ОБЩИЕ ПРАВИЛА И МЕТОДЫ РАБОТЫ
О. А. Голубчиков
Органический
Санкт-Петербург НИИ химии СПбГУ – 2012 УДК 547
Рецензенты: кафедра органической химии Санкт-Петербургского государственного университета (зав. каф. проф. А. А. Потехин) и кафедра органической химии Российского химико-технологического университета (зав. каф. проф. В. Ф. Травень)
Голубчиков О. А. Органический практикум. Учебн. пособие для химических вузов.С-Петербург: изд-во НИИ химии СПбГУ, 2012. - 174 с., 32 илл.
Книга представляет собой руководство для выполнения практических работ по органической химии студентами вузов химического профиля. В ней описаны правила техники безопасности в лаборатории органической химии, правила оформления лабораторных работ и ведения лабораторного журнала, химическая посуда и техника выполнения основных операций по синтезу, очистке и определению органических соединений. Кратко изложены теоретические положения основных типов органических реакций: нуклеофильного и электрофильного замещения, окисления и восстановления органических соединений, синтеза и превращений солей диазония, реакций конденсации и основанных на них методов синтеза гетероциклических соединений. Представлены подробные лабораторные прописи синтеза органических соединений, получаемых с помощью реакций указанного типа. Книга предназначена для преподавателей и студентов высших учебных заведений химического профиля.
ISBN 5-7997-0001-5
ã НИИ химии СПбГУ, 2012 г. ã Голубчиков О. А., 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Основная цель практикума по органической химии – закрепление теоретических положений курса путем практического получения органических соединений и ознакомления с их свойствами. Не менее важная цель состоит в освоении основ химической лабораторной техники и безопасных методов работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практикум также подразумевает ознакомление с некоторыми современными физико-химическими методами разделения и анализа органических соединений. В пособии представлено описания синтезов, которые выполняются студентами химико-технологических вузов химических и химико-технологических специальностей, подготовка которых осуществляется в системе бакавлавриата и магистратуры. В книге представлены наиболее важные типы синтезов, используемых в органической химии. Это реакции нуклеофильного замещения у sp3- и sp2-гибридного атома углерода, процессы электрофильного замещения ароматических бензоидных соединений, реакции восстановления ароматических нитросоединений, синтез и последующие превращения диазосоединений, реакции окисления, конденсации, а также методы синтеза и очистки гетероциклических соединений. Каждый из перечисленных разделов начинается с краткого теоретического введения, имеющего целью напомнить основные особенности протекания описанных далее реакций. Затем приводятся конкретные методики синтеза тех или иных соединений, даются пояснения, необходимые для ясного понимания того, как, зачем и почему выполняется та или иная операция при синтезе препаратов и, наконец, даются контрольные вопросы по изучаемой теме. Критериями при подборе задач были следующие положения: 1. Синтез должен быть основан на таких химических превращениях, теоретические представления о которых даются в лекционном курсе по органической химии. 2. Лабораторная работа не должна в общей сложности занимать более 6 часов, причем по прошествии 2 – 3 часов после начала ее можно прервать не менее, чем на неделю. 3. В синтезах используются доступные, малотоксичные и как можно менее огнеопасные реактивы и растворители. 4. Синтез проводится с применением простого лабораторного оборудования, однако полный набор задач, который будет выполнен студентом в практикуме, должен охватить основные методы получения, разделения и чистки органических веществ. Каждый синтез снабжен пояснениями, которые помогают студенту проводить его теоретически осознанно. Изучение теоретических основ синтеза и пояснений к нему обязательно должно предшествовать экспериментальному выполнению работы. Сдавая коллоквиум и отчитываясь перед преподавателем о проделанной работе, студент должен уметь ответить на контрольные вопросы, помещенные после пояснений к синтезу. Для ответов на некоторые из них необходимо использование материала лекционного курса, учебников и справочников, список которых приводится в конце пособия. В заключение следует отметить, что данное руководство представляет собой расширенный и переработанный вариант практикума
ОБЩИЕ ПРАВИЛА И МЕТОДЫ РАБОТЫ 1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ Практическая работа по выполнению любого синтеза состоит из двух частей: подготовительной, выполняемой студентом заранее, до лабораторных занятий, и экспериментальной, выполняемой в часы лабораторного практикума. Подготовительная часть включает в себя выполнение следующих этапов: 1. Ознакомление с прописью получения заданного вещества. Пропись может быть взята из этого пособия или из какого-либо другого руководства по указанию преподавателя. 2. Детальное изучение по справочнику свойств всех химических реагентов, которые используются в работе, а также свойств целевого продукта. Особое внимание обращают на опасные свойства исходных веществ и продуктов всех реакций. 3. Расчеты фактически применяемых мольных отношений реагентов во всех реакциях, выявление реагентов, взятых в избытке (и соответственно – в недостатке) по сравнению с их стехиометрическими количествами. Перерасчет количеств исходных веществ в том случае, если преподавателем предложено исходить из иных количеств реагентов по сравнению с указанными в руководстве. Расчет теоретического выхода продукта в граммах. 4. Составление плана экспериментальной части работы. Экспериментальная часть планируется, исходя из пяти этапов: 1. Очистка исходных веществ, приготовление растворов требуемых концентраций, катализаторов. 2. Проведение основной реакции синтеза. 3. Выделение неочищенного продукта из реакционной смеси. 4. Очистка полученного вещества и оценка степени его чистоты путем сравнения экспериментально найденных физических констант (Тпл, Ткип, показателя преломления nD20, положений максимумов полос и величин молярных коэффициентов поглощения e в электронных спектрах и т. д.) с табличными. 5. Взвешивание продукта. Расчет практически полученного выхода в процентах от теоретического. Результаты подготовительной и экспериментальной частей работы записываются в рабочий журнал по приведенной ниже форме. Без оформления в рабочем журнале подготовительной части работы студент к экспериментальному выполнению синтеза не допускается.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |