Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 9. Мировое развитие и Российское



2015-11-23 464 Обсуждений (0)
Лекция 9. Мировое развитие и Российское 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство во второй половине

ХIХ века.

 

План лекции:

1. Буржуазные реформы 60-70-х гг., их причины, цели, последствия.

2. Народнический этап освободительного движения в стране.

3. Александр III и политика свёртывания реформ.

 

1. Период 60-70-х годов XIX в. – это время «Великих реформ» в России. Главная причина реформ – кризис феодально-крепостнической системы (сельское хозяйство переживало застой, крепостничество мешало развитию промышленности и торговли, ощущалась нехватка рабочих рук; бедность большинства населения страны, натуральное хозяйство ограничивали возможности развития внутреннего рынка).

К этому добавилось жестокое поражение в Крымской войне 1853-1856гг., показавшее всю степень отсталости России. Правящие круги осознали, что крепостное право – главная причина военно-технической отсталости страны, что Россия может быть отброшена в ранг второстепенных держав. Таким образом, русское самодержавие должно было встать на путь неотложных социальных, экономических и политических реформ.

Реформы тщательно готовились, большую роль в их разработке сыграли либералы: братья Милютины Н. и Д., Я.Ростовцев, Ю. Самарин, С.Ланской, брат царя Константин Николаевич и др.

Были проведены следующие реформы:

Крестьянская (отмена крепостного права). Она решала три главных вопроса: вопрос о личной свободе крестьян, о наделении землей и о выкупе. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест, возвещавший о свободе крестьян, а также «Положения», состоявшие из 17 законодательных актов. Крестьяне сразу получали личную свободу, право заключать имущественные и гражданские сделки, могли открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия.

Гораздо сложнее решался земельный вопрос. Закон признавал за помещиком право собственности на всю землю, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником своей земли, крестьянин должен был ее выкупить у помещика. При этом наделы чаще оказывались меньше размеров дореформенных участков. В этом случае закон предусматривал отрезку лишней земли. В целом по стране крестьяне потеряли 20% земли.

В итоге 9 860 тыс. душ мужского пола крестьян получили 33,7 млн. десятин земли, а у 100,5 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин, т.е. в два раза больше. В среднем крестьянский надел составлял 3,4 десятины на душу, в то время как для нормального жизнеобеспечения требовалось от 6 до 8 десятин. Вот почему аграрный вопрос принял такую остроту на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Кроме того, для того, чтобы полностью освободиться, крестьяне должны были уплатить выкуп за землю и за потерю помещиком крепостного труда. Поскольку крестьяне были не в состоянии этого сделать, государство пошло навстречу помещикам. Казна выплачивала сразу 75-80% выкупной суммы, а остальное уплачивали крестьяне. А затем в течение 49 лет крестьяне должны были возвращать этот долг государству по 6% годовых. В результате с 1862 по 1907 гг. крестьяне выплатили казне 1 млрд. 540 млн. 570 тыс. руб. И все равно оставались ей должны (хотя сумма выкупа определялась в 867 млн. руб.). Только мощное крестьянское движение в годы первой русской революции заставило власти с 1 января 1907 г. пойти на отмену выкупных платежей.

Таким образом, реформа носила противоречивый характер – буржуазный и одновременно крепостнический, т.к. сохраняла массу пережитков феодализма в стране (помещичье землевладение, общинную собственность на землю, землю, сословное неравенство крестьян и др.).

Реформа местного самоуправления; проходила в два этапа – в 1864г. была проведена земская, в 1870г. – городская. В губерниях и уездах создавались земства – бессословные выборные органы местного управления. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских управ). Они занимались хозяйственными вопросами местного значения (содержание и устройство путей сообщения, почты, земских школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарной службе, содержание местных тюрем и домов для умалишенных).

В городах создавались городские думы и управы с аналогичными полномочиями. Городские думы избирались на четыре года. Постоянно действующий исполнительный орган – городская управа состоял из городского головы и двух или более членов. Неимущие слои населения от участия в городском самоуправлении устранялись.

Судебная реформа началась в 1864г. Она приближала судебную систему к европейской, буржуазной, вводила, по сути, новый суд: бессословный, гласный, состязательный, в значительной степени независимый. Высшее достижение – введение суда присяжных. Для разбора мелких проступков в городах и уездах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством.

Военная реформа проводилась в течение 15 лет. В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность для всего мужского населения с возраста 20 лет. Происходило перевооружение русской армии, активно велась подготовка военных кадров.

Реформа образования проходила в 1862-1864гг. В мужских гимназиях вводился принцип равенства сословий и вероисповеданий, открывались гимназии для девушек, а также было положено начало высшему образованию для девушек.

Реформы носили буржуазный характер, но социальной опорой власти по-прежнему оставалось дворянство, которое и проводило реформы, поэтому они носили противоречивый, незавершенный, непоследовательный характер.

 

2. Незавершенность и половинчатость реформ вызвали революционное движение в стране в форме народничества. В основе идеологии народничества лежало непонимание природы капитализма, который они считали упадком, регрессом. Отсюда вытекала идея об особом, некапиталистическом, пути России к социализму через крестьянскую общину. В 70-е годы сложилось три основных идейно-теоретических направления:

1) анархическое, или бунтарское (М. Бакунин) – «бунтари» считали, что их задача – поднимать крестьян на бунт, т.к. те уже готовы к революции, поскольку русский мужик – «социалист по инстинкту».

2) пропагандистское (П. Лавров) - сторонники этого течения считали, что крестьянство к революции ещё не готово. Главная задача – длительная пропаганда, для чего нужна организация, партия.

3) заговорщицкое (П. Ткачёв) – «заговорщики» также считали, что крестьяне к революции ещё не готовы, поэтому переворот в России должен быть произведен не путем крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков. В России, по мнению П.Ткачева, легче произвести такой захват, ибо самодержавие не имеет социальной опоры («висит в воздухе»).

Общими для всех народников являлись следующие положения: 1) необходима ликвидация остатков крепостничества в России революционным путем, 2) главной движущей силой революции должно стать крестьянство, 3) крестьянская революция откроет путь к социализму, 4) базисом социализма будет крестьянская община, 5) организующей силой крестьянской революции явится «революционная партия».

Можно выделить следующие основные вехи в развитии народничества:

1874 год – революционеры предприняли массовое « хождение в народ» с целью поднять его на революцию, но оно провалилось.

1876-1879гг. – деятельность группы «Земля и воля», создателями которой стали братья Михайловы, Г.Плеханов, М.Натансон и др. Они вели пропаганду, готовя народ к революции. Но результатов эта работа не дала, поэтому часть стала склоняться к тактике индивидуального террора.

В результате в 1879г. произошел раскол на «Народную волю» (главное внимание уделяли террору и подготовке цареубийства – А. Михайлов, С. Перовская, А. Желябов, В. Фигнер и др.) и «Чёрный передел» (Г. Плеханов, В. Засулич, П. Аксельрод, А. Дейч, В. Игнатьев). Они выступали за продолжение пропаганды среди народа.

1 марта 1881г. народовольцы убили Александра II, после чего последовал разгром народничества, закончился его героический этап, начался либеральный период, для которого характерны призывы к реформам сверху, отказ от революционной борьбы, проповедь теории «малых дел» в сферах культурно-просветительской и народнохозяйственной. Видными идеологами этого направления были публицист, социолог и литературный критик Н.К.Михайловский, экономисты В.В.Воронцов и Н.Ф.Даниэльсон.

 

3. После гибели Александра II на престол вступил его сын, Александр III (1881-1894), время правления которого известно как период контрреформ, так как власти проводят ряд мер, направленных на ограничение реформ 60-70-х годов. Правительственная идеология стала консервативной. Реакция в области печати проявилась в восстановлении цензуры, закрытии либеральных изданий. В земствах лишались представительства крестьяне, в городах утратили избирательное право малоимущие горожане. Например, в Москве и Петербурге правом выбирать городские думы могли воспользоваться всего 0,7% жителей.

В 1887 г. был принят позорный циркуляр о «кухаркиных детях», в котором открыто говорилось о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов.

В то же время полностью ликвидировать все преобразования 60-70-х годов власти не решились из-за широкого революционного движения, а также из-за противодействия либералов, которые требовали от царя «уступок духу времени». Но прерывание процесса общественных преобразований в России в 80- начале 90-х годов сохранило значительный груз самодержавно-государственно-крепостнического феодализма, который не только затруднял дальнейшую модернизацию страны, но резко усиливал социальную напряженность в обществе, что и проявилось со всей полнотой в начале ХХ века.

Логические упражнения

1. Какие факторы определили условия крестьянской реформы? Могла ли эта реформа быть более радикальной?

2. Как вы думаете, почему для своих действий народники избрали деревню?

3. Могла ли крестьянская община в условиях российской деревни стать основой социалистического общества?

4. Почему в России так и не была принята конституция?

 

Список литературы

1. История России. ХХ век: Курс лекций/ Под ред. Б. Личмана- Екатеринбург, 1993.

2. Россия и мир. Учебная книга по истории. – Ч.1. М.,1994

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.

4. Яковлев А.И. Александр II и его эпоха – М.: Знание, 1992.

5. Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности //Вопросы истории. – 1991. – №1.

 

 

Лекция 10. Модернизация России в конце ХIХ –



2015-11-23 464 Обсуждений (0)
Лекция 9. Мировое развитие и Российское 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 9. Мировое развитие и Российское

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)