Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация сенсорных нарушений



2015-11-23 8789 Обсуждений (0)
Классификация сенсорных нарушений 5.00 из 5.00 10 оценок




ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ. НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Патологии сенсорной сферы

Сенсорные системыэто органы чувств, благодаря которым осуществляется перевод внешних ощущений в субъективное восприятие. Формирование сенсорной организации, т.е. отдельных анализаторов и возможных способов их объединения, происходит в течение всей жизни, и ее развитие зависит от усилий, прилагаемых самим человеком.

Механизм сенсорного восприятия связан с работой анализаторов. (Анализатор – термин, введенный И.П. Павловым, для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности- зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, внутренних органов). Различают следующие основные составляющие части анализаторов:

- рецептор – воспринимающая часть (в этой части анализаторов происходит преобразование внешних импульсов в нервный процесс);

- проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы;

- центральный отдел, состоящий из чувствительных нервов и проекционных отделов коры больших полушарий;

Принцип преобразования внешних импульсов во внутренние ощущения заключается в следующем: под действием импульса происходят определенные преобразования энергии в анализаторах, далее эта энергия стимулирует возникновение определенных нервных импульсов, информация о которых затем поступает в соответствующие отделы головного мозга.

Способность к восприимчивости зависит не только от сенсорных систем человека, но и от его возможностей, степени его развития, самочувствия. Например, при длительной болезни или при нервных потрясениях чувствительность к одним факторам притупляется, в то время как к другим, наоборот, обостряется. (при высокой температуре возникает резкая реакция на яркий свет). При врожденных аномалиях анализаторов (например, отсутствие зрения или слуха) может произойти нарушение общего развития. Однако при своевременной помощи (путем коррекции или компенсации) можно избежать нежелательных последствий благодаря взаимозаменяемости и взаимодополняемости рецепторов.

Существует градация форм ощущений в зависимости от наличия или отсутствия непосредственного контакта рецептора с раздражителем. В соответствии с этим выделяют контактные (вкусовые, тактильные ощущения) и дистантные (зрение, слух) формы восприятия.

В зависимости от расположения рецепторов на участках тела выделяют следующие группы ощущений:

1) экстерорецептивные – зрительные, слуховые, болевые, вкусовые и т.п.;

2) проприоцептивные – мышечные ощущения;

3) интероцептивные – чувство голода.

Человек способен воспринимать не все раздражители, а только те, которые находятся в пределах определенной интенсивности. Связь между силой восприятия и интенсивностью деятельности раздражителя характеризует порог чувствительности. В настоящее время ученые выделили два типа порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различию.

Проблемами, связанными с изучением сенсорной организации детей, занимались ученые Б.Г. Ананьев (1980), Л.А.Венгер (1969), А.В. Запорожец (1986), В.П. Зинченко (1962), Ж. Пиаже (1969) и др.

 

Классификация сенсорных нарушений

Итак, человек всю информацию об окружающем мире получает через сенсорные анализаторы. При нарушении функционирования одного из анализаторов восприятие становится более проблематичным.

В настоящее время выделяют следующие формы нарушения чувствительности: гиперэстезия (повышение чувствительности, сопровождающееся болевыми ощущениями, непереносимость обычных раздражителей) и гипоэстезия (общее снижение чувствительности).

Среди основных форм сенсорных нарушений принято выделять следующие: эмоционально-сенсорные нарушения, зрительная, слуховая, тактильная агнозии. Рассмотрим их подробнее:

При эмоционально-сенсорных нарушениях наблюдается ухудшение внимания, восприятия, мышечной чувствительности. В стрессовых ситуациях и в состоянии напряженности значительно уменьшается объем внимания, затрудняется его распределение и переключение. Отмечаются тактильные нарушения, что обусловливает ухудшение координации и снижение точности движений.

Зрительная агнозия – нарушение работы зрительного анализатора при нарушении задних отделов больших полушарий головного мозга, проходящее на фоне относительной сохранности зрения. Выделяют следующие формы зрительной агнозии:

предметная агнозия считается одной из наиболее часто встречающихся форм зрительной агнозии. Человек с данной формой нарушения, адекватно воспринимая отдельные части предмета и правильно описывая его отдельные признаки, затрудняется при понимании смысла данного предмета в целом;

оптико-пространственная агнозия характеризуется нарушением способности ориентирования в пространственных признаках окружающей среды, возникают трудности при понимании изображений, на которых отражены пространственные свойства предмета. Это проявляется в невозможности выполнять элементарные бытовые движения, требующие пространственной ориентации, возникают трудности при прочтении некоторых букв, обладающих лево-правыми признаками («к», «я», «у» и т.п.);

цветовая агнозия (не цветовая слепота (дальтонизм)) заключается в том, что при способности к правильному восприятию цветовой гаммы ребенок не может назвать предметы определенного цвета или сказать, какого цвета может быть конкретный предмет; цветоощущение сохраняется.

симультанная агнозия характеризуется уменьшением объема зрительного восприятия. Ребенок с данной формой зрительной агнозии не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает все по частям;

буквенная агнозия: ребенок правильно пишет буквы, но не может их назвать;

лицевая агнозия: ребенок теряет способность распознавать лица (даже близких людей) и узнает людей только по голосу.

Формы слуховой агнозии:

собственно слуховая агнозия характеризуется тем, что, различая звуки по частоте, тембру и длительности, ребенок не способен понять, что звучит;

слуховую аритмию отличают трудности при определении ритмических структур, воспринимаемых на слух.

Тактильная агнозия – нарушение способности правильного восприятия предметов на ощупь. Выделяют астероагнозию (трудности при узнавании предмета на ощупь), анхилоагнозию (трудности при объединении в единый образ текстурных признаков объекта), аморфоагнозию (трудности при узнавании формы предмета), соматоагнозию (нарушение восприятия собственного тела).

 



2015-11-23 8789 Обсуждений (0)
Классификация сенсорных нарушений 5.00 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Классификация сенсорных нарушений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8789)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)