Структура и трудоемкость дисциплины «Экология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению дисциплины «Экология» (для студентов заочного обучения специальностей 060400, 060500, 060800)
Идание 2-е дополн. и перераб.
Рекомендовано методическими комиссиями по специальностям 060400, 060500,060800
Омск 2005
Автор доц. И.А. Бобренко Ответственный за выпуск доц. О.П.Баженова Рецензент проф. Ю. И. Ермохин
ВВЕДЕНИЕ Настоящее издание создано в связи с необходимостью методического обеспечения дисциплины «Экология» для студентов заочного отделения специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 060400 «Финансы и кредит» и 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Структура и содержание данных методических указаний направлены на выполнение главной цели - обеспечение эффективного освоения дисциплины. В соответствии с учебным планом специальностей 060800, 060400 и 060500 для студентов заочного отделения на освоение дисциплины отводится 80 часов, в том числе на лекции – 6 часов, на практические занятия – 4 часа, на внеаудиторную академическую работу студентов (ВАРС) – 70 часов. Дисциплина изучается в пятом семестре (третий курс). Материал, предложенный в указаниях, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта 2000 г. для специальности 060800 по экологии и авторским программам по экологии для специальностей 060400 «Финансы и кредит» и 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», прошел апробацию на лекциях и практических занятиях по данной дисциплине. Изложенные в укзаниях рекомендации для внеаудиторного изучения тем помогут студентам и при освоении учебного матариала. Вопросы для выполнения контрольной работы отражают все содержание дисциплины, ответы на них позволят преподавателю получить представление о качестве проделанной студентом самостоятельной работы. Дополнением к методическим указаниям служат «Тестовые задания по экологии» (И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко, 2004). Они рекомендуются для проверки знаний студентов во время контрольных работ методом тестирования и самоконтроля студентов внеаудиторного изучения учебного материала. Данные методические указания предназначены для студентов-заочников специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», а также могут использоваться преподавателями-экологами высших учебных заведений.
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель, задачи и профессионально-квалификационные требования по дисциплине Цель дисциплины – формирование экологического мировоззрения экономиста, знаний и навыков, позволяющих квалифицированно оценивать реальные экологические ситуации. Программа дисциплины предусматривает изучение экологии в составе цикла естественнонаучных дисциплин. В результате изучения дисциплины студенты для достижения цели должны усвоить: · структуру, предмет и задачи современной экологии; · свойства природных сред и закономерности действия экологических факторов; · учение о популяциях и сообществах; · свойства и закономерности функционирования экосистем; · основные закономерности развития и динамики биосферы; · экологические основы функционирования сельскохозяйственных экосистем и проблемы, связанные с их воздействием на окружающую среду; · общие сведения о состоянии и изменениях окружающей среды под влиянием деятельности человека, основные экологические проблемы современности; · экономические аспекты охраны природы и рационального использования природных ресурсов; принципы платного природопользования; основные источники экологического ущерба, наносимого окружающей среде деятельностью человека, их качественные и количественные характеристики; методы и способы оценки и прогнозирования последствий экологического ущерба; · основы экологического права; · природосберегающие и ресурсосберегающие технологии и мероприятия; · нормирование допустимых воздействий на окружающую среду, принципы и содержание экологической экспертизы; · региональные особенности экологической ситуации: качество природной среды и состояние природных ресурсов, влияние экологических факторов среды на здоровье населения, воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду региона; · условия устойчивого развития, состояние международного сотрудничества и общественные организации в области охраны окружающей среды. Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 060800 и авторским программам по экологии для специальностей 060400 и 060500 специалист должен: · понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; · знать меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды; · уметь осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия. Эти задачи определяют значение дисциплины и ее место в ряду других дисциплин.
Общие указания Методические указания содержат советы по изучению экологии, вопросы для самопроверки, указания к выполнению и перечень вопросов контрольной работы. Для более глубокого изучения тем, выполнения контрольной работы, детальной проработки некоторых вопросов, кроме основной, рекомендуется дополнительная литература. Библиографический список расположен в конце указаний. Структура и трудоемкость дисциплины приведена в табл. 1. Изучение дисциплины «Экология» можно условно разделить на четыре части: · прослушивание студентами лекций и выполнение заданий на практических занятиях в аудитории; · внеаудиторное изучение содержания тем дисциплины; · написание внеаудиторной контрольной работы; · подготовка и выполнение аудиторной контрольной работы. Основной формой занятий является внеаудиторная работа над учебной литературой. При изучении дисциплины студенту прежде всего следует детально ознакомиться с его структурой и подобрать рекомендуемую литературу. Последовательность изучения отдельных тем и разделов должна быть такой же, как в методических указаниях. Изучение материала по теме рекомендуется проводить в следующем порядке: 1. Внимательно прочитать соответствующий раздел методических указаний. 2. Ознакомиться с материалом изучаемой темы по рекомендуемой литературе. При этом следует, руководствуясь методическими указаниями, выделить наиболее важные вопросы. Пояснение встретившимся терминам можно найти в кратком экологическом словаре, который находится в конце данного пособия. 3. После изучения материала темы следует дать ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в методических указаниях. Результатом самостоятельного изучения тем дисциплины является написание контрольной работы. После проверки рецензентом контрольная работа дорабатывается или выполняетя заново с учетом замечаний. Студент для получения зачета должен успешно выполнить внеаудиторную контрольную работу, аудиторные практические задания и аудиторную контрольную работу в предсессионный период.
Таблица 1 Структура и трудоемкость дисциплины «Экология»
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |