Психология: основные школы, отрасли и направления. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук
Психология (от греч. psyche - душа и logia - понимание, знание) - в дословном переводе наука о душе. Позднее вместо понятия "душа" в качестве области изучения психологии стал использоваться более термин "психика". Психика, как и душа, - это субъективная реальность, отличная от внешней реальности. У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В ряде школ отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Существуют фундаментальные и прикладные, общие и специальные психологические науки, а также практическая психология как система психологической помощи. Всего можно назвать более 200 самостоятельных направлений психологии. В их числе: Общая психология носит фундаментальный характер, изучает общие фундаментальные свойства, качества и состояния, характеризующие психику в целом. Психику человека и животных в конкретных сферах изучают специальные отрасли психологии. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей. В возрастной психологии - данные различия представляются по возрастам. Сравнительная психология сравнивает, осуществляет сопоставление психики животных и человека. Зоопсихология изучает особенности психики животных. Медицинская психология изучает психические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения. Социальная психология исследует психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания. Психология торговли рассматривает психологические особенности воздействия рекламы, индивидуальное восприятие товаров и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов. Психология спорта выявляет психологические особенности личности и деятельности спортсменов Музыкальная психология рассматривает вопросы музыкальной деятельности людей и социальных групп, а также особенности личности, деятельности и развития музыкантов-профессионалов. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования и развития трудовых навыков. В России и за рубежом активно функционируют многочисленные психологические школы, объединяющие психологическую теорию и практику. В числе наиболее известных можно назвать следующие школы: Гештальтпсихология. Ее создатели - Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1816-1841), Вольфганг Келер (1887-1967). Гештальтпсихология изучает восприятие целостных объектов окружающего мира. Бихевиоризм. Основатель бихевиоризма - американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Главный предмет изучения - поведение животных и человека. Психоанализ. Основоположником психоанализа является австрийский врач-психоневролог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательными предпосылками Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева о рефлекторной природе психики; учение об условных и безусловных рефлексах Культурно-историческая теория человеческой психики Л. С. Выготского. Выготский (1896-1934) создал теорию с помощью которой стремился определить специфику психического мира человека, Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер и во многом роднят человека с животными. Высшие психические функции носят социальный и культуральный характер.
Методы психологии: Существуют 3 группы методов в психологии Первая группа - методы сбора информации 1. Наблюдение. Метод наблюдения имеет множество форм. Различают внутреннее и внешнее наблюдение. Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) - когда объектом наблюдения является сам наблюдатель (испытуемый). При внешнем наблюдении мы наблюдаем за кем-то другим извне, со стороны. По характеру контакта различают непосредственное наблюдение и опосредованное. При непосредственном наблюдении наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии. При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом косвенно, например изучая документы, аудио или видеозаписи. По информированности участников различают скрытое и открытое наблюдение. В случае скрытого наблюдения о присутствии наблюдателя исследуемым не сообщается, при открытом наблюдении исследователь оповещает испытуемых о своей роли. По характеру взаимодействия с объектом различают включенное наблюдение и невключенное. При включенном наблюдении исследователь сам становится членом группы, при невключенном наблюдении исследователь остаётся "внешним" наблюдателем. 2. Эксперимент - это метод исследования, целью которого является установление причинно-следственных связей того или иного процесса. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. Выделяют естественный эксперимент и лабораторный. 3. Тест - это стандартизированная психологическая методика, предназначенная для оценки у человека изучаемого психологического качества (тест-опросник, тест-задание и т.п.). 4. Проективные методы - методы, использующие механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности, жизненные ориентации (метод завершения, ассоциативные методы и т. д.). 5. Опрос - метод психологического исследования, в процессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологических качествах людей и характере межличностного взаимодействия в группах, коллективах. Опросы делятся на устные (интервью) и письменные (анкета). Вторая группа методов - методы обработки и анализа информации. Здесь различают количественные (статистические) и качественные (описательные) методы. Для научной (академической) психологии статистические методы очень важны. Любое психологическое явление или процесс должны быть статистически значимы для больших групп людей. В практической психологии статистическая значимость не играет столь существенной роли. Главное для практического психолога - помощь конкретному человеку или группе. Третья группа методов - методы практической психологии (психологической помощи и поддержки). Методы психологической помощи и поддержки включают в себя индивидуальные и групповые сессии, консультации, тренинги, деловые игры и др.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (717)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |