Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Конкуренция, её виды и роль в экономике. Рынок совершенной конкуренции




Тема 3. Конкуренция и поведение фирмы в различных типах рыночных структур

Конкуренция, её виды и роль в экономике. Рынок совершенной конкуренции.

Рынки несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония.

Поведение фирмы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.

Социально-экономические последствия монополии и антимонопольная политика государства.

Конкуренция, её виды и роль в экономике. Рынок совершенной конкуренции.

Конкуренция(лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленно­стью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хо­зяйственной конъюнктуры и противоборством с другими пре­тендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровла­дельцев за экономическое выживание и процветаниезакон рынка.

Конкуренция– это борьба, соперничество экономических субъектов за доступ к ограниченным ресурсам.



Конкуренция– это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости производителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары усиливалась и конкурентная борьба. Когда появилась возможность укрепления хозяйства, применения труда наемных работников, возникла капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает, как важное средство развития производства и существует в различных формах.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Конкуренция, то есть стремление удержаться на рынке и максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей:

- искать новых покупателей и новые рынки сбыта,

- совершенствовать производство и технологии,

- улучшать качество товаров и услуг,

- снижать издержки,

- и, наконец, снижать цены.

На уровне макроэкономики, с позиции оценки общественной эффективности, конкуренция способствует:

- эффективному распределению ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;

- распределению доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов про­изводства;

- установлению равновесной рыночной цены.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции:

- во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке. Во многом зависит от количества фирм и потребителей на рынке, чем их больше, тем выше уровень конкуренции;

- во-вторых, характер производимой ими продукции или степень однородности продукта;

- в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него.Прежде всего, отсутствие препятствий (барьеров) для входа в виде организационных объединений и структур.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или пред­ложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, в том числе, предоставление скидок. В усло­виях развитой рыночной экономики снижение цен может проис­ходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное вре­мя с целью вытеснения конкурентов с рынка и захвата рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обыч­но происходит без снижения качества продукции и изменения ас­сортимента товаров.

В истории известны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренции приводило сначала к обра­зованию нулевой, а затем и отрицательной цены (т. е. конкуренты доплачивали покупателями за то, что те брали у них товар).

Неценовая конкуренция предполагает использование техноло­гических преимуществ, а также особенности сервиса, предоставление послепродажных гарантий и услуг, приобретение выгодного местоположения, рекламу продукции, подарки покупателям, технологии связей с общественностью и многое другое, что приводит в итоге к увеличению объемов продаж. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара (например, использование товара не при­водит к загрязнению окружающей среды), безопасность для по­требления, эстетические свойства. В качестве инструментов не­ценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет го­раздо большее значение, чем ценовая.

При делении конкуренции на добросовестную и недобросовестную, особым случаем конкуренции является недобросовестная кон­куренция, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу промышленный шпио­наж, недобросовестное копирование товаров конкурентов; незаконное исполь­зование товарных знаков; сепаратные договоры между некоторыми конкурентами и т. д. Например, известно, что компа­ния «Moeller research products inc.», занимающаяся производством электроники для шпионажа, большую часть своей продукции реа­лизует не секретным агентам, а специалистам, работающим в про­мышленности.

Добросовестная конкуренцияпредполагает ведение конкурентной борьбы с учетом правовых и этических норм.Этаконкуренция ведет к выигрышу потребителя и выражается в по­вышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.

По отраслевой принадлежности различают внутри-, межотраслевую и функциональную конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между производителями аналогичных товаров одной отрасли производства, удовлетворяющих одну и ту же потребность.

Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию между производителями продукции, удовлетворяющими различные потреб­ности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль, за деньги в кошельке потребителя. В случае, если в одной из отраслей увеличивается раз­мер прибыли, то, при отсутствии барьеров, происходит перелив капитала в эту отрасль из ме­нее прибыльных отраслей, и в итоге происходит выравнивание средней нормы прибыли в разных отраслях.

Функциональная конкуренция - это конкуренция между про­изводителями определенного товара.

В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы все рынки делят на рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции – это теоретическая конструкция, идеальная для потребителя и для общества модель рынка. Для этого рынка характерны следующие признаки:

- наличие на рынке значительного (очень большого) числа продавцов и покупателей;

- незначительная доля объема предложения товара со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает как ценополучатель);

- цена товара формируется стихийно, в результате взаимодействия суммарного рыночного спроса и рыночного предложения;

- продажа всеми продавцами однородной продукции;

- одинаковая, доступная и полная информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);

- свобода вступления в отрасль и выхода из нее (отсутствие барьеров).

Модель рынка совершенной конкуренции была создана учеными-неоклассиками конца 19 – начала 20 веков как идеал, к которому нужно стремиться в целях достижения общественной эффективности. В основе этой модели лежат некоторые черты реальных европейских рынков 18-19 веков. Экономика Европы этого периода получила название «эпоха свободной конкуренции», именно в эту эпоху начал развиваться научно-технический прогресс, а затем и массовое промышленное производство.

Однако, кон­куренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и воз­никновению монополий, разрушающих конкуренцию. В современных условиях совершенная конкуренция - скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.п.

В конце XIX - начале XX в. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рын­ков(тресты, картели, синдикаты, концерны), в результате условия свободной конкуренции были нарушены, и началось формирование новых реальных рынков, в теории получивших название - рынки несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – это типы рыночных структур или типы рынков, на которых не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкурен­ции, обладают монопольной (рыночной) властью - возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)