Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объем дисциплины и виды учебной работы. По дисциплине



2015-11-23 282 Обсуждений (0)
Объем дисциплины и виды учебной работы. По дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок




По дисциплине

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Рекомендуется для направления подготовки

История»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Калуга, 2011 г.

 

1. Цель и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – познакомить студентов с основными этапами развития исторического краеведения в нашей стране, вооружить студентов-историков необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельной историко-краеведческой и учебно-воспитательной работы, всестороннее изучить в хронологической последовательности важнейшие исторические события, происходившие на территории Калужского края в контексте общероссийской истории.

 

Содержание курса предполагает решение следующих задач:

 

  1. сформировать у студентов научное представление об общих закономерностях и особенностях развития Калужского края;
  2. дать характеристику основных источников по истории региона (археологических, этнографических, исторических, топонимических и др.;
  3. познакомить студентов в контексте с общероссийской истории с важнейшими историческими событиями, происходившими на территории края;
  4. выработать умения и навыки самостоятельной работы с фактическим, документальным материалом и литературой по региональной истории;
  5. выработать умения применять полученные знания при изучении отечественной истории, специальных исторических, культурологических и других дисциплин социогуманитарного профиля в курсе региональной истории;
  6. выработать навыки критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственные видения проблем и способов их разрешения, овладения приемами ведения дискуссии, полемики, диалоги.
  7. рассмотреть методику историко-краеведческой работы в школе, в частности, научить студентов учебно-исследовательскому методу и его применению в школьном историческом краеведении.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПП:

Профессиональный базовый цикл

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Выпускник должен обладать следующимиобщекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-Ю);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

Выпускник должен обладать следующимипрофессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

· способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

· способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПЕС-5);

· способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

· способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

· способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

· способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

в педагогической деятельности:

· умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11);

в организационно-управленческой деятельности:

· способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

· способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

в культурно-просветительской деятельности:

· способностью к разработке информационного обеспечения историко- культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

в экспертно-аналитической деятельности:

· способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные периоды в развитии исторического краеведения в нашей стране и важнейшие события региональной истории;

- основные виды источников по историческому краеведению, родному краю и методику работы с ними;

- выдающихся деятелей, связанных с Калужским краем;

- наиболее известные памятники истории, культуры, археологии и природы Калужского края;

уметь:

- соотносить региональные исторические события и процессы с соответствующими периодами отечественной истории;

- четко излагать и аргументировать собственную позицию по изучаемому вопросу;

- работать с источниками и историко-краеведческой литературой;

- анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, сопоставлять различные точки зрения на исторические события, происходившие на территории края;

- ориентироваться в современной историко-краеведческой литературе, иметь критический подход к ее оценке;

- устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и процессами;

- давать сравнительную характеристику исторических явлений и процессов;

владеть:

- навыками применения методов исторической науки для анализа региональных событий в контексте общеисторических процессов;

- приемами работы с историческими документами, научной и научно-популярной и справочной литературой;

- навыками использования местного материала на уроках истории, факультативах по истории края, а также во внеклассной и внешкольной работе по историческому краеведению

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц 6,7 семестры
Аудиторные занятия 120/3,3 120/3,3
Лекции 60/1,6 60/1,6
Семинары 60/1,6 60/1,6
Самостоятельная работа
КСР
Вид промежуточной аттестации Экзамен Экзамен
Общая трудоемкость: Часы Зачетные единицы   8,5   8,5

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Раздел Содержание раздела дисциплины
1. Введение в историческое краеведение Понятие и значение краеведения. Место краеведения в системе гуманитарных научных дисциплин. Понятие «краеведение». Организационные формы краеведения (государственное, общественное и школьное). Их взаимоотношение и особенности. Сущность исторического краеведения, его связь с другими исто­рическими науками.
Развитие исторического краеведения   Дореволюционный период. Первые попытки организа­ции краеведческих исследований. Элементы краеведения в программах народных училищ 1782 г. Топографические и экономические описания наместничеств и губерний. Начало общественного краеведения (Архангельское ис­торическое общество 1789 г., В. В. Крестинин). Развитие локальных исторических исследований в XIX в. Преобладание консервативно-дворянского направления (археологические общества, губернские уче­ные архивные комиссии и др.). Либерально-буржуазное историческое краеведение (общества, земские музеи и пр.). Документальные пуб­ликации и ученые труды. Демократическое направление в краеведении (дека­бристы, политические ссыльные). Популяризация краеведческих знаний. Организация учащихся по изучению истории края в начале XX в. Теоретик краеведения Гревс. Рост самосознания местной интеллигенции в спасении памятников истории, культуры, предметов старины в период революций (февраль − декабрь 1917 г.) Советский период. Становление советской исторической науки. Декреты Советской власти о сохранении и использовании культурного наследия, проведение их на местах. Подъем краеведческой работы как проявление активности масс. 1920-е годы − «золотое десятилетие» краеведения. Создания обществ любителей старины. Объединения по интересам. Идеологическое вмешательство государства в организацию краеведческой работы. Обвинения исследователей в буржуазной идеологии в краеведении. Поворот к новой проблематике в историческом краеведении. I Всероссийская конференция обществ и кружков по изучению местного края. Создание Центрального бюро краеведения 1921 г. Партийное руководство краеведче­ской работой в стране (деятельность Н. К- Крупской, М. И. Калинина, Ф. Н. Петрова, П. Г. Смидовича). Краеведческие издания («Советское краеведение», «Известия ЦБК» и др.). Пере­стройка краеведческих организаций. Вмешательство государства в деятельность краеведческих организаций. Затухание их деятельности. Создание Общества краеведов-марксистов в 1930 г. Изменение в системе краеведческих организа­ций. Бюро краеведения. Историческое краеведение в школе (программы ТУС 1918 г. и Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г.). Работы по локализации школьных программ и их значение. Великая Отечественная война советского народа и новые задачи исторической науки. Местный материал в идейно-политической работе. Собирание и изучение материалов о боевых и трудовых подвигах народа в годы Великой Отечественной войны. Постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения». Историческое краеведение как одно из средств преодоления формализма в преподавании. Усиление его значения в учебно-воспитательном процессе советской школы. Движение юных следопытов как форма патриотического воспитания подрастающего поколения. Создание Общества охраны памятников истории и культуры (ООПИК) и его связь со школой. Постсоветский период. Новая волна в краеведческих исследованиях. Усиление интереса к краеведению. Развитие новых направлений в краеведении (православное краеведение). Вклад преподавателей ВУЗов, студентов и школьников в развитие новых направлений исторического краеведения. Проведение научных конференций. Организация школьных конкурсов по краеведению, краеведческих олимпиад. Проблемы научного краеведения. Историческое краеведение как средство связи обучения с жизнью, развития умений и навыков самостоятельной поисково-исследовательской работы, развитие патриотического воспитания, забота и гордость Малой Родиной.
Источники по истории родного края (вещественные, письменные, устные) Археологические источники. Значение археологических источников. Археологические исследования в крае. Археологическая карта. Основная литература по археологии края. Государственная охрана археологических памятников и порядок их исследования. Привлечение учащихся к археологическим работам. Разведка и ее способы. Составление документации. Памятники археологии в государственных и школьных музеях. Этнографические источники, их значение. Литература по этнографии края. Этнографические исследования в крае. Этнографическая карта края. Материалы этнографии в местных музеях. Методика этнографических исследований. Село как один из основных объектов этнографического исследования. Отражение в этнографических материалах коренных изменений жизни и быта населения за годы советской власти. Взаимодействие национальных культур и проявление дружбы народов. Устное народное творчество. Методика проведения бесед, записи фольклорного, материала. Оформление и проверка собранных данных. Применение технических средств. Памятники истории и культуры. Памятники культуры. Места и памятники, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей науки, техники, культуры, искусства. Усадьбы-музеи, дома-музеи, мемориальные доски. Памятники архитектуры и градостроительства. Деревянное зодчество. Оборонное зодчество. Культовые здания. Гражданские постройки. Памятники советской архитектуры Изменение внешнего облика городов и селений за годы советской власти и в постсоветский период. Монументы. Памятники выдающимся историческим деятелям, писателям, художникам и т.д. Государственная охрана памятников. Законы по охране и использованию памятников истории и культуры. Выявление и описание памятников. Привлечение учащихся к их охране и реставрации. Учет частных коллекций. Общество охраны памятников истории и культуры. Добровольные организации энтузиастов по охране памятников. Памятники трудовой славы. Места первых субботников. Новостройки первых пятилеток. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, известные выдающимися производственными достижениями, трудовыми починами. Доски Почета. Памятники Героям Социалистического Труда. Памятники борьбы за независимость Родины. Места исторических битв XII − XIX вв. Памятники гражданской войны. Па­мятные места Великой Отечественной войны 1941 − 1945 гг. Воинские захоронения. Мемориальные ансамбли. Курганы славы. Сбор реликвий, документов, воспоминаний о боевых и трудовых подвигах советского народа в годы войны, о земляках − Героях Советского Союза. Письменные источники. Рукописи и книги. Письменное наследие, прошлого и его значение. Поиск древних рукописей. Экспедиции Пушкинского дома, МГУ и др. Внешние особенности древних рукописей. Приемы их описания. Начало книгопечатания на Руси, Старопечатная книга и ее внешние особенности. Отделы рукописей и редких книг областных библиотек и музеев. Местные издания XVIII − первой половины XIX в. Приемы их описания. Историко-краеведческая библиография. Основные библиографические издания. Общество друзей книги и школа. Рукописи и книги в экспозиции школьных музеев и учебно-воспитательной работе школ. Документальные материалы государственных архивов РФ Архивные учреждения и их научное значение. Декрет о реорганизации и централизации архивного дела от 1 июня 1918 г. Создание Единого государственного архивного фонда. Центральные и местные архивные учреждения. Фонд, опись, единица хранения. Состав фондов областных и районных архивов. Фотокинодокументы. Звукозаписи. Текущие архивы предприятий, учреждений. Издания государственных архивов. Научно-справочные пособия для архивных изысканий (путеводители, обзоры, описи, картотеки). Порядок пользования материалами государственных архивов. Методы и приемы работы с архивными документами. Оформление выписок из заметок. Периодическая печать. Печать в дореволюционной России. Официальные издания. Важнейшие буржуазные газеты и журналы. «Губернские ведомости». Частная печать. Провинциальная пресса. Приемы работы с материалом периодической печати. Справочно-библиографические издания (летописи газетных, журнальных статей). Подбор газетных вырезок. Топонимика как источник изучения истории края. Основные принципы и методы топонимики. Отражение в топонимике изменений экономической, социальной и политической жизни края, города, села. Методика собирания и изучения топонимов. Справочные пособия.
Научные основы школьного исторического краеведения. Методологическая основа и задачи школьного исторического краеведения. Взаимосвязь школьного и научного краеведения. Подготовка учителя к краеведческой работе. Последовательность и основные виды краеведческой работы учителя и учащихся. Поисково-творческая, исследовательская направленность как особенность школьного краеведения. Ученические исследования по краеведению и их особенности. Требования к краеведческой тематике ученических изысканий. Пути приобщения учащихся к исторической науке средствами краеведения. Познавательные и практические задания (задачи) по краеведению. Методы исследования, применяемые учащимися в ходе историко-краеведческой работы. Раскрытие межпредметных, причинно-следственных связей и закономерностей с помощью краеведческого материала. Учитель − руководитель ученических изысканий по истории края. Подготовка школьников к научным краеведческим чтениям и краеведческим олимпиадам. Краеведение на уроках истории. Значение краеведческого материала для учебно-воспитательной работы в школе. Краеведческий принцип в изучении истории. Принципы отбора и систематизации местного материала для учебных целей. Приемы установления связи между краеведческим и общеисторическим материалом. Методика использования краеведческого материала на уроках истории. Основные типы уроков по истории края. Самостоятельные краеведческие уроки, тематически связанные с общим курсом отечественной истории, уроки с элементами краеведения.- Пути использования в учебно-воспитательной работе местных археологических, этнографических материалов, документов местных архивов, музеев, краеведческой литературы, периодической печати, материалов топонимики и фольклора. Факультативные занятия по истории края. Задачи и значение факультатива по истории края. Выбор тематики. Особенности и основные направления факультативов по местной истории. Связь факультативов с учебной и внеклассной работой. Поиско­во-исследовательский характер факультативов. Виды самостоятельной работы учащихся на факультативах. Разнообразие форм и методов Основные формы внеклассной историко-краеведческой работы. Задачи внеклассной работы по истории края. Связь учебной и внеклассной работы. Массовые, групповые и индивидуальные фирмы внеклассной и внешкольной работы по краеведению. Проведение вечеров, конференций, викторин и т. д. Основные объекты школьного исторического краеведения: а) населенный пункт, б) промышленное и сельскохозяйственное предприятие, в) культурно-просветительное учреждение. Методика изучения истории основных краеведческих объектов. Последовательность работы при изучении истории краевед­ческого объекта. Государственные, народные и школьные краеведческие музеи. Их профили и особенности. Сотрудничество школ с местными музеями. Школьный историко-краеведческий музей. Его задачи и особенности. Профиль, фонды музея, их комплектование. Организация учета и хранения материалов музея. Экспозиция музея. Требования к ней. Формы и методы работы школьных музеев. Использование материалов школьных музеев в работе с учащимися и населением.  
Зарождение и развитие научных краеведческих знаний по истории Калужского края Роль русских ученых и краеведов в изучении истории края. Академик В. Зуев. Краеведы Г.К. Зельницкий, О.Г. Потресов, П.С. Щепетов-Самгин, Е.П. Карнович. Краеведческие организации и их роль в исследовании местной истории (1891–1937 гг.). Калужская ученая архивная комиссия (И.Д. Четыркин, Н.И. Булычов, В.И. Ассонов и др.). Калужское церковное историко-археологическое общество (И.Ф. Цветков, М.С. Извеков и др.). Калужское общество изучения природы и местного края (Н.Л. Дмитриев, М.М. Местергази и др.). Музей «на благое просвещение». Калужское общество истории и древностей (Д.И. Малинин, Ю.А. Вусович, М.Е. Шереметева, С.В. Щербаков и др.). Изучение истории края в 1920–1930-е годы. Калужское районное бюро краеведения (1930–1937 гг.) Краеведы 1940–1990-х годов (Н.М. Маслов, С.И. Самойлович, Г.М. Морозова, К.Б. Бедлинский и др.). Их вклад в изучение истории края. Основные источники по истории края. Летописи. Повесть временных лет. Никоновская и Симеоновская летописи. Духовная грамота Дмитрия Донского. «Новый летописец» (XVII в.). Экономико-топографические описания. Описание города Калуги писца И. Полуектова (1687 г.). Атлас Калужского наместничества (1782 г.). Топографическое описание Калужского наместничества (1785 г.). Дореволюционная периодика. Официальные и общественные издания. Журнал «Урания» (1804 г.). «Калужские губернские ведомости» (1838–1917 гг.). «Калужские епархиальные ведомости» (1862–1907 гг.). «Калужский церковно-общественный вестник» (1907–1918 гг.). «Известия КУАК». «Калужская старина». Советская печать. Газеты «Коммуна» (1918–1944 гг.), «Знамя» (с 1944 г.). Районная печать. Мемуарная литература. Записки Сигизмунда Герберштейна, Е.Р. Воронцовой-Дашковой, А.О. Смирновой-Россет. Воспоминания участников обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. в Калужской губернии (Н.В. Сахаров, П.Н. Грешищев), деятелей революционного движения, воспоминания малолетних узников фашистских лагерей и учащихся калужских школ о периоде оккупации города Калуги и области. Эпистолярные источники. Письма из провинции И.С. Аксакова. Статистические и справочные издания. Материалы ревизий. Статистические обзоры Калужской губернии (на 1879–1914 гг., 1896–1903 гг.). Памятные книжки и адрес календари Калужской губернии.  
Социально-экономическое развитие Калужского края с древнейших времен до XIV в.   Древнейшие поселения на территории края (I тыс. до н. э. – VII в. н. э.): Ромодановские дворики. Турынинские дворики. Н.Вырка. Маламахово. Николо-Ленивец и др. Месторасположение стоянок и поселений. Городища и селища. Занятия, быт, общественные отношения и этнический состав населения. Восточнославянские племена на территории края. Вятичи и кривичи. Общественный строй, занятия, основные виды хозяйственной деятельности и религиозные представления славян. Материальная культура вятичей (жилища, хозяйственные постройки предметы быта, орудия труда вооружение и т. д.). Первый проповедник христианства на Калужской земле монах Кукша. Калужские земли в составе Черниговского княжества. Возникновение первых городов на территории края. Исконна, Беницы, Козельск, Любутск, Спас-городок, Серенск, Воротынск, Мосальск, Таруса, Мещовск, Перемышль, Боровск, Медынь, Малоярославец. Названия калужских городов на картах и глобусах XVI–XVII вв. Хозяйственная жизнь города: развитие ремесла, торговые связи, промыслы. Калужский край в период борьбы русского народа с татаро-монгольским нашествием и ее отражение в летописных источниках. Осада Серенска. Героическая оборона Козельска от войск Батыя. Участие калужских дружин в Куликовской битве (1380 г.).  
Социально-экономическое и политическое развитие края в XIV–XVI вв.   Город Калуга. Первые упоминания Калуги в исторических документах. Происхождение названия города и его изначальное месторасположения. Калужское княжество (1505–1518 гг.). Калужский князь Симеон Иванович. Калужская крепость в XVI–XVII вв. Экономическое развитие города. Великое противостояние на р. Угре (1480 г.). Тактика и местоположение русских дружин. Р. Угра – «пояс Богородицы». Поражение Ахмата. Присоединение калужских земель (воротынских, мещовских, мосальских) к Москве. Калужский край в период борьбы Московского государства с набегами крымских татар в XVI в. Тульская «засечная черта». Роль калужских городов (Козельск, Перемышль, Серпейск, Мосальск, Таруса, Воротынск, Медынь, Любутск, Малоярославец, Боровск) в защите юго-западных границ Российского государства. Калуга – главный опорный пункт обороны. Калужские воеводы Даниил Щеня и Михаил Безнин. Иван Грозный на Калужской земле (1563 г.). Включение калужских городов в опричнину (1565 г.). Удельные княжества на территории края.  
Калужский край в XVII в.   Калужский край в период крестьянской войны под предводительством И.И. Болотникова. Социально-экономическое положение края к началу XVII в. Болотников в Калуге. Осада Калужской крепости воеводами В.И. Шуйского. Калужский край в период борьбы Русского государства с интервенцией польских феодалов. Прием Лжедмитрия II калужанами. Оборона Боровско-Пафнутьевского монастыря. Князь М.К. Волконский. Дмитрий Пожарский на Калужской земле. Смерть Лжедмитрия II. Город Калуга после поражения польских интервентов. Гетман Сагайдачный. Смирный Судовщиков – представитель Калужской земли на земском соборе 1613 г.  
Калужский край в XVIII в.   Социально-экономическое развитие. Административно-территориальный статус Калужского края в первой четверти XVIII в. Образование Калужской провинции в составе Московской губернии (1719 г.). Калуга – центр провинции. Развитие города. Народонаселение. Посещение Калужской земли Петром I (1721 г.). Возникновение мануфактурного производства. Чугуноплавильные и железоделательные предприятия. Парусные и полотняные фабрики. Калужские предприниматели и купечество (Т.Ф. Карамышев, Гончаровы, Щепочкины, Демидовы и др.). Обострение социальных противоречий. Положение работных людей и крепостных крестьян. Волнение работных людей в Полотняном Заводе и крестьян в Ромодановской волости (1752 г.). Административно-территориальная реформа Екатерины II. Учреждение Калужского наместничества (1776 г.) Первые калужские наместник и губернатор. Открытие губернии. Создание губернских и уездных учреждений. Калуга – губернский центр. Калужская геральдика (история создания и особенности). Административные преобразования Павла I. Подъем экономики края. Развитие промышленного производства и торговли. Культурное развитие края. изменения архитектурного облика губернского и уездных городов. Первые губернские архитекторы (П.Р. Никитин, И.Д. Ясныгин). Генеральный план застройки Калуги. Казенное, гражданское, культовое строительство (Каменный мост, Присутственные места, Гостиные ряды, здания почтамта, мужской казенной гимназии, дома Золотаревых, Чистоклетовых, Билибиных и др.). Основание калужского театра (1777 г.) Открытие учебных заведений (Главное народное училище, дворянский пансион, уездные училища), больниц, типографий, калужской епархии и т.д. Пребывание на Калужской земле видных представителей русской культуры, науки, просвещения, военных деятелей (Ю.А. Нелединский-Мелецкий, В.И. Баженов, А.Н. Радищев, Е.Р. Воронцова-Дашкова, Д. Н. Сенявин, изобретатель Р. Глинков, С.И. Челюскин, Прончищевы и др.).  
Калужский край в первой половине XIX в.   Калужская губерния накануне Отечественной войны 1812 г. Экономическое положение губернии в начале XIX в. Материально-техническая подготовка к войне. Подвиг С.А. Старичкова и увековечивание его имени. Калужский край в период Отечественной войны 1812 г. Формирование и деятельность калужского ополчения. Тарутинский бой. Малоярославецкое сражение. «Малая» война на территория края. Последствия войны. Калужане участники – Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии. Экономическое развития края в послевоенный период. Сельское хозяйство. Ремесленное производство. Бумажные фабрики на территории Медынского уезда (Гончаровы, Щепочкин, Говард). Калужское купечество. Дворянская усадебная культура. Крупнейшие передовые усадьбы Калужского края – история и владельцы. Авчурино (Полторацкие), Белкино (Годуновы, Воронцовы, Бутурлины, Обнинские). Березичи (Чичерины, Оболенские). Городня (Голицины). Полотняный Завод (Гончаровы). Троицкое (Е.Р. Воронцова-Дашкова). Школа и просвещение. Открытие казенной мужской гимназии, Лесного института. Духовная семинария в Калуге. Уездные училища. Деятели науки, литературы, искусства и освободительного движения на территории края. И.С. Аксаков, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, братья А.М. и В.М. Жемчужниковы и «Козьма Прутков», В.А. Жуковский, П.С. Мочалов, А.С. Пушкин, А.О. Смирнова-Россет, А.К. Толстой, С.Я., И.С. Унковские П.Л. Чебышев, Имам Шамиль.М.С. Щепкин,. С.И. Яновский. Декабристы в Калужском крае (Г.С. Батеньков, С.Н. Кашкин, Е.П. Оболенский).
Калужский край во второй половине XIX в.   Реформа 1861 г. в Калужской губернии. Положение калужского крестьянства перед отменой крепостного права. Крестьянское движение. Губернская администрация. Губернатор В.А. Арцимович и его окружение. Учреждение дворянского комитет об улучшении быта помещичьих крестьян. Состав комитета. Консервативное большинство и либеральное меньшинство. Мировые посредники. Особенности реализации «Положений 19 февраля 1861 г.» в Калужской губернии. Рост числа крестьянских выступлений после отмены крепостного права. Требования и формы борьбы крестьян. Экономическое развитие края в пореформенное время. Рост числа промышленных предприятий. Мальцовы на российском рынке. Мальцовский промышленный округ. Открытие Ряжско-Вяземской железной дороги (1875 г.) и Главных железнодорожных мастерских (1875 г.).. Калужская деревня после отмены крепостного права. Отходничество. Основные направления деятельности калужского земства. Медицина. Народное образование. Земская статистки. Хозяйственная деятельность. Земские издания. Калужские земцы (А. Пешехонов, И.И. Молессон и др.). Социально-культурное развитие края. Просвещение. Женское образование (светское и духовное). Калужское реальное училище. Специальные учебные заведения. Губернский статистический комитет. Деятели науки, литературы, искусства и освободительного движения на территории края. П.М. Голубицкий, Ф.М. Достоевский, Е.П. Кадмина, Н.А. Кропоткин, В.Д. Поленов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Г.И. Успенский, К.Э. Циолковский, А.П. Чехов, Н.В. Щелгунов, , Н.Я. Ярошенко и др.  
Калужский край в начале XX вв.   Экономическое развитие губернии. Столыпинская реформа. Первая мировая война и ее влияние на экономическое и политическое положение губернии. Благотворительные организации в период войны. Революционные события 1905–1907 гг. Особенности рабочего и крестьянского движения. Действия официальных властей. Губернатор А.А. Офросимов и его роль в поддержании порядка. Контрреволюционные выступления. Социал-демократические и террористические организации. Большевики И. Ф. Дубровинский и М.П. Доброхотов. Февральская революция 1917 г. в губернии. Активизация социал-демократического крыла. Меньшевики и Большевики. Объединительное движение Советов рабочих и солдатских депутатов. Выход большевиков из Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и образование Калужской организации РСДРП(б). Июльские выборы гласных городской думы (победа эсеров и меньшевиков). Корниловский мятеж (борьба местного гарнизона с корниловщиной, образование в Калуге Временного исполкома Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, возвращение большевиков в его состав). Забастовочное движение. Победа большевиков на выборах в Людиновский и Жиздринский Советы (август 1917 г.). Изменение в соотношении сил в Калужском Совете солдатских депутатов в сентябре 1917 г. Большевики Д.Ф. Абросимов, П.Я. Витолин, И.В. Юзефов, Л.А. Комаров, Н.А. Кремис. Нарастание конфронтации. Калуга на военном положении. Разгон Совета солдатских депутатов. Октябрьские события 1917 г. Создание «Органа губернской власти по спасению родины и революции». Калужский Военно-революционный комитет. Особенности установления советской власти в уездах и губернском центре. Роспуск городской думы. Разгон манифестации в поддержку Учредительного собрания (декабрь 1917 г.). Деятели науки, литературы и искусства на территории края. Е.Л. Афонин, В.Я. Брюсов, Театр Гончаровых, Г.Д. Деев-Хомяковский, Е.П. Дрейзин, А.В. Луначарский, В.В. Маяковский, В.П. Обнниский, В.Д. Поленов, Цветаевы, Ф.М. Шаляпин и др.  
Калужский край в 1918–1940 гг.   Калужский край в первые годы становления советской республики. Калужская Советская республика. Национализация предприятий. Крестьянские восстания в 1918 г. (Медынский уезд, события в с. Корекозево). Реквизиция имущества. Участие калужан в Гражданской войне. Переход к НЭПу. Восстановление хозяйства губернии. Новые промышленные предприятия. Развитие кооперации. Промыслы. Экономическое развитие края в 1930-е годы. Коллективизация. Организация колхозов и МТС. Выступления крестьян против насильственной коллективизации. Промышленное строительство. Калужские стахановцы. Административно-территориальные изменения. Упразднение Калужской губернии (1929 г.). Учреждение округов. Вхождение калужской территории в состав соседних областей. Общественно-политическая жизнь. Калужане – жертвы сталинских репрессий и участники движения Сопротивления. Деятели науки, литературы и искусства на территории края. Д. Бедный, Н.А. Заболоцкий, К.Г. Паустовский, Н.П. Раков, И.С. Соколов-Микитов, С.С. Туликов, Н.В. Устрялов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.    
Калужский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)   Калужский край в первые месяцы войны. Мобилизация сил на отпор врагу. Организация комсомольского эшелона. Оборонительные бои осенью 1941 г. Подвиг подольских курсантов. Оккупационный режим на территории края. Эвакуация населения и промышленных предприятий. Бомбардировки города Калуги. Захват немецко-фашистскими войсками города. Оккупация районов нынешней Калужской области. Оккупационный режим. Жизнь в оккупированном городе. Зверства немецко-фашистских захватчиков. Еврейское гетто в Калуге. Насильственный угон населения в Германию. Боевые действия на территории края. важнейшие военные операции: Можайско-малоярославецкая (октябрь 1941 г.), Ильинские рубежи (октябрь 1941 г.), Тульская и Калужская (декабрь 1941 г.). Бой у д. Хлуднево (январь 1942 г.). Ржевско-Вяземская (январь – апрель 1942 г.). Подвиг 33 Армии. Генерал-лейтенант М.А. Ефремова. Бои за Варшавское шоссе. Зайцева гора (весна 1942 – весна 1943 гг.). Безымянная высота(август 1943 г.). Освобождение территории ныне входящей в состав Калужской области (17 сентября 1943 г.). Калужане – герои Советского Союза. Героическая судьба А.Т. Карпова. Военачальники И.В. Болди, Г.К. Жуков, В.В. Пухов на Калужской земле. Партизанское и подпольное движение. Организация партизанского движения. Деятельность людиновского подполья, герои молодежной группы людиновского подполья, его герои. Военные операции угодско-заводских партизан. Деятельность партизанских отрядов в Ульяновском, Хвастовичском, Спас-Деменском и др. районах.
Калужский край в 1944–1991 гг.   Экономическое развитие региона. Образование Калужской области (1944 г.). Послевоенное восстановление народного хозяйства. Возвращение насильственно-угнанных граждан. Организация колхозов, совхозов, МТС. Строительство жилья для колхозников. Укрупнение колхозов и совхозов области. Техническое оснащение деревни. Развитие промышленности, транспорта. Газификация. Открытие шахт. Развитие науки. Пуск первой в мире атомной электростанции (1954 г.). Развитие города науки Обнинска. Калуга – колыбель космонавтики. Визит первого советского космонавта Ю.А. Гагарина в Калугу. Социально-культурная жизнь области. Жилищное строительство. Открытие специализированных школ и санаториев для детей. Расцвет калужского областного драмтеатра, фольклорных коллективов. Возведение зданий театра, филармонии, Государственного музея истории космонавтики. Восстановление дома-музея К.Э.Циолковского. Деятельность крае

2015-11-23 282 Обсуждений (0)
Объем дисциплины и виды учебной работы. По дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объем дисциплины и виды учебной работы. По дисциплине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)