Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


И внешней политики России в эпоху Петра I




План лекции:

1. Борьба за власть в конце ХVII в. и воцарение Петра I.

2. Реформы Петра I, их сущность и последствия. Оформление абсолютизма в России.

3. Внешняя политика России в первой четверти ХVIII в. Создание российской империи.

 

1. ХVIII век вошел в историю как период просветительства и рационализма. Люди стремились познать окружающий мир с помощью знаний, науки, опыта. Деятели Просвещения провозглашали верховенство разума, веру в человеческую природу, которая проявит все свои лучшие стороны, как только ей будет возвращена свобода. Прогресс в ХVШ в. связывался с распространением знаний. Считалось, что деятельность рационального человека носит целенаправленный характер, он восприимчив ко всему новому, к улучшению орудий труда и технологии производства, и поэтому именно он создает большую часть материальных благ, составляющих богатство общества. Идеи французских просветителей Ф.Вольтера, Ж.Руссо, Д.Дидро распространились в европейских странах. В Россию они пришли во второй половине ХVIII в., в правление Екатерины П.

ХVIII век стал переломным и в истории России. Страна стремилась преодолеть свою экономическую, политическую и культурную отсталость от передовых европейских стран, где в недрах феодализма бурно развивался буржуазный уклад. Для развития страны должен был быть обеспечен европейский уровень экономики, политической организации, культуры, причем в кратчайшие сроки, иначе Россия могла превратиться в европейскую провинцию. Благодаря энергии Петра I и напряжению всех сил страны удалось превратить Россию в достаточно сильную державу.



Приходу к власти Петра I предшествовала ожесточенная борьба между группировками Милославских и Нарышкиных, исход которой решили стрельцы. В результате их восстания (1682г.) царями-соправителями были провозглашены малолетние Иван и Петр при регентстве царевны Софьи (1682-1689). Во время правления Софьи Петр с матерью жил в селе Преображенском, мало интересуясь государственными делами и проводя время в военных забавах.

Не желая расставаться с властью и передать ее повзрослевшему брату, Софья в 1689г. вновь подняла стрельцов против Петра, но восстание было подавлено, и престол перешел к Петру (соправитель Иван умер в 1696г.).

 

2. Период правления Петра I известен как время реформ в различных областях жизни. Существуют два взгляда на деятельность Петра I:

· Петр нарушил естественный ход развития России, русской истории;

· реформы Петра I были подготовлены всем ходом предшествующего развития. Заслуга Петра в том, что он понял назревшие задачи и упорно их осуществлял. Это следующие задачи внутренней и внешней политики:

· реорганизация системы государственного управления;

· создание регулярной армии и морского флота;

· развитие промышленности, рост торговли;

· развитие образования, просвещения, культуры;

· завоевание выходов к незамерзающим морям.

Цель преобразований – создание мощного, обороноспособного государства, с которым бы считались европейские страны. Реформы осуществлялись без программы, стихийно, они были вызваны:

· теми процессами, которые начали развиваться во второй половине ХVII в.;

· неудачами России в начале войны со шведами;

· личным пристрастием Петра к европейским порядкам и образу жизни.

Выделим основные направления преобразований и их результаты:

1). Реформа органов власти и управления. Ее цель- формирование централизованного аппарата абсолютизма. В результате сложилась следующая система: вся полнота судебной, законодательной и исполнительной власти у царя (с 1721г. – императора). Вместо Боярской Думы был создан Сенат, с широкими административными, судебными функциями. Приказы заменены коллегиями (11 коллегий) с четким разделением функций и коллективным принятием решений. Для контроля за деятельностью аппарата в 1722 г. была создана прокуратура.

2). Проведена перестройка органов власти и управления на местах – в 1708-1710 гг. страна была разделена на восемь губерний, а в 1719 г. – на 50 провинций с воеводами во главе, провинции - на уезды. В городах были созданы Главный и городские магистраты, члены которых избирались из купцов пожизненно.

3). Церковная реформа. В 1721г. было ликвидировано патриаршество, а его место занял Святейший Синод во главе с назначаемым царем обер-прокурором, что означало превращение церкви в часть бюрократического аппарата.

4). Военная реформа. Создана мощная регулярная армия на основе рекрутских наборов, сильнейшая на тот период в Европе, и второй в мире флот после Англии.

5). Податная (налоговая) реформа. В 1718-1724 гг. провели перепись населения и подворную подать заменили подушной (ее выплачивали только лица мужского пола, крестьяне и посадские люди). Реформа привела к усилению крепостного права, которое распространялось на ранее свободные категории людей. Бегство крестьян привело к введению в стране паспортной системы, что усилило полицейско-бюрократический контроль за населением. В свою очередь бегство крестьян было обусловлено постоянно возрастающим налоговым гнетом. По оценкам историков, с 1680 по 1724 гг. налоги выросли в три раза. В ответ на это по всей стране вспыхивали восстания.

6). Социальная политика - происходит консолидация класса феодалов; указ о единонаследии 1714 г. окончательно уравнял вотчины и поместья. В 1722 г. была принята Табель о рангах, которая делила все гражданские и военные должности на 14 классов, ставила во главу угла не знатность происхождения, а личные достоинства и давала возможность мелким и средним дворянам достигать высших государственных постов.

7). Экономическое развитие носило противоречивый характер. С одной стороны, увеличивается число мануфактур (в 1725 г. их было 96, в то время как в конце ХУП в. всего около 15), проводится политика протекционизма, но, с другой, - вводятся госмонополии на торговлю солью, табаком, взимаются многочисленные налоги, государство насильно заставляло купцов выкупать казенные заводы. При этом мануфактуры в основном строила казна для обеспечения военных нужд. Да и частные мануфактуры работали под жестким государственным контролем в виде многочисленных регламентов, уставов, обязанностей. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе стали капиталистическими предприятиями, в России стали развиваться на феодальной основе.

8). Многочисленные реформы были проведены в области культуры и быта. Главное - культура приобретает светский характер, выходит из-под контроля церкви. В стране начинается развитие светского образования, создание отечественной науки. Было положено начало расцвету русского искусства, литературы и архитектуры. Но правящий класс приобщался к европейской культуре, что вызвало глубокий раскол в обществе, отчуждение культуры верхов и низов, которые по-прежнему придерживались традиционной культуры и системы ценностей.

 

3. Внешняя политика в эпоху Петра I отличалась активностью, непрерывными войнами, главная цель - добиться выхода к морям. На первом этапе выделяется южное направление - попытка пробиться к Черному морю (Азовские походы 1695, 1696гг.). В поисках союзника для борьбы с Турцией в Европу едет Великое посольство (1697-1698), но удалось найти союзников для борьбы со Швецией, поэтому направление меняется на северо-западное, борьба теперь ведется за выход к Балтийскому морю.

Начинается Северная война (1700-1721гг.), которая делится на два этапа: до Полтавы (1700-1709) и после Полтавы (1709-1721). Сначала Россия потерпела сокрушительное поражение под Нарвой, но началась энергичная работа по созданию армии, флота, строительству мануфактур, работающих на армию. С 1702г. начинаются первые победы (крепость Орешек, в 1704г. взяли Нарву, Дерпт). 1708г. - победа у дер. Лесной, в 1709г. - под Полтавой. Шведы потеряли здесь убитыми и пленными более 28 тыс. человек, т.е. лишились своей сухопутной армии.

Полтавская битва стала поворотным пунктом войны, тем не менее военные действия продолжались еще более 10 лет. Неоднократные предложения России о мире отвергались Швецией. Крупные победы одержал русский флот в сражении у мыса Гангут (1714г.) и у о.Гренгам (1720г.).

30 августа 1721г. в г.Ништадте был подписан мир, по которому к России переходило Балтийское побережье от Выборга до Риги.

Итоги правления Петра I: удалось решить большинство задач - получили выход к морю, были созданы регулярная армия и флот, государственное устройство, соответствующее европейским образцам, сделан рывок в экономике и культуре. Но нельзя забывать о цене: убыль населения, рост налогообложения в три раза, насилие при проведении реформ. Сделанное Петром было революцией «сверху», так как шло не от массы, не от человека, а от правителя. Революционность Петра носила консервативный характер, так как привела к усилению власти монарха, к укреплению феодально-крепостнической системы. Европеизация носила поверхностный характер, похожесть на Европу не сделала Россию европейской страной.

Но, несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, его фигура стала символом решительного реформаторства, беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.

 

Логические упражнения

1. Что нового появилось в ХVIII в. в социально-экономической и политической жизни Европы?

2. Какие территории вошли в состав Российского государства? Что лежало в основе непрерывного расширения границ?

3. Чем были вызваны петровские реформы? Какие факторы подталкивали их дальнейшее проведение?

4. Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты?

 

Список литературы

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

2. Буганов В.Н. Петр Великий и его время. – М., 1989.

3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. – М., 1984.

4. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

5. Павленко Н.И. Полудержавный властелин. – М., 1989.

6. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М., 1988.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1061)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)