Классификация способностей, необходимых в музыкальной деятельности
А. По функциональным системам -- Сенсомоторные способности - буквально "ощущение плюс движение", то есть двигательные способности. Сюда относится вся работа исполнительского аппарата музыканта. -- Перцептивные способности - способности восприятия. -- Аттенционные способности - способности внимания. Способность "настройки" внимания, удерживания его во время музыкальной деятельности -- Мнемические способности - способности памяти. -- Имажитивные способности - способности воображения. -- Мыслительные способности - музыкальное мышление. В музыкальной деятельности основу составляют два самостоятельных вида мышления - теоретическое и исполнительское. -- Коммуникативные способности - способности общения: сценическое общение с публикой, общение внутри исполнительского коллектива, общение учителя и ученика и др.
Б. По критерию основного вида деятельности: -- Творческие способности - необходимы музыкантам всех специальностей -- Научные способности - требуются, прежде всего, музыковеду и педагогу-методисту -- Инженерные способности - необходимы мастерам музыкальных инструментов, настройщикам
В. По критерию специфики способностей. -- Общие способности: интеллект, креативность и обучаемость -- Специальные способности - связаны с отдельными видами музыкальной деятельности. К примеру, наличие певческого голоса, обязательное для вокалиста, не требуется пианисту.
Уровни развития творческих способностей (по Торренсу и Богоявленской) "Нулевой" уровень - стимульно-продуктивный (повторение, копирование). Примеры: а) ученик "пересказывает" учебник или лекцию, ничего не добавляя от себя; б) музыкант исполняет произведение, полностью копируя другого исполнителя. Первый уровень - эвристичекий. Поиск собственных средств воплощения исполнительского замысла в рамках устоявшихся традиций или компилятивная музыковедческая работа. Второй уровень - собственно креативный. Выход за рамки первоначальной цели, замысла, правила. Новая идея, собственное видение творческой задачи.
Специфика музыкальных способностей (по Теплову) К числу основных музыкальных способностей Б. Теплов относил: -- Ладовое чувство - способность переживать взаимоотношения между звуками как выразительные и содержательные. -- Музыкально-слуховые представления или "внутренний слух" - способность "в уме" прослушать музыку, которую человек воспринял ранее. -- Музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, воспроизводить и создавать ритмические сочетания.
Проблема диагностики способностей Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам. Однако все тесты и проверочные задания, якобы ориентированные на проверку способностей, измеряют именно знания, умения и навыки! Тесты не выявляют потенциала развития человека, они отражают лишь актуальный уровень развития способности. В настоящее время в музыкальные школы поступают дети, совершенно не способные петь. Что это? - отсутствие слуха или просто несформированный навык? Нередко такие дети живут в "непоющих" семьях, и обучение в музыкальной школе помогает обнаружить у ребёнка и музыкальный слух, и неплохой голос. Тесты способностей стандартизированы и ограничены. Способность человека может быть шире тестовых показателей. Зачастую творческие дети не справляются со стандартными тестами, давая оригинальные, но "неправильные" ответы. В этом основной парадокс диагностики способностей. Их невозможно проверить с помощью однократного "среза" показателей. Единственный способ - длительное наблюдение за человеком. Но его не всегда возможно обеспечить, особенно в условиях приёмных испытаний. Также невозможно точно определить наличие задатков у человека. По определению, задатки - врождённые качества. Значит, они уже присутствуют (или отсутствуют) у пятидневного младенца. Однако выявить их наличие или отсутствие в этом возрасте невозможно. За исключением, пожалуй, основного задатка для развития музыкального слуха - наличия физического слуха. Глухой от рождения человек не будет иметь и музыкального слуха.
Музыкальный слух Музыкальный слух - способность человека а) различать музыкальные звуки, б) воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных построений в) производить и воспроизводить музыку (сочинять, исполнять)
Уровни функционирования музыкального слуха
Музыкальный слух - сложная многосоставная система, связанная со сложной природой самого музыкального звука, которая функционирует на 3-х уровнях:
Й уровень. Связан с характеристиками изолированного музыкального звука -- Высота звука - звуковысотный слух (абсолютный и относительный) -- Громкость звука - динамический слух -- Тембровая окраска звука - тембровый слух -- Длительность звука - ритмический слух (один из аспектов чувства ритма)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |