Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 7. Российская империя в XVIII веке



2015-11-23 855 Обсуждений (0)
Лекция 7. Российская империя в XVIII веке 0.00 из 5.00 0 оценок




План лекции:

1. Эпоха «дворцовых переворотов» в России, ее предпосылки и сущность.

2. Россия и Пруссия в годы Семилетней войны.

3. Россия в период «просвещенного» абсолютизма: правление Екатерины II.

 

1. ХVIII век в мировой истории - это время борьбы новых, капиталистических, отношений со старыми, феодальными, завершающееся тем, что передовые страны вступают в эпоху буржуазных революций, главной из которых явилась Великая французская, нанесшая удар по феодализму в Европе. Россия же по-прежнему оставалась аграрной страной, с феодально-крепостническими отношениями, которые распространялись на новые территории и новые категории населения, новые отрасли экономики.

Вторая четверть ХVIII в. – это, по выражению В.О.Ключевского, эпоха «дворцовых переворотов», когда престол оказался отданным «на волю случая и стал его игрушкой». Поводом явилось отсутствие наследника у Петра I, который передал вопрос о престолонаследии на рассмотрение правящего государя, а сам преемника не назначил. В результате разгорелась борьба за престол, за 37 лет (1725-1762) на престоле сменилось шесть императоров, из них четверо оказались на троне в результате переворотов. Характерно, что это были либо женщины, либо дети. Последовательно сменяли друг друга:

Екатерина I, жена Петра I(1725-1727);

Петр II, внук Петра I, сын царевича Алексея (1727-1730);

Анна Ивановна, дочь брата Петра I, Ивана V (1730-1740);

Иван Антонович, внук Екатерины, старшей сестры Анны, (1740-1741);

Елизавета, дочь Петра I (1741-1761);

Петр III, племянник Елизаветы (1761-1762).

Причины переворотов проистекают из укрепившихся при Петре I позиций дворянства и борьбы различных группировок за власть и связанные с ней преимущества. Особую роль играла российская гвардия, которая и решала, кто будет сидеть на престоле. Народные массы никакого участия в дворцовых переворотах не принимали. Эпоха характеризуется усилением экономической и политической роли дворянства. Они получили целый ряд льгот и привилегий: сокращение срока службы с пожизненного до 25 лет; запись в гвардейские полки в детском возрасте, что сразу делало их офицерами; утверждение исключительного права за дворянами владеть землей и крестьянами, раздача им казенных предприятий, земель. Наконец, в 1762г., при Петре III, вышел Манифест о вольности дворянства, который полностью освобождал их от службы.

В литературе обычно пишут о ничтожности преемников Петра I, которые больше заботились о личных удовольствиях, чем о делах государства. При них процветали фаворитизм, бюрократизм, коррупция. Но, в целом, в этот период абсолютизм как система укрепляется, страна идет тем путем, который наметился в эпоху Петра I: проводится активная внешняя политика, сохраняется мощная регулярная армия и флот, продолжается развитие промышленности и торговли, а также развитие национальной культуры и образования (1755г. - открытие первого в России Московского университета; на этот период приходится научная деятельность М.В.Ломоносова).

 

2. В правление Елизаветы Петровны Россия впервые принимает участие в общеевропейском конфликте – Семилетней войне 1756-1763 гг. Это событие интересно для нас вдвойне, так как военные действия происходили на территории нынешней Калининградской области.

В правление Фридриха II (1740- 1786) Пруссия значительно укрепляется. Большое внимание уделял Фридрих II укреплению армии, которая выросла до 195 тыс. человек и стала по численности первой в Западной Европе. Для нее была характерна жесткая муштра и палочная дисциплина.

Усиление Пруссии нарушило европейское равновесие и резко изменило соотношение сил на континенте. Угроза прусской гегемонии в Европе объединила против нее Австрию, Францию, Россию, Саксонию и Швецию. В начале войны Фридрих II одержал ряд побед над Австрией, Францией и Саксонией.

В 1757 г. в войну вступает Россия. Под руководством главнокомандующего генерал-фельдмаршала С.Ф.Апраксина русские войска в первом же сражении у деревни Гросс-Егерсдорф 14 августа 1757 г. нанесли крупное поражение прусской армии. В результате открывалась дорога на Кенигсберг, но Апраксин отказался от преследования врага, что позволило Фридриху II собрать остатки разбитой армии и перебросить ее против французов. Как полагают, подобное нерешительное поведение Апраксина объяснялось болезнью Елизаветы Петровны, которая находилась при смерти. Ее наследник, будущий Петр III, был известен как горячий поклонник Фридриха II, и Апраксин, как опытный придворный, учитывал это обстоятельство. Но Елизавета поправилась, Апраксина как изменника отдали под суд.

Осенью 1757 г. начинается новое наступление на Пруссию под командованием генерал-аншефа В.Фермора. Под его руководством в январе 1758 г. русские войска заняли Кенигсберг, результатом чего стала не временная оккупация, а присоединение Пруссии к российской империи. 24 января 1758 г. (в день рождения Фридриха II) жителей края начали приводить к присяге на верность Елизавете Петровне. Особенно торжественно проходила присяга в Кенигсберге. В церкви королевского замка сначала принимали присягу высшие правительственные чины, затем университет, профессура, все чиновники. В городах и поселках этот процесс растянулся на два месяца.

На протяжении четырех лет Пруссией управляли русские губернаторы, первым из которых стал В.Фермор, затем его сменил генерал-аншеф Н.А.Корф, после которого провинцией руководили еще три губернатора: В.И.Суворов, П.И.Панин, Ф.М.Воейков. При этом собственность бывших владельцев сохранялась за ними, Пруссия получила свободы, права, льготы, каких не имела ни одна внутренняя провинция (например, гарантию свободы религии, внутренней и внешней торговли; желающие могли поступать на службу к новым властям; работал университет, сохранявший свои доходы). В то же время прусские гербы были заменены российскими, доходы поступали в российскую казну, в города назначались коменданты.

Тем временем наступление русских войск продолжалось. В 1759 г. был назначен новый главнокомандующий – П.С.Салтыков, преданный интересам родины и армии человек. Под его руководством 1 августа 1759 г. произошло сражение у деревни Кунерсдорф, в котором прусская армия была разбита, а сам король чуть не попал в плен. 28 сентября 1760 г. корпус под командованием З.Чернышова взял Берлин. Положение Пруссия оказалось критическим, Фридрих II уже был готов подписать мир на любых условиях.

Спасла Пруссию только смерть Елизаветы и вступление на престол Петра III, который разорвал военный союз с Австрией, прекратил военные действия против Пруссии и даже предложил Фридриху помощь в борьбе с бывшими своими союзниками. Екатерина II, пришедшая на смену Петру III, подтвердила мирный договор, русские войска были выведены из Пруссии.

Таким образом, участие России в Семилетней войне не дало ей никаких территориальных приобретений, в то же время укрепился военный авторитет России на международной арене. Те, кто живет на этой земле сегодня, не должны забывать, что уже в середине ХVIII века здесь обильно пролилась кровь русских людей.

 

3. В 1762г. состоялся очередной переворот, в результате которого на престол вступила Екатерина II (1762-1796). Ее правление известно как период «просвещенного абсолютизма». Идеологи французского Просвещения выступали за возврат к справедливым законам, которые приведут к свободе, равенству и братству. Один из путей достижения этой цели философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. В качестве таких «мудрецов на троне» выступали монархи Пруссии, Австрии, Швеции, России.

Среди историков нет единого мнения о характере, причинах и целях этой политики. Одни видят в ней результат равновесия сил помещиков и буржуазии и оценивают ее как политику содействия промышленности, торговле, как шаг в сторону буржуазной монархии. Другие, наоборот, считают, что эта политика направлена на укрепление самодержавия и крепостничества, господства дворянства во всех сферах экономической и политической жизни страны. Скорее, правы последние, политика осуществлялась с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства, но при этом Екатерина II заявляла о стремлении к ограничению рабства, всеобщему благосостоянию, свободе экономической деятельности.

Внутренняя политика Екатерины II носила продворянский характер: ее правление - золотой век российского дворянства. В интересах дворянства в 1765г. были приняты Указ о винокурении и Манифест о Генеральном межевании, подтвержден Манифест о вольности дворянства, принятый Петром III. Именно при Екатерине крепостничество достигло наивысшего развития. Выходят указы, дающие право феодалу ссылать крестьян в Сибирь и отправлять на каторгу, запрещающие крестьянам жаловаться на помещика и др. Крестьян не разрешалось принимать на службу, в монахи, в Университет, в Академию художеств. Широких размеров достигла торговля крестьянами. Ответом на подобную политику явилась крестьянская война под руководством Е.Пугачева (1773-1775), которая привела к отказу от показного либерализма и просветительских идей, но заставила правительство пойти на проведение ряда реформ в целях укрепления позиции дворянства.

Следует обратить внимание на создание в 1765г. и деятельность Вольного экономического общества, объявившего конкурс на лучшее решение вопроса о возможности предоставления крестьянам права собственности на движимое и недвижимое имущество и о размерах этого права. Но полученные 162 работы были просто спрятаны в архив. Еще одним шагом «просвещенного абсолютизма» был созыв в 1767г. Уложенной комиссии для замены устаревшего Уложения 1649г. новым сводом законов. Деятельность Уложенной комиссии была совершенно бесполезной, и в декабре 1768г. Екатерина II распустила ее.

Окончательный удар по политике «просвещенного абсолютизма» нанесла Великая французская буржуазная революция 1789-1793гг. В России она была воспринята враждебно, были разорваны дипломатические отношения с Францией, началось преследование просветителей внутри страны. Таким образом, политика «просвещенного абсолютизма» была консервативной в политическом и социальном плане, Екатерина II предполагала и осуществляла движение вперед только в рамках существующей феодально-абсолютистской системы, хотя понимала, что в 60-е годы править открыто самовластно, как Петр I, уже нельзя. Отсюда и обращение ее к идеям «просвещенного абсолютизма».

 

Логические упражнения

1. В чем заключались причины многочисленных дворцовых переворотов? Каково их влияние на дальнейшую историю России?

2. Какие новые социально-экономические явления возникли в середине века в России?

3. В чем особенности внутренней политики Екатерины II? Какова ее социальная направленность?

4. Какие задачи ставил в свое царствование Павел I и как он пытался их решить?

 

Список литературы

1. Анисимов Е.В. Россия в середине ХVIIIв. Борьба за наследие Петра. – М., 1986.

2. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. – № 3.

3. Каменский А.Б. Под сенью Екатерины. - II пол. ХVIIIв. – СПб, 1992.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1989, Т.5.

5. Кретинин Г.В. Под российской короной, или русские в Кенигсберге. 1758-1762. – Калининград, 1996.

6. Эйдельман Н. Грань веков. – М., 1988.



2015-11-23 855 Обсуждений (0)
Лекция 7. Российская империя в XVIII веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 7. Российская империя в XVIII веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (855)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)