Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Олимпиады по обществознанию




Институт повышения квалификации работников образования

 

Методические рекомендации

По подготовке и проведению

Школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Тамбов 2009

 

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Автор-составитель Кирсанов И.Н. – Тамбов: Издательство ИПКРО, 2009.

Настоящие рекомендации подготовлены в помощь методистам муниципальных методических служб, специалистам органов управления образованием, учителям, осуществляющим подготовку школьников к участию в районных и городских олимпиадах по обществознанию. Их основой послужили методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии по разработке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года, опыт проведения федерального, регионального и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию предыдущих лет.

Рекомендации содержат описание методических подходов к разработке олимпиадных заданий и формированию содержания олимпиадной работы, образцы различных типов заданий. В приложении представлены комплекты примерных заданий, которые могут быть использованы для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 7-11 классов по обществознанию в 2009-10 учебном году.



 

© ТОИПКРО, 2009

Основные подходы к проведению муниципального этапа

олимпиады по обществознанию

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286), порядком проведения олимпиад школьников (приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285), нормативными актами регионального и муниципального уровня.

Содержание и характер проведения олимпиады определяются современной парадигмой развития школьного обществоведческого образования и призваны способствовать поддержке талантливой молодежи. Одной из важных задач, решаемых в ходе всероссийской олимпиады школьников, является, в частности, создание условий для льготного поступления ее победителей на профильные факультеты вузов.

Содержание заданий олимпиады определяются федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089), обязательными минимумами содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждены приказами Министерства образования от 19 мая 1998 г. №1236 и от 30 июня 1999 г. №56). При подготовке заданий желательно также учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, находящегося в состоянии обсуждения.

Центральная предметно-методическая комиссия всероссийской олимпиады школьников по обществознанию предлагает руководствоваться следующими основными подходами к ее проведению:

1) сочетание целей:

- стимулирования интереса учащихся к изучению предмета;

- выявления школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению обществознания;

- анализа уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопления научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействия обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами;

- подготовки аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Одной из ключевых целей является создание для победителей олимпиады льготных условий поступления на профильные направления обучения в вузах.

2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа всероссийской олимпиады с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний.

 

Порядок проведения школьного и муниципального этапов олимпиады определен Положением о всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки от 22.10.2007 г.):

«20. Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.

21. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

22. Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады».

<…> «29. Муниципальный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в ноябре-декабре. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.

30. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.

31. Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады».

Проведение школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников должно быть основано на органическом сочетании единых требований, предъявляемых к ее участникам по всей стране и традиций проведения этих этапов олимпиады в регионе, с учетом особенностей, сложившихся на местном уровне. Задания, предлагаемые на муниципальном уровне должны быть едиными для всех участников олимпиады. Задания для проведения школьного этапа, подготовка примерных вариантов которых отнесена к компетенции муниципальных предметно-методических комиссий, могут разрабатываться в нескольких различных вариантах (учитывающих, например, специфику разных типов образовательных учреждений).

При подготовке заданий для олимпиад школьного и муниципального этапов необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня. С учетом опыта проведения регионального этапа олимпиад в предшествующие годы, представляется нецелесообразным излишне упрощать задания муниципального этапа.

Участниками олимпиады по истории муниципального уровня являются учащиеся 7-11 классов; школьная олимпиада может проводиться для учащихся 5-11 классов. Результаты олимпиады подводятся отдельно по каждой возрастной параллели классов. По итогам муниципального этапа олимпиады в соответствии с установленными нормами определяется состав группы участников регионального этапа.

Центральной предметно-методической комиссией рекомендовано придерживаться следующих примерных характеристик школьного и муниципального этапов олимпиады по истории:

Предлагается руководствоваться следующими основными принципами формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:

1.Учет возрастных особенностей учащихся.

2. Увеличение числа заданий и объема времени, отводимого на выполнение олимпиадной работы, исходя из возраста учащихся и этапов проведения олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм.

3. Отражение в заданиях различных содержательных линий и учебных тем курса, с учетом степени освоения их ко времени проведения соответствующего этапа олимпиады.

4. Использование разнообразных типов заданий, позволяющих проверить степень соответствия подготовки участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету.

7. Применение заданий, предполагающих необходимость работы с разными источниками и формами представления информации (отрывки из документов, диаграммы, таблицы, иллюстративный ряд и др.).

8. Опора части заданий на межпредметные связи.

При выполнении заданий олимпиады предполагается применение учащимися следующих умений и навыков:

· характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

· анализировать актуальную информацию о социальных объектах,

· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

· устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

· группировать события и явления по определенному признаку;

· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

· осуществлять анализ социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

· извлекать обществоведческие знания из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. )

· анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

· оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

 

Необходимым условием эффективного проведения олимпиад является возможность дифференцированного подхода к оценке результатов, показанных ее участниками. В связи с этим необходимо включать в состав олимпиадной работы задания разного уровня сложности. Даже менее подготовленные участники из числа победителей школьных олимпиад должны иметь возможность успешно выполнить определенную часть заданий муниципального уровня и получить положительный итоговый балл. Вместе с тем, целесообразно включение в олимпиадную работу отдельных заданий, приближенных по уровню сложности к областной олимпиаде.

В соответствии с целями школьного олимпиадного движения проведение олимпиад должно быть направлено на популяризацию предмета, раскрытие креативных способностей учащихся. В этих условиях олимпиадные задания органичным образом должны отражать, с одной стороны, нормативные требования к уровню подготовки школьников, а с другой – соответствовать творческому характеру олимпиады. Логика проведения олимпиад заставляет отказаться от абсолютного преобладания стандартных тестовых заданий, подобных тем, что предлагаются учащимся в части «А» Единого государственного экзамена. Определенное количество подобных заданий может содержаться в олимпиадной работе, но они не должны доминировать.

Рекомендации по проведению муниципального этапа олимпиады в 2009/10 уч. году, подготовленные центральной предметно-методической комиссией, предполагают ограничение продолжительности олимпиады 1,5 часами для 9-11 классов и 1 часом 20 минутами для 7-8 классов. Однако установление такого лимита времени, на наш взгляд, заметно ограничивает возможности качественного выполнения учащимися заданий, требующих серьезного анализа представленной информации, глубокого размышления и развернутого письменного ответа (в первую очередь речь идет, конечно, об обществоведческом эссе, работа над которым требует, в любом случае, не менее 45-60 минут). Предлагаемые далее примерные задания, рекомендуемые для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Тамбовской области в 2009-10 учебном году рассчитаны на более продолжительное время выполнения – 2,5-3 часа в 9-11 классах и 1,5 часа – в 7-18 классах (уточнение объема времени по 9-11 классам должно быть проведено оргкомитетом муниципального этапа по согласованию с муниципальной предметно-методической комиссией).

Важным моментом при проведении предметных олимпиад является организация оценивания результатов, по итогам которого определяются победители. Следует установить четкие критерии выставления баллов за выполнение каждого задания. Шкала оценки должна быть понятной, однозначной, и отражающей относительную сложность задания.

При проведении олимпиады по обществознанию особенно важно учитывать необходимость экспертной проверки заданий, поскольку ответы учащихся могут отличаться от предполагаемых ответов, которые даны в эталонах. Дискуссионный характер многих тем, рассматриваемых в курсе обществознания, использование разнообразных УМК по предмету, возможность различной логики развертывания мысли ученика требует создания условий, при которых жюри принимаются и оцениваются ответы, отличные от эталонных (при условии, что они не противоречат науке и общепринятым моральным нормам).

Приступая к проверке работ, членам жюри следует внимательно уяснить критерии выставления баллов за выполнение каждого задания. В тех случаях, когда это принципиально необходимо (например, по причине обнаружения ошибки в ключах к оцениванию или выявления возможности непредусмотренного, но абсолютно правильного по своей логике правильного ответа) соответствующие решения должны быть заранее оговорены и приняты общим решением жюри.

Наиболее сложным компонентом олимпиадной работы, который настоятельно рекомендуется использовать в 9-11 классах, является сочинение-эссе на обществоведческую тему. Этот вид задания очень важен с точки зрения оценки общего уровня подготовленности участника олимпиады, его творческого потенциала задание.

При оценивании эссе центральная предметно-методическая комиссия рекомендует руководствоваться следующими критериями:

1. Знание социальных фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание мнений ученых-обществоведов.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

Проверка сочинения-эссе как творческого задания требует обращения к работе каждого участника не менее двух членов жюри.

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (959)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)