Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 13. СССР на пути форсированного



2015-11-23 950 Обсуждений (0)
Лекция 13. СССР на пути форсированного 0.00 из 5.00 0 оценок




Построения социализма

 

План лекции:

1. Индустриализация в СССР: успехи и просчеты.

2. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы проведения, результаты.

3. Социально-политическое развитие страны в 30-е годы

 

1. В конце 20-х годов происходит отказ от НЭПа и начинается осуществление стратегии форсированной индустриализации. Важнейшей задачей являлось превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление ее обороноспособности. Сделать это можно было только на базе технического перевооружения всего народного хозяйства.

В апреле 1929 г. состоялась ХVI конференция ВКП(б). Из двух вариантов первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (на 1928-1929 – 1932-1933 гг.), разработанных Госпланом, оптимального и отправного, она одобрила первый: задания по нему были на 20% выше. В дальнейшем плановые задания неоднократно повышались.

Характерной чертой индустриализации стало новое строительство, главным образом объектов тяжелой промышленности (на них шло 80% всех выделяемых средств).

Источники средств на индустриализацию состояли из:

· Доходов легкой промышленности и сельского хозяйства.

· Доходов от монополии внешней торговли зерном, золотом, лесом, пушниной. На эти средства закупалось новейшее оборудование для построенных заводов (доля импортных станков и другой техники составляла в годы первой пятилетки 80-85%).

· Возросшего прогрессивного налога на нэпманов, что привело к полному свертыванию к 1933 г. частного сектора в промышленности и торговле.

· За счет ограничения потребления населения (через увеличение подоходного налога и цен на товары народного потребления, обязательные подписки на «займы индустриализации» и т.д.).

· Использования бесплатного труда миллионов заключенных ГУЛага.

В то же время существовал еще один источник ресурсов для индустриализации – трудовой энтузиазм советских людей, который нашел выражение в массовом «социалистическом соревновании» – в ударничестве (с 1929 г.) и стахановском движении (с 1935 г.).

Было объявлено о досрочном выполнении заданий двух первых пятилеток (каждая за 4 года и 3 месяца). Сегодня историки утверждают, что по большинству важнейших показателей первые пятилетки вообще не были выполнены. Вопрос этот нуждается в серьезном изучении, но, бесспорно, что за 1929-1937 гг. страна совершила мощный скачок в росте промышленной продукции. Было построено около 6 тыс. крупных предприятий, по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на II место после США. К 1937 г. удельный вес импорта снизился до 1%. Таким образом, была завоевана полная технико-экономическая независимость СССР от капиталистического мира.

Но за эти успехи была заплачена высокая цена. В частности, для решения задач индустриализации широко применялся труд заключенных. Была создана целая система лагерей, в которых использовался принудительный и, практически, бесплатный труд. Например, только на строительстве Беломорканала постоянно работало 500 тыс. «канал-армейцев», в результате строительство обошлось в 4 раза дешевле, чем по смете.

 

2. Индустриальный рывок тяжело отразился и на положении крестьянских хозяйств, поскольку средства на развитие промышленности предполагалось изъять у крестьянства через повышенное налогообложение, завышение цен на промышленные товары и занижение закупочных государственных цен на хлеб. Любой ценой следовало обеспечить бесперебойное снабжение продовольствием населения быстрорастущих городов (хлеба не хватало – с 1928 г. были введены хлебные карточки). Изымать средства было проще при создании коллективных хозяйств.

В январе 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».В нем намечались жесткие сроки проведения коллективизации. Так, в основных зерновых районах (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ) ее должны были завершить уже к весне 1931 г. К концу первой пятилетки коллективизацию планировалось осуществить по всей стране. Одновременно было принято решение о ликвидации кулачества как класса.

Началось «соревнование» местных властей за рекордное создание «районов сплошной коллективизации». Этот процесс проходил с нарушениями, с использованием принуждения и угроз. «Раскулачиванию» подвергалось до 10-15% хозяйств, хотя реально кулаков насчитывалось не более 4-5%. Все эти действия вызывали сопротивление крестьян. Только в январе-феврале 1930 г. произошло более 1600 крестьянских выступлений.

В этих условиях в марте 1930 г. появилась в печати статья Сталина «Головокружение от успехов» и постановление ЦК «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении». Вся ответственность за «перегибы» перекладывалась на местных работников, предусматривалось перепроверить списки раскулаченных, восстановить принцип добровольности при вступлении в колхозы. Но и в дальнейшем допускались факты грубого произвола. За два года было выслано в отдаленные районы около 2 миллионов человек.

Ломка сложившихся в деревне форм хозяйствования вызвала трудности в аграрном секторе. Среднегодовое производство зерна в 1933-1937 гг. снизилось до уровня 1913 г., на 40-50% уменьшилось поголовье скота. Голод, обрушившийся на ослабленную деревню в 1932-1933 гг. унес жизни от 3 до 5 млн. человек.

Но издержки не остановили проведения коллективизации. В 1937 г. 93% крестьянских хозяйств объединились в колхозы (свыше 243 тыс. колхозов). Окрепла материально-техническая база села – к 1940 г. деревня получила 531 тысячу тракторов. Выросло производство хлеба, что позволило в 1935 г. отменить карточную систему. Была достигнута хлопковая независимость страны.

В то же время введенный в 1932 г. паспортный режим ограничивал права крестьян на передвижение. Административно-командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены тормозили экономическое развитие хозяйств.

 

3. Социально-политическое развитие страны в 30-е годы было весьма противоречивым. С одной стороны, заметны несомненные успехи, достигнутые за короткий период, а именно:

· Была создана мощная тяжелая промышленность с высоким военным потенциалом, что позволило выстоять и победить в Великой Отечественной войне;

· Была обеспечена технико-экономическая самостоятельность. Созданы новые отрасли: станкостроение, авиационная, автомобильная, тракторная и др. СССР стал одной из 3-4 стран, способных производить любую известную в то время продукцию;

· По объемам промышленного производства СССР с пятого места в мире перешел на второе (после США);

· Сложилась передовая социальная структура. Численность рабочего класса выросла с 9 до 24 млн. человек. Сотни новых городов появились на карте страны;

· Была ликвидирована неграмотность, введено обязательное начальное образование. К концу 30-х годов 87% населения умело читать и писать. СССР вышел на 1 место в мире по числу студентов. С 1928 по 1940 год численность специалистов с высшим образованием выросла с 233 тыс. до 909 тыс. человек, со средним специальным – с 288 тыс. до 1,5 млн. Количество инженеров, учителей выросло в 6 раз;

· Динамично развивалась наука, занявшая лидирующее место в мире по многим отраслям.

Но, с другой стороны, в 30-е годы наблюдаются грубейшие нарушения законности, проводятся крупномасштабные репрессии, которые затронули все слои общества. Была сформирована административно-командная система (АКС) управления обществом, для которой характерны:

· Централизация управления всеми сферами общественной жизни;

· Экстенсивный хозяйственный механизм, основанный на внеэкономическом принуждении;

· Сращивание государственного и партийного аппарата, диктат партийно-государственной бюрократии;

· Отстранение масс от управления;

· Культ личности;

· Организация массовых репрессий и создание лагерей с принудительным трудом;

· Выход карательно-репрессивных органов из-под контроля общества.

Какое же общество было построено в СССР в 20-30-е годы? Историки, философы, публицисты спорят по этому поводу по сей день. Большинство авторов называют это время победой АКС, соединением «бонапартизма» и «цезаризма» при опоре на партийно-советский аппарат. Под «бонапартизмом» в данном случае понимают политику сочетания твердой власти, опирающейся на репрессивно-бюрократический аппарат, с социальной демагогией. «Цезаризм» понимается как концентрация власти в руках признанного вождя, идеологический диктат, исключающий любое инакомыслие, репрессии, возведенные в ранг официальной государственной политики, закрытость страны.

Логические упражнения

1. На почве каких событий сформировались в конце 20-х годов альтернативные проекты развития советского общества? Почему победил сталинский вариант?

2. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией? Если да, то какая?

3. Каковы особенности и результаты форсированной индустриализации в СССР в 30-е годы?

4. При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е годы в состоянии повышенной мобилизационной готовности?

5. Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х гг.? Под воздействием каких факторов и традиций она сформировалась?

 

Список литературы

1. История России: вторая половина ХIХ – ХХ век: Курс лекций. – Брянск, 1994.

2. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. – М., 1989.

3. Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. – М., 1989.

4. Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. – М., 1992.

5. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. – М., 1994.

 

 



2015-11-23 950 Обсуждений (0)
Лекция 13. СССР на пути форсированного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 13. СССР на пути форсированного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (950)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)