Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 8. Россия в первой половине XIX века



2015-11-23 1226 Обсуждений (0)
Лекция 8. Россия в первой половине XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




Выбор пути общественного

Развития

 

План лекции:

1. Борьба консервативной и либеральной тенденций в правительственной политике. Попытки реформ в России в правление Александра I.

2. Внутренняя политика Николая I.

3. 3.Самодержавие и освободительный процесс в России.

 

1. XIX век характеризуется борьбой консервативной и либеральной тенденций во внутренней политике, в которой попеременно побеждала то одна, то другая линия. В первой половине века речь шла о решении двух основных вопросов: отмена крепостного права и принятие конституции с целью ограничения самодержавия. Именно вокруг этих вопросов разгорелась ожесточенная борьба. Первые попытки преобразований связаны с именем Александра I (1801-1825). Реформирование шло по трем основным направлениям: решение крестьянского вопроса, реформа образования, административная реформа.

По крестьянскому вопросу был принят ряд указов, облегчающих положение крепостных крестьян: указ о вольных хлебопашцах 1803г. (помещики получили право отпускать крестьян на волю с землей), с разрешения помещиков крестьяне получили право торговать, брать векселя, заниматься подрядами. Указ 1801г. разрешал недворянам приобретать в собственность землю. Было запрещено печатать объявления о продаже крестьян. Тем не менее отмена крепостного права не состоялась.

Огромное внимание уделялось просвещению, образованию. В 1803г. была создана единая система просвещения от низшей школы до университета. В ее основу были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ. Появляются еще 5 университетов (дополнительно к Московскому), институты, лицеи, в том числе в 1811г. был открыт знаменитый Царскосельский лицей.

Административная реформа привела к созданию министерств (вместо коллегий), первоначально их было 8. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

Была сделана попытка проведения и более глубоких реформ, связанная с именем М.Сперанского. В 1808-1812гг. он разработал сложную программу реформ, которая должна была привести к принятию конституции и отмене крепостного права. Предусматривалось введение буржуазных норм: законность, выборность части чиновников, выборность суда, разделение властей, конституционное ограничение самодержавия. Главным законодательным органом должна была стать Государственная Дума. Этот проект, одобренный Александром I, встретил упорное сопротивление высших чиновников и консервативного дворянства, от лица которого выступил Н.М.Карамзин. Он резко критиковал все мероприятия Александра I, считая их несвоевременными, не соответствовавшими «духу народа» и исторической традиции. Крестьяне, по мнению Карамзина, получив свободу, начнут «пьянствовать и злодействовать». М.Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Внутренняя политика 1815-1825гг. характеризуется политической реакцией, получившей название аракчеевщина (по имени доверенного лица Александра I графа А.Аракчеева). Реакция проявлялась в создании с 1816г. военных поселений (попытка посадить армию на землю, заставив солдат самим себя кормить и содержать), в усилении гонений на просвещение и печать, развитии цензуры. Одновременно Александр I поручает министру юстиции Н.Новосильцеву подготовить проект конституции; несколько чиновников, в том числе и Аракчеев, подготовили проекты отмены крепостного права, но все эти документы содержались в тайне. Не имея поддержки дворянства, Александр I не осмелился пойти на решение этих вопросов.

 

2. Правление Николая I (1825-1855) - это период наивысшего могущества самодержавия в России. Во внутренней политике наблюдаем усиление политической реакции, но одновременно Николай I проводит и ряд реформ. Так, по крестьянскому вопросу было принято свыше 100 указов и законов, направленных на смягчение крепостничества (запрет продавать крестьян с дроблением семей, право на приобретение недвижимости с разрешения помещиков и др.). Готовилась и отмена крепостного права (существовало 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, были разработаны десятки тайных проектов), но Николай I не решился сделать это.

Происходит укрепление полицейско-бюрократического аппарата, было создано III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии как орган высшей политической полиции во главе с генералом А.Бенкендорфом. Реакция наблюдается и в сфере просвещения: в основу образования был положен сословный принцип, принят самый реакционный университетский устав, но одновременно открываются новые учебные заведения. Строгая цензура применялась по отношению к печати и литературе, но именно в эпоху Николая I русская литература приобретает огромное общественное значение (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.).

В правление Николая I проводился ряд важных реформ. Так, в 1837-1841гг. министр государственных имуществ Киселев П.Д. провел реформу в государственной деревне; в 1839-1843гг. под руководством министра финансов Е.Ф.Канкрина была проведена успешная денежная реформа.

 

3. В первой половине XIX в. начинается история освободительного движения в России. Первые ее страницы связаны с декабристами, которые впервые создали революционную организацию, разработали политическую программу и осуществили вооруженное выступление против царя. Их программа носила буржуазный характер (ликвидация крепостничества и самодержавия, сословного строя, феодально-абсолютистских учреждений). На Западе эти задачи решали горожане, буржуа, их идеологи. Поскольку таких сил в России не было, этот труд взяли на себя лучшие представители типичного крепостнического дворянства.

Декабристы разработали два проекта конституции. «Русская правда» П.Пестеля - наиболее радикальный проект, он предусматривал полную ликвидацию монархии и установление в России республиканского строя. «Конституция» Н.Муравьева выступала за конституционную монархию, что более отвечало реалиям того времени. Требования декабристов отражали насущные потребности России, но их выступление закончилось поражением.

На рубеже 30-40-х годов оформляются течения, сыгравшие важную роль в последующий период: официальная (охранительная) идеология, западничество, славянофильство, революционно-демократическая идеология. Консервативно-охранительной являлась теория официальной народности, основными принципами которой были - православие, самодержавие, народность. Она была призвана доказать исконность и законность самодержавия и крепостничества в России; патриархальная, спокойная Россия противопоставлялась «мятежному» Западу.

Славянофильство и западничество представляли собой либерально-оппозиционные течения, так как выступали за отмену крепостного права. Славянофилы - представители либерально настроенной помещичьей интеллигенции (Хомяков, бр. Кириевские, бр. Аксаковы, Самарин и др.). Они выступали за самобытный путь развития России, идеализировали крестьянскую общину и православную церковь, считали, что Россия и Запад -это два особых мира, и закономерности их развития совершенно различны. Все беды они связывали с именем Петра I, который «исказил» русскую историю, свернул Россию с ее самобытных, «истинных начал». У них было много общего с теорией официальной народности, но они находились в оппозиции к правительству, требовали отмены крепостного права сверху, проведения реформ в области суда, администрации, выступали за развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати.

Западники занимали противоположные позиции. Это были либералы, выражавшие взгляды нарождавшейся буржуазии и капитализировавшегося дворянства (историки Грановский, Соловьев, Кавелин, писатели и публицисты Боткин, Анненков, Панаев и др.). Они выступали за более активную европеизацию, идеализировали буржуазные порядки. Их идеал - конституционная монархия, они – против революций.

Наряду с либеральными течениями, формируется и революционно-демократическое направление, связанное с именами Герцена, Огарева, Белинского. Избавление от нищеты, бедствий, эксплуатации они видели в социализме. А.И.Герцен стал родоначальником русского утопического социализма, который исходил из особого, самобытного пути России к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Революционные демократы идеализировали общину, считали, что каждый крестьянин по природе социалист; основные условия построения социализма, по их мнению, это общинное землевладение, крестьянская идея «права на землю», мирское самоуправление. Данная теория разрабатывалась в условиях слабого развития капитализма, отсутствия пролетариата, а, с другой стороны, при наличии в России сельской общины. В дальнейшем эти идеи «крестьянского социализма» подхватили народники.

 

Логические упражнения

1. Каковы были основные тенденции мирового развития в ХIХ в.?

2. Почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и принятие конституции?

3. Назовите новые явления в социально-экономической жизни страны в первой половине ХIХ в.

4. Что нового появилось в общественном движении России после 1825 года?

5. Каковы были основные достижения и потери России в первой половине ХIХ века?

 

Список литературы

1. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. – Л., 1989.

2. Капустина Т.А. Николай I // Вопросы истории. – 1992. – № 6-7.

3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989.

4. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М.Сперанского. – М., 1991.

5. Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории, 1990. – № 1

6. Цымбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986.

 

 



2015-11-23 1226 Обсуждений (0)
Лекция 8. Россия в первой половине XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 8. Россия в первой половине XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)