Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА




 

Основные концепции происхождения языкаможно подразделить на: теологические, которые объясняют происхождение языка действиями сверхъестественных причин; биологические, считающие основной причиной возникновения языка действие биологических факторов; социальныеконцепции, которые выделяют социальные факторы в качестве основы формирования и развития человеческого языка.

Теологические концепциивключают не только религиозные, но и мифологические попытки объяснения происхождения языка, в которых основной причиной является Бог.

В библейских легендах можно найти, по крайней мере, две точки зрения на проблему происхождения языка. В первой главе книги Бытия говорится о том, что Бог творил Мир словесным заклинанием и человек был сотворен силой слова. Но во второй главе говорится что Бог творил «молчком», а потом подвел к Адаму всех тварей, для того чтобы сам Адам дал им имена. Таким образом, мы находим два варианта возникновения языка: 1). язык происходит не от человека; 2). язык происходит от человека[43].

Биологические концепции объясняют развитие человеческого языка в процессе совершенствования человеческого организма: гортани и речевого аппарата, органов чувств, мозга. Данные теории имели для своего времени положительное значение, которое может состоять в том, что они пытались найти естественные причины возникновения языка. Наиболее известными из них являются две концепции: звукоподражательная и междометная.

К социальным относятся: договорная, трудовая, ономатопоэтическая и марксистская, которые причины возникновения языка относят к социальным факторам.

Звукоподражательная концепция рассматривает процесс возникновения языка естественными причинами, которые состоят в том, что человеческий организм развивался и, прежде всего, за счет развития органов чувств люди стали подражать крикам животных. Происходило, прежде всего, подражание домашним животным (блеянью овец, ржанию коней). Подражание осуществлялось и как выражение определенных впечатлений по отношению к различным предметам и явлениям. Сторонники данной теории в подтверждение своих взглядов использовали слова языка, в которых находит свое проявление в выражении чувств.

Междометная концепция объясняет происхождение языка как выражение в звуках тех или иных переживаний, которые испытывали первые люди. Первые слова, которые произносили люди, были непроизвольными криками, как проявление боли, страдания, радости, страха, голода, то есть выражали в звуках те или иные эмоции. По мере развития общества и человека звуки, согласно этой концепции, стали приобретать символическое значение.

Договорная теория в значительной степени преодолевает некоторые недостатки звукоподражательной и междометной концепции и, прежде всего, в учете роли социального фактора. Данная теория объясняет процесс возникновения человеческого языка определенными социальными факторами и социальными потребностями. Считается, что древние люди в своей жизни мало, чем отличались от других животных. Они жили неустроенной жизнью и полной всевозможными опасностями среды обитания. При нападении зверей они старались помогать друг другу с помощью определенных звуков. Голос в то время был еще нечленораздельным и почти бессмысленным, но постепенно люди перешли к членораздельным словам и установили символы для каждой вещи. Подобная точка зрения возникла в русле договорной теории происхождения общества Т. Гоббса и распространена она была на проблему происхождения языка

Трудовая концепция была выдвинута в 70 годах XIX столетия немецким философом Л. Нуаре, которая была поддержана К. Бюхером. Язык, согласно его концепции, возникает в процессе становления и развития трудовой деятельности. На ранних этапах это были трудовые выкрики. Но совместная работа не только организует трудовую деятельность, но сопровождает сам рабочий процесс. На ранних этапах человеческой истории мышление и действия были неразрывны. Трудовые действия происходили параллельно звуковому сопровождению в виде различных выкриков. Но по мере развития трудовой деятельности совершенствовался и развивался язык.

Ономатопоэтическая теория Штейнталя – Потебни. Ономатопоэтическое объяснение происхождения слов известно давно. Но только в ХIХ веке изменяется содержание термина «ономатопоэтическая теория» как теория происхождения языка. Становление ономатопоэтической теории происхождения языка происходило в работах В. Гумбольдта, Г. Штейнталя, А.А. Потебни.

Гумбольдт предложил основную идею, которая предполагала наличие самозарождающегося и самодвижущегося целого – энергии. В данном целом участвуют три равноправных части: 1)дух народа, который выражается в общем, идеальном целом, во внутренней стороне языка и духовном его достоянии; 2) внешняя форма языка, выраженная в звуках, которые оформляют высказывания; 3) способ соотнесения и связи конкретных комплексов звуков со специфическими для данного языка значениями. Взаимосвязь основных частей целого не только приводит к возникновению языка, но и является источником самодвижения, его энергией. При этом возникновение языка происходит как спонтанная мутация в жизни древних антропоидов. Эта мутация происходит как игра, развлечение или отдых.

Марксистская теория исходит из того, что никакого «золотого века» на ранних этапах человеческой истории не было. Процесс развития языка является длительным и сложным. Первобытные люди испытывали постоянную нужду, голод, страх перед малопонятным окружающим миром. Орудия труда были крайне примитивны, но они уже начали их использовать коллективно. Постоянно осуществлялось изготовление и использование орудий труда, а затем и разделение труда. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках марксистского подхода процесс возникновения языка, сознания и общества были взаимосвязанными процессами. Но, в то же время, главной причиной развития общества, языка и сознания был процесс трудовой деятельности. Как отмечали классики марксизма, труд сделал человека человеком. Это находит свое выражение и в том положении марксизма, что общественное бытие определяет общественное сознание и это признается законом общественного развития.

Сознание, как и язык, возникает только в обществе, как результат совместной трудовой деятельности, в процессе которой возникает потребность в обмене информацией и координации совместных усилий в решении определенной задачи. Это находило свое проявление в том, что групповая охота, изготовление и использование орудий труда требовало наличие определенных умений в передаче определенной информации, что и способствовало развитию сознания и языка.

Звуковой, информационный комплекс становится общественным достоянием, который понятен всем членам общества. При этом слова языка обозначали определенные потребности, название общих представлений, а также постоянное соединение языкового звукового комплекса с его значением. Коллективная форма преобразовательной деятельности с необходимостью предполагает и то, что люди вступая в определенные отношения, должны выполнять существующие правила и нормы поведения, как говорят выполнять правила игры. По отношению к каждому конкретному человеку эти отношения выступают, как внешние, объективно существующие и человек помимо своей воли, если он живет в обществе, а не на необитаемом острове, должен в них включиться и выполнять, в том числе и законы языка.

Марксистская теория происхождения языка, «будучи сформулированной в основных чертах в конце ХIХ в., как теория философская, обладает большой прогностической силой. Она получила много подтверждений в ходе поступательного развития науки в последние сто лет»[44].

 

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)