Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ




1. Школьное краеведение и его педагогическая роль. Поисково-исследовательский характер школьного краеведения.

2. Краеведение на уроках истории. Принципы отбора и систематизации местного материала для учебных целей. Основные типы уроков по краеведению.

3. Внеклассная работа по краеведению. Основные формы и методы ее организации.

Тематика рефератов

· Методы и формы организации школьного исторического музея.

· Методы и формы организации краеведческой экскурсии.

· Школьный краеведческий музей МОУ СОШ №…: опыт организации и функционирования.

· Историко-краеведческий кружек (факультатив) МОУ СОШ №…: опыт организации и работы. (Направление, планирование, формы и методы работы).

Самостоятельная работа

· Подготовить разработку урока по любой из тем по истории края согласно следующей схеме:

Тема краеведческого урока, класс План урока Приемы использования местного материала Оборудование урока и используемая литература Домашняя или внеклассная работа учащихся

 

· Подготовьте методическую разработку проведения внеклассного мероприятия на тему: «История моей семьи в истории края».



 

Вопросы для самопроверки

· Каково значение исторического краеведения в воспитании и образовании школьника?

· Какое количество учебного времени отводится в программе современной школы на краеведение?

· Как возраст учащихся влияет на формы организации краеведческой работы в школе? Приведите примеры.

· Как вызвать интерес учащихся к учебной и внеклассной работе по краеведению?

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

· Внеклассная работа по истории (Краеведение) /Сост. Д.В. Кацюба. М., 1975.

· Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов /Под ред. С.О. Шмидта. М.,1988.

· Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М., 2003.

· Историческое краеведение. Учебное пособие для пединститутов. М., 1980.

· Историческое краеведение. Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических факультетов /Под ред. Г.Н.Матюшина. М.,1975.

· Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе. Кемерово, 1970.

· Кацюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся. М., 1965.

· Краеведение: Пособие для учителя /Под ред. А.В.Даринского. М., 1987.

· Матюшин Г.Н. Археология в школе. М.. 1964.

· Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.

· Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. Пособие. М., 1980.

· Милонов Н.П. и др. Историческое краеведение. (Основные источники изучения истории родного края). Пособие для студентов педвузов. М., 1969.

· Милонов Н.П. Изучение истории области. М., 1961.

· Музей и школа: Пособие для учителя / Под ред. Т.А.Кудриной. М.,1985.

· Муратов Э.М. Очерки топонимики. М., 1974.

· Общие вопросы школьного краеведения. М., 1971.

· Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. Книга для учителя. М.,1987.

· Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М., 1974.

· Строев К.Ф. Краеведение. М., 1974.

· Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М., 2003,

· Туристко-краеведчиские кружки в школе: Методические указания для руководителя / Под ред. В.В.Титова. М.,1988.

· Фоломеев В.А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев: Методические указания. М., 1995.

· Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып.24. Сост. и науч. ред. В.Е.Туманов. М., 1995.

· Школьные музеи: Из опыта работы /Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина. М.,1977.

· Школьные музеи: Сб. Документов. М., 1987.

· Шляхтина Л.Ф.; Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. СПб.,2000.

· Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992.

· Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., 1972.


С Е М И Н А Р 5

ИСТОРИЯ КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО РАСПАДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

1. Археологические памятники на территории Волгоградской области. Древнейшее население края.

2. Кочевые скотоводческие племена раннего железного века и средневековья в нашем крае.

3. Первые государства в Нижнем Поволжье. Хазарский каганат и Золотая Орда: взаимоотношения кочевой и оседлой земледельческой культур.

4. Первые славяне в низовьях Волги и Дона.

 

Терминологический словарь

Ассимиляция Гидроним Идентичность Культура историческая (локальная культура) Культура археологическая Межкультурное взаимодействие Миграция

Тематика рефератов

· Археологическое наследие Волгоградской области: структура и оценки современного состояния, охраны и использования.

· Золотоордынские города на территории современной Волгоградской области: современные проблемы защиты и сохранения как части культурного наследия.

· Записки западноевропейских путешественников XIII-XV вв. как исторический источник по истории Нижнего Поволжья.

Вопросы для самопроверки

· Назовите местные локальные варианты археологических культур неолита и бронзового века

· Когда в нашем крае появились кочевые скотоводческие племена? Какие изменения произошли с их приходом?

· Выделите особенности городской культуры Золотой Орды

· Приведите примеры межкультурного взаимодействия кочевой скотоводческой и оседлой земледельческой культур в нашем крае

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

· «Книга» Марко Поло. М., 1955.

· Археологические исследования в Волгоградской области. Волгоград, 1995.

· Барабанов Н.Д. От религии к Христу. Религия в судьбе народов Нижнего Поволжья в период средневековья //Стрежень: Научный ежегодник. Волгоград, 2001. Вып. 2.

· Барбаро и Контарини о России. Л., 1971.

· Борисовский П.И. Очерки по палеолиту бассейна Дона //Материалы и исследования по археологии СССР. 1963. № 121.

· Города Поволжья в средние века. М., 1974.

· Древняя и средневековая история Нижнего Поволжья. Саратов,1986.

· Железчиков Б.Ф., Сергацков И.В., Скрипкин А.С. Древняя история Нижнего Поволжья по письменным и археологическим источникам. Волгоград, 1995.

· Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гунскую эпоху (конец IV-V вв.). СПб., 1994.

· Исторические путешествия: Извлечения из мемуаров и данных иностранных путешественников по Волге в XV-XVII вв. /Сост. В. Алексеев. Сталинград, 1936.

· История Саратовского края с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие /Под ред. М.В. Булычева и др. Саратов, 1996.

· Круглов Е.В. К вопросу о печенегах //Проблемы всеобщей истории. Волгоград, 1994.

· Мамонтов В.И. Древнее население левобережья Дона (по материалам курганного могильника Первомайский VII). Волгоград, 2000.

· Межрегиональная конференция «Средневековые кочевники и городская культура Золотой Орды». Волгоград, 1992.

· Мыськов Е.П. Политическая история Золотой Орды (1236-1313). Волгоград, 2003.

· Плетнева С.А. Половцы. М.,1990.

· Плетнева С.А. Хазары. М.,1976.

· Путешествия в восточные страны П. Карпини и Рубрука. М., 1957.

· Скрипкин А.С. Азиатская Сарматия: Проблемы хронологии и ее исторический аспект. Саратов, 1990.

· Скрипкин А.С. История Волгоградской земли до основания города. Волгоград, 2005.

· Скрипкин А.С. История Волгоградской земли с древнейших времен до распада Золотой Орды. Волгоград, 2008.

· Третьяков П.Н. Фино-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М., 1966.

· Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.

· Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Европы под властью золотоордынских ханов. М.,1966.

· Шилов В.П. Очерки по истории древних племен Нижнего Поволжья. Л., 1975.

· Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2008.

· Энциклопедия Саратовского края в очерках, фактах, событиях, лицах. Саратов, 2002.

 


С Е М И Н А Р 6

КРАЙ В XVI-XVII ВВ.

1. Вхождение Нижнего Поволжья в состав Российского централизованного государства. Основание Царицына и Камышина (Дмитриевска).

2. Возникновение донского казачества и образование Войска Донского. Взаимоотношения донского казачества и Московского правительства.

3. Наш край в социально-политических кризисах России XVII в.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)