Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предпосылки становления и развития институтов защиты прав ребенка с учетом российского и международного опыта




ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1 Исторические аспекты правового положения детей

В дох­ри­сти­ан­ские времена на Ру­си ребенка воспитывали в соответствии с языческиим представлениями об окружающем мире,о природе.

Вос­пи­та­ние бы­ло на­прав­лен­о, пре­ж­де все­го на то, что­бы раз­вить в ка­ж­дом ре­бен­ке важ­ные и по­лез­ные для об­щи­ны ка­че­ст­ва ха­рак­те­ра, та­кие как тру­до-лю­бие, че­ст­ность, ис­пол­ни­тель­ность, ува­же­ние к стар­шим и т.д. Че­рез традици­он­ные об­ря­ды и фольк­лор ре­бе­нок учил­ся ос­но­вам раз­лич­но­го ви­да дея­тель­но­сти, уз­на­вал при­ро­ду и ок­ру­жаю­щий мир.

Правовое положение ребенка в дохристианский период характеризовалась ,прежде всего, патриархальным укладом в семьях, неограниченной властью отца . Ребенок был полностью подчинен воле родителей,дети были лишены каких-либо прав.

Первые шаги по защите прав и интересов детей был предприняты во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Прежде всего , это отражено в памятнике культуре — в «Русской Правде»,авторами которых были Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.



Так ,согласно ст. 94 Русской Правды : « Если останутся дети от первой жены, то они возьмут то (что причитается) их матери; если даже их умерший отец завещал (это имущество второй) жене, все равно они возьмут себе (причитающееся) их матери.»

Ст. 99 Русской Правды гласит : «Если останутся в доме (после смерти отца) малолетние дети и не будут еще способны сами о себе позаботиться, а их мать выйдет (снова) замуж, то дать их вместе с движимым и недвижимым имуществом под опеку ближайшему родичу до тех пор, пока не подрастут; (при этом) товар передать (опекуну) в присутствии свидетелей; а что (в дальнейшем) он наживет, отдавая тот товар под проценты, или отпуская его в торговый оборот, то, возвратив им (т.е. опекаемым) самый товар, пусть он возьмет себе прибыль, ибо кормил и заботился о них; если же будет приплод от челяди или от скота, то это все взять (опекаемым); если же (он) что-либо утратил, то за все ему (следует) заплатить тем самым детям наличностью; если даже отчим возьмет (под опеку) детей с (их) наследством, то условия договора (будут) те же.» В данных статьях прослеживаются нормы наследственного права.

Позднее, с принятием христианства , изменения ,произошедшие в обществе ,отразились на Русской Правде : появилось понятие «законнорожденные дети» и «незаконнорожденные». В ст. 98 Русской Правды указано : «детей господина, рожденных от «рабы» считаются незаконными», то есть они не будут являться наследниками . Тем самым мы видим ,что в данной статье речь идет о назаконнорожденных детях.

 

 

Большое влияние на развитие прав и обязанностей детей и родителей, оказала христианская семейная мораль . Так называемые Кормчие книги содержали в себе нормы византийского права, регулировавшие вопросы заключения брака, защиты прав супругов, определявшие положение детей. Церковь берет жизнь детей под сохранение своих законов3. Что же касается семейного воспитания детей, то церковь придерживалась своей постоянной заповеди: «дети учить, ать чтят родитель своих».

Однако, церковь остается бессильной перед продажей родителями из-за голода своих детей приезжему гостью5. Отдавали ребенка и даром. Могла ребенка продать по нужде и мать, тогда накладывалось церковное наказание - епитимья. « Аще ли не имея (то есть средств) продаст» то 6 лет подобного рода наказания6.

Существовало на Руси гуманное отношение к детям, особенно брошенным и покинутым. По словам М. Ошанина «седая древность признавала бесспорным положение, что если покинутый ребенок не умер, то все права на его жизнь принадлежат тому лицу, которое его воспитало, и он делается его законным рабом»7.

Первый случай, касающийся опеки над ребенком, упомянут в летописи в 879 году. « Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо детеси вельми», что значит: Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника. Опекун заботился только «о воспитании и прокормлении сироты, об охранении его от обид и несправедливостей».

Известно, что еще во времена Владимира I, по его поручению в 996 году создано общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства.2 И для Великого князя Ярославля и для Владимира Мономаха, призрение бедных, страждующих и детей было наиглавнейшей обязанностью. Так, Великий князь Ярославль создал сиротское училище, в котором находилось на его иждивении 300 юнош, а Владимир Мономах в те времена наказывал: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могущие по силе кормите, снабдите сироту» .

Предпосылки становления и развития институтов защиты прав ребенка с учетом российского и международного опыта

Развитие и становление институтов защиты прав ребенка в условиях внутригосударственного законодательства отдельных стран проходило по-разному. Причина этого заложена в том, что правовые системы государств различны, а, значит, и подход в определении правового положения несовершеннолетних будет специфичным для каждого государства. Понятие «детство», по мнению германского, профессора Миттейса, часть родства, принудительное отношение, основанное на рождении, но уже не чисто одностороннее отношение власти, служащее, только, родительскому авторитету1. С таким мнением не соглашается ученый А.Г. Гойбарг. Он полагает, что «отношения между родителями и детьми ... основано вовсе не на рождении: рождение само по себе не создает родства между ребенком и его отцом, а очень часто и между ребенком и его матерью» . Следовательно, необходимо определить понятия: «родство», «брак» и «семья».

В гегелевской философии права семья «имеет своим определением свое чувствующее себя единство, любовь, так что умонастроение внутри семьи состоят в обладании самосознанием своей индивидуальности в этом единстве как в себе и для себя сущей существенности, чтобы являть себя в ней не как лицо для себя, а как член этого единства»3.

«Семья» определяется наличием родственных связей, что следует из проведённого нами анализа мнений выдающихся русских учёных в области семейного права. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневич, семья представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих...Физический и нравственный склад семьи создается помимо права . Под свойством принято было понимать родственную связь, возникающую через брак, лица одного рода с лицом другого рода. И, в течение развития семейных отношений, естественные родственные связи, определяемые через степени рождений по восходящей и нисходящей линии, породили искусственные связи между усыновителями и усыновляемыми, которые также можно назвать «родственными».

По мнению С. Григоровского, родство подразделяется на следующие четыре вида: родство кровное или плотское (по браку), родство духовное, родство по усыновлению и родство физическое (внебрачное) .

Говоря о родстве духовном, Св.СинодЪ разъяснил в Указе, 31 октября 1875 г. № 2861, что духовное родство должно быть признаваемо лишь между родителями крещаемого младенца и восприемлющими онаго лицами одинаковаго с ним пола.

Что касается родства физического (внебрачного), то, по мнению С. Григоровского, это «родство физическое (незаконное), происходящее от внебрачного полового сожительства»4. «Если кровное родство признается препятствием ко вступлению в брак лицам, состоящим в таком родстве, то казалось бы нет основания не считать таким же препятствием и в той же мере, родство физическое: ведь, естественные права крови, естественная связь родителей и детей в том и другом родстве одинаково крепки» .

Родство по усыновлению можно назвать искусственным. Такая точка зрения встречается у С. Гойхбарга, когда «муж и жена, достигнув определенного возраста, не имея детей и лишившись надежды их иметь, желают удовлетворить свои родительские чувства по отношению к чужому ребенку, которого они собираются воспитать, как родного» .

С. Григоровский, в своем сочинении «О браке, разводе, о детях», приходит к выводу, что «усыновление или сынотворение - есть искусственный способ приобретения детей или чрез особливо установленный для сего церковный обряд, практиковавшийся в древней Руси и ныне имеющий лишь историческое значение, или путем юридическим, в порядке суда светского - гражданского».

Под кровным родством понималась связь между двумя или несколькими лицами (мужского и женского пола), которая образовывалась путем происхождения, то есть рождения от одного общего родоначальника. Близость или отдаленность кровного родства определялась степенями: «степени по родству разсуждаются аще: якоже отецъ и сынъ единъ еста степень; отец бо ради сына и есть едино родство»... между мужем и женою не полагается степени, т.к. между ними нет рождения «мужъ и жена не составляют разных степеней, но суть всегда единъ и тойжде степени, понеже друг друга не рождает, ниже от единаго отца рождении суть» (Кормчая книга гл.50 ч.2).

Таким образом, по нашему мнению, в силу кровного родства и возникают родственные связи. И, основным предназначением брака на протяжении всей истории человечества являлось порождение родственных связей, под совокупностью которых и следует обозначить понятие «семья». Можно сделать вывод, что кровное родство или назовем его естественным родством, предполагает генетическую связь между ребенком и матерью, ребенком и отцом.

Брак можно понимать, как союз, соглашение, основанное на морально-правовой связи между мужчиной и женщиной. Эта связь, на наш взгляд, включает в себя добровольный личный выбор супруга, фактические брачные отношения, государственно-волевое закрепление этой «связи». Рождение и воспитание ребенка можно рассматривать в этом союзе как одну из целей, ради которого создавался «союз».

Существовали и другие цели в браке, так, по мнению К. Победоносцева, «сущность брака - в условиях физической и душевной природы человека, а не юридической, только для соединения двух воль. На низшей степени - это удовлетворение грубого инстинкта животной природы, на высшей - это удовлетворение согласной с разумной природой человека потребности общения всех органических, внутренних и внешних сил, дарованных человеку для развития, труда и наслаждения в жизни. От того неверно приискивать и ставить для брака цель специальную, как, например, деторождение, ибо брак есть цельный, органический союз, и идея его коренится в основном законе природы: приведении к единству и цельности раздвоенной на два пола природы человека»1.

Кроме того, на сегодняшний день, с развитием медицинских технологий, возможно, выделить разновидность естественного родства, в силу «суррогатного материнства». Такой союз (договор, соглашение) создается между генетическими родителями и суррогатной матерью. Позволим не согласиться с мнением М.П. Мельниковой, поскольку, как считает автор, «наряду с кровным родством основанием наследования по закону является социальное родство, под которым следует понимать родство, возникающее в результате рождения детей с помощью отдельных методов искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона. К социальному родству следует отнести отношения, возникающие между фактическими воспитателями и воспитанниками, падчерицей, пасынком и мачехой, отчимом, усыновленным и усыновителем» .




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)