно утверждать, что сам тип осмысления «естественной» человеческой природы формируется на основании предзаданного социального идеала. Т. о., то или иное понимание человеческой природы закладывает телеологический аспект социального знания, реализующийся в социальном редукционизме самого А. п., поскольку его теоретическое осмысление связано непосредственно с утверждением универсальности социального способа исторического раскрытия человеческой сущности. Это значит, что определенное понимание социальности и включенности индивида в социальную систему является базисным для выделения антропологических параметров истории и для антропологических мотивов социального познания. Религиозно-философская традиция также выдвигает тезис о главенстве А. п. в философском знании, но уже (в противовес научно-объективистским и позитивистским течениям) в контексте интуитивно-мистического миросозерцания, опирающегося на христианское вероучение. Здесь антропология как составная часть философского знания оказывается тесно связанной, с одной стороны, с теософским знанием (см. «Христология») и, с другой стороны, с идеей Богочеловечества, вписанной в мистико-историософскую схематику (см. «Богочеловечество»). Наиболее общий мотив религиозно-философской антропологии – принцип десубстантивации индивидуальности: сущностная сторона человека осмысляется с позиции включенности «я» в первичное целое «мы». Таким исходным фундаментом «я» является троичная божественная личность и социальное целое,
отражающее в своей внутренней структуре специфический строй божественного и космического бытия Порождающая структура личностно-человеческого бытия – соборность как единство индивидуального и сверхиндивидуального. Полное раскрытие этого начала в диалектике исторического и метаисторического является сокровенным смыслом истории. В этом плане социальная история человечества представляет лишь один из аспектов мирового становления, поэтому для религиозной историософии (в традиции всеединства) характерны мотивы «исхода мира», «конца истории». Если социологи-народники видели смысл истории в становлении гармонических форм социальности (солидарности), представленных историческим развитием традиционной крестьянской общины, то для религиозной философии реализация исторических потенций человека выходит за границы социального, экономического и культурного процесса. Более того, утверждение А. п. в русле религиозно-мистической философии предполагает трансцендирование биологической и социальной эволюции человека в становлении Богочеловечества. Во всяком случае, оба варианта антропологии в той или иной мере едины в отрицании фундаментального для классического рационализма принципа субстанциальности индивида, разворачивающегося в абстрактно-метафизическую схематику исторического процесса. В русской философии А. п. означает, прежде всего, включенность человека в мировой процесс, и потому антропология есть не столько знание о «человеке в себе», сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом и, с другой стороны, смысла мировых процессов в «человеческом измерении». Хотя утверждение первичности «мы» по отношению к «я» требует разработки специальных методологических концепций, позволяющих избежать теоретического поглощения индивидуальности социальным либо божественно-космическим целым. В социологии народников такую роль играет субъективный метод, в религиозной философии – интуитивно-личностное миросозерцание, заменяющее, с одной стороны, авторитарность конституированного догматического религиозного сознания и, с другой стороны, объективно-безличного научного познания. Т. о., оба варианта разработки А. п. формируют определенную установку на конкретно-личностное, понимающее созерцание действительности, ставшее одной из отличительных черт русской философской традиции. (Е.В. Гутов, БСЭ).

Аретевт –человек, практикующий аретею (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Аретент – человек, по отношению к которому применяется аретея (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Аретея –область практической работы с виртуальными объектами: консуеталами, виртуалами и собью. Специфика аретеи определяется двумя принципиально важными обстоятельствами: а) аретея основывается на виртуальных моделях, т.е. полионтичных, включающих в себя минимум две онтологические реальности, б) аретея основана на вполне определенной онтологии (философии), строится на соответствующих онтологии теоретических моделях и соответствующих теоретическим моделям экспериментальных исследованиях. Таким образом, аретея – тип практики, имеющий философское и научное (теоретическое и экспериментальное) основание.

В виртуалистике на базе единого онтологического представления может быть построено множество частных теоретических (научных) моделей, каждая из которых (будучи экспериментально верифицированной) соответствует определенной сфере практики. Таким образом обеспечивается верифицированность (обоснованность) и фальсифицированность (определение границ применимости) аретеи.

Одна из сложностей понимания того, что такое аретея, заключается в том, что сама категория виртуальности является относительной. Она определяется через сопоставление с категорией константности: то, что является виртуальным, определяется тем, что берется в качестве константной реальности. Аретея не имеет предметной отнесенности, так же как и виртуалистика. Аретея может быть применена во всех сферах жизни человека. Аретея – это не метод, не методика, а тип практики, в рамках которого могут применяться разные способы работы. Аретея – это практическая работа с виртуальными объектами.

Термин «аретея» имеет два смысла. Первый – тип практики, практическая часть виртуальной психологии, второй – собственно практическое воздействие. Тот человек, который осуществляет аретею, называется «аретевт», тот человек, который подвергается аретее, называется «аретент». Есть три вида аретеи: аттракция, девиртуализация и синомия (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть – в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) Б. и его осмысление (или – участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия Б. и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Б. как объективного существования. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия Б. Парменид. Он выделяет основные характеристики Б. – целостность, истинность, благость и красоту – и манифестирует единство мысли и Б. (и – немысли и небытия). Разделение (точнее, удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Классифицирующий анализ Б. у Аристотеля (в частности, он выделяет уровни – возможное и действительное Б.) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья Б. рассматривается с религиозных позиций: истинное Б. – Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает Б. как природу, с одной стороны – самостоятельную (все существующее – творение природы), с другой – нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной «инфляции» понятия Б. – теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения Б. (отличного от существования) – о поэтическом мышлении. Б. – вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Современная философия видит в абсолютизации понятия Б. одну из причин «смерти философии» в современной культуре и акцентирует внимание на альтернативах – понятиях Ничто, Различания, Критики. (Д.В. Майборода, Новейший философский словарь).

Виртолюция –порождение многоуровневой соби в генезисе объекта (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Виртуал – 1) обобщенное название для виртуальных событий, виртуальной реальности, совокупности виртуальных реальностей, фрагмента виртуальной реальности в противопоставлении соби; 2) видовое название для гратуала и ингратуала в противопоставлении консуеталу. Виртуал, в отличие от других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как реальность. Виртуал обладает следующими свойствами: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективированность, изменен-ность статуса телесности, сознания, личности и воли (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Виртуальный подход в истории (социально – историческом познании) – это научный подход, базирующийся на полионтичной парадигме, примененный (адаптированный) к анализу конкретного исторического материала для получения наиболее полной и многогранной картины исторической действительности в рамках полионтичной парадигмы на всех пяти уровнях реальностей, на которых протекает человеческое бытие: путем реконструкции каждой конкретной реальности людей прошлого изнутри, и интерпретации взаимодействия различных реальностей снаружи. Предложенный вариант виртуального подхода рассматривает историю человеческого общества как историю одного сложно устроенного человека (Асадуллин Э.Ф., Виртуальный подход в истории).

Виртуализатор –демиург; творец виртуальных миров (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Виртуалистика –дисциплина, включающая научные и практические знания, занимающаяся виртуальными реальностями. Виртуалистика не является научной дисциплиной, а есть парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как эпифеномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика есть подход, который может быть использован в любой научной дисциплине.

Во второй половинеXX века идея виртуальности возникла независимо друг от друга в нескольких сферах науки и техники.

В физике элементарных частиц были обнаружены частицы, возникающие только в акте взаимодействия других частиц. Эти эфемерные частицы были названы виртуальными. Особенность их заключается в том, что, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потенциально, в других частицах. Нет, в действительности, их там нет. Они существуют только актуально, те. Только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в начальных и конечных условиях взаимодействия.

В компьютерной технике широко используются понятия виртуальной машины, виртуальной памяти и т.д. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но создавая особые функциональные отношения между элементами компьютера с помощью программных средств, можно обеспечить человеку возможность пользоваться большим объемом информации, чем это позволяют физические носители. Эта память, превосходящая емкость физических носителей, и называется виртуальной памятью. Виртуальной памяти не соответствует никакой конкретно физический носитель и она существует только пока сохраняются построенные пользователем функциональные отношения между элементами компьютера.

В эргономике было обнаружено, что в процессе функционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа возникающие перегрузки заставляют летчика воспринимать самолет не целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи (допустим, преследование противника), а исключительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. Создается необычная, напряженная и физически, и психологически ситуация, которая разряжается сразу после выхода из состояния перегрузки. Оказалось, что при проектировании самолетов нельзя абстрагироваться от подобных ситуаций, что необходимо учитывать возникновение таких качественно новых объединений человека и технической системы. Такие временные динамические объекты были названы виртуальными (Зараковский, Павлов, 1987; Голего, 1989).

В психологии был описан особый тип психических состояний, существующих только актуально. Этот тип психологических состояний был назван «виртуальными состояниями» (Носов, Генисаретский, 1986).

Исследования в эргономике по созданию принципиально нового типа средств отображения информации, начавшиеся в военно-воздушных силах США еще в 60-е годы, привели к разработке так называемой «виртуальной кабины самолета». Новизна идеи виртуальной кабины самолета заключалась в создании так называемого головного шлема (head-mount display или head-mounted display). Шлем может дополняться «перчаткой» с датчиками, с помощью которых управляют изображением. Управляющие датчики можно прикрепить к любым частям тела. Существуют тренажеры, где управляющие воздействия осуществляются и речью, и движениями глаз, рук, головы или тела. К разным частям тела можно также прикрепить датчики, передающие человеку ощущения от взаимодействия с виртуальным объектом – тогда человек будет физически чувствовать изменения, происходящие с объектом.

Головной шлем, с одной стороны, оказался идеальным средством для реализации идеи «искусственной реальности», разрабатываемой с б0-х годов М.Крюгером. М. Крюгер с 70-х годов разрабатывал идеологию «искусственной реальности» и пытался создать техническую систему, интегрирующую в едином информационном пространстве изображение, звук и движение. Шлем, с другой стороны, оказался реальным воплощением идеи киберпространства, восходящей к работам М.Маклюэна и В.Гибсона.

В результате агрессивной рекламной кампании по продвижению виртуальных компьютеров на рынок, термин «виртуальная реальность» стал в обыденном сознании ассоциироваться исключительно с компьютерами (Н.А.Носов, Словарь виртуальных терминов).

Виртуальная психология –отрасль психологии, изучающая психологические виртуальные реальности. Виртуальная психология как научная дисциплина 1) строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), 2) имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), 3) адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и 4) собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей, на которой строится виртуальная психология, является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей.

Реально человек осуществляет свою жизнь на одном из возможных уровней психических реальностей, относительно которой все остальные, в которых он может существовать, имеют статус виртуального существования, и любая из них в любой момент может развернуться в самостоятельную реальность или свернуться в элемент другой, константной реальности. Принятие идеи виртуальности приводит к тому, что психика рассматривается как сложное образование, т.е. включающее в себя разнородные реальности, не сводимые не только к непсихическим реальностям (например, физиологической или социологической), но и к друг другу (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

Виртуальная реальность –реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая



2015-11-23 784 Обсуждений (0)
Ментальная карта человека Новейшего времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ментальная карта человека Новейшего времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)