Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сеньораж»: доход от выпуска денег в обращение




Государство может финансировать свои расходы тремя способами.

Во- первых, оно может увеличить налоговые поступления (личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций).

Во-вторых, оно может взять в долг у населения.

В- третьих, оно может просто напечатать деньги.

Доход, полученный от печатания денег, называется «Сеньораж

 

Сеньораж =

5) Наиболее серьезные и разрушительные последствия имеет гиперинфляция, которая приводит:

1) к краху финансовой системы (деньги перестают иметь значение и происходит переход к бартеру);

2) к разрушению благосостояния (реальные доходы катастрофически сокращаются);

3) к нарушению и разрушению инвестиционного механизма (инвестиции в производство имеют долгий срок окупаемости и в условиях стремительного обесценения денег неэффективны). Причиной гиперинфляции служит огромное увеличение денежной массы с целью финансирования расходов государственного бюджета за счет сеньоража, что связано либо с войнами, либо с невозможностью профинансировать большой дефицит бюджета иными (неинфляционными, т.е. неэмиссионными способами).

 

 

Издержки инфляции



Инфляция имеет серьезные издержки. К ним относятся:

· издержки «стоптанных башмаков»Это так называемые трансакционные издержки инфляции, т.е. издержки, связанные с получением наличных денег.

Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или «стаптывать башмаки», идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п.

Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с трансакционными издержками.

· издержки «меню» . Этот вид издержек несут фирмы-продавцы.

При изменении цен они должны

а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат,

б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен,

в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен.

· издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов

Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года.

· издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией.

Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов на сбережения:

- на доходы от продажи ценных бумаг, которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой продается ценная бумага, и более низкой ценой, по которой она была куплена. Этот номинальный доход является объектом налогообложения.

 

Предположим, что человек покупает облигацию за $20, а продает ее за $50. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не $30 ($50 – $20), а только $10, так как он должен будет продать облигацию за $40, чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, и заплатить налог не с $10 ($50 - $40), а с $30 номинального дохода, потому что шкала налогообложения не учитывает инфляцию.

 

- на номинальную ставку процента, котораяоблагается налогом, даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера просто компенсирует инфляцию.Когда правительство берет в качестве налога фиксированный процент от номинальной ставки процента, то остающийся после выплаты налога реальный доход увеличивается тем меньше, чем выше темп инфляции. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоги растут, поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает. Однако реальный доход после выплаты налога уменьшается.

Так как с номинального дохода от продажи ценных бумаг и с номинальной ставки процента взимается налог, инфляция снижает реальный доход от сбережений после выплаты налога и, таким образом, инфляция снижает стимулы к сбережениям и сокращает возможности для экономического роста.

· издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции,что порождает путаницу и неудобство.

Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Так же как расстояние измеряется в метрах, масса – в килограммах, а температура – в градусах, стоимость измеряется в денежных единицах (рублях, долларах, фунтах стерлингов и т.п.). Когда центральный банк увеличивает предложение денег, что провоцирует инфляцию, стоимость (покупательная способность) денег падает, т.е. уменьшается размер «экономической измерительной палочки».

Например, на 1 обесценившийся рубль можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 копеек, т.е. измеритель уменьшился вдвое, что эквивалентно тому, как если бы мы пытались измерить расстояние линейкой, на которой написано 1 метр, но в которой в действительности только 50 см. Это, с одной стороны, делает более запутанными трансакции (сделки), а, с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и, таким образом, делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным.

Все эти издержки существуют даже, если инфляция стабильна и предсказуема. Инфляция однако имеет дополнительную цену для экономики, если она непредвиденная

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)