Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Сущность аудита, цели и принципы



2015-11-23 702 Обсуждений (0)
Тема 1. Сущность аудита, цели и принципы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2 600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.

В Римской империи (1 – 26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.

Родина современного аудита – Англия. Еще в IX в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.

Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.

Письменные памятники, указывающие на существование аудиторства в Англии, восходят к XIII - XIV вв. Приемы аудита в то время составляли преимущественно в детальной проверке каждой операции.

В экономической литературе встречается немало подходов к периодиза­ции различных видов контроля, и в том числе аудита. Особый интерес пред­ставляют работы С. М. Бычковой, А. В. Газаряна, Г. И. Козловой, М. Ю. Медведева, Д. В. Назарова, Я. В. Соколова, А. А. Терехова, К. Ю. Цыганко­ва. По нашему мнению, можно выделить два основных подхода к периодизации аудита.

Первый основан на изучении динамики целей и методов аудита во взаи­мосвязи с развитием экономики и общества в целом, сменой экономических формаций, их особенностями для различных стран. Этот подход можно условно характеризовать как технологический, поскольку именно технология и методы аудита лежат в основе выделения этапов его развития.

Второй подход можно характеризовать как концептуальный, поскольку этапы развития аудита анализируются в логике возникновения различных тео­ретических концепций, адекватно объясняющих экономическую действитель­ность, развитие различных школ, направлений экономической науки. Можно отметить, что не следует противопоставлять эти подходы, так как объективно прослеживается взаимосвязь эволюции существующих теоретических концеп­ций и основных процессов в экономике и технологии аудита, которые станови­лись отправным пунктом для формирования новых научных концепций.

По мнению представителей первого подхода, можно выделить пять пе­риодов в развитии аудита, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Развитие целей и методов аудита за рубежом

 

Периодизация Цели аудита Методы
Первый период - предыстория (до 1850 г.) Выявление эффективности работы, предотвращение зло­употреблений Детальная проверка фак­тов хозяйственной жиз­ни
Второй период - возникновение аудита (1850-1905 гг.) Выявление злоупотреблений Проверка по существу (включая тестирование отдельных элементов)
Третий период - формирование профессии (1905 - 1933 гг.) Выявление правильности от­ражения финансового поло­жения клиента Проверка на соответствие и по существу  
Четвертый период - становле­ние профессии (1933 - 1940 гг.) Выявление правильности от­ражения финансового состоя­ния; обнаружение ошибки Тестирование системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
Пятый период - современное состояние (с 1940 г. по настоя­щее время) Выявление эффективности внутреннего контроля Стандартизация процес­сов проверки

Первый период (до 1850 г.). Для данного этапа характерен текущий контроль работы исполнителя, который проводился сверху вниз, предпола­гал наблюдение и, если это необходимо, взыскание за нарушение.

В дальнейшем появились цивилизованные формы контроля: предвари­тельный контроль, предусматривающий разрешение на выполнение каких-то действий до начала их выполнения, и последующий контроль.

Важно для этого этапа появление настоящих контролеров, т.е. людей, осуществлявших функции, присущие современному контролю. Основными методами проверки были детальное изучение оправдательных документов и проведение инвентаризации.

В этот период происходит разделение функций: за бухгалтером сохранялись функции организации и ведения учета, а на аудитора возла­гались функции независимого контролера, проверяющего бухгалтерские счета.

Под воздействием потребностей пользователей финансовой отчетности формируются определенные требования к бухгалтерскому учету и аудиту. В нормативном документе XIII в. "Тгеtусе оf Ниsbаndrу" были определе­ны требования к аудитору: он должен быть преданным и благоразумным, знать свое дело. В этот же период формируется требование к учету, который должен быть понятен каждому, чтобы можно было судить о размерах при­былей и потерь.

Появление крупномасштабных организационно-правовых форм пред­принимательства способствовало дальнейшему становлению аудиторской профессии.

Второй период (1850-1905 гг.). Первоначально задачи ауди­торов были близки к задачам, стоявшим перед контролерами. Однако сущест­вовали и отличия. В частности, результаты аудита давали более объективную оценку, так как аудитор не зависел от администрации организации-клиента. Из­менились функции аудитора, основной акцент делается на проведении аудиторских процедур по проверке достоверности статей финансовой отчетности. К процедурам проверки по существу относятся аналитические процедуры и детальные тесты.
Формирование фондового рынка и развитие страхового бизнеса ока­зало решающее влияние на изменение целей и приемов аудита.

Важным событием второго периода стало возникновение профессио­нальных объединений; складывается система аттестации аудиторов, предпо­лагающая сдачу экзаменов кандидатами при приеме в члены общества; на­чался процесс по созданию единых правил деятельности аудиторов; появля­ются профессиональные издания.

Эти процессы были характерны сначала для Великобритании, а затем и для других стран. В 1880 г. был создан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, разработаны строгие правила приема в его члены, которые подразделялись на две категории: сотрудников, получавших это звание после продолжительного испытательного срока и сдачи соответствующих экзаме­нов, и товарищей, самостоятельно и непрерывно проработавших 5 лет в качестве независимых практикующих аудиторов. Институт присяжных бухгалтеров Ирландии основан в 1888 г.

Важно отметить, что в этот период аудит развивается не только как практическая деятельность, но и формируются его теоретические основы. Английский бухгалтер и аудитор Лоуренс Дикси (1864 - 1932) создает теорию аудита. По его мнению, задачей аудита являлся «сбор доказательств, подтверждающих бухгалтерскую отчетность». Именно он обосновал методы проверки по существу. Цели этих проверок связаны с раскрытием:

1) подлогов;

2) случайных ошибок;

3) недостатков в организации учета.

Сильное влияние на развитие аудита в этот период оказал опыт США. Значительные масштабы экономики, появление крупных корпораций, разви­тие фондового рынка определили необходимость развития целей и подходов английского аудита к особенностям бизнеса. Первые работы по американ­скому аудиту характеризуют цели следующим образом:

1) установить фактическое финансовое состояние и доходность предприятия;

2) предотвратить намеренные и ненамеренные ошибки (второстепенная цель).

Другой характерной особенностью этой страны является создание круп­ных трансатлантических компаний. В США развитие аудита, формирование его целей и приемов неразрывно связано с историей деятельности аудиторских фирм, впоследствии вошедших в «большую пя­терку». Все они были созданы в конце XIX - начале XX в., и на их разви­тие большое влияние оказал экономический подъем того времени. Аудиторские фирмы помимо своей главной задачи - подтверждения отчетности - стали выполнять большой объем консультационных услуг, это определяет еще одну особенность американской школы аудита.

Формирование крупных аудиторских фирм способствовало усилению влияния самого аудита. К таким фирмам относились с большим доверием, так как, имея довольно большой капитал, они могли возместить ущерб, понесенный клиентом. Отличительной особенностью того времени было то, что до 1902 г. аудиторские фирмы, как правило, назначались бан­ком клиента либо материнской компанией.

Третий период (1905-1933 гг.). Массовое создание акционерных обществ, возникновение гигантских концернов усилили разрыв между собственниками и наемными работниками. Под влиянием бухгалтерской науки происходят изме­нения в методологии учета, появляются новые формы отчетности (консолиди­рованный баланс, отчет о движении денежных потоков), это, в свою очередь, по­влияло на развитие методики аудита. Его задача стала сводиться к комплексно­му рассмотрению всех операций и подготовке скорректированных счетов и бух­галтерской отчетности. Центральное место в методах проверки занимают про­верки на соответствие. Изучение системы внутреннего контроля и эффективно­сти ее функционирования позволило сократить объем проверки. Процедуры проверки по существу использовались на тех участках, где эффективность была недостаточной. Техника проверки на соответствие открыла возможности для широкого применения выборочных статистических методов, это, в свою оче­редь, определило необходимость оценки риска.

На наш взгляд, этот период был главным, решающим в формировании современного аудита. Именно на этом этапе его теорию развил американ­ский бухгалтер и аудитор Роберт Монтгомери (1872-1953). Он показал, что мнение аудитора может зависеть от социального фона или от интересов заказчика, поэтому в основе проверки должны лежать прежде всего правила исследования на соответствие. Он был разработчиком и пропагандистом тес­тирования проверяемых материалов.

До 1929 года аудит развивался исключительно на добровольной основе, и только после краха рынка ценных бумаг и Великой депрессии аудит для определенных групп компаний стал обязательным.

Четвертый период (1933-1940 гг.). Четвертый этап характеризуется усилением требований к аудиторам и качеству проверок, что повышало ре­альность оценок хозяйственной деятельности как на микроуровне (предпри­ятие), так и на макроуровне (страна в целом). Обязательным требованием для допуска на биржевые торги стало подтверждение бухгалтерской отчетности аудиторами.

Методы тестирования стали широко использоваться аудиторами, проис­ходит их стандартизация. Были разработаны программы, позволявшие выяв­лять «узкие места» в отчетности клиента. При разработке методов тестирова­ния исходили из необходимости:

- определить, зарегистрировать и оценить систему внутреннего контроля путем проведения опросов персонала, использования проверочных лис­тов и системы оценок;

- подтвердить первоначальную оценку системы внутреннего контроля с помощью тестов на соответствие;

- провести на основе результатов предыдущих тестов проверку по сущест­ву данных баланса, так как чем слабее система контроля, тем больший объем проверок по существу необходимо выполнить.

Такой подход позволял снизить риск до приемлемого уровня. Задачи ауди­та в этот период сводились к обнаружению ошибок намеренного характера.

В пятый период (с 1940 г. по настоящее время). Он начался со Второй мировой войны, когда государственное регулирование экономики во всех воюющих странах значительно усилилось. Так же как и в предыдущем пе­риоде, огромное значение придавалось анализу внутреннего контроля. Отли­чительной особенностью этого этапа является использование единых про­фессиональных стандартов.

В целом за период с 1940 г. по настоящее время цели аудита претер­пели незначительные изменения. Акцент делается на определении правиль­ности бухгалтерской отчетности. Официально это положение в документах Американского института присяжных бухгалтеров звучало так: «Первая цель проверки бухгалтерской отчетности независимым аудитором состоит в вы­ражении мнения о представленной бухгалтерской отчетности». Поэто­му часть вновь разработанных приемов аудита имела строго целевую на­правленность на обнаружение ошибок.

Российский аудит уникален по отношению к аудиту, истории его разви­тия за рубежом. Его появление можно отнести к пятому периоду.

Свое теоретическое, методическое и практическое развитие российский аудит прошел в жесткие и короткие сроки, что несравнимо с его зарубежной историей.

Несмотря на то что зарождение аудита в России относится к концу XIX в., свое развитие он получил в период рыночных реформ в 80-е гг. XX в. Поэтому периодизация развития аудита может быть осуществлена применительно к данному периоду в соответствии с изменением системы госу­дарственного регулирования аудиторской деятельности. Это позволяет выде­лить четыре этапа, непосредственно связанных с принятием правовых актов:

первый этап - со второй половины 80-х гг. до 1993 г. (принятия Временных правил аудиторской деятельности);

второй этап - с 1993 г. до сентября 2001 г. (принятия федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ);

третий этап - с сентября 2001 г. по январь 2009 г. (принятия федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ);

четвертый этап - с января 2009 г. по настоящее время.

Важно подчеркнуть, что выделенные этапы становления российского аудита характеризуют некоторый переходный процесс, его интеграцию в международную практику развития аудита. Система государственного регу­лирования аудиторской деятельности, являясь важным элементом, не может автоматически обеспечить адекватное понимание целей и методов аудита всеми субъектами этих отношений, поэтому, характеризуя этапы, важно про­следить их динамику.

Сегодня принято выделять следующие этапы становления аудиторской деятельности в РФ:

C 1987 по 1993 гг. – зарождение аудиторской деятельности, когда в директивном порядке создается аудиторская организация «Интераудит» ( ОАО при МФ в 1987 г.), осуществляется подготовка первых аудиторских кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период с 1990 по 1993 г..

С декабря 1993 г. по август 2001 г. – этап становления российского аудита, когда формируется первая нормативная база по аудиту (от Временных правил по аудиту до Федерального закона), начата и проводилась аттестация аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности, созданы общественные аудиторские объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательного аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.

С 7 августа 2001 г. по 30 декабря 2008 г. – этап характеризуется развитием аудита в условиях действия ФЗ «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ и федеральных правил (стандартов) аудита.

С января 2009 г. по настоящее время – путь интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. Четвертый этап связан с принятием нового закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, который не только меняет отдельные элементы системы нормативного регулирования аудиторской деятельности, но и предполагает коренную перестройку сознания всех субъектов.

Можно вы­делить два принципиальных отличия нового закона, определивших на­правления инновационного развития аудита. Во-первых, сокращение функций государственного регулирования и укрепление роли профессио­нальных общественных организаций, что характеризует переход к само­регулируемой модели. Во-вторых, совершенствование национальных стандартов в соответствии с международными, трансформация целей ау­дита под влиянием потребностей пользователей финансовой отчетности. Это определяет центральную задачу - повышение качества аудита и дове­рия к мнению аудитора, осознания его миссии и общественной значимо­сти профессии.

В соответствии с п. 2 ст. 1 федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Общая организация аудиторской деятельности может быть представлена:

1. непосредственно аудитом;

2. сопутствующими аудиту услугами (перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности: ФПСАД № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой процедуры», № 31 «Компиляция финансовой информации», № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»);

3. прочими услугами (ст. 7 Федерального закона № 307-ФЗ).

Можно выделить три критерия, характеризующих отличие аудита от сопутствующих услуг: характер услуги, уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором, и вид предоставляемого отчета (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Принципы, характеризующие отличие аудита от сопутствующих услуг

 

Характер услуги Аудит Сопутствующие услуги
Обзорная проверка Согласованные процедуры Компиляция
Отличительные признаки Сравнительный уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором Высокая, но не абсолютная уверенность Средняя уверенность Уверенность не предоставляется Уверенность не предоставляется
Сущность уверенности, выражаемой аудитором Позитивная уверенность по предпосылкам Негативная уверенность по предпосылкам Факты, отмеченные в результате процедур Позитивная уверенность по предпосылкам на скомпилированную информацию
Вид представляемого отчета (заключения) Аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности Отчет аудитора по результатам работы Финансовая отчетность аудируемого лица

 

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Основные принципы аудита: независимость, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Независимость - принцип аудита, заключающийся в обязательном отсутствии у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору
на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудиту в части обеспечения независимости должны бы соблюдены при формировании мнения аудитора об отчетности аудируемого субъекта. Данное требование регламентируется Законом по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Объективность - принцип аудита, заключающийся о обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторская организация для обеспечения квалифицированного проведения аудита привлекает подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществляет контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за
рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе.

Принцип должен трактоваться, на наш взгляд, как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность информации и документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита.
Аудиторы не вправе передавать документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему, по мнению аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа Конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов. Аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, а также нанести ущерб ее общественному имиджу.

Базовые профессиональные принципы. К ним относятся принципы существенности, разумной уверенности, разграничения ответственности, документирования, доказательности, выборочной проверки, понимания деятельности аудируемого лица, профессионального скептицизма, унифицированности.

Существенность. Принцип определяет подход к признанию информации значимой для пользователей отчетности:

- представленной в финансовой отчетности (состав, степень точности и раскрытие показателей в отчетности);

- полученной в ходе аудита (допустимая ошибка, фактическая ошибка, влияние выявленных искажений на достоверность показателей отчетности);

- в формулировке мнения аудитора о достоверности отчетности.

Следует отметить, что именно этот принцип декларирован в предисловии к МСА, в которых подчеркивается, что они применяются только в отношении существенных аспектов.

Разграничение ответственности. Декларируется в аудиторском заключении и предполагает, что аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Доказательность. В ходе аудита необходимо получить надлежащие, уместные и достаточные доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора о том, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

Разумная уверенность. Этот принцип характеризует общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Документирование. Аудитор должен документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии со стандартами аудита.

Выборочная проверка. Принцип декларируется в аудиторском заключении, относится к процессу аудита и включает:

- изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих
значение и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого
лица;

- оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- оценку общего представления о бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Понимание деятельности. В ходе аудита должно быть достигнуто понимание деятельности аудируемого лица в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Профессиональный скептицизм. В ходе планирования и проведения аудита необходимо проявлять профессиональный скептицизм, состоящий в том, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает критическую
оценку весомости полученных аудиторских доказательств. Это необходимо при подготовке выводов, чтобы не допустить неоправданных обобщений и не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур и оценки их результатов.

Унифицированность. Этот принцип имеет широкую трактовку. В первую очередь он относится к унификации (установлению единых требований) к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита. Унификация аудиторского заключения как официального документа имеет важное значение для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Текст аудиторского заключения составляется в соответствии со стандартом, должен отражать выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Наличие самих стандартов аудита тоже можно признать унификацией аудита.

Комплексная характеристика аудита, раскрывающая все многообразие его сути, должна включать три характеристики:

1. Аудит как область научных и специальных знаний.

2. Аудит как область практической деятельности.

3. Аудит как информационная система, используемая в управлении.

Каждая из характеристик имеет свои отличительные признаки, сущностную структуру, и в то же время все три характеристики между собой взаимосвязаны (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Комплексная характеристика аудита

 

 

Метод аудита представляет систему принципов, категорий, приемов, требований и методик (или алгоритмов), формирующих концепцию ис­следования, которыми необходимо руководствоваться в процессе позна­ния (рис. 2).

 

Исходя из определяющей роли отношений собственности, могут быть выделены экономические агенты - субъекты аудита, а также те экономиче­ские отношения, которые изучаются аудитом. Основными экономическими агентами являются индивиды, фирмы и государство. Для полной характери­стики модели взаимоотношений в аудите необходимо выделить следующие группы агентов (рис. 3): собственники; менеджеры (агенты, которым делегированы отдельные полномочия соб­ственников); государство; пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности; профессиональные общественные организации аудиторов - саморегули­руемые организации; аудиторы и аудиторские фирмы (агенты, которым общество доверило выполнить миссию - защитить интересы собственника и других членов общества, снизить риск инвестиционных потерь).

 

 

 
 

 


Рис. 2. Сущность метода аудита

 

 

Регулирование аудиторской деятельности в РФ в настоящее время осуществляется государством. Развитие механизма регулирования ауди­торской деятельности в России предполагает привлечение к процессам регулирования профессиональных общественных аудиторских организа­ций.

 

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществля­ется по следующим основным направлениям:

- разработка законодательной и нормативно-методической базы аудита;

- аттестация аудиторов и контроль за повышением квалификации;

- формирование государственных органов управления, которым делегиро­ваны определенные функции по управлению аудиторской деятельно­стью;

определение места и статуса независимых общественных профессио­нальных аудиторских организаций в системе государственного регули­рования.

 

 

 


Договор на оказание услуг

 

 

связи, характеризующие экономические отношения агентов

информационные связи (потоки)

профессиональные связи - связи саморегулирования (частично замещают государственное регулирование)

требования к представлению и составлению отчетности

 

Рис. 3. Схема взаимодействия экономических агентов в аудиторской деятельности

 

 

 



2015-11-23 702 Обсуждений (0)
Тема 1. Сущность аудита, цели и принципы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Сущность аудита, цели и принципы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)