Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Массовая борьба против режима Косгрейва



2015-11-23 667 Обсуждений (0)
Массовая борьба против режима Косгрейва 0.00 из 5.00 0 оценок




Наступление предпринимателей вызвало яростный отпор рабочей Ирландии; массовые стачки, рабочие демонстрации, пикетирование практически с первых месяцев его существования вошли в жизнь доминиона. Значительная часть рабочих выступлений были «дикими»: официальное рабочее руководство, члены лейбористской «парламентской партии» стремились по возможности не обострять отношений с правительством. Исполком ИЛИ не выдвигал альтернативной социально-экономической и политической программы, однако его призывы развивать государственный сектор, форсировать промышленное строительство во имя борьбы с безработицей и уменьшения эмиграции имели позитивное значение, выражая общенациональный интерес.

Попыткой внести боевое руководящее начало в массовую стачечную борьбу, создать революционную, с позиций классовой борьбы, альтернативу официальному курсу лейбористских лидеров явилось возникновение летом—осенью 1923 г. при решающем участии вернувшегося из США Дж. Ларкина Ирландского рабочего союза (в него вошло 35 тыс. бывших членов ИСТНР, порвавших с его официальным лидерством) и Ирландской рабочей лиги. В 1924 г. Лига, вобравшая в себя коммунистические группы, — пролетарская политическая организация передовых ирландских рабочих — вступила в Коминтерн.

В течение нескольких последующих лет эти организации шли во главе ирландских рабочих, препятствуя намерениям ирландской буржуазии сделать Ирландию заповедным полем предпринимательского произвола. Но условия для крутого поворота ирландского рабочего движения на путь последовательной революционной стратегии и тактики еще не созрели. Рабочая лига не смогла создать своим лозунгам массовую опору; ее вожди не стремились усвоить научную теорию классовой борьбы, часто оказывались в хвосте стихийных экономических выступлений.

Стойкая анархо-синдикалистская традиция, укоренившаяся в рабочей массе, оставляла широкую брешь для проникновения буржуазного влияния.

К 1927 г. Ирландская рабочая лига начала терять свою и без того небольшую членскую массу. С другой стороны, разочарованные рабочие массы покидали Лейбористскую партию, крупнейшие тред-юнионы (почти 1/3 членов потерял старый ИСТНР). Росли потенциальные резервы для быстрого развития новой восходящей политической силы — созданной И. Де Валерой оппозиционной партии Фианна фойл, что означало «солдаты судьбы».

Ее «внезапное» (весной 1926 г.) появление на политической арене как массовой силы и грозного соперника партии Кумман на Гэл было отчетливым признаком того, что широкие массы ирландского народа вновь пробуждаются к антиимпериалистической борьбе. С другой стороны, это означало раскол в среде шинфейнеров-республиканцев; для многих из них, так же как и для подпольного штаба ИРА, призыв Де Валеры и его единомышленников — Ш.Лемасса, Ф.Эйкена и др. — перейти к легальным формам борьбы, войти в Дойл и померяться силами с Косгрейвом на конституционной почве означал бы признание ИСГ. Де Валера тщетно убеждал многих своих сторонников, что в сложившейся ситуации пренебрегать Дойлом было бы неразумно. Раскол стал свершившимся фактом: «непреклонные» оставались в подполье, готовясь к возобновлению вооруженной борьбы.

В новую партию вступали рабочие, мелкие и средние фермеры, более близкая к народу часть интеллигенции (по преимуществу мелкобуржуазная), мелкие национальные предприниматели. Политический водораздел между правящей и оппозиционной партиями, таким образом, усугублялся водоразделом социальным.

Из тактических соображений Де Валера счел возможным не включать в программу новой партии требование республики. Было решено ограничиться требованием введения жестких защитных пошлин, активной индустриализации страны и пересмотра соглашения о земельных платежах.

Под этими лозунгами партия провела избирательную кампанию 1927 г. и набрала немногим меньше голосов, чем Кумман на Гэл. Однако необходимость присягать английской короне не позволяла депутатам от Фианна фойл занять свои места в парламенте. Но вскоре сторонники Де Валеры перешагнули и через это. 10 июля 1927 г. бойцами ИРА был убит вице-премьер О'Хиггинс, оплаканный реакционной ирландской и английской прессой. В ответ Дойл принял драконовский закон «О соблюдении общественной безопасности», по существу ставивший страну в осадное положение. 12 августа депутаты от Фианна фойл принесли присягу, предварительно оговорив, что считают ее простой формальностью, и вошли в Дойл: иллюзорная лейбористская оппозиция сменилась реальной и внушительной силой — объединившимся под национальными, антиимпериалистическими лозунгами политическим блоком трудящихся и мелкособственнических элементов.

Охвативший Ирландию (с 1930 г.) мировой экономический кризис стал причиной резкого обострения всех социально-политических противоречий.

Резкое падение цен на сельскохозяйственную продукцию при стабильных суммах земельных выплат, налогов и долгов вынесло смертный приговор десяткам тысяч мелких и средних ферм. Конфискация скота, имущества, выселение за долги прочно вошли в жизнь ирландской деревни. Предприниматели вновь развернули наступление на рабочих, стремясь переложить на их плечи издержки кризиса; точно так же поступали со своими батраками и крупные фермеры. В результате локаутов и закрытия предприятий к 1931 г. около 100 тыс. промышленных рабочих и транспортников оказались без работы. Безработица приняла формы национальной трагедии. Ряд крупных ирландских фирм — дублинские верфи, коркское и дублинское пароходства и др. — попали в руки соответствующих британских монополий.

В этих условиях трудящиеся ирландских городов и сельских местностей развернули активную социальную борьбу. Забастовочное движение охватило все основные промышленные центры страны.

Однако по преимуществу оно было стихийным и преследовало исключительно экономические цели. К этому времени прекратила свое существование Рабочая лига, во многом утратил позиции в массах Ирландский рабочий союз.

Весьма острые формы приняло аграрное движение в деревне. Крестьяне объединялись в отряды, нападали на судебных исполнителей и полицию, отбирали и возвращали владельцам конфискованный скот. Во многих местах отряды мелких фермеров и батраков успешно препятствовали выселению за долги. Крестьяне требовали отмены земельных выплат, недоимок по долгам, раздела оставшихся помещичьих угодий, активного государственного вмешательства для спасения мелкофермерских хозяйств. Кое-где начали возникать «комитеты трудящегося фермерства», бравшие в свои руки руководство аграрным движением. В 1930 г. в крупнейшем городе Запада Голуэе собрался первый общеирландский съезд трудящегося фермерства. В некоторых местах изучался и пропагандировался советский опыт, все чаще в массах проявлялось недовольство «национальным капитализмом».

На волне нового подъема массовой борьбы в стране передовыми рабочими делаются попытки возобновления начавшегося в 1921 г. коммунистического движения. В Дублине, Белфасте, Корке и некоторых других городах возникают Революционные рабочие группы (РРГ) — связанные единым руководством марксистские ячейки. Их члены, наиболее сознательные, теоретически подготовленные рабочие, шли в первых рядах аграрного движения и стачечной борьбы. Лозунги РРГ: «Долой режим Косгрейва — царство голода и террора!», «Землю безземельным!», «Работу и хлеб голодным!», деятельная пропаганда достижений Советской России проникали в сознание ирландских трудящихся. Однако для успешной реализации предлагавшейся ими программы широких социально-экономических преобразований необходима была массовая пролетарская партия, крепкий союз между трудящимися города и деревни.

В этот период намечается отчетливое размежевание в рядах подпольных Шин-фейна и ИРА, выделение из ее рядов левого крыла, выдвигающего прогрессивные социальные лозунги, сближающегося с классовой борьбой широких масс. В сентябре 1931 г. в Дублине 150 делегатов от различных соединений ИРА на своем тайном съезде учредили организацию «Саор Эйре» («Свободная Ирландия»). Ее целью провозглашалось создание революционного рабоче-крестьянского руководства во имя ликвидации гнета британского империализма и ирландского капитализма и создания народной республики, где будут обобществлены средства производства, распределения и обмена. Однако связей с передовыми рабочими организациями «Саор Эйре» не имела, ее лидеры запрещали членам вступать в профсоюзы, обещали осуществлять будущее переустройство Ирландии на основах «новой социальной христианской религии».

Значительное большинство ирландского народа продолжало, однако, придерживаться мнения, что единственной надежной гарантией успешного продвижения к высшим национальным целям, спасения разоренного мелкого фермера и умирающего с голода рабочего может стать лишь приход к власти партии Фианна фойл.

Лидеры этой партии, ее депутаты в Дойле и представители на местах, гибко реагируя на обстановку в стране и учитывая характер своей массовой базы, делали краеугольным камнем своей агитации «фабрику и ферму». Они сочетали выдвижение прогрессивных для того времени политических требований (отмена присяги ирландских парламентариев британской короне, ликвидация английских военно-морских баз) с обещанием целого комплекса социально-экономических мероприятий, способных ослабить зависимость от империализма, обеспечить широкое развитие национальной экономики, спасти трудящихся Ирландии от голода и крайней нищеты. Новая роль при этом отводилась национальному государству; последнее должно было стать стимулятором и гарантом успешного национального развития.

Подвергая резкой критике правительство ИСГ, Де Валера указывал, что выполнение первоочередной задачи Фианна фойл — форсирования промышленного развития под прикрытием высоких протекционистских пошлин — должно привести к образованию многих новых отраслей производства, отвоеванию внутреннего рынка у британских монополий, созданию значительного числа новых рабочих мест, способных рассосать безработицу и сократить эмиграцию.

Конечной целью объявлялась независимая Ирландская республика. Мелким фермерам была обещана государственная поддержка, пересмотр системы земельных выплат. Вместе с тем многим старым и новым сторонникам Фианна фойл импонировали резкие выпады Де Валеры и его ближайшего окружения против коммунизма, преданность доктрине католицизма и принципу частной собственности. Лидер партии обещал сделать Ирландию «идеальной христианской страной».

Программа, выдвинутая Фианна фойл, являла собой манифест левого крыла ирландской национальной буржуазии, не связанной в тот период с империализмом и остро нуждавшейся в поддержке широких народных масс. Ее главные требования были направлены против чужеземного империализма. Этим требованиям Фианна фойл, за которыми стояла значительная часть ирландского народа, Кумман на Гэл не смогла противопоставить новой, позитивной программы. В январе 1932 г. на всеобщих выборах, происходивших в условиях острейшей политической борьбы, вооруженных столкновений ИРА с полицией и бандами сторонников «режима Договора», партия Косгрейва потерпела поражение. К власти, хотя и с небольшим перевесом голосов, пришла Фианна фойл. Де Валера сформировал первое (в полном смысле этого слова) национально-буржуазное правительство Ирландии.



2015-11-23 667 Обсуждений (0)
Массовая борьба против режима Косгрейва 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Массовая борьба против режима Косгрейва

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)