ЧЕЛОВЕК - ВОЛК ИЛИ ОВЦА?
«Многие полагают, что люди - это овцы, другие считают их хищными волками. Каждая из сторон может аргументировать свою точку зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других, даже когда им самим это приносит вред. Он может также сказать, что люди снова и снова следуют за своими вождями на войну, которая не дает ничего, кроме разрушения, что они верят любой несуразице, если она излагается с надлежащей настойчивостью и подкрепляется властителями - от прямых угроз священников и королей до вкрадчивых голосов более или менее тайных обольстителей. Кажется, что большинство людей, как дремлющие дети, легко поддается влиянию и что они готовы безвольно следовать за любым, кто, угрожая или заискивая, достаточно упорно их уговаривает. Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий противодействием толпы, является скорее исключением, чем правилом... Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на предпосылке, что люди являются овцами. Именно мнение, согласно которому люди - овцы и потому нуждаются в вождях, принимающих за них свои решения, нередко придавало самим вождям твердую убежденность, что они выполняли вполне моральную, хотя подчас и весьма трагичную обязанность: принимая на себя руководство и снимая с других груз ответственности и свободы, они давали людям то, что те хотели. Однако если большинство людей - овцы, почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Разве Талаат-паша сам убил миллионы армян? Разве Гитлер один убил миллионы евреев? Разве Сталин один убил миллионы своих политических противников? Нет. Эти люди были не одиноки, они располагали тысячами, которые умерщвляли и пытали для них и которые делали это не просто с желанием, но даже с удовольствием. Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека - в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными? А как часто стоны истязаемого и страдающего создания встречают глухие уши и ожесточенные сердца? Такой мыслитель как Гоббс из всего этого сделал вывод: homo homini lupus est - человек человеку волк. И сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей. И все же аргументы обеих сторон не убеждают... Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бокс большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая находится в опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести. Этот ответ звучит убедительно, но после него остается много сомнений. Не означает ли он, что существует как бы две человеческие расы - волков и овец? Кроме того, возникает вопрос: если волчье поведение не соответствует овечьейприроде, то почему овцы с такой легкостью соблазняются поведением волков, когда им предоставляют право считать насилие их священнойобязанностью? Может быть, все же правда, что важным свойством человекаявляется нечто волчье и большинство просто не проявляет этого открыто? А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек -это одновременно и волк и овца, или он - ни волк и ни овца?» II. Достоевский, во многом не понятый современниками, оказался духовным провидцем, что вызывает к нему пристальный интерес в ХХ веке. Мучившие его «проклятые вопросы» неожиданно стали жгуче-современными, и ими мучаются теперь миллионы людей на планете. Давайте поразмышляем над ними вместе. Нам чувство дико и смешно...» Готовы ли Вы признать за «высшим разрядом» право распоряжаться «материалом», и дадите ли Вы «властелину» распорядиться собой, своей семьей? 1. «Визуальная культура» - понятие, которое широко распространено в повседневной жизни. Этими словами обозначают все виды рекламы, особенно телевизионной, все разнообразие клиповой продукции, многообразную высококачественную печатную продукцию, высокотехнологичную продукцию киноиндустрии. Вы видите, что в тексте о культуре лейтмотивом проходит технические термины «продукция», «индустрия», хотя речь идет о «видимых, наблюдаемых простым глазом визуальных объектах», к которым традиционно относятся все виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, киноискусства, цирка и т.п. Попытайтесь «извлечь корень» визуальной культуры и показать (теоретически и практически) ее отличие от визуального (изобразительного) искусства. 2. В 1974 году на русский язык была переведена (В.Л.Глазычевым) книга известного американского искусствоведа Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», ей предшествовала монография автора «Визуальное мышление», 1970. Книга Арнхейма имеет подзаголовок «Психология творящего взгляда», что можно интерпретировать как: восприятие – творческий процесс, эмоционально и рационально преображающий все, что оказывается в поле зрения воспринимающего. В главе «Выразительность» говорится, что она, выразительность, есть «напряженность, которую взгляд находит в воспринимаемом». Эти два посыла позволяют нам поставить перед собою задачу проанализировать психологию восприятия художественных текстов (визуальных и вербальных) визуальной культуры, но подключить свой личный психологический опыт, который накапливается в процессе создания произведений визуальной культуры (дизайна, рекламы, полиграфии). 3.
И.В. Гете устами Фауста озвучивает концепцию бытия на все времена: Написано: « Вначале было СЛОВО» – И вот уже одно препятствие готово: Я слово не могу так высоко ценить. Да, в переводе текст я должен изменить. Когда мне верно чувство подсказало, Я напишу, что МЫСЛЬ – всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была далека! Ведь мысль творить и действовать не может! Не СИЛА ли – начало всех начал? Пишу, – и вновь я колебаться стал, И вновь сомненье душу мне тревожит, Но свет блеснул, – и выход вижу я: В ДЕЯНИИ начало бытия! Триада «мысль – слово – дело» является важным продуктивным аспектом развития сознания и самосознания. Завершить разговор о знаковых системах можно цитатой Д.Б. Эльконина:«Знак — нечто вроде подарка. Ведь подарок — напоминание о том, кто его сделал. Именно поэтому знак социален, именно поэтому он организует поведение. В истории культуры (ритуал, миф, даже религия) знак имеет такой же смысл и значение».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (898)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |